Проект Пословицы, как средство формирования нравственного воспитания детей (коррекционная группа
проект (старшая группа)

Слесарева Ольга Константиновна

   Дошкольный возраст является очень важным периодом в становлении нравственного облика ребенка. Именно в эти годы, при условии целенаправленного воспитания, закладываются основы моральных качеств личности. Дети активно реагируют на воздействие окружающей среды, отличаются высокой восприимчивостью. Эти особенности создают почву для организации нравственного направления деятельности ребенка, для упражнения их в положительных поступках. Богатый материал для воспитания нравственных качеств содержит в себе устное народное творчество – пословица. С её помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить какие-либо неверные поступки. Не растерять, сохранить богатство нашего народа приобщение детей к народному творчеству – наша основная задача. Пословицы как ничто могут служить прекрасным средством развития и воспитания личности ребенка. Пословицы эффективно можно использовать в любых видах деятельности. Определенный ритм пословиц облегчает детям их запоминание. Прекрасный материал для развития речи и обогащения словаря ребенка. Они способствуют формированию умения выделять смысловые связи слов. Объясняя их значение, дети совершенствуют навыки связной речи, а постигая смысл пословиц, развивают мыслительные способности.

Актуальность темы:

  • малая информированность детей об устном народном творчестве;
  • несформированные представления о мире и об отношениях между людьми;
  • недостаточная познавательная активность;   
  • слаборазвитая речь, малый словарный запас;
  • слабая сформированность духовно-нравственных позиций;

 

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_proekt_poslovitsy.docx36.54 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ г. Хабаровска

«Детский сад комбинированного вида № 34»

железнодорожного округа

Проект

Пословицы, как средство формирования нравственного воспитания детей

(коррекционная группа № 3)

                                 

                                                                                                                                                                                                           

                                                                                                                   Воспитатель:

Слесарева О.К.

2020г

Организатор проекта:

Слесарева О.К.

Участники проекта:

педагог Слесарева О.К.,  дети подготовительной группы ОВЗ, родители

Тип проекта: исследовательско-практический

Сроки реализации: август-ноябрь 2020 г.

Дошкольный возраст является очень важным периодом в становлении нравственного облика ребенка. Именно в эти годы, при условии целенаправленного воспитания, закладываются основы моральных качеств личности. Дети активно реагируют на воздействие окружающей среды, отличаются высокой восприимчивостью. Эти особенности создают почву для организации нравственного направления деятельности ребенка, для упражнения их в положительных поступках. Богатый материал для воспитания нравственных качеств содержит в себе устное народное творчество – пословица. С её помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить какие-либо неверные поступки. Не растерять, сохранить богатство нашего народа приобщение детей к народному творчеству – наша основная задача. Пословицы как ничто могут служить прекрасным средством развития и воспитания личности ребенка. Пословицы эффективно можно использовать в любых видах деятельности. Определенный ритм пословиц облегчает детям их запоминание. Прекрасный материал для развития речи и обогащения словаря ребенка. Они способствуют формированию умения выделять смысловые связи слов. Объясняя их значение, дети совершенствуют навыки связной речи, а постигая смысл пословиц, развивают мыслительные способности.

     Актуальность темы:

  • малая информированность детей об устном народном творчестве;
  • несформированные представления о мире и об отношениях между людьми;
  • недостаточная познавательная активность;    
  • слаборазвитая речь, малый словарный запас;
  • слабая сформированность духовно-нравственных позиций;

Цель: нравственное воспитание детей, их духовное развитие через знакомство с пословицей.

Задачи:

  • Познакомить  с жанром устного народного творчества – пословицей.
  • Способствовать развитию познавательного интереса к данной теме.
  • Развивать в детях лучшие качества, свойственные русскому человеку:
  • Духовность, доброту, отзывчивость, трудолюбие, уважение к старшим, терпение, мужество.
  • Научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, понимать их суть.
  • Дать представление о нравственной стороне  человеческих отношений.
  • Формировать умение обоснованно  оценивать свои поступки и поступки других людей
  • Развивать коммуникативную компетентность.
  • Формировать речемыслительную деятельность, умение обобщать, анализировать
  • Способствовать обогащению , расширению словарного запаса

Прогнозируемый результат.

Дети:

  • У детей появится интерес к пословице,
  • У детей накопятся представления о нравственных нормах
  • Сформируется умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки  других людей.
  • появится представление о духовно-нравственных позиций человека,
  • речь преобразится, украсится новыми словами,
  • дети будут использовать пословицы повсеместно
  • у детей активизируется мыслительная деятельность,

Родители:

  • повысится интерес к использованию малых фольклорных форм в воспитании детей,
  • появится активность совместной деятельности с детьми,
  • сформируется понимание важности духовно-нравственного воспитания детей.

Реализация проекта.

I . Подготовительно-организационный этап.

  • Подбор методической литературы по данному вопросу.
  • Подбор иллюстрированного материала по пословицам (пособия, открытки, фото).
  • Составление перспективного плана.
  • Создание картотеки пословиц.

  • Создание уголка пословиц.
  • Изготовление альбомов по темам.
  • Подбор художественной литературы для чтения детям.
  • Подбор упражнений и игр для работы с пословицами.
  • Видео-аудио записи.

Методы реализации проекта.

  • Словесные: беседа, чтение стихотворений, сказок, пересказы, обсуждения.
  •  Наглядные: рассматривание иллюстраций, картин, видеоматериалы.
  • Практические: игры, упражнения, театрализация, игровые ситуации, составление альбомов, фотомонтажи, конкурсы, продуктивная деятельность.

Интеграция образовательных областей:

  • Социализация,
  • Познание,
  • Коммуникация,
  • Художественно-продуктивная деятельность.

Формы работы:

  • Занятия
  • Беседы
  • Игры
  • Литературные викторины
  • Народные игры
  • Выставки
  • Развлечения
  • Праздники.

II. Основной этап.

срок

Работа воспитателя с детьми

Работа воспитателя с родителями

август

Определение темы.

Цели. Задачи.

Составление перспективного плана.

Создание условий для развивающей среды.

Сентябрь

«Трудиться-всегда пригодится.»

«Хлеб батюшка, водица матушка».

IЗанятие «Пословица – во всех делах помощница»

Цель. Познакомить детей с наследием народной мудрости – пословицами

Беседа. «Не сиди сложа руки и не будет скуки».

Без труда не будет и плода

Кто не работает, тот не ест

За труд говорят спасибо

Глаза  боятся, а руки делают

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

Цель. Учить  понимать смысл пословиц . Дать понятие о пользе и значимости труда. Показать, что труд, даже самый простой, требует определенных усилий..

II. Чтение художественной литературы. Арабская сказка «Кто не работает, тот не ест».

Баруздин С. «Когда бывает скучно».

Русская народная сказка «Три поросенка».

«Мы идем в поход»,

Трудолюбивый хомячок

Как  цыпочка писать трудилась

Маленькое дело

Цель. Помочь понять смысл сказок и учить детей оценивать действия и  поступки героев

.Воспитывать внимание к просьбам старших

Помогать им, заботится о  близких.

III. Видеофильмы. «49 пословиц».

Цель. Показать красоту пословиц, их лаконичность, четкость, краткость.

Рассматривание иллюстраций к пословицам о труде.

Слушание песен «Терпение и труд все перетрут»,

«Любишь кататься люби и саночки возить», «Поспешишь – людей насмешишь».

Цель: показать детям, что  к пословицам можно написать музыку и они становятся веселыми песенками, с их помощью  помочь детям понимать смысл пословиц.

IV. Игры и упражнения.

 «Кому мяч попадет – пословицу назовет».

«Назови пословицу по картинке».

«Я начну, а ты закончи».

Народные игры. «Пирог»,

«Перебежки».

Цель. Познакомить с русско-народными играми.

V. Продуктивная деятельность.

Конструирование «Куда матушка, туда и дитятко».

Рисование «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь».

Фото выставка «маленькое дело, лучше большого безделья»

Занятие «Хлеб всему голова».

Дать знание выращивание хлеба на Руси.

Воспитывать уважение к хлебу и к людям, которые его взращивают.

Рассматривание  иллюстраций от « семечка до каравая на столе»

Цель: воспитывать  бережное отношение к хлебу.

Просмотр мультфильма «Колосок».

Чтение художественной литературы «Лисичкин хлеб», Пришвин.

Русская народная сказка «Петушок и пшеничное зерышко».

Цель: учить детей оценивать поступки героев, подбирая нужную пословицу к их действиям.

Театрализация сказки «Колобок»

Цель: развивать интерес к  театральной деятельности. Желание показать сказку младшим ребятам.

Занятие:

«Хочешь есть калачи не лежи на печи».

Выпечка пряников.

Цель: дать понимание значению труда. Желание сделать приятное близким.

Мастер-класс Е .Н. Сухоленко «Печем вкусные прянички»

Создание альбома о труде взрослых.

Родительское собрание.

Тема: значение пословиц для нравственного развития ребенка.

Наглядная агитация. Папка-передвижка « Упражнения и игры

В работе с пословицами».

Памятка в родительском уголке «Пословицы о труде».

Участие родителей в фотовыставке «Яблоко от  яблони недалеко катится».

Фотомонтаж «Маленькое дело лучше большого безделья».

Подготовить встречу пекаря-кондитера Сухоленко К.П.

Тема. Рассказ о своей профессии. «Добрый повар стоит доктора».

Конкурс для родителей «Самый вкусный пирог».

В  родительском уголке выставить  пословице о хлебе

Октябрь

«Жизнь дана на добрые дела».

Знакомство детей с пословицами о добре, зле и дружбе.

Беседа «. Как и чем можно порадовать близких».

Цель. Научить быть внимательными к окружающим, воспитывать желание сделать приятное другим.

Путешествие по сказкам. (Литературная викторина)

Цель: беседа по прочитанным сказкам, опираясь на знания детей  вспомнить злых и добрых героев, развивать диалог и умение правильно выражать свои мысли.

(Морозко)

Работа в теремке пословиц.

Цель:

Закрепление новых пословиц, опираясь на иллюстративный материал.

Составление рассказов по картине «Не рой яму другому, сам туда попадешь».

Цель: Учить логически рассуждать. Составлять связанные по смыслу предложения. Воспитывать желание быть добрым  и никогда не приносить вред другим.

Не делай другим того, что себе не пожелаешь.»

Чтение художественной литературы.

«Урок дружбы». М. Клицковский.

В. Сутеев «Яблоко».

И. Бутман «Каждая ссора красна примирением».

Ц.Лижнева «Как Вова праздновал день рождение».

 З.Ежикова «Крот и его друзья».

 Е. Бехлерова «Вместе тесно, а врось скучно,

Цель: воспитывать у детей привычку дружно играть, договариваться, помогать друг другу, сообща трудиться.

Рассматривание сюжетных картин на тему

«Доброта». «Друг познается в беде».

Цель: на примере картин обьяснить детям о  важных человеческих ценностях: взаимопомощи, желание прийти на помощь

Упражнение и игры.

 «Пословичная лента»,

«Закончи пословицу»,

«Стенка на стенку»,

«Кто дальше пройдет, пословицу назовет».

Видеофильм «Пословица в русских открытках»

Цель познакомить детей с открытками

Того времени и показать что пословицы переходят из поколения в поколение.

и сейчас мы можем воспользоваться ими

Театрализация сказки «Как аукнется, так и откликнется». Учить видеть в пословице скрытый смысл. Высказывать свои суждения о том, как бы они поступили. В данной ситуации.

Этюды по пословицам:

«Кто помощь оказывает, о тех добрые слова сказывают»

Дели хлеб пополам, хоть и голоден сам

 «Скажи доброе слово товарищу».

«Как  прийти на помощь своему другу»

«Как успокоить малыша»

«Как поделить с другом, игрушку.

Цель: обобщить знания о дружбе, воспитывать привычку играть и трудиться сообща., уметь

Договариваться.

Фото выставка: «Мои друзья всегда со мной»

Развлечения.

Вечерние посиделки. Тема: народное творчество. Цель. Дать понятие детям о русско-народном творчестве: рукоделие, народная музыка, народные игры, народные традиции, народные пословицы. Воспитывать уважение к русским традициям, культуре

Выставка «Умелые руки не знают скуки»

Фото выставка «Мы с моею бабушкой лучшие друзья»

Консультация для родителей «Упражнения и игры  в работе с пословицами».

Конкурс рисунков родителей «Жизнь дана на добрые дела».

Участие родителей в фотовыставке «Друзья мои всегда со мной».

Наглядная агитация. Разместить в родительском уголке пословицы о дружбе и добре.

Участие родителей в развлечении «Вечерние посиделки».

Конкурс: Самый вкусный пирожок

Ноябрь

«В семье совет да любовь, так и нужды нет».

Беседа. «Вся семья вместе и душа на месте».

Цель. Познакомить детей с пословицами о семье. Помочь детям осознать, что семья – это главное в жизни ребенка. В семье любят друг друга, заботятся друг о друге

Беседа. «Семьи большие и маленькие».

Цель. Закрепить представление и важности семьи, где его любят и всегда заботятся о нем».

Беседа «Старость нужно уважать».

Цель. Воспитывать уважение к пожилым людям. Познакомить с пословицами о бабушке.

«Для бабушки только дед не внук».

«Для внука дед уши, а бабушка душа»

Беседа «О маме».

«При матушке добро, а при солнышке тепло». «У дитя болит пальчик, а у матери сердце».

Цель. Дать представление об особой роли мамы, которая согревает и заботится о всех членах семьи.

Рассматривание иллюстраций о семье.

«За общим столом и каша вкуснее».

Видеозарисовки о бабушке, о маме.

Слушание аудиозаписей высказываний детей о своих бабушках.

Разговор по душам «Моя бабушка (мама)»

Цель: учить участвовать в диалоге. Учить

Выражать словами о своем отношении к близким ему людям.

Беседа диалог: «Мой папа самый, самый»

Цель показать значение папы в семье

 

Благинина «Посидеть в тишине»,

Чтение худ. литературы

«Мамин день».

Сказка «Волк и семеро козлят»,

нанайская народная сказка «Айога».

Заучивание стихотворений. О маме, бабушке

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Упражнение «Цепочка пословиц»,

«Назови по темам»,

«Путаница»,

«Отгадай загадку о какой пословице я говорю».

Развлечение «У семейного очага».

Цель. Представление родителей и детей о своей семье. Познакомить детей со схемой родословного дерева, побуждать детей узнать  историю своей семьи

Выставка «Реликвии моей семьи»

Цель: Показать детям ,что во многих семьях есть предметы, которые передаются из поколения в поколения, их чтут как память и уважение к тем людям, кому они принадлежали.

Продуктивная деятельность.

Лепка «Бусы для мамы»,

Аппликация «Салфетки для праздника».

Развивать эстетический вкус, вызвать желание сделать приятное другим.

Игра «Поле чудес».

Цель: Выявить знания о пословицах, об отношениях людей, о нравственных понятий. Развивать логику, внимание и связную речь.

Фотовыставка «Мы с моей бабушкой лучшие друзья».

Выставка «Умелые руки дорогих и любимых женщин». Активизировать родителей к участию в выставке своего рукоделия.

Участие родителей в выставке «Семейная реликвия».

III. Заключительный этап.

Подведение итогов о проделанной работе.

Презентация проекта на педсовете.

Заключительное занятие по теме «Путешествие в страну пословиц».

Результаты работы.

            Целенаправленная и систематическая работа по реализации проекта способствовала формированию познавательного интереса к пословицам. Дети знают много пословиц, используют их по ситуации в повседневной жизни и на занятиях. Расширился словарный запас. Лексика обогатилась пословицами. У детей начали формироваться  нравственные позиции. Дети начали оценивать свои поступки и поступки других людей. Результаты проделанной работы свидетельствуют о положительной динамике. Начала формирования нравственных понятий и представлений о нравственных нормах.

            У родителей появился интерес к устному народному творчеству. Родители стали более активными. На протяжении всего проекта проявляли инициативу, творчество в совместной работе с детьми. Они осознали важность значения и развития познавательного интереса к пословицам для  духовно- нравственного воспитания детей.

Литература.

Т.А. Шорыгина «Мудрые сказки», 2014г.

Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду»,2005г.

Т.А. Шорыгина «Трудовые сказки (социально-коммуникативное развитие)», 2014г.

М.А. Дозорова и Н.В. Кошлева «Семья», 2008г.

«Игра как средство развития культурно-нравственного развития детей 6-7лет»., 2006г.

«Этические беседы с детьми 5-6 лет»., 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Сказка как средство социально – нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Проект разработан для детей 2 младшей группы.  Позволяет исользовать возможности сказок в социально-нравственном развитии дошкольников 4-го года жизни....

КУКЛОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В истории педагогтки вопрос о роли  и месте кукол в игровой деятельности дошкольников всегда рассматривался как значимый для усвоения ребёнком нравственных чувств и приобретения эмоциональной кул...

Сказка - как средство формирования нравственного воспитания у детей младшего дошкольного возраста

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по самообразованию по теме «Сказка - как средство формирования нравственного воспитания у детей младшего дошкольного возраста»...

Проект "Праздничный календарь". Календарно-обрядовые праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

ПРОЕКТ "Праздничный календарь"Календарно-обрядовые праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возрастаСроки реализации проекта: 1 год...