Патриотическое воспитание "Моя малая родина"
план-конспект занятия (старшая группа)

Симакина Надежда Викторовна

Моя малая родина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiyapedagogicheskoe_masterstvo.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

                           Управление образования администрации

Новобурасского муниципального района Саратовской области

Воспитание патриотизма у дошкольников

как ключевая составляющая формирования личности ребёнка

выполнила: Симакина Надежда Викторовна,

воспитатель МДОУ «Детский сад № 2 р. п. Новые Бурасы »

р. п. Новые Бурасы 2020

Гражданское патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.

Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.

Дошкольное детство – важнейший период, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств.

В последние годы идея воспитания патриотизма становится задачей государственной важности.

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине». Эти слова великого педагога В.А. Сухомлинского как нельзя лучше отражают важность воспитания чувства патриотизма у маленьких граждан нашей страны.

Но, согласитесь, что само понятие «патриотизм» для дошкольников несколько сложно, поэтому целесообразнее заменять его на синонимичное «любовь к Родине».

Для меня, как воспитателя, возник вопрос: «Как, с чего начинать работу по патриотическому воспитанию?». Ежедневно наблюдая за своими воспитанниками, я пришла к выводу, что начинать нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми, интересной деятельностью. Ведь с воспитания чувств привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

 И поэтому в своей работе я поставила перед собой следующие задачи:

-воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, поселку;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

-воспитание уважения к труду;

-развитие интереса к русским традициям и промыслам;

-формирование элементарных знаний о правах человека;

-расширение представлений о городах России;

-знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

-развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

-Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Основная идея патриотического воспитания- это Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Объединяет эти чувства единая основа – привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своем, пусть маленьком деле.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, что вызывает отклик в его душе…И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Восхищение просторами страны, ее красотой и богатством возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя.

Для более успешной работы по патриотическому воспитанию был намечен и проведён ряд тематических мероприятий, среди которых:

Тематическая беседа «Край родной – навек любимый»

Беседа «За что я люблю свой край?»

Выпуск альбома «Ветеранам родного села посвящается»

Выставка рисунков «Любимый край»

Оформление стенда «Патриотический уголок»

Сбор материала о ветеранах Новобурасского района

Проведение экскурсии по материалам стенда

Викторина «Край родной, навек любимый»

Беседа: «Поселок в годы Великой Отечественной войны».

         Целевая прогулка по близлежащим улицам, у

         каждой улицы своё название, много домов, у домов свои номера.

        Заучивание с отдельными детьми домашних адресов.

        Дидактические игры: «Где я живу?», «Где ты живёшь?».

В процессе реализации этих мероприятий, я пришла к выводу, что работа стала приносить свои первые результаты: дети уже ждали новых НОД по этой теме, научились понимать, каким должен быть результат, а главное – стали более дружными, сплочёнными. Тогда я решила продолжить работу в этом направлении, но уже с вовлечением в деятельность родителей (законных представителей) воспитанников.

Включение родителей в работу нашей группы детского сада сближает их с детьми, повышает педагогическую культуру, расширяет кругозор. Совместная работа детей и родителей служит залогом дружной семьи.

В качестве нового вида деятельности был выбран метод проектов.

Проект – это игра всерьез; результаты ее значимы для детей и взрослых.

В настоящий момент разработан и реализуется проект «Интервью с березой», цель которого – способствование не только интеллектуальному, нравственному, патриотическому, воспитанию, но и развитие коммуникативные навыки.

Моим приоритетным направлением стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием своей Малой Родины – Новых Бурас. Ведь любовь к своей стране начинается именно с любви к своей Малой Родины.

Работу по патриотическому воспитанию я осуществляю комплексно, как в повседневной жизни, так и на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Это позволяет дать более расширенные знания.

Начиная эту работу, я, прежде всего, задала себе вопрос: «А люблю ли я свою Родину, свой посёлок? Достаточно ли я хорошо его знаю?». Ведь невозможно привить ребенку чувство любви к посёлку, если я сама не проникнусь этим чувством.

Проанализировав свои знания о Новобурасском крае, а так же результаты бесед с детьми, я увидела важность нравственно-патриотического воспитания с одной стороны и недостаточный уровень знаний детей о родном крае с другой стороны. Тогда был разработан поэтапный план реализации работы по патриотическому воспитанию.

Например, первые детские ощущения я стараюсь пополнить красотами родной природы, видя белоствольную березку и трепетные осинки, величественные дубы и мохнатые ели, дети понимают, что это наше, родное. Ведь самые высокие нравственные качества человека проявляются через любовь к природе. Все полученные знания и впечатления дети отображают в творческой деятельности (рисование, конструирование, лепка).

Воспитание чувства патриотизма у дошкольника - процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному посёлку, к республике, к своей стране.

Наибольшую трудность вызывает работа по ознакомлению дошкольников с историей нашего поселка, его достопримечательностями. Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.

Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением, объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.

Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста и многоаспектность понятия "патриотизм" в современном мире.

При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.

В результате проделанной работы возникла идея о создании долгосрочного проекта по нравственно-патриотическому воспитанию состоящей из нескольких блоков:

1 блок: «Моя большая дружная семья»

2 блок: «Моя малая Родина»

3 блок: «Родина моя Россия».

И я уверена, что проводимая мною работа поможет привить детям любовь и привязанность к родному дому, семье, краю.

Дети – будущее нашей Родины. И то, какими они вырастут, зависит от нас с вами. Мои дети уже ходят в школу, где работа по воспитанию патриотизма стоит на одном их первых мест. И я с уверенностью могу сказать, что заложенное в дошкольном возрасте чувство любви к своей Малой Родине стало для них фундаментом для дальнейшего воспитания в этом направлении. Именно поэтому мне хочется, что воспитанники нашего детского сада стали достойными школьниками, любящими свою Малую Родину – Новые Бурасы.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...

План по самообразованию по теме: «Моя малая Родина-часть Родины большой. Нравственно патриотическое воспитание дошкольников «Природа родного края», по средствам нетрадиционной аппликации»

Концепция дошкольного образования поставила перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования человека здорового физически, духовно, нравственного, творческого, думающего. Основой новой Конце...

Наглядный дидактический материал для патриотического уголка "Россия - Родина моя!", "Тыва - малая Родина моя!"

         Неотъемлемая часть становления личности ― патриотическое воспитание с малых лет. Ребенку нужно с раннего детства прививать чувство любви к Родине, гордости за ...

Проектная деятельность по нравственно- патриотическому воспитанию « Малая Родина»

В.А. Сухомлинский утверждал, что «детство- каждодневное открытие мира, и поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»...

конспект физкультурного занятия в доу по патриотическому воспитанию "Малая Родина"

Обучающие задачи*совершенствовать умение выполнять общеразвивающие упражнения, дыхательные упражнения;*совершенствовать умения и навыки выполнения основных движений;Развивающие задачи*развивать физиче...

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей» Тема: «Моя малая Родина»

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотическоговоспитания детей» Тема: «Моя малая...

Познавательный проект по патриотическому воспитанию «Россия-родина моя. Малая родина»

Данный проект - это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели- воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину....