Доклад "Проектная деятельность в детском саду"
учебно-методический материал (старшая группа)

Сартакова Екатерина Олеговна

Проект - это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них - это детская самодеятельность, конкретное творческое дело, поэтапное движение к цели; это метод морганизованного освоения ребенком окружающей среды; это звено в системе воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_proektnaya_deya-t_v_dou.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель старшей группы Сартакова Е. О.

Проектная деятельность в детском саду

Становление современной системы образования требует существенных изменений в педагогической теории и практике ДОУ; совершенствование педагогических технологий.

На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной, созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблем, является
метод проектной деятельности.                                            

В настоящее время во многих ДОУ педагоги  используют в своей работе метод проектов. Что же это такое?

Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, конкретное творческое дело, поэтапное движение к цели; это метод организованного освоения ребенком окружающей среды; это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.

Целью проектной деятельности в ДОУ является развитие свободной творческой личности

Задачи развития:

  1. Развитие творческого воображения и мышления.
  2. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.
  3. Развитие коммуникативных навыков.
  4. Развитие познавательных способностей.

Участники тематических проектов ДОУ:

  • Дети;
  • Родители;
  • Педагоги.

Типология проектов в ДОУ:

  • По доминирующему принципу: (творческие, исследовательские. информационные, игровые)
  • По характеру содержания и информативности: (монопроекты, интегративные)
  • По роли ребенка в проекте:  (исполнитель, заказчик, ведущий, эксперт)
  • По характеру контактов: (среди детей одного возраста, другой возрастной группой, внутри ДОУ, с родителями))
  • По количеству участников: (индивидуальный, парный, групповой, фронтальный)
  • По продолжительности: (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный)

Формы презентации:

  • Открытый показ
  • Праздник
  • Спектакль, концерт
  • Выставка, конкурс
  • Реклама, газета
  • Рассказ, буклет

В практике работы современных дошкольных учреждений в настоящее время используют следующие виды проектов:

  1. Исследовательско– творческий. Дети экспериментируют, а результаты оформляют в виде газет, драматизаций, детского дизайна.
  2. Ролево– игровые. С элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.
  3. Информационно-практико-ориентированные. Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы. (Оформление группы и ее дизайн, витражи и др.)
  4. Творческие. (Оформление результата в виде детского праздника, детских дизайнерских решений.)

В практике выделяют следующие этапы работы над проектами.

  • Поисковый: определение темы проекта
  • Аналитический: постановка цели проекта, определение задач, подготовка к реализации
  • Практический: основной этап реализации проекта (работа с дошкольниками, работа с родителями, оснащение предметно-развивающей среды)
  • Контрольный: завершающий этап (результат, продукт деятельности)

Педагогическая значимость проектного метода:

1. Проектный метод является методом целенаправленного, практического действия, открывает возможность формирования собственного, жизненного опыта ребенка;

2.  Проектный метод исходит из детских потребностей и интересов, а также познавательных возможностей каждого ребенка;

3.  Проектный метод хорошо сочетается с принципом событийности, который предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему;

4.  Проектный метод отражает деятельный подход в воспитании и отражает субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе.

Педагог может обеспечить следующие  условия для успешного проектирования:

  •  учет интересов каждого ребенка;
  • деятельность детей без принуждения;
  • предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы;
  • совместное со взрослым поэтапное достижение цели;
  • тематика (проблема) из ближайшего окружения дошкольника, адекватная его возрасту.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем. Сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Проекты, вне зависимости от вида, нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации.

В младшем возрасте тему проекта предлагают взрослые.

В средней группе тема проекта инициируется как взрослыми так и детьми. Если тему проекта инициирует взрослый, то к началу воспитатели подбирают соответствующую возрасту детей мотивацию (это могут быть иллюстрации, книги, предметы по теме, истории, сюрпризные моменты).

В старшем возрасте тема проекта инициируется детьми, а воспитатель ведёт опрос (“Какую тему для обсуждения вы предлагаете?”. “Кого ещё интересует тема, предложенная Леной?”. “Сколько детей выбрали эту тему?”. “А сколько детей интересуется темой, которую выбрал Игорь?” “Какую тему выбрало большинство детей?”) -  детям даётся право принять самостоятельное решение в выборе темы проекта.

Таким образом, в ходе реализации проекта происходит формирование определенной позиции по конкретному вопросу у каждого ребенка, дети получают возможность раскрыть свою творческую жилку, показать всем свою индивидуальность. Все это крайне благоприятно сказывается на развитии личности ребенка, способствует формированию нормальной самооценки.

Литература.

  1. О.И.Давыдова, А.А. Майер, Л.Г. Богославец. Проекты в работе с детьми. Сфера М.2012
  2. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников» Мозаика-Синтез М.2014

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Средства и формы организации художественно-эстетической деятельности в детском саду. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

Средства и формы организации художественно-эстетической деятельности в детском саду. Нетрадиционные  техники рисования в детском саду....

Мастер - класс для воспитателей детского сада "Организация театральной деятельности в детском саду"

Мастер-класс направлен на эффективное обучение воспитателей методам и приёмам работы над образом в театрализации. ...

Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»

Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»АктуальностьСегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности ...

Семинар-практикум для воспитателей детского сада "Использование возможностей конструирования в начальной образовательной деятельности в детском саду"

Семинар-практикум был организован в рамках проекта "Будущие инженеры". В начале занятия педагогам был предложен доклад по  теме, а затем организовано практическое занятие, в ходе которо...

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...

Консультация для воспитателей детского сада. Организация театрализованной деятельности в детском саду в летний период

Лето вносит большие перемены в организацию учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Ведущими видами деятельности дошкольников становятся игры, досуги, развлечения и оздоровительные мероприятия, а преобл...