Использование нетрадиционных техник рисования для развития креативности детей старшего дошкольного возраста
статья по рисованию (старшая группа)

Сапожникова Елена Николаевна

Использование нетрадиционных техник  рисования для развития креативности детей старшего дошкольного возраста               

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование нетрадиционных техник  рисования для развития креативности детей старшего дошкольного                             возраста.

                                          ( система работы)

Дошкольное детство – очень короткий период в жизни человека, который  играет важнейшую роль в развитии личности, это первый период психического развития ребенка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Именно в этот период развитие идет наиболее бурно и стремительно. Дошкольное детство, как никакой другой возрастной период, создает благоприятные условия для их формирования. В дошкольной педагогике имеется немало разнообразных методик для успешного формирования гармонически развитой личности, но далеко не все они развивают ребенка всесторонне. Полноценное эстетическое, умственное развитие- это прежде всего полихудожественное развитие. Оно может развиваться только на основе гармоничного сочетания специальных и общих (универсальных) компонентов художественных и творческих способностей. Каждое графическое изображение, будь то каракули ребенка, росчерк пера, гениальные графические эскизы художника, являются «документом», в котором отражена глубинная психологическая информация. Дошкольник включен во все многообразие художественных видов деятельности. Он танцует, лепит, рисует, поет. У ребенка дошкольного возраста проявляются такие способности, как изобразительные, декоративно-прикладные, включающие чувство композиции, цвета, формы; музыкальные, театрально-речевые. Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумать сказку или историю, создать замысел игры или рисунка. Ребенок, полноценно "прожив в творчестве" дошкольный возраст, будет иметь более богатый внутренний мир, ему будет проще научиться управлять собой, своими эмоциями, его "я", его личность станет сильнее. Для ребенка очень важно видеть на бумаге меняющиеся цвета, "превращение" одного цвета в другой, одной формы в другую. Это изменение соответствует неоконченным внутренним процессам ребенка, и он нигде к тому же не может больше наблюдать, чтобы предметы меняли свой цвет и форму.

Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности для детей дошкольного возраста. Рисуя, ребенок не только отражает свое представление о действительности, но и размышляет о ней, выражая свое понимание окружающего.

  Зачем дети рисуют? Почему для нас, взрослых, важно чтобы ребенок был развит в области изобразительного творчества? Ребенок разовьет "мелкую моторику" - да. Научится самостоятельному творчеству, разовьет творческую фантазию - да.  Изобразительное творчество для ребенка - это еще и возможность осознания себя, своего внутреннего мира. В рисовании ребенок выражает свой взгляд на мир. Поэтому детские рисунки так интересны. Рисование, изготовление поделок, игра с песочными формами - словом, изобразительные искусства являются специфической областью         самовыражения.
        С помощью речи дошкольник поясняет содержание изображения, устраняет возможное расхождение между элементами рисунка и деятельностью. Используя речь, дошкольник создает многообразие ситуаций, которые лишь в известной мере отражаются в рисунке и выходят далеко за его пределы. Поэтому речь ребенка по ходу рисования зачастую богаче самого рисунка.

    Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей и для общества в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека. Главной отличительной чертой творческой личности является способность удивляться. Творческие люди «приходят в восторг ,ознакомившись с новым методом проблемы, и предполагают свои модификации идеи и  новые ее предложения , в то время как менее творческие личности скорее направлены на поиск недостатков, критику, а не на выявление дополнительных возможностей. Все новое вызывает у них интерес, в то время как у нетворческих людей - подозрение и далее враждебность».

  Наблюдение,        изучение         и исследование этого феномена помогло научно обобщить и как-то систематизировать детское творчество, в результате чего во всем мире разработан ряд программ по развитию у детей творческих способностей. За последние десять лет в нашем обществе накопился опыт работы с детьми раннего детского возраста (до трех лет). Это самый продуктивный возраст, которому необходимо все и в больших количествах. По инерции многие родители продолжают покупать своим малышам игрушки-погремушки, интерес к которым быстро проходит. Но, встретившись с красками или пластилином, ножницами, бумагой и клеем, дети тянутся к ним изо дня в день, потому что это «настоящие вещи»

Дошкольники  с общим недоразвитием речи,  с трудом овладевают анализом, синтезом,  без специального обучения, отстают в развитии словесно-логического мышления, могут наблюдаться обще-двигательные нарушения (плохая координация движений, моторная неловкость, выполнение движений со словесной инструкцией),  недоразвитие мелкой моторики - дети логопедической группы. Несмотря на это, они  стремятся  с большим желанием и интересом рассуждать, анализировать, давать оригинальные ответы,   что свидетельствует о становлении тесных взаимосвязей мышления и речи,   заинтересованности и любознательности,   умении внимательно и целенаправленно рассматривать предложенные задания. Дети проявляют повышенный интерес, в связи с этим возникает необходимость изучения художественных и творческих способностей дошкольника, имеющего речевые нарушения.  В связи с недостаточным развитием образной речи, дети более глубоко проявляют свои чувства и представления об увиденном ,  в своих рисунках, нежели словами.

Это не только мои личные наблюдения, но и результаты моей многолетней работы с детьми,  имеющими речевые нарушения, а также результаты моей дипломной работы. Также было выявлено, что  для достижения высоких результатов,  для гармоничного развития, в том числе художественных способностей  детей дошкольного возраста,  необходима слаженная работа педагогического коллектива в составе логопеда, психолога, воспитателя, индивидуальный подход к каждому ребенку. Существование в детских садах специализированных логопедических групп, в которых в обязательном порядке требуется создание максимально комфортных психологических условий для  развития детей.  Их нужно окружить заботой и лаской, индивидуально подходить к каждому ребенку как к неповторимой  личности.  Результатом  работы будет являться  гармоничное развитие  ребенка, а также будет служить основой становления  личности дошкольника, со своими взглядами, со своим мнением.

Мною был проведен мониторинг  с целью выявления уровня художественного развития каждого ребенка. Это позволило в дальнейшем корректировать работу по развитию полихудожественных способностей, для развития высокой художественно - эстетической культуры выполнения рисунка, выражать свое мнение не только словами, но и при помощи цвета, самовыражаться через творческую деятельность, а также регулировать волевые процессы, доводить начатое дело до конца.

Мною был разработан перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по данному направлению.

Углубленно работать по развитию у детей художественных навыков рисования, художественной культуры восприятия, я начала 10 лет назад.

Работа с детьми в этом направлении очень увлекательна и интересна, поэтому я решила ее продолжить и в этом году, с вновь поступившими детьми.

Основным направлением работы, в этом учебном году, я выбрала использование нетрадиционных техник  рисования для развития креативности ребенка старшего дошкольного возраста. Использование в работе таких техник как монотипия, диатипия, пластилинография, граттаж, и т.д.      

В своей работе я использовала наглядный диагностичесий материал, дидактические игры и пособия, теоретические материалы. Игры и упражнения с диагностическим материалом я предлагаю детям и на занятиях, и в свободное время. Заниматься предпочитаю по подгруппам, так как я могу учитывать индивидуальные способности детей каждой подгруппы.                                                                    

         Данная работа является перспективной для моей   дальнейшей педагогической деятельности. По своему педагогическому опыту могу с уверенностью сказать, что художественному воспитанию на общеобразовательных группах, дошкольном  учреждении  №4  , отводят не достаточно значимое место, считая ее не такой , важной как математическое развитие или развитие речи.  Я считаю это  полным заблуждением, поскольку  именно в творческой деятельности формируются зачатки мыслительной деятельности,  всестороннего развития ребенка, всех сторон его деятельности, а также гармоническое развитие ребенка, формирование личности. Также существует мнение,  что  художественные способности у нормативно развивающихся детей находится на достаточно высоком уровне, по сравнению с детьми логопедических групп.  По своему педагогическому опыту (12 лет), могу с уверенностью сказать, что дети  логопедических групп отличаются высоким  уровнем развития художественно-графических способностей,    проявлениями творческого мышления, что подтверждалось в процессе осуществления моей программы по развитию творческих способностей через применение нетрадиционных техник рисования, и было доказано в предыдущих  работах.

Дальнейшие перспективы работы могут быть связаны с разработкой новых вариативных заданий  для выявления и дальнейшего развития художественных способностей  детей, а также  методических рекомендаций для родителей и специалистов, занимающихся с дошкольниками, которые посещают речевые группы, а также общеобразовательные группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие креативности детей старшего дошкольного возраста

опыт работы по теме "Развитие креативности детей  старшего дошкольного возраста"...

Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие креативности детей старшего дошкольного возраста.

СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………………..3ГЛАВА I. Теоретические основы развития творчества в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………..……..71.1. П...

Актуальность создания условий для развития креативности детей старшего дошкольного возраста через использование сказки

Статья обращает внимание на актуальность создания условий для развития креативности дошкольников через использование сказки, а также знакомит со способами и приемами сочинения сказок....

«Развитие креативности детей старшего дошкольного возраста на основе музыкально-игрового творчества».

Как можно развивать творческое мышление, творческую активность, творческое воображение, природную музыкальность детей, используя как традиционные, так и нетрадиционные виды музыкал...

«Развитие креативности детей старшего дошкольного возраста на основе музыкально-игрового творчества».

Ход мероприятия:Музыкальный руководитель.Добрый день, уважаемые члены жюри, коллеги!У каждого из нас найдется маленькая шкатулка, куда мы складываем различные мелочи. И стоит только открыть эту...