«Развитие интереса к искусству у старших дошкольников»
статья по музыке (старшая, подготовительная группа)

Балакина Юлия Павловна

В данной статье предлагаются некоторые упражнения на развитие интереса к искусству у старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.74 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 357

«ОЛИМПИЙСКИЕ НАДЕЖДЫ» С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Статья

«Развитие интереса к искусству у старших дошкольников»

                                                                   

                                     Автор статьи:

                                                                            муз.руководитель Балакина Ю.П.

                                             

Санкт Петербург

2019 г.

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ИСКУССТВУ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Интерес как очень сложное и значимое для личности образование имеет множество различных трактовок и рассматривается как избирательная направленность психических процессов человека на объекты окружающего мира; как тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, деятельностью, которая приносит удовлетворение; как мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной; это особое избирательное отношение к окружающему миру, его объектам, явлениям, процессам. Таким образом, понятие интерес не умозрительно, оно отображает объективно существующие отношения личности, которые появляются в результате влияния реальных условий жизни и деятельности человека, в нем выражено единство  объективного и субъективного. Предметом интереса является не все, а лишь то, что имеет для человека необходимость, значимость, ценность и привлекательность и всегда принимает характер двустороннего отношения: если предмет интересует, это значит, что этот предмет интересен.

Классификация интересов достаточно многомерна. Они классифицируются по содержанию, объему (широкие, узкие), силе (активные, пассивные), степени стойкости (устойчивые, неустойчивые), дифференцированности (аморфные, разлитые, дифференцированные, многосторонние), объекту (научные, эстетические), направленности (на процесс деятельности, на результат, на то и другое вместе), в которых отражены объективные тенденции развития интереса.

В статье предметом изучения является развитие интереса к искусству у старших дошкольников, который автор рассматривает как избирательную направленность личности, обращенную к искусству как области познания, выраженную в стремлении овладеть знаниями об искусстве. В развитии интереса к искусству у старших дошкольников автор исходит из общих педагогических положений: чтобы обнажать в педагогическом процессе объективные возможности интересных сторон, явлений окружающей жизни, возбуждать и постоянно поддерживать у детей состояние активной заинтересованности окружающими явлениями, моральными, эстетическими, научными ценностями, всей системой обучения, формировать интерес как ценное свойство личности, содействующее ее творческой активности, целостному развитию.

Становление и развитие интереса — процесс сложный, совершенствующийся в ходе развития личности и в значительной мере зависящий от индивидуального опыта жизни и деятельности ребенка, определяется теми жизненными отношениями, в которых этот ребенок находится, что обусловливает необходимость возрастного и личностно-ориентированного подхода в развитии интереса. Пробуждение интереса дошкольников тесно связано с новыми отношениями, в которые они вступают с приходом в детский сад, узнавание нового вызывает богатые переживания, дети совершают важнейшие открытия благодаря накопленным знаниям. Их интерес постепенно проецируется не только на отдельные стороны содержания учебного материала, а на все содержание в целом. Появляется интерес к явлениям природы, животным, общественной жизни и, рождаясь на занятиях, выходит за его пределы: интерес проявляется в изобразительной деятельности, драматизации, декламации и т. п., и по мере роста и систематизации знаний намечаются тенденции, связанные со стойкой особенностью интереса в какой-либо области.

Но, как указывает Г. Н. Щукина и другие ученые, исследующие проблему познавательного интереса, отличительной особенностью интересов дошкольников является их слабая дифференцированность, непрочность. Формирование интересов во многом зависит от мастерства воспитателя и педагогов, поддерживающих успешную деятельность и направляющих стремление детей к приобретению новых знаний, а также от выбора путей и средств, оказывающих методическое содействие в развитии интереса к той или иной области знаний.

Познавательный интерес как черта личности всегда развивается в деятельности. Источником развития интереса к искусству может стать деятельность, основанная нас познавательном начале. Искусство, связанное с художественной деятельностью, имеет большие познавательные возможности. Помимо воспитания чувства прекрасного и эстетической восприимчивости, формирования эстетического вкуса и развития специальных способностей ее непосредственным назначением является стремление раскрыть перед детьми мир искусства, показать его познавательную ценность. Для этого необходимо выбрать такие пути и средства, которые обогатят познавательные процессы ребенка, углубят его познания о жизни, эмоционально насытят опыт ребенка, откроют мир эстетических ценностей. В этом смысле нельзя переоценить возможности развития интереса к искусству у дошкольников.

В качестве средства развития интереса к искусству у дошкольников  выделяется педагогическая импровизация, которая выступает как специально организованное воздействие и методическое сопровождение данного процесса и обладает, на взгляд автора, функционально-педагогическими возможностями.

Импровизация, в какой бы сфере она не проявлялась, — это отход от шаблона, в ней аккумулируется способность живой природы к развитию, новым комбинациям. Без импровизационности не было бы биологического развития.

Она является условием и компонентом не только творчества, но и любого развития. Следует ли из этого, что всякое отступление от стандарта в процессе деятельности человека импровизационно? Нет, лишь то, которое осуществляется сразу, без подготовки, без предваряющего действие обдумывания, когда внешняя и внутренняя деятельность совпадают, и лишь то, при котором создается новый продукт, выступающий как таковой объективно и (или) субъективно. Импровизация — компонент деятельности, придающей ей творческий характер, выступающий условием ее развития и мерой творческой насыщенности.

В педагогической практике импровизация является незаменимым инструментом воспитания и обучения. Она активизирует знания, творческие устремления, а сам учебный процесс делает привлекательным, ненавязчивым, жизненным. Являясь необходимым условием гармоничного развития свободной личности, импровизация обучает творчеству, помогает совершать открытия, главное из которых — открытие и познание себя. Импровизируя, учитель познает тайны «смысла» познания, и раскрывается тайна другодоминатности: встречного движения к ребенку, который в потоке этой импровизации импровизирует сам.

Педагогическая импровизация раскрывается в педагогике через педагогическое творчество, которое как динамический процесс осуществляется не только во время подготовки к занятию, но и в ходе реализации задуманного, уточнения и конкретизации методов, содержания, целей обучения, заложенных в педагогическом проекте занятия, в соответствии с требованиями учебно-воспитательных ситуаций реального процесса обучения. Функцию своеобразного регулятора, контролирующего и направляющего протекание и осуществление учебного процесса в педагогически целесообразном направлении, выполняет педагогическая импровизация, которая определяется как специфическая форма преобразующей деятельности воспитателя и педагогов, проявляющаяся в момент живого общения с детьми и заключающаяся в быстром и эффективном воплощении творческого педагогического замысла, в оперативной корректировке занятия в соответствии с конкретными условиями деятельности и творческими возможностями педагога.

Введение импровизации в процесс развития интереса к искусству у дошкольников способствует возникновению заинтересованности детей процессом творчества и в то же время является тем средством, которое оказывает несомненное влияние на художественное развитие детей как составной культуры изобразительного искусства в целом. В импровизации ребенок раскрывается, а художественное творчество его не возникает само по себе, оно опирается на восприятие живописных произведений, воображение, способность создавать нечто новое на основе имеющегося знания. В ходе написания статьи был разработан комплекс творческих заданий, реализуемых через приемы, проецируемые в двух плоскостях: с одной стороны, постоянное обращение к жизненному опыту, впечатлениям дошкольников, с другой — к музыкальным произведениям, произведениям искусства в целом, в которых запечатлены знакомые детям образы, явления, ситуации. В этот комплекс творческих заданий входят:

  • ориентация на установление связи между образами и средствами его воплощения;
  • задания на выработку умений смотреть и видеть, слушать и слышать, способности видеть, замечать выразительные средства музыкальных произведений;
  • использованы были также упражнения и задания на постижение художественной целостности восприятия музыкальных произведений.

Учитывая, что в процессе развития интереса к искусству субъектом являются дошкольники, в ходе исследования, опираясь на исследование А. Н. Терентьевой [15, с. 58], был разработан комплекс импровизационных упражнений, направленных на включенность детей в импровизационно-художественную деятельность и развитие на этой основе интереса к искусству:

  1. Нахождение особых образов в природе и воплощение их в живописи. Нахождение особых образов времен года, используя жизненные впечатления детей для развития творческой активности, воспитатель (или музыкальный руководитель) предлагает нарисовать «Краски осени», обращая внимание на то, что при общей ритмической повторяемости осени, зимы, весны и лета, каждый раз можно подметить особые приметы, которых не наблюдалось раньше. Функция данного упражнения — образно направляемая, способствующая востребованности имеющегося знания и воплощению его в импровизационных рисунках.
  2. Нахождение различного в сходном. Сопоставление замыслов художественных, музыкальных и литературных произведений для развития способности находить внутренние эмоциональные связи в различных творениях искусства, близких по замыслу и в то же время отличающихся образным решением. Предлагается сравнить отрывок из симфонической фантазии «Буря» П. И. Чайковского и картину «Перед дождем» Ф. А. Васильева и образно представить это в живописной композиции. Функция данного приема импровизации — установление связей между различными видами искусства.
  3. Сравнение различные способов художественного воплощения одного и того же сюжета. Например, «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина и М. И. Глинки и сравнение зарисовок и иллюстраций к этим произведениям. Соединение этих иллюстраций и обнаружение единого полотна. Функция данного приема — формирование умений различать и синтезировать в целое казалось бы различное.
  4. Сочинение живописного полотна к предлагаемому рассказу, стихотворению. В данном приеме учащимся предлагается перевести словесные «образы природы в искусстве стихотворного жанра» в зрительные. Функция — через художественное слово способствовать включению детей в импровизационное воплощение художественного образа.
  5. Цветовое воплощение музыки — перевод музыки в эмоционально-образное содержание средствами изобразительного искусства. Это различные формы цветового моделирования:
  • выбор цветовой композиции из предложенных учителем цветов;
  • предложение стать художником и «нарисовать музыку» своими придуманными цветами;
  • создать «волшебную палитру» и нарисовать музыку;
  • в красках зафиксировать процесс движения музыкальных образов, т. е. смоделировать музыкальное произведение как интонационный процесс. Функция данного упражнения — импровизационное воплощение индивидуального восприятия музыкального произведения через соотнесение с цветовым отражением.
  1. Графическое изображение — во время звучания музыки дети «исполняют» цветными карандашами, фломастерами на листке бумаги музыкальное произведение. Функционально данное упражнение оказывает поддержку того, что в рисунках интуитивно отражаются различные признаки эмоционального переживания музыки, импровизация же работы с карандашом (линии, нажим, формы) выражает динамику музыки, ее темп, ритмическую пульсацию и соотнесение их с художественным воплощением.
  2. Изобразительное воплощение музыкальных текстов — передача средствами живописи или рисунка общего настроения музыкального произведения, черт характера персонажей. Так, мы рассказывали детям сказку о волшебной комнате, обладающей чудесными свойствами, когда в нее входит человек, она сразу «расцвечивается» в цвета, соответствующие настроению вошедшего; можно задать вопросы, например: как вы думаете, какие цвета соответствуют радости и печали? какими красками вы нарисуете радость? Или задается характер музыкального образа, а детям предлагается «перевести» его в образ пластический — красочные бабочки, рыжая лиса, бурый медведь. Функция данного упражнения — развитие умений найти цветовое и пластическое выражения, характеризующие эмоциональное состояние данного музыкального произведения.
  3. Изображение природы и выражение разного настроения. Данный импровизационный прием функционально направлен на формирование умения изображать с помощью цвета эмоциональное состояние природы. Например, можно обратиться к «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, где море является непосредственным действующим лицом сказки, и настроение его все время меняется.
  4. Импровизация на художественное «домысливание» увиденного. Например, воспитатель рассказывает ребятам, что великий итальянский художник Леонардо да Винчи любил разглядывать разводы цветовых пятен на камнях, облака, выискивая в их неопределенных формах образы своей фантазии. После такого вступления детям предлагаются листы бумаги с пятном неопределенной формы и предлагается пофантазировать, увидеть в этом пятне какой-нибудь предмет, человека, животное или фрагмент изображения какого-то крупного предмета, и все, что подскажет им фантазия, нарисовать.
  5.  Импровизация на передачу цветовыми сочетаниями разных чувств человека (грусти, радости, страха, восторга, ликования). В предлагаемом сюжете репродукции картины дети обнаруживают настроение художника, изображаемого сюжета и его главного образа. Функция данного упражнения — приобщение к чувственной стороне искусства.
  6.  Импровизация на развитие способностей к перевоплощению. В одном упражнении импровизационная деятельность осуществляется через предложение детям нарисовать эпизод сказки от имени медведя, лисы, зайца. Функция подобного импровизационного упражнения — в развитии способности к перевоплощению и воспроизведению этого образа в художественном живописном оформлении.
  7.  Импровизация на уточнение детали. Детям предлагается ответить на поставленные вопросы: о чем думает мальчик на картине? куда идут люди на картине? Свои ответы школьники должны мотивировать. Функция данного упражнения — развитие понимания логики и глубины художественного образа.

Автор полагает, что в результате применения комплекса импровизационных упражнений произойдут значительные изменения в показателях интереса к искусству у старших дошкольников. Старшие дошкольники будут воплощать импровизационные идеи в художественные образы музыкальных произведений, живописно обогащать явления природы, входить в художественные образы и презентовать авторские замыслы с позиции собственного видения.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с искусством живописи"

Художественное образование и воспитание средствами искусства – неотъемлемая часть достойного образования. «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасн...

Методическая разработка: "Педагогическая оценка как метод развития интереса к рисованию у старших дошкольников "

Современной психологией и педагогикой давно доказан тот факт, что в процессе изобразительной деятельности осуществляется разностороннее развитие ребенка дошкольного возраста. Недаром один из великих м...

"Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия музыкального искусства у старших дошкольников"

Добрый день! Предлагаю Вашему вниманию статью "Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия музыкального искусства у старших дошкольников". К статье прилагается презентация....

БУКТРЕЙЛЕР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье описывается актуальность использования технических инноваций современности в виде буктрейлера как средства развития интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста. Автором раскрывают...

Дидактические игры как средство развития творческих способностей и приобщения старших дошкольников к декоративно-прикладному искусству

Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств эстетического воспитания - помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в иску...

«По пути к добру и свету». О развитии интереса к поэзии у старших дошкольников.

Поэзия всегда была интересна для детей любого возраста. Заучивание стихов, их понимание приносит огромную пользу: расширяется кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию, развивается ...