«Семейный тимбилдинг» как способ социализация семей из группы риска.
статья

Золоторева Тамара Александровна

В статье говорится о методах и способах работы с семьми "группы риска" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynyy_timbilding.docx25.43 КБ

Предварительный просмотр:

«Семейный тимбилдинг» как способ социализация семей из группы риска.

В счастливой и дружной семье нуждаются все члены семьи, как взрослые, так и дети. И чтобы стать ей, не обязательно придумывать многочасовые совместные игры или развлечения. Самое важное уважать мнение каждого из домочадцев, учитывать интересы всех членов семьи и поддерживать друг друга в трудную минуту.2 Когда речь идёт о работе психолога с семьёй, то это часто тяжёлый разбор ситуаций, выявление комплексов у кого-то одного или у всех домочадцев сразу, болезненное преодоление и переоценка жизни.

Да, в некоторых случаях это – единственная возможность вытащить одного члена семьи из депрессии. Если же мы хотим понять, что такое психология семейных отношений, то надо работать именно с семьёй как с единым организмом. Важно перед семьёй поставить задачу, которая должна решаться сообща родителями и детьми.3 Психологи разработали  и разрабатывают эффективные способы, объединяющие и укрепляющие отношения в различных коллективах. Эти способы направлены на оказание комплексной социально-психолого-педагогической реабилитации семей стоящих в базе данных службы сопровождения семей с детьми, семей оказавшихся в трудной жизненной ситуации, не нарушая целостности семьи.

Для успешной реализации  инновационного проекта «Социализация семей из группы риска средствами сетевого взаимодействия ДОУ с социальными институтами города Новоалтайска»,  наш коллектив ищет современные способы, методы  и технологии.

Одним из эффективных методов, на наш взгляд, является метод «Семейного тимбилдинга», который достаточно хорошо используется  для сплочения команд в различных крупных бизнес компаниях.

Тимбилдинг в переводе с английского означает «командообразование». На самом деле, тимбилдинг – это комплекс игр и упражнений, с помощью которых из обычных участников со своими слабостями и недостатками формируется уверенная, сплоченная семья.

Различные игры, в том числе и игры  на свежем воздухе, направлены на то, чтобы малознакомые люди или просто знакомые и коллеги лучше узнали друг друга, подружились и таким образом стали настоящей командой. Но идеи тимбилдинга так же отлично подходят и для работы с семьями. Это отличный вариант и для семейного досуга, потому что идеи для совместных занятий и игр очень интересные. Они позволяют не только провести совместное время с пользой, но и наладить положительную атмосферу в семье и коллективе, а так, же развить коммуникативные навыки каждого из члена семьи, укреплять институт семьи и повышать социальный статус семьи. Доверительные отношения с семьей в офисе гораздо проще наладить в атмосфере игры, соревнований, на природе, в спортивной форме одежды. Нейтральная территория раскрепощает всех членов семей, игровая, спортивная, походная ситуация стирает границы между специалистами, психологами, педагогами и другими сотрудниками учреждения и детьми, родителями.

Выбор вида тимбилдинга  и его конкретного направления зависит от общих предпочтений родителей, размера семьи и от возраста детей.

Этот метод эффективен в условиях детального изучения семьи, в которой существуют проблемы в семейных отношениях, а также тщательной проработки сценария предстоящего мероприятия.

Кроме всего этого, тимбилдинг отличное средство для преодоления семьёй психологических барьеров при общении со специалистами учреждения.

Наряду с категорией семей СОП, «группы риска», семей оказавшимися в трудной жизненной ситуации, в проект мы привлекаем социально-благополучные семьи, с устойчивыми семейными традициями. Эти семьи привлекаются к работе в качестве примера, для того чтобы показать социально не благополучным семьям иную, более перспективную модель поведения, общения, внутрисемейных отношений. К тому же, социально-благополучные семьи исполняют роль волонтеров при организации семейных мероприятий и творческих вечеров.

 «Семейный тимбилдинг», на наш взгляд, поможет нам:

- способствовать сплочению семьи, укреплению внутрисемейных отношений;

- развивать семейный потенциал;

 - приобщать членов семьи к здоровому образу жизни;

-  побуждать мотивацию и  интерес к спорту;

- повышать социальный статус семьи;

-  развивать желание проводить совместный досуг.

В результате проделанной работы уже сегодня мы видим заинтересованность семей к участию в проекте через  активное доброжелательное сотрудничество с учреждением.

При реализации нашего инновационного проекта мы используем следующие виды  тимбилдинга:

- Спортивный тимбилдинг – совместные  эстафеты, квесты, старты..;

- Психологический тимбилдинг - тестирование, выполнение заданий связанных с диагностикой и коррекцией семьи;

-Творческий тимбилдинг - участие в музыкальных, творческих мероприятиях, мастер-классах;

-Тимбилдинг - консультирование – индивидуальные встречи семьи с психологом;

-Экскурсионный тимбилдинг;

-Участие в акциях и флешмобах;

-Участие в тренингах, родительских всеобучах, круглых столах;

-Проектный тимбилдинг – участие в различных проектах.

Проект «Самый счастливый день в моем городе», который мы реализовали совместно с нашими семьями  прошел под девизом «Семья – это вместе».  Этапы реализации проекта:

1 этап – Обсуждение проблемы и сбор идей.

В процессе общения семей, проявивших желание участвовать в проекте про счастливый день в родном городе,  мы получили огромное количество  оригинальных идей! Дети и их родители рассказывали нам о своих эскизах, задумках и «изюминках» оформления проекта, они невольно обратились к воспоминаниям из своей жизни. Им хотелось словами выплеснуть те эмоции, те знания, те мысли, которые сопровождали их творческие идеи.  

2 этап - «Словотворчество детей и взрослых».

 Сколько приятных минут коллектив единомышленников нашего детского сада провел за чтением рассказов, стихов, сказок, созданных талантами наших родителей! Родителям захотелось рассказать малышам о своем детстве, о своих чувственных переживаниях от встречи с природой. Ребята открыли для себя то, что их взрослые родители когда-то тоже были детьми, у них были похожие чувства, мысли. С каким интересом пересказывали они истории из детства своих родителей!

Наши родители стали главными героями и авторами следующего этапа работы над проектом -

3 этап  «Счастливое место» — «Родительский форум».

Родители подбирали интересную информацию о том месте, которое будут воплощать в проекте, легенды и сказки о них. В результате кропотливой, творческой деятельности коллектива взрослых и детей, у нас накопился большой, нужный и интересный материал об интересных местах нашего города. Мы решили поделиться этой информацией с другими людьми — родителями, бабушками и дедушками, гостями нашего детского сада. Нами были приготовлены и интересно оформлены мини-брошюрки по темам: «Узнай место в городе», «Уголок лекарственных растений», «Фонтаны города Новоалтайска». После первых подготовительных этапов работы, семьи приняли участие в непосредственном создании макетов «Самый счастливый день в моем городе».

Мы считаем, что в этой совместной работе мы, взрослые, смогли увидеть природно-творческую душу ребенка и помочь ему начать подниматься от биологического начала к творческому. Мы понимаем, чем младше ребенок, тем больше ему надо давать познавать и ощущать объект через телесные, тактильные исследования, через сенсорные понятия в процессе интеллектуального и духовного познания мира на чувственно – эмоциональном уровне.  Учеными доказано, что грамотный путь становления природно-творческой сущности ребенка выглядит как следующая цепочка: физическое — сенсорное — интеллектуальное — духовное.

Мы уверены в том, что использование технологии проектирования в работе с родителями позволяет создавать такие детско-родительские отношения, которые позволяют семье и детскому саду быть вместе, нацеленными на общий результат; поддерживать друг друга в решении возникающих проблем, преодолеть существующие барьеры в отношениях, выступающие препятствием в развитии ребенка и взрослого.

Мы надеемся и уверены, что инновационная деятельность поможет коллективу педагогов нашего детского сада научиться духовному единению с родителями воспитанников, творчеству, активности, созданию и использованию новых, не менее интересных, гуманных форм работы, призванных помогать и поддерживать в жизни самое главное — наших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные формы работы социального педагога с семьями детей «группы риска.»

Основные формы работы  социального педагога с семьями детей «группы риска.»...

Презентация опыта работы по теме: "Взаимопомощь между детьми с умственной отсталостью и детьми с РАС, как способ социализации в разновозрастных группах ДОУ".

Актуальность данной темы сложно умолить. Ведь каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Для усп...

Работа с семьями из группы риска

План работы с семьями из группы риска...

Консультация для педагогов "Адаптация и социализация детей группы риска в условиях детского сада"

Консультация для педагогов "Адаптация и социализация детей группы риска в условиях детского сада"...

Траектория социализации семей из «группы риска» средствами сетевого взаимодействия ДОУ с социальными институтами города Новоалтайска

В данной статье говорится о том, какие категории семей   отнесятся к "группе риска". Какие  условия создаются  для организации деятельности  дошкольного образователь...

Основные формы работы социального педагога с семьями из группы риска

В своей работе  приходится сталкиваться с различными типами семей. Но первоочередная задача в работе с семьями группы риска, это разрешение кризисных ситуаций, которые чаще всего встречаются в се...

Конспект консультации для семей «группы риска» на тему: «Семья и о роль отца в семейном воспитании»

Уважаемые родители! Накануне мужского праздника я хочу поговорить о семье и о роли отца в семейном воспитании. Да, семья – это очень ответственная работа. Мы знаем, что для нормального развития ...