План саморазвития по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования для творческих способностей детей» (старшая группа)
учебно-методический материал (старшая группа)

Жаркова Оксана Михайловна

План саморазвития по теме:

 

 

«Использование нетрадиционных техник рисования для творческих способностей детей» (старшая группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samorazvitiyu_v_starshey_gruppe.docx24.91 КБ

Предварительный просмотр:

План саморазвития по теме:

«Использование нетрадиционных техник рисования для творческих способностей детей» (старшая группа)

Воспитатель:

Жаркова Оксана Михайловна

2021-2022 учебный год.

Актуальность:

Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной  для творческого развития способностей детей, т.к.в ней особенно проявляются разные стороны развития ребёнка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать,  чтобы тот или иной образ получился выразительным. Использование нетрадиционных способов рисования вызывает у детей обилие положительных эмоций, даёт возможность использования в качестве изобразительных материалов часто неожиданные предметы, удивляя малышей оригинальностью и непредсказуемостью. Знания, умения, педагогический такт дают возможность ребёнку сотворить собственную картину мира, а нетрадиционные методы рисования сделать рисунок красивым, понятным, привлекают его и заинтересовывают.


                            

Цель: Приобщить детей к миру искусства, развить природные задатки, формировать у детей художественно – творческие способности через различные виды изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

1. Расширять представления детей о нетрадиционных способах рисования;

2. Познакомить детей с  различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними;

3. Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

4. Развивать художественный вкус, творчество, фантазию, наблюдательность и воображение, желание экспериментировать.

5. Воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха

собственным трудом;

Ожидаемый результат:

- Повысится интерес к изобразительной деятельности.

- Сформируются у детей знания о нетрадиционных способах рисования.

- Проявится устойчивый интерес к изобразительной деятельности у детей .

- Повысится активность каждого ребёнка  в использовании нетрадиционных техник и материалов в самостоятельной деятельности.

- Разовьются сенсорные умения, мелкая моторика.

Перспективный план работы с детьми в старшей группе.

Сентябрь.

1. «Поляна с цветами» (рисование мятой бумагой)

Цель: Продолжать знакомить детей с техникой рисования мятой бумагой. Развивать творческие способности, внимание, мышление, вкус. Воспитывать бережное отношение к природе.

2. «Золотая волшебница осень» (тычок жёсткой полусухой кистью)

Цель: Уточнить и расширить представление детей об осени. Учить детей наносить один слой краски на другой методом тычка. Развивать творчество и фантазию. Воспитывать самостоятельность в создании рисунка.

Октябрь.

1. « Осенняя пора»  пейзаж, отражение в озере (монотипия)

Цель: Учить детей создавать гармоничную цветовую композицию, передавая впечатление об осени. Познакомить детей с симметрией на примере отражения в озере, реке (отпечаток). Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, творчество, умение самостоятельно придумывать сюжет. Воспитывать заботу и любовь, бережное отношение к природе.

2. «Гроздь рябины» (рисование ватными палочками) – пуаньтилизм.

Цель:  Учить детей рисовать кисть рябины методом тычка ватной палочкой. Развивать чувство ритма и цвета. Воспитывать интерес  к отражению в рисунках своих впечатлений и представлений о природе.

Ноябрь.

1. «Волшебные кляксы» (кляксография)

Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой кляксографии. Учить работать в этой технике. Развивать воображение, творчество в дорисовывании предметов. Воспитывать интерес к данной технике рисования.

2. «Однажды в осеннем лесу» (печать по трафарету поролоном)

Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – печать по трафарету с использованием поролона. Учить правильно  располагать детали композиции. Развивать у детей творчество и фантазию Воспитывать аккуратность в работе.

Декабрь.

1. « Зимняя сказка» (граттаж)

Цель:  Познакомить детей с новой техникой рисования граттаж. Побуждать детей придумывать свой сюжет, замысел и передавать в своих рисунках красоту окружающего мира, используя свои личные впечатления. Развивать мелкую моторику рук, формировать умение получать чёткий контур рисуемых объектов, сильно нажимая на изобразительный инструмент. Как того требует предполагаемая техника. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционной техникой.

2. « Новогодняя ночь» (набрызг)

Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «рисование брызгами». Формировать и развивать художественно- творческие способности. Показать детям возможность получения изображения с помощью брызг. Развивать творческое мышление и воображение. Вызвать эмоциональный отклик на новый способ рисования.

Январь.

1. «Новогодняя ёлка» (пластилинография)

Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «пластилинография». Учить видеть и замечать прекрасное в повседневной жизни. Развивать творческие способности, воображение. Воспитывать самостоятельность  в работе.

2. «Новогоднее волшебство» (рисование цветными мыльными пузырям)

Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования мыльными пузырями. Учить преображать спонтанно полученный рисунок. Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве. Формировать основы для правильного речевого дыхания. Развивать фантазию, творческое мышление. Воспитывать аккуратность при работе с мыльной пеной.

Февраль.

1. «Зимний пейзаж» (кляксография)

Цель: Продолжать учить детей регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение. Развивать творческое воображение. Воспитывать эстетический вкус, аккуратность в работе.

2. «С днём Защитника Отечества» (цветной граттаж)

Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой изображения: цветной граттаж. Учить использовать средства выразительности: линии, штрихи, цвет. Закрепить умение оценивать качество работ своих товарищей. Развивать творческое воображение. Воспитывать самостоятельность в создании работы.

Март.

1. «Красивые цветы для мамы» (тычок жёсткой полусухой кистью»

Цель: Расширить знание о цветах. Учить рисовать цветы нетрадиционным способом. Формировать нравственные основы . внимание и любовь к близким, желание делать подарки. Закрепить умение рисовать при помощи тычка. Развивать фантазию, мышление. Воспитывать аккуратность.

2. «Весна» (рисование по мокрой бумаге, смешивая краски)

Цель: Обогатить и расширить художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по мокрой бумаге, смешивая краски. Создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными материалами. Учить изображать небо способом цветовой растяжки по мокрому. Создать условия для для  отражения в рисунке впечатлений. Развивать творческое воображение.

Апрель.

1. «Космос» (печать поролоном по трафарету, набрызг)

Цель: Учить детей создавать образ звёздного неба, используя смешение красок, набрызг и печати по трафарету. Упражнять в рисовании с помощью  данной техники. Развивать цветовосприятие. Воспитывать аккуратность в изображении.

2. «Подводный мир» (рисование цветными мыльными пузырями)

Цель: Закрепить работу с детьми по нетрадиционной технике рисования с помощью мыльных пузырей. Учить преображать спонтанно полученный рисунок . Формировать основы для правильного речевого дыхания. Воспитывать аккуратность в работе с мыльным раствором.

Май.

1. «Праздничный салют» (граттаж)

Цель: Продолжить знакомство с техникой граттаж. Учить детей отражать в рисунке впечатление от праздника Победы. Создать свою композицию, располагая внизу дома, а в верху- салют. Закрепить умение сочетать в рисунке несколько материалов(восковые мелки, гуашь, стеку)Развивать художественное творчество, эстетическое  воспрятие. Воспитывать чувство гордости за свою страну.

2. «Одуванчики в траве» (рисование мятой бумагой)

Цель: Закрепить работу с техникой рисования мятой бумагой. Развивать творческие способности, внимание, мышление, вкус. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к природе.

План работы по взаимодействию с родителями в старшей группе.

Сентябрь.

1. Знакомство родителей с планом работы в области нетрадиционное рисование

2. Помощь родителей в оснащении материалом по изобразительной деятельности уголка в группе, пополнение и изготовление нетрадиционных материалов для рисования.

Октябрь.

1. Анкетирование : «Определение интереса к изобразительной деятельности».

2. Сообщение на родительском собрании: «Роль нетрадиционного рисования в развитии детей старшего дошкольного возраста».

Ноябрь.

1. Советы – рекомендации: «Как воспитывать у детей интерес к рисованию?»

2. Оформление папки – передвижки «Творческие игры дошкольников по изобразительной деятельности».

3. Выставка детских работ.

Декабрь.

1. Памятка для родителей: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности».

2. Совместный праздник «Новый год». Изготовление атрибутов к празднику с применением нетрадиционных материалов и техник.

Январь.

1. Консультация: «Нетрадиционные техники рисования – путь к свободному творчеству».

2. Обмен опытом на родительском собрании «Как мы рисуем дома?»

Февраль.

1. Папка передвижка: «Развитие у ребёнка уверенности в себе яерез творческие игры».

2. Мастер – класс «Необычными вещами мы рисуем без труда».

Март.

1. Советы родителям «Как организовать рабочее место для детского творчества».

2. Индивидуальные консультации по возникающим проблемам в области рисования.

3. Выставка детских работ.

Апрель.

1. Консультация: «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру».

2. Выставка рисунков, выполненных в нетрадиционных техниках, изготовленных дома совместно с родителями «Наш семейный портрет».

Май.

1. Папка – передвижка: «Игры с красками».

2. Совместная выставка творческих работ «Рисуем всей семьёй».

План работы по взаимодействию с педагогами в старшей группе.

Сентябрь.

1. Изучение методической литературы, опыта работы лучших воспитателей  города через интернет ресурсы.        

Октябрь.

1. Ознакомительная экскурсия для педагогов в группу. Выставка нетрадиционных материалов и оборудования для нетрадиционного рисования.

2. Ознакомление с памяткой для педагогов « Правила по рисованию».

Ноябрь.

1. Рекомендации педагогам « Методы взаимодействия воспитателя , стимулирующие детей к творчеству».

2. Повышение знаний молодых педагогов. Консультация «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста».

Декабрь.

1. Беседа за круглым столом» Использование нетрадиционных техник рисования, как приобщение  детей к художественному творчеству.

        Январь.

1. Методические рекомендации для педагогов « Так ли важно рисование в жизни ребёнка?».

Февраль.

1. Игры с педагогами: «Дорисуй», «Озорные кляксочки», «Угадай?».

2. Консультация: «Необычное рисование пеной для бритья».

Март.

1. Обмен опытом и информацией с коллегами по развитию творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования.

Апрель.

1. Консультация – практикум: «Рисование мыльными пузырями».

Май.

1.Отчёт по теме саморазвития. Оформление выставки с творческими работами детей: «Радуга красок».

Список литературы:

  1. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду –СПб: "КАРО” 2007.
  2. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М: ТЦ Сфера, 2004.
  3. Никитина А.В.  Казакова Р.Г., Нетрадиционные техники рисования в детском саду: планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.– СПБ.: КАРО, 2008.– 90 с.
  4. Нетрадиционные художественные техники в творчестве дошкольников: Учеб-метод. пособие под ред. Коротких О.В. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2008. – 320 с
  5. Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – М: ООО "Скрипторий 2003” 2006.
  6. Тюфанова И.В. » Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детство- Пресс», 2004 г.
  7. Нетрадиционные художественные техники в творчестве дошкольников: Учеб-метод. пособие под ред. Коротких О.В. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2008. – 320 с.  
  8. Фатеева А.А.  «Рисуем без кисточки», Ярославль , изд-во «Академия развития-Академия холдинг».
  9. Р.Г. Казакова  «Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий»
  10. О.В.  Шклярова -Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию по теме: «Развитие творческих способностей детей старшей группы через нетрадиционные техники рисования» 2015-2016 год

К нетрадиционным техникам изоискусства обусловлено тем, что нетрадиционное рисование даёт возможность использовать хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, такое рисование ...

План самообразования на тему: «Использование нетрадиционной техники рисования в ДОУ» на 2019-2020 учебный год

Цели:- формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;- формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверст...

«Использование нетрадиционных техник рисования для развития креативности детей подготовительной группы».

в документе перечисленны основные этапы работы: Практический этап, обобщающий этап, прогностический этапы деятельности...

Использование нетрадиционных техник рисования для развития креативности детей старшего дошкольного возраста

Использование нетрадиционных техник  рисования для развития креативности детей старшего дошкольного возраста              ...

Опыт работы Тема: « Использование нетрадиционных техник аппликации в творческом развитии детей дошкольного возраста».

Тема: « Использование нетрадиционных техник аппликации в  творческом развитии детей дошкольного возраста». Понятие «творчество» имеет многозначный характер. Творчеств...