Руководство игровой деятельностью детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа)

Кочнева Дарья Александровна

Статья на тему того, насколько важное место в жизни ребенка занимает игра. И как взрослому человеку помочь малышу научиться играть, не доминируя над ним, а лишь открывая возможности и помогая развиваться в гармонии с окружающим миром.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Руководство игровой деятельностью детей младшего дошкольного возраста

«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…»

А. С. Макаренко

Игра, через это увлекательное занятие ребенок учится понимать мир взрослых, людей, приобретает новые навыки и формы общения, знакомится со всем, что есть вокруг него и пытается применять все на деле. В игре дети развивают воображение, самостоятельность, творчество, инициативность. В определенный момент ребенок сталкивается с тем, что рядом есть такие же дети, как и он, и они тоже играют: похоже или по-другому, горизонты игры расширяются и появляются новые аспекты. Объединяясь с кем-то еще ребенок сталкивается стем, что его интересы и желания порой отличны от потребностей остальных, и в таких случаях возникают ситуации, из которых необходимо найти выход: поделиться, уступить, отдать, обменяться, предложить что-то иное, часто для этого требуется некто более опытный и мудрый, кто подскажет, направит, поможет исправить, помирит и даст толчок для развития новой ветви игровых отношений. «Игра — это школа морали не на словах, а на деле»

Д. Б. Эльконин.

Но как же сделать так, чтобы помочь малышам разобраться в ситуации, не нарушить процесс игры, грубо навязав свое мнение, а лишь подтолкнуть, показать варианты, дать возможность выбора самим играющим. В этом и состоит важнейшая задача педагога. А как овладеть этим искусством, попробуем разобраться чуть ниже.

Исследователь детских ролевых игр дошкольников Р. И. Жуковская выделяла следующие приемы руководства игрой детей.

- совет, напоминание, рассказ педагога детям, которые помогают ребенку

направлять игру, развивать ее сюжет;

- наглядный показ, участие взрослого в игре в сочетании с советом;

- наблюдение за ходом игры;

- индивидуальный подход к детям в игре;

- предложения, разрешение детских конфликтов;

- поощрения детей.

Изучая работы различных теоретиков, работающих над проблемой игровой деятельности дошкольников, получаем вывод, что для возникновения и развития творческих игр необходимы такие условия:

- обогащение впечатлений детей об окружающем мире;

- обеспечение их игровым материалом через богатую предметно-

игровую среду;

- соответствующее игре обучение – прямое и косвенное руководство

педагогом игрой детей.

Данных подход в педагогике получил название «комплексного метода

руководства игрой».

1


Обогащение впечатлений детей может осуществляться через самые разнообразные формы работы, например:

  • наблюдения,
  • экскурсии,
  • занятия, в том числе музыкальные и физкультурные,
  • беседы, например о взрослых профессиях,
  • чтение литературы.

     Предметно-развивающая среда должна быть наполнена различными предметами, играми и игрушками, которые будут побуждать детей к игровой деятельности. Косвенное же руководство возможно через расширение знаний детей об окружающей жизни, разнообразные игровые материалы, без непосредственного вмешательства в игру детей. Прямые приемы руководства, такие как специально организованные обучающие игры, ролевое участие педагога в игре, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, дают возможность целенаправленно влиять на развитие и содержание как детей, так и их игр.

Очень важным является научить детей принимать на себя ту или иную роль. Возможно, что для этого сначала придется самому педагогу выступить в этой роли, а затем плавно уйти в сторону, передав ее кому-либо из детей. Например, игра в доктора, где взрослый сначала показывает как ведет себя врач, что говорит, как лечит, что делает во время осмотра пациента, и потом предлагает остальным попробовать себя в этой роли. Или игра в Муху-Цокотуху, которая принимает гостей с подарками, накрывает стол и всех угощает. Прекрасным вариантом будет и игра в железную дорогу, где есть несколько главных ролей: машинист, кочегар, билетер и пассажиры. Здесь задействована сразу небольшая группа детей и никто не останется в стороне. Каждый сможет попробовать себя во понравившейся профессии, должности. Будет идеально если есть возможность переодеть ребенка в ту униформу, которая будет соответствовать его роли, но сначала почитать сказку и показать картинки, чтобы детская фантазия сама дополняла образы уже входе игры.

В режиме дня детей младшего возраста обязательно должны присутствовать подвижные игры, как на прогулке, так и в группе, пальчиковые, строительные (конструкторы и прочее) и другие. В эти минуты происходит непроизвольное познание окружающего мира, развивается речь, мелкая моторика пальцев, формируются физические навыки, укрепляется здоровье, приобретаются навыки общения.

Организуя игры во время прогулки, нельзя игнорировать фактор сезонности. В холодную погоду нужно давать достаточную нагрузку, но при этом следить за каждым малышом - здоровье, возможности и форма одежды у всех разные. А значит нужно сделать так, чтобы никто не заболел после интенсивных телодвижений. Игры

должны быстро разогревать детей без ущерба для здоровья, поэтому требования к ним

надо индивидуализировать, с учетом состояния каждого воспитанника и погодных условий. Младшие дошкольники достаточно активны, они много двигаются, однако

опыт двигательной деятельности у них еще мал и однообразен. Чтобы повысить

активность и обогатить движения малышей, следует создавать соответствующие

условия, использовать различные предметы, игрушки, задания (мячи, шарики, обручи, «потянитесь», «наклонитесь», «коснитесь», «обернитесь» и так далее).

2

Ну и наконец, одна из последних в данной статье, но главнейших в жизни каждого человека — игра-труд. Приучение и приобщение к труду должно начинаться в раннем возрасте, так считал Антон Семенович Макаренко. И это очень правильно, ведь это поможет ребенку научиться ценить и уважать не только свои усилия, но и усилия окружающих людей. Труд через игру дает шанс маленькому человечку вырасти полноценным и полезным членом общества. Самое сложное — это найти такие методы, которые помогут играючи, постепенно вовлечь ребенка в трудовую деятельность. Если в группе есть живые растения, то уход за ними, рассказы о том, как это правильно делать, а также постоянные наблюдения -  это отличная возможность привить малышам чувство ответственности и любви к природе. Летние грядки — более развернутый вариант горшечных растений. Ведь тут нужна еще и прополка, и рыхление почвы, и обильный полив, в котором сможет поучаствовать каждый. Ежедневная уборка игрушек тоже может и должна превратиться в увлекательную игру. Педагогу нужно только настроить детей не на скучное занятие, а на захватывающее приключение, где каждый предмет должен обязательно найти свое место: машинка приехать в гараж, уточка доплыть до гнезда с утятами, кукла лечь в кроватку, чтобы не остаться на улице ночью, а конструктор должен сложиться обратно в большую коробку, но просто так, а как будто у каждой детальки есть крылья и они летят поскорее в домик. Вариантов много, главное подобрать такой, чтобы дети в него не только поверили и с удовольствием поиграли еще раз, но и помогли воспитателю навести порядок в группе. По согласованию с младшим воспитателем можно организовать игру в помощников повара, когда дети, как маленькие поварята, после приема пищи приносят на кухню грязную посуду. Или играют в пыльную команду, протирая влажными тряпочками пыль со своих столов и стульчиков.

Итак, подведем итоги:

- создать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями,
учитывать уровень развития детей.
- Эффективным приемом руководства играми детей младшего
дошкольного возраста является прямое участие педагога в игре детей на
главных ролях, с плавным выходом из нее и сторонним наблюдением.
- В руководстве детей важное место занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку самостоятельно играть.

- Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения
за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.

- Педагогам необходимо стараться не занимать время, отведенное для игры
другими видами деятельности. Все это способствует развитию самостоятельности и социализации.

Играйте со своими воспитанниками, предлагайте сюжеты и пусть они предлагают вам. Прислушивайтесь к интересам детей, наблюдайте, объясняйте, помогайте, трудитесь вместе с ними, показывая своим примером, что и как надо делать. Хвалите и поощряйте, дети младшего возраста особенно чувствительны к оценке взрослых и в это время легко сломать и загубить зарождающуюся самооценку и инициативу. Важно уметь не самому вести игру, а сделать так, чтобы малыши сами хотели, придумывали, участвовали, привлекали воспитателя в свою игру.

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар " Руководство игровой деятельностью детей младшего дошкольного возраста"

Руководство игровой деятельностью детей младшего возраста...

Особенности руководства игровой деятельностью детей младшего дошкольного возраста.

Игра - это одна из форм обучения, когда в процессе игры дети  получают те знания и совершенствуют те умения и навыки, которые в будущем будут задействованы в жизни....

"Руководство игровой деятельностью детей младшего дошкольного возраста"

Игра - доступная и привлекательная для ребенка деятельность. Она способствует сохранению его душевного равновесия, дает ощущение психологического комфорта, доставляет радость и удовольствие....

Организация и руководство игровой деятельностью детей младшего дошкольного возраста

в статье определена сущность понятий «игра», «руководство», «педагогическое руководство», представлены этапы возникновения игры, обоснованы педагогические условия р...

«РУКОВОДСТВО ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Целью работы по «Руководству игровой деятельностью детей младшего дошкольного возраста » является раскрыть методы, формы, приёмы и создание благоприятных условий для полноценного проживани...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «РУКОВОДСТВО ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Целью работы по «Руководству игровой деятельностью детей младшего дошкольного возраста » является раскрыть методы, формы, приёмы и создание благоприятных условий для полноценного про...

Руководство игровой деятельностью детей младшего дошкольного возраста.

Целью работы по «Руководству игровой деятельностью детей младшего дошкольного возраста » является раскрыть методы, формы, приёмы и создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком д...