Организация и руководство игровой деятельностью детей младшего дошкольного возраста
статья

Труфанова  Анастасия Александровна

в статье определена сущность понятий «игра», «руководство», «педагогическое руководство», представлены этапы возникновения игры, обоснованы педагогические условия развития игры детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_akinut_na_sayt_20020_dekabr.docx30.82 КБ

Предварительный просмотр:

Организация и руководство игровой деятельностью детей младшего дошкольного возраста                                                                                                                

   А. А. Алиева

        Аннотация: в статье определена сущность понятий «игра», «руководство», «педагогическое руководство», представлены этапы возникновения игры, обоснованы педагогические условия развития игры детей младшего дошкольного возраста.

        

В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, оказывающая большое значение для развития ребенка дошкольного возраста (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.).    

Конвенция о правах ребенка гласит:  «Каждый ребенок имеет право на игру, отдых,  на участие в культурной и творческой жизни. Взрослые ответственны за соблюдение этого права, они должны обеспечить детям все возможности для свободной самостоятельной активности, которую дети сами выбирают» (статья 31).

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) решение задач развития детей в образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие – должно быть направлено на приобретение опыта в игровой деятельности. В документе подчёркивается, что игра является содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с детьми [5].

Игра – ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Исследования авторов  (Ю.А. Акимова, Р.И. Жуковская, Н.В. Краснощекова, Н.Я.  Михайленко и др.) доказывают, что воспитательный процесс поднимается на более высокий уровень благодаря включению в него игры. Игра содействует развитию познавательных возможностей дошкольников, стимулирует творческие процессы их деятельности, создает комфортную психологическую атмосферу, дает возможность организовать ситуацию успеха.

Вместе с тем в настоящее время в дошкольных образовательных организациях (ДОО) наблюдается «вытеснение» игры учебными занятиями, студийной и кружковой работой. Игры детей бедны по содержанию, тематике, в них отмечается многократная повторяемость сюжетов, преобладание манипуляций над образным отображением действительности (Н.А. Короткова, Н. Я. Михайленко).

Причины «вытеснения» игры в образовательном процессе ДОО заключаются в  переходе отечественной дошкольной педагогики на новый этап развития. Сегодня в жизни современного дошкольника появилось много источников знаний (книги, телевидение, общение со взрослыми вне детского сада). В педагогическом процессе детского сада давно выделены обучающие занятия, на которых решаются интеллектуальные и иные задачи. Все это позволяет игре «освободиться» от чисто дидактической функции «проработки» знаний.

Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, игра, как и любая другая человеческая деятельность, возникает у ребенка не спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею – «умеют играть».

В современном детском саду чаще всего уделяют большое внимание материальному оснащению игры, а не развитию самих игровых действий и формированию у детей игры как деятельности. Как утверждают современные исследования Н.А. Коротковой, Н.Я Михайленко, для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к игре детей, педагогам необходимо хорошо понимать ее природу, иметь представления о специфике ее развития на протяжении дошкольного возраста, а также уметь играть с детьми [3].

Термин "руководство" трактуется как деятельность лица, связанная с непосредственным управлением персоналом [1]. Исходя из данного определения, под педагогическим руководством мы будем понимать деятельность педагога, направленную на контроль поведения детей.

Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста развивается под влиянием воспитания и обучения. Доказано, что развернутая игра требует квалифицированного руководства, без которого игровая деятельность остается бедной и однообразной [1].

Педагогическое мере руководство всем игровой само деятельностью иной заключается игры в организации свои игрового игры пространства, знакомстве дети с игровым мере материалом, наблюдением цели за сохранением быть сюжета сами и исполнением игры роли [1].

В последние зоне годы ввиду игры того, что отмечается игры недостаточно сами высокий игры уровень была сформированности есть игровой игры деятельности само у детей игры дошкольного этом возраста, предлагается свои рассматривать быть руководство ходу игрой года как процесс мере постепенной есть передачи игры дошкольникам игры усложняющихся ходу способов иной построения игре игры. Передача игры способов этом осуществляется игры в совместной быте игре взрослого игре и детей.

В рамках этом ДОО, когда быть в соответствии быть с образовательной быть программой свои решается игры комплекс игры образовательно-воспитательных игры задач, а также игре присутствует есть ряд необходимых ходу режимных всем моментов, игра не может дети быть преобладающей игры по времени игры деятельностью, но при этом в ДОО обязательно игры должны игры быть созданы игры условия, позволяющие этом ребенку игры в полной была мере овладеть игре игровой ходу деятельностью свои во всем ее богатстве игры и многообразии.  

Для того чтобы дети игра, возникнув, перешла быть на более этом высокий веру этап развития, необходимо быть ее грамотно ходу организовать. Воспитатель игра должен игре знать игре особенности игре организации году игры в детском игры коллективе. Руководство иной игрой само требует дети профессионального была мастерства всем и любви игре к детям, основанного свои на знании игра педагогики игра и психологии этом игры. Воспитатель быть должен быть направлять годы игру, не разрушая сами ее, сохранять иной самодеятельный игре и творческий игра характер игра игровой игре деятельности зоне детей, непосредственность ходу переживаний, веру в правду была игры.

Педагог игры влияет игре на игровой дети замысел быть и его развитие, обогащая была содержание быть жизни игре детей: расширяет игры их представления свои о труде игре и быте взрослых, о взаимоотношениях быть людей года и тем самым веру конкретизирует была содержание этом той или иной игровой игры роли. Все эти способы само не прямо игры воздействуют быть на игру, а направлены дети на более того глубокое этом раскрытие года тех источников, из которых году дети черпают игры ее содержание, на обогащение быте их духовного этап мира.

Педагогическое игры руководство была в процессе зоне игры имеет годы свои особенности: оно способствует игре развитию этом ее замысла, расширению игры содержания, уточнению года игровых того действий, ролей, проявлению свои доброжелательных быть отношений. Воспитатель мере должен иной стремиться быть к тому, чтобы дети эти отношения игры закреплялись, становились мере реальными цели отношениями игре детей дети и вне игры. Руководство игры игрой само не должно ходу быть навязчивым, вызывать дети у дошкольников игра протест, выход есть из игры. Уместны того наводящие ходу вопросы, советы, рекомендации.

Выделяют игре следующие игре методы игре руководства году игрой:

•        Метод быть прямого году руководства игры – ролевое игры участие цели в игре, участие игре в сговоре игры на игру, разъяснение, помощь, совет, обсуждение игра игр с перспективой дети на дальнейшее зоне развитие.

•        Метод этом косвенного года руководства игре – обогащение веру знаниями, внесение дети игрушек, использование этом сюрпризных свои моментов.

•        Метод быть комплексного году руководства всем – планомерное этап обогащение игре опыта сами детей, обучающие ходу игры, своевременное того изменение свои предметной игре игровой того среды, активизация игры общения этом воспитателя всем с детьми само в процессе зоне игры.

Современный этап подход есть к организации игры игры предлагают всем исследователи быте Н.Я. Михайленко году и Н.А. Короткова этап [3]. Суть предлагаемого игра подхода игре заключается ходу в поэтапной ходу передаче игре детям само усложняющихся была игровых сами умений игре (способов веру построения быть игры) в процессе игры совместной игре деятельности быте взрослого игре с детьми.

 Уровень игры развития быть игры в значительной само степени всем зависит быть от методических игре приемов игры руководства, осуществляемых иной взрослыми. Особое зоне значение само имеет того содержательное быть общение веру взрослого ходу с ребенком того во время игры игры, которое этом формирует само новые игры прогрессивные быть способы игры действий веру ребенка.

Для формирования быть инициативы зоне и самостоятельности игре в игре Е.В. Зворыгина ходу считает, что важно всем знать веру специфику иной игрового сами действия: оно всегда этом направленно этом на достижение игры определенной игры цели с учетом быть игровых свои условий. По ходу игры ребенок игре решает этом ряд игровых игры задач, в которых игры он учится игре ставить игре цель, учитывать сами и готовить года условия игры ее достижения, усваивает игры новые, более игры сложные этом способы игры действия. Все это обеспечивает ходу развитие игре игровой само деятельности. Следовательно, само формирование всем игры можно всем рассматривать игры как предъявление всем детям года усложняющихся игре игровых ходу задач, подведение игры их к самостоятельной игре постановке года и самостоятельному годы решению. Поэтому, продолжает быть рассуждение сами Е.В. Зворыгина, необходимо веру создать цели особую ходу проблемную свои игровую дети ситуацию, то есть поставить этом детей года перед игре такой того игровой дети задачей, которая сами им интересна, которую цели они захотят этом решать иной сами [1].

Один из наиболее игре эффективных быть методических быть приемом ходу руководства сами игрой есть – создание этап в игре проблемных есть ситуаций, которые веру побуждают дети ребенка игре к самостоятельному, инициативному быть решению году игровых быть задач, что способствует мере развитию игры мышления игре (Е.В. Зворыгина, C.Л. Новоселова, H.H.Поддьяков, K.JI. Печора).  Исследования игры Е.В. Зворыгиной, Е.О. Смирновой цели показали, что дети на 4-м году жизни того решают мере проблемные игре ситуации, которые этом опираются само на их жизненный этом опыт.  Взрослому игры важно игра поставить есть ребенка игре перед году такой игре задачей, которая ходу была бы ему интересна, которую была он захотел дети бы решить цели самостоятельно. Если игровая игры проблема, поставленная само перед иной малышом, опирается игры на его опыт, лежит игры в зоне «ближайшего быть развития», ребенок ходу решает этап эту задачу. При этом проявляется того его познавательная игры активность, которая игры выражена веру в том, что он сам ставит быть в игре проблемы дети и решает есть их, выходя ходу за пределы мере игровой годы задачи, поставленной этом взрослым мере [1; 4].

В игре детей игра 4-го года жизни мере предметы-заместители свои становятся есть многофункциональными, когда того один предмет-заместитель ходу заменяет игры различные сами предметы: палочка быть — нож, ложка, градусник, ручка, игла; цилиндр была — мороженое, хлеб; бумага веру — полотенце, билет, рецепт, одеяло.

Для этого, чтобы игра развивалась как творческая деятельность необходимо создавать особые психолого-педагогические условия, к которым относятся [1]:

1. обогащение жизненного опыта детей и его осознание очень важно: именно оно лежит в основе сюжетных игр детей. Для этого можно организовывать наблюдения за действиями взрослых и сверстников, обсуждать и комментировать их. Важно привлекать детей к посильному участию в жизни группы (они могут по предложению воспитателя принести тарелки, разложить ложки, раздать хлеб, поправить одеяло и подушку на кроватке и т.д.). Читая детям детские книжки, можно рассматривать и обсуждать картинки, рассказывать доступные пониманию малышей интересные истории из жизни взрослых, детей, животных.

2. Личностно-ориентированное общение взрослых с детьми является необходимым условием возникновения и развития игры, т.к. ребенок вступает в игровое взаимодействие только с теми взрослыми, с которыми у него установлен эмоционально-положительный контакт, сложились партнерские, доверительные отношения. Поэтому, вовлекая ребенка в игру, воспитатель должен стремиться к партнерству. Знакомя ребенка с сюжетом игры, показывая ему игровые действия, следует отказаться от поучающего тона, замечаний. Важно помнить, что игра прежде всего должна доставлять ребенку удовольствие. Воспитатель может заинтересовать ребенка игрой лишь тогда, когда сам эмоционально включен в нее.

Таким образом, в ходе изучения и анализа психолого-педагогической литературы, мы пришли к следующим выводам:

– в научной литературе сложились следующие методы руководства   игровой деятельности: прямого руководства, косвенного руководства, комплексного руководства.

– педагогическими условиями развития игры детей младшего дошкольного возраста являются: обогащение жизненного опыта детей и личностно-ориентированное общение взрослых с детьми.

Литература

  1. Зворыгина, Е.В. Педагогические условия формирования игры // Дошкольное воспитание. – 1999. - №5. – С. 33-38
  2. Зворыгина, Е.В., Комарова, Н.Ф. Особенности формирования игровой деятельности детей в младшей группе // Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. – Москва : 1999. – С. 36-41
  3. Михайленко, Н.Я., Короткова, Н.А. Овладение игровыми умениями в дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание. – № 5. – 1999. – С. 55-58
  4. Смирнова, Е.О. Структура и варианты игры дошкольника // Психологическая наука и образование. – 2010. – №3. – С. 62-69.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Москва :  2013. – 31 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар " Руководство игровой деятельностью детей младшего дошкольного возраста"

Руководство игровой деятельностью детей младшего возраста...

Особенности руководства игровой деятельностью детей младшего дошкольного возраста.

Игра - это одна из форм обучения, когда в процессе игры дети  получают те знания и совершенствуют те умения и навыки, которые в будущем будут задействованы в жизни....

"Руководство игровой деятельностью детей младшего дошкольного возраста"

Игра - доступная и привлекательная для ребенка деятельность. Она способствует сохранению его душевного равновесия, дает ощущение психологического комфорта, доставляет радость и удовольствие....

Руководство игровой деятельностью детей младшего дошкольного возраста

Статья на тему того, насколько важное место в жизни ребенка занимает игра. И как взрослому человеку помочь малышу научиться играть, не доминируя над ним, а лишь открывая возможности и помогая развиват...

«РУКОВОДСТВО ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Целью работы по «Руководству игровой деятельностью детей младшего дошкольного возраста » является раскрыть методы, формы, приёмы и создание благоприятных условий для полноценного проживани...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «РУКОВОДСТВО ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Целью работы по «Руководству игровой деятельностью детей младшего дошкольного возраста » является раскрыть методы, формы, приёмы и создание благоприятных условий для полноценного про...

Руководство игровой деятельностью детей младшего дошкольного возраста.

Целью работы по «Руководству игровой деятельностью детей младшего дошкольного возраста » является раскрыть методы, формы, приёмы и создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком д...