Отчёт по проекту «Волшебный пластилин»
проект (средняя группа)

Алеся Николаевна Самохина

«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать.

На бумаге, на асфальте, на стене.

 И в трамвае на окне…» (Э. Успенский)

С 1 сентября 2020 г. по 24 мая 2021г. нами была проведена работа по реализации проекта в средней группе №5 «Волшебный пластилин».Актуальность изучения проблемы творчества объясняется возникшим противоречием между социальным заказом общества на творческую личность, недостаточной разработанностью общих основ, теории и методологии творчества. Необходимость формирования творческих способностей обусловливается тем, что она определяет продуктивную направленность личности, творческую индивидуальность, является базовым детерминантом социального творчества и заключает в себе концептуальные принципы креативного обучения и воспитания. В настоящее время разрабатываются и внедряются программы по развитию творческих способностей, мышления и воображения в воспитательно-образовательную работу дошкольного учреждения, включая в себя игровые приемы. Решить проблему облегчения для детей доступа к внутренним творческим ресурсам можно, опираясь на идею Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития. При определенной внешней помощи любой ребенок делает значительно больше, чем может сделать самостоятельно. Поощрение творческих проявлений особенно важно в дошкольном возрасте. Именно у дошкольника вся жизнь пронизана фантазией и творчеством.

В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных. Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания. Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.

Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» - создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Основной материал - пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми. Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей. Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_proektuplastilin.docx255.64 КБ

Предварительный просмотр:

«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать.

На бумаге, на асфальте, на стене.

 И в трамвае на окне…» (Э. Успенский)

С 1 сентября 2020 г. по 24 мая 2021г. нами была проведена работа по реализации проекта в средней группе №5 «Волшебный пластилин».

Проект реализовывался в три этапа:

1 этап подготовительный (1 сентября 2020 г.-20 сентября 2020г.)

  • Изучение методической литературы;
  • Составление перспективного планирования работы с детьми по ознакомлению с пластилинографией;  
  • Подборка игр, бесед, наблюдений, стихов, песен, загадок и т.д. в соответствии с возрастом детей;
  • Создание условий для ознакомления детей с пластилинографией в группе и на участках ДОУ.

2 этап основной (21 сентября 2020г.- 30 апреля 2021г.)

  • Организация педагогической работы по обучению детей младшего дошкольного возраста пластилинографии.
  1. этап заключительный (1 мая 2021г.- 24 мая 2021г.)
  • выставка рисунков и поделок «Пластилиновое чудо», «Осенние фантазии».
  • систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме: «Искусство пластилинографии»;
  • разработанные рекомендации для родителей на тему: «Формирование ребёнка как личности в процессе пластилинографии»;
  • консультация для родителей «Пластилинография-это интересно!» ;
  • создание картотека дидактических игр;
  • создание лэпбука «Пластилин-это весело!».

Актуальность изучения проблемы творчества объясняется возникшим противоречием между социальным заказом общества на творческую личность, недостаточной разработанностью общих основ, теории и методологии творчества. Необходимость формирования творческих способностей обусловливается тем, что она определяет продуктивную направленность личности, творческую индивидуальность, является базовым детерминантом социального творчества и заключает в себе концептуальные принципы креативного обучения и воспитания. В настоящее время разрабатываются и внедряются программы по развитию творческих способностей, мышления и воображения в воспитательно-образовательную работу дошкольного учреждения, включая в себя игровые приемы. Решить проблему облегчения для детей доступа к внутренним творческим ресурсам можно, опираясь на идею Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития. При определенной внешней помощи любой ребенок делает значительно больше, чем может сделать самостоятельно. Поощрение творческих проявлений особенно важно в дошкольном возрасте. Именно у дошкольника вся жизнь пронизана фантазией и творчеством.

В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных. Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания. Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.

Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» - создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Основной материал - пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми. Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей. Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).

В течение года были выполнены следующие задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с нетрадиционной техникой лепки-пластилинографией.
  • Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
  • Способствовать познавательно-творческому и сенсомоторному развитию, социализации детей.
  • Формировать способности приобретать и творчески использовать новые знания.
  • Совершенствовать умения планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать ее результаты, то есть рефлектировать свою деятельность.

Воспитательные:

  • Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
  • Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
  • Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных работ

 Развивающие:

  • Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер;
  • Развивать художественное восприятие и эстетический вкус, знакомить с литературными произведениями, связанными с темой проекта;
  • Развивать сюжетно – игровой замысел.
  • Развивать интерес к процессу и результатам работы.

На занятиях дети освоили приемы лепки такие как: раскатывание, скатывание, оттягивание, заглаживание, вдавливание, прищипывание, примазывание.

Творческие работы детей вывешивались регулярно, после каждого занятия. Творческие выставки детских работ стимулировали детей на качественное выполнение работ, они старательно и аккуратно выполняли поставленные перед ними задачи, так как вывешивались только доведённые до конца работы, чисто и аккуратно выполненные.

Работы детей мы размещали в интернете на творческих сайтах«Маам. ру для воспитателей», Instagram, «сайт ДОУ».

Работая с детьми над индивидуальными и коллективными работами, мы пришли к выводу, что работая с пластилином, дети помогали друг другу, старались вместе довести работу до конца.

Подводя, итог нашей работе с пластилином мы поняли, что у детей сформировалась любознательность, наблюдательность, самостоятельность и умение оценивать не только других, но и себя. Дети научились

планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать ее результаты. Тем самым проявляют уважение к индивидуальным работам своих товарищей, помогают им контролировать свою деятельность работе.

Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир, удивляет своей непредсказуемостью, повышает сенсорную чувствительность, способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, пластики, развивает воображение, формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат, а самое главное – способствует развитию творческой личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект«Волшебный пластилин».

Исследовательская работа по пластилину. Из чего лучше лепить....

Педагогический проект "Волшебный пластилин"

Педагогический проект "Волшебный пластилин"...

ПРОЕКТ "Волшебный пластилин"

Развитие ручной умелости у детей дошкольного возраста, создание условий для самореализации и творческого развития детей, их воспитания и формирования эстетических и нравственных качеств ребёнка посред...

Проект «Волшебный пластилин»

Проект по пластилинографии...

Проект «Волшебный пластилин» Средняя группа № 9 «Дюймовочка» 2018 - 2019 уч. год

Проект  «Волшебный пластилин»Средняя группа № 9 «Дюймовочка»Актуальность  Дошкольное  детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период иде...

Проект "Волшебный пластилин"

Проект "Волшебный пластилин"...

Проект "Волшебный пластилин"

Проект "Волшебный пластилин"...