Взаимодействие ДОУ и родителей
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Абрамова Наталья Сергеевна
Семинар-практикум на тему: "Взаимодействие ДОУ и родителей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx13.82 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар - практикум

У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли   счастливыми,   здоровыми,   активными,   жизнелюбивыми, общительными, чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли реализоваться как личности.

Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного  образования  является  обеспечение  психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В  основе  взаимодействия  семьи  и  дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Взаимодействие  педагогов  с  родителями  предполагает  взаимопомощь, взаимоуважение  и  взаимодоверие,  знание  и  учет  педагогом  условий семейного воспитания, а родителями - условий воспитания в детском саду. Также  оно  подразумевает  обоюдное  желание  родителей  и  педагогов поддерживать контакты друг с другом.

Цель взаимодействия - установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.

При организации взаимодействия ДОУ с семьей, основной акцент должен ставиться  на  воспитание  субъективности  родителей,  формирование  их воспитательной  культуры.  В  этом  контексте задача  дошкольного образовательного  учреждения  сводится  не  к  замещению  семьи,  а  к  ее обогащению  теми  практиками  воспитания  детей,  которые  накоплены  в педагогической системе дошкольного образования.

Давайте  вспомним  с  вами  основные  формы  взаимодействия  с семьей в ДОУ.

Направления в работе

Формы работы

Мероприятия ДОУ с родителями с целью повышения их компетенции в разных вопросах

Дни открытых дверей,

консультации,

информация на стендах,

папки передвижки,

родительские собрания,

мастер-классы

Мероприятия ДОУ, объединяющие родителей и детей с целью лучше узнать ребенка, наладить содержательное общение

Праздники и досуги,

Совместные мероприятия,

экскурсии,

традиции,

проект

Мероприятия в семье, используемые в работе ДОУ с целью повышать инициативность и заинтересованность родителей

Выставки по увлечениям ребенка,

выставки совместных работ родителей и детей по заданной тематике,

дидактические альбомы,

домашнее коллекционирование с презентацией в группе

Система взаимодействия с родителями включает:

1)  ознакомление  родителей  с  результатами  работы  ДОУ  на  общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;

2) ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальной развитие ребёнка;

3)  участие  в  составлении  планов:  спортивных  и  культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета;

4) целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;

5) обучение конкретным приѐмам и методам воспитания и развития ребѐнка в  разных  видах  детской  деятельности  на  семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.

Практика  показывает,  что  эффективной  является  любая  совместная деятельность родителей и педагогов. Например, коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие мамы и папы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы.

Трудностей  в  организации  общения  с  родителями  много:  это  и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами  «на  равных»,  как  с  коллегами,  прийти  к  доверительному, «душевному» общению.

Задание 1: Необходимо прослушать и обсудить притчу.

Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его и озабоченно сказал: «Повелитель. Я должен сообщить тебе печальную новость. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев у властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив сообщить тебе радостную весть - ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил толкователя за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» - спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не только от того, что сказать, но и от того, как сказать».

Вопросы для обсуждения: Как вы думаете, какое отношение, эта притча имеет к теме нашего семинара-практикума? А в чем разница в толковании первого и второго мудрецов? Исходя из собственного опыта, скажите, как чаще всего вы представляете родителям информацию о ребенке (либо любую другую информацию) – как первый или как второй толкователь?

Задание 2: подготовить короткий комментарий к тезисам. Сейчас вы вытягиваете полоску с тезисом и вам необходимо подготовить к нему короткий комментарий. Высказать своё мнение, согласны вы с этим высказывание или нет и почему. Тезисы:

  • Нельзя  сразу  приступать  к  предмету  разговора,  если он  неприятен родителям.
  • В процессе общения воспитателю необходимо принимать те принципы воспитания,  стили  взаимоотношений  в  семье,  которые  предлагают родители.
  • Педагог  должен  проявлять  себя  более  сдержанно  в  выражении положительного мнения о родителях как партнерах по общению, чем родители о педагогах.
  • Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему сами.
  • Доверительное  общение  между  воспитателем  и  родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны.
  • Преобладание  оценочного  стиля  общения становится  серьезным источником конфликтов между воспитателем и родителями.
  • Когда  задето  чувство  собственного  достоинства  одного  из собеседников, непременно страдает само общение.
  • Родители должны услышать то, что сказал им воспитатель.

Материалы для показа:

Направления в работе

Формы работы

Мероприятия ДОУ с родителями с целью повышения их компетенции в разных вопросах

Дни открытых дверей,

консультации,

информация на стендах,

папки передвижки,

родительские собрания,

мастер-классы

Мероприятия ДОУ, объединяющие родителей и детей с целью лучше узнать ребенка, наладить содержательное общение

Праздники и досуги,

Совместные мероприятия,

экскурсии,

традиции,

проект

Мероприятия в семье, используемые в работе ДОУ с целью повышать инициативность и заинтересованность родителей

Выставки по увлечениям ребенка,

выставки совместных работ родителей и детей по заданной тематике,

дидактические альбомы,

домашнее коллекционирование с презентацией в группе

Нельзя  сразу  приступать  к  предмету  разговора,  если он  неприятен родителям.

В процессе общения воспитателю необходимо принимать те принципы воспитания,  стили  взаимоотношений  в  семье,  которые  предлагают родители.

Педагог  должен  проявлять  себя  более  сдержанно  в  выражении положительного мнения о родителях как партнерах по общению, чем родители о педагогах.

Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему сами.

Доверительное  общение  между  воспитателем  и  родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны.

Преобладание  оценочного  стиля  общения становится  серьезным источником конфликтов между воспитателем и родителями.

Когда  задето  чувство  собственного  достоинства  одного  из собеседников, непременно страдает само общение.

Родители должны услышать то, что сказал им воспитатель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект семинар - практикум для родителей.<<игровое взаимодействие детей и родителей>>

Конспект семинар - практикум для родителей. <<игровое взаимодействие детей и родителей>>...

Консультация для родителей «Построение эффективного взаимодействия педагога с родителями. Переход к эффективному взаимодействию д/с и семьи.»

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями....

Статья на тему «Современные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи. Формы взаимодействия ДОУ с родителями»

Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей....

Взаимодействие педагогов в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Взаимодействие педагогов с родителями детей ОВЗ.

Растет количество детей, нуждающихся в психолого-педагогическомсопровождении специалистов разного профиля, поэтому перед педагогамистоит задача взаимодействия для реализации эффективной коррекционно-п...

Выступление на тему «Гость группы» как эффективная форма взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников» на семинаре – практикуме: «Взаимодействие семьи и ДОУ по вопросам ранней профориентации детей»

Одной из эффективных форм взаимодействия с родителями воспитанников является такой формат встреч как «Гость группы». Чаще всего эта форма взаимодействия используется как средство...