БУКТРЕЙЛЕР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья (старшая, подготовительная группа)

Середа Олеся Юрьевна

В статье описывается актуальность использования технических инноваций современности в виде буктрейлера как средства развития интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста. Автором раскрывают основные понятия – буктрейлер, интерес к чтению, а также предлагается содержание работы по развитию интереса к чтению у старших дошкольников посредством буктрейлера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

БУКТРЕЙЛЕР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Середа О.Ю.

г. Белгород, воспитатель, Муниципальное автономное  общеобразовательное  учреждение  «Центр образования № 1»

Аннотация. В статье описывается актуальность использования технических инноваций современности в виде буктрейлера как средства развития интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста. Автором раскрывают основные понятия – буктрейлер, интерес к чтению, а также предлагается содержание работы по развитию интереса к чтению у старших дошкольников посредством буктрейлера.

Ключевые слова: интерес, чтение, интерес к чтению, буктрейлер.

BOOK TRAILER AS A MEANS OF DEVELOPING INTEREST IN READING IN OLDER PRESCHOOLERS

Sereda O.Y.

Annotation. The article describes the relevance of the use of modern technical innovations in the form of a book trailer as a means of developing interest in reading in children of preschool age. The author reveals the basic concepts-book trailer, interest in reading, as well as the content of the work on the development of interest in reading in older preschoolers through book trailer.

Keywords: interest, reading, interest in reading, book trailer.

В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем современной действительности является формирование читающего ребенка. На сегодня можно отметить две стороны данного процесса: с одной – исследователи говорят о кризисе детского чтения, с другой – отмечают наличие новых возможностей для развития личности ребенка (средства массовой информации, Интернет), в том числе для формирования интереса к чтению.

Актуальность проблемы развития интереса к чтению у дошкольников отражается в содержании Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а именно в образовательной области «Речевое развитие», где отмечается значимость ознакомления детей с книжной культурой, детской литературой, формирования понимания на слух текстов различных жанров детской литературы [4].

И.И. Тихомирова считает, что интерес – это сила, которая влечет к чтению, что представляет собой центральное звено в развитии читателя. Автор отмечает, что при наличии интереса будет и чтение, отсутствие интереса влечет за собой отсутствие чтения даже при наличии усилий [3].

На базе Муниципального автономного  общеобразовательного  учреждения  «Центр образования № 1» г. Белгорода нами было организовано и проведено исследование интереса к чтению у старших дошкольников, а также изучение литературы, которые предпочитают слушать или читать дошкольники.

Отвечая на первый вопрос – «Проявляешь ли ты интерес к самостоятельному чтению?», было выявлено, что большей части детей знакомы буквы, им доступно чтение отдельных слов. Кроме этого, часть детей умеют читать и часто читают, лишь двое детей не проявляют интереса к чтению. На вопрос: «Любишь ли ты, когда тебе читают книги?» все старшие дошкольники дали положительный ответ. Следующий вопрос был связан с выбором профиля книги. Согласно полученным данным, большинство детей предпочитают сказки, некоторые – энциклопедии, единицы выбирают произведения о природе и стихи. Следовательно, старшие дошкольники предпочитают сказки и познавательную литературу. На вопрос «Назови свою любимую книгу» были получены разнообразные ответы: от русских народных сказок до произведений зарубежных авторов. К наиболее популярным произведениям относятся:  «Дюймовочка», «Золушка», «Красная Шапочка», «Незнайка», «Доктор Айболит», «Гадкий утенок». На вопрос «Кто твой любимый герой?» предпочтение чаще всего отдавалось зарубежным персонажам, в частности Человеку-науку, Золушке, Феям. Спросив «Какие сказки ты знаешь?», дети отвечали:  «Колобок», «Три медведя», «Репка», «Теремок», «Дюймовочка» и др. Вопрос «А знают ли дети писателей?» вызвал затруднения у многих дошкольников, чаще всего называли А.С. Пушкина, К.И. Чуковского, А.Л. Барто, Г.Х. Андерсена. На вопрос «Читают ли тебе дома сказки?» лишь половина детей дали положительный ответ. Старшим дошкольникам свойственно предпочтение просмотра телевизора,  видеопродукции, нежели использование книг.

Актуальность проблемы развития интереса к чтению и полученные результаты исследования указывают на необходимость поиска наиболее оптимальных средств развития интереса к чтению, что обусловлено информатизацией общества в целом, и особенностями современных дошкольников в частности. Так, для развития интереса к чтению у дошкольников рекомендуется использовать буктрейлеры.

Появление первых буктрейлеров отмечается в США в 1980-е годы. В России они появились в 2010 году. Термин «буктрейлер»  возник в 2003 году. Буктрейлер является коротким видеороликом по мотивам книги, ее аннотацией; роликом-миниатюрой, включающим ряд наиболее узнаваемых моментов книги, визуализирующим ее содержание; новым жанром  рекламно-иллюстративного характера, который объединяет  литературу, визуальное искусство, электронные и интернет-технологии.

Цель данных роликов заключается в пропаганде чтения (рассказ о книге, интерес и интрига читателя), привлечении внимания к книге благодаря визуальным средствам, которые характерны для  трейлеров к кинофильмам. Длительность ролика составляет не более 3 минут. Здесь информация представлена таким образом, чтобы после просмотра возникает желание взять и почитать книгу. Задачами буктрейлера являются следующие: привлечь внимание к книге; создавать аудиторию читателей; формировать персональный бренд писателя.

По способу визуального воплощения текста буктрейлеры бывают игровыми (мини-фильм по книге); неигровыми (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжным разворотами, фотографиями и пр.); анимационными (мультфильм по книге). Кроме этого буктрейлеры классифицируются по содержанию, в них входят рассказы на основе сюжета книги или иного произведения; истории, позволяющие увидеть настроение и эмоции читателя; иллюстрации смысловой направленности текста и его ключевых моментов [2].

Выделим этапы работы с буктрейлерами.

Первым этапом является выбор книги. При использовании буктрейлера в работе с детьми дошкольного возраста  важным аспектом является отбор книг для чтения и  рассказывания. Обращаясь к исследованиям    Л.М. Гурович,  Н.С. Карпинской,                        О.И. Соловьевой, В.М. Федяевской  и  др., следует отметить, что отбор книг требует учета функций, которые несет в себе литературное произведение, в частности познавательных, эстетических и нравственных, т.е. эти произведения должны быть представлены как средство интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Отбор книг необходимо проводить в соответствии с идейной направленностью детской книги, что предполагает четкую выраженность позиции автора; высоким художественным мастерством и литературной ценностью; доступностью  литературного  произведения, возрастом и психологическими особенностями детей; сюжетной занимательностью, простотой и ясностью композиции; конкретными педагогическими задачами [1].

Второй этап заключается в создании сценария к буктрейлеру. На этом этапе продумывается и пишется короткий сюжет  видеоролика, подобираются необходимые цитаты из произведения. Следует показать главных героев, место, конфликт, интригу, нарастание напряжения  от начала к конца, некоторую недосказанность.

Третий этап состоит в подборе материалов для видеоролика. Создание ведеоролика связывается с наличием ряда материалов: начальными и конечными титрами, цитатами из произведения; фото, сканированными иллюстрациями, разворотом обложки с аннотацией, подходящими по смыслу картинками; музыкой или аудиозаписью закадрового текста; видеоматериалами, представленными фрагментами из кинофильма (экранизация, панорамные или постановочные съемки).

Четвертый этап связан с определением формата видео, представленных презентацией Power Point, которая сохраняется в формате Mpeg4; постановочными съемками с привлечением актеров; готовыми анимациями и графикой.

Пятым этапом является выбор программы для работы с видео. После окончательного сбора материалов следует приступить к накладыванию звука на видео, изображения, заняться редакторской работой.  Начинающим работать с видео можно использовать следующие программы: Sony Vegas Pro, Windows Movie Maker.

Шестой этап – видеомонтаж. Этот этап связан с вырезанием, соединением фрагментов видео, добавление звуковой дорожки, измененим формата видео, субтитров и др., использованием эффектов, переходов, различной музыки [2].

После создания буктрейлера следует включать его в работу с детьми, которая основывается на определенном алгоритме: просмотр буктрейлера;

 беседа по содержанию буктрейлера, которая нацелена на дальнейшее восприятие; восприятие художественного произведения. выбор наиболее целесообразного приема по итогам восприятия литературного произведения.

Рекомендуем после просмотра буктрейлера использовать метод беседы, позволяющий осуществить работу по его содержанию. В начале можно предложить вопросы, которые позволяют определить эмоциональное отношение детей к событиям и героям литературного произведения:  Понравился ли просмотренный фильм? Почему? Кто (что) больше всех понравился? Почему? Нравится ли вам этот герой? Почему нравится (или почему не нравится)? Также рекомендуем применять вопросы, которые побуждают детей к элементарным обобщениям: Как вы думаете, что писатель хотел нам рассказать? Как бы вы назвали это произведение? Почему? Следует использовать вопросы проблемно-следственного характера, которые обращают внимание детей на мотивы поступков геров произведения: Почему так произошло? Вам интересно, что дальше произошло с персонажами? Что могло бы случиться с персонажами?

В собственной практике были использованы следующие буктрейлеры: «Сказки Андерсена», Г.Х. Андерсен «Снежная королева»,  К.И. Чуковский «Доктор Айболит», К.И. Чуковский «Телефон», В. Катаев «Цветик-семицветик», А. Толстой «Приключения Буратино», «Любимые русские сказки» и т.д.

Таким образом, проблема развития интереса к чтению у дошкольников является весьма актуальной. Одним из современных средств решения данной задачи является использование буктрейлера, представляющего собой небольшой видеоролик по мотивам детских книг, который визуализирует из содержание, что, в свою очередь, активизирует внимание детей и повышает их интерес к детским книгам, значит, и к чтению.

Литература:

  1. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений - 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
  2. Буктрейлер как инструмент продвижения книги: методическое пособие / сост. О.В. Рыкова; отв. ред., отв. за вып. Г.А. Беляева. – Вологда: ВОУНБ, 2016. – 23 с.
  3. Тихомирова, И.И. Психология детского чтения: от А до Я / И.И. Тихомирова. – М., 2004. – С. 93-103.
  4. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы на тему:Речевые игры,как средство развития любознательности и активности у старших дошкольников с ОНР.

В работе дана краткая аннотация дидактических  речевых игр и какие игры используем в работе....

Изографика, как средство развития мелкой моторики рук у старших дошкольников.

Описание опыта  работы по реализации авторской  программа «Волшебная  нить», основной  целью  которой  стало  создание  условий  для  ...

"Применение информационно-коммуникативных технологий как средство развития интереса к чтению"

Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым требования ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию д...

статья " Формирование интереса к чтению у старших дошкольников"

Включая в круг детского чтения очень интересных рассказов Николая Николаевича Носова, мы планировали увеличить интерес ребят к книгам, развить желание читать...

«Развитие интереса к искусству у старших дошкольников»

В данной статье предлагаются некоторые упражнения на развитие интереса к искусству у старших дошкольников....

Методическая разработка: "Педагогическая оценка как метод развития интереса к рисованию у старших дошкольников "

Современной психологией и педагогикой давно доказан тот факт, что в процессе изобразительной деятельности осуществляется разностороннее развитие ребенка дошкольного возраста. Недаром один из великих м...

Доклад : БУКТРЕЙЛЕР как инструмент повышения интереса к чтению у старших дошкольников»

«Чтение –это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» ...