Кружок Ловкие пальчики
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

Бухтиярова Оксана Михайловна

Цель кружковой работы - создание условий для развития мелкой моторики рук через специальные упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_lovkie_palchiki.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 53»  города Новосибирска

Перспективное планирование

кружка «Ловкие пальчики»

 «Подготовка руки к письму»

(для детей 6-7 лет)

на 2021-2022 учебный год

(воспитатель Бухтиярова О.М.)

     

Пояснительная записка

“Рука является вышедшим

наружу головным мозгом”.

И.Кант

Многие родители и воспитатели, размышляя о том, как наилучшим образом подготовить детей к школе, как правило, обращают внимание на умение ребёнка считать и писать. Причём взрослые, порой, даже не представляют, насколько важно развивать у детей тонкие движения пальцев и кистей рук. А ведь развитие мелкой моторики – это одно из основных условий для того, чтобы помочь ребёнку успешно овладеть письмом.

Значимость подготовки детей к школе, в наше время значительно возросла. Ведь сейчас изменилось само содержание начального школьного обучения. Нынешняя школа предъявляет требования к тому, чтобы, будущие первоклассники, были хорошо подготовлены к обучению. Увы, зачастую это не так и уровень этой подготовки не всегда соответствует ожидаемым требованиям.

Из всех трудностей на начальном этапе обучения довольно часто у детей возникают сложности с письмом: у них быстро устаёт рука, «пляшет» строчка, правильное написание букв «хромает», порой встречается даже, так называемое «отзеркаливание» письма. Зачастую дети путают понятия "право", "лево", "строка», «страница", "лист", не успевают за темпом работы класса. Вышеназванные затруднения вызваны слабо развитой мелкой моторикой пальцев руки, недостаточно сформированной координацией в системе «глаз-рука», слабым развитием как слухового, так и произвольного внимания, недоразвитостью аналитического восприятия.

Несомненно, это негативно влияет на усвоение детьми программы первого класса и поэтому возникает довольно острая потребность организовать специальные занятия, на которых можно было бы помочь ребёнку подготовить руку к письму. Такие занятия сочетают в себе тренировку мелкой моторики пальцев и, конечно, решение задач умственного развития. В условиях детского сада такие занятия можно проводить в виде кружка.

Выдающийся исследователь человеческого мозга В. М. Бехтерев говорил о том, что “...движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию”.

В нынешней системе дошкольного образования обязательный упор делается на развитие мелкой моторики. Ведь уже давно педагогам стало известно, какую неоценимую пользу несет хорошо развитая моторика руки: это и развитие соответствующих отделов мозга, и улучшение осязательных возможностей, развитие устойчивости внимания, усидчивости, тренировка мышечной памяти, и, в целом, подготовка к обучению письму.

Занятия в кружке «Ловкие пальчики» не ставят перед собой цель обучить детей письму. Это процесс долгий и сложный. И решаться он должен не в детском саду, а в школе. А у нас, в свою очередь, есть возможность, без спешки, в игровой форме, и, в то же время, углублённо проникая в психологию процесса обучения, полноценно пройти этап подготовки детей к письму. Заключается этот этап в следующем:

  • Происходит укрепление мышц руки, улучшается координация движений;
  • Совершенствуется способность ребёнка к зрительному восприятию форм;
  • Ребёнок усваивает правила гигиены письма, учится сохранять правильное положение тела, головы, рук, тетради, ручки в руке;
  • Начинает уверенно ориентироваться в пространстве листа, строки.
  • На качественно новый уровень поднимается наглядное, образное и отвлеченное мышление детей;

- Снижается психоэмоциональная нагрузка на ребёнка.

Все занятия условно можно представить в виде нескольких этапов:

  1. штриховка, рисование различных узоров, волн, спиралей,  написание буквенных элементов.
  2. обведение точечных узоров, не отрывая руки.

3) рисование по клеточкам и ориентировка внутри клетки

4) работа с трафаретами

5) графические диктанты (ориентировка на листе бумаги в клетку на слух).

Так же, при занятиях в кружке, большое внимание уделяется занимательным и игровым моментам. Это необходимо для того, чтобы поддержать интерес детей к работе. Да и сама работа, если она сопровождается забавными присказками, стихами, легко способна заинтересовать детей и оживить скучные, однообразные действия.

 Выполняя тот или иной рисунок, ребенок не только совершает определённые движения рукой, но и включает в работу органы речи и слуха. При этом хорошо тренируется память, ведь постепенно эти забавные стихотворные строчки запоминаются, и ребенок уже непроизвольно начинает проговаривать их, выполняя задание в тетради.

Рисуя по клеткам, ребёнок учится ориентироваться на листе бумаги, а это очень пригодится в школе. Кроме того, он учится соотносить предложенный образец и собственный рисунок, учится сопоставлять, искать и находить, а затем исправлять свои ошибки. Некоторые дети с большим удовольствием срисовывают различные орнаменты и фигурки по клеточкам. А это, в свою очередь, может стать толчком к развитию их собственного творчества.

Адресная направленность.

 Занятия рассчитаны на детей подготовительной к школе группы детского сада ( с 6 до 7 лет). Используемый практический материал поможет подготовить руку ребёнка к письму, а это значительно облегчит ребёнку обучение в школе.

Технология опыта.

Такая работа требует от ребёнка усидчивости, внимания и сосредоточенности. Каждое занятие начинается с использования пальчиковых игр для того, чтобы заинтересовать ребёнка, настроить на работу, размять и помассажировать пальчики. 

Учебный план

Количество занятий в месяц - 2

Количество занятий в год  - 18 (октябрь-май)

Структура занятий:

1 часть — Упражнения на развитие координации пальцев рук: пальчиковая гимнастика, упражнения со счетными палочками.

2 часть — Упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия: штриховка, дорисовка.

 3 часть — Упражнения на развитие зрительно- моторной координации и ориентировке на листе: работа в тетради, графические диктанты.

Длительность занятия: 30 минут

Цель кружковой работы - создание условий для развития мелкой моторики рук через специальные упражнения.

Задачи кружковой работы:

1. Начать работу по подготовке руки (развивать тактильные ощущения)

2. Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки.

3. Формировать правильный захват карандаша.

4. Способствовать развитию мыслительных процессов.

5. Развивать память, внимание, воображение, наблюдательность, речь.

6. Воспитывать чувство дружбы, товарищества.

Предполагаемый результат:

Дети научатся ориентироваться на листе бумаги;

Повысится уровень развития зрительного восприятия и графических умений и навыков;

Повысится уровень развития мелкой моторики и речи;

Дети научатся писать графические диктанты.

Предполагается, что к концу курса обучения в кружке ребёнок должен знать и уметь следующее.

Знать

Уметь

Знать

основные гигиенические

правила письма

Сохранять правильную посадку, положение тела,  головы и рук при письме.

Знать как правильно располагать тетрадь и ручку, руку при письме.

Уметь правильно располагать на столе тетрадь, правильно держать ручку, карандаш.

Знать правила

 штриховки

Уметь выполнять штриховку, соблюдая основные

правила- штрихи должны быть расположены параллельно

друг другу, расстояние между штрихами должно

быть одинаковым.

Знать правила работы

с тетрадью.

Уметь ориентироваться на листе бумаги в клеточку,

 в тетради, на строке, на странице.

В результате занятий в рамках работы кружка у ребёнка вырабатывается устойчивый интерес к учёбе и привычка к регулярным занятиям.

Формы обучения: специально организованные занятия;

Методическое обеспечение

Занятия кружка проводятся во второй половине дня по четвергам, с 16:00до 16:30. Длительность посещения кружка один учебный год.  Используются тетради в крупную клетку, распечатанные листы с изображениями по точкам и клеточкам, цветные и простые карандаши, крупа(гречка, рис), цветная бумага, бусины, счетные палочки.  Для массажа пальчиков в начале занятия используются пробки от пластиковых бутылок, грецкие орехи. Так же активно применяется пальчиковая гимнастика и гимнастика для глаз.

Формы работы: игровые, показ способа действия, объяснение, совет, указание, контроль.

Итоговая диагностика

К концу посещения кружка предполагаю, что у детей будут сформированы следующие умения:

  • Ребенок проявляет интерес к выполнению графических заданий.
  • Ориентируется в пространстве и на плоскости листа бумаги.
  • Быстро и успешно справляется с заданиями, требующими координированных движений рук.
  • Выполняет задания по словесной и зрительной инструкции.
  • Сформированы графические навыки.
  • Самостоятельно оценивает правильность выполнения задания

Диагностика готовности руки к овладению письмом проводится с использованием методики Е.В.Колесниковой из книги «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет» Москва, 2009г., теста К. Йирасика, графических диктантов Д.Б.Эльконина, монометрического теста «Вырезание круга»

таблица по результатам диагностики:

Фамилия Имя

ребенка

Развитие

мелкой

моторики

Ориентировка

в

пространстве

Развитие графических навыков

Вырезание

Ножницами

Итоговый результат

Срисовывание

образца

Штриховка

Графический

диктант

Задания для диагностики:

1.Развитие мелкой моторики

-Упражнения «Кольцо», «Зайчик»-пальцы зажаты в кулак, указательные и средний пальцы выпрямлены (комбинацию из пальцев выполняет по показу),

-«Сделай бусы» нанизывание мелкого и крупного бисера(оценивается быстрота, создание рисунка)

-Завязывание шнурков разной величины

-Застегивание пуговиц (5шт) разного размера

2.Ориентировка в пространстве

-Зрительные, слуховые диктанты

-Д\И «Найди, где спрятано?»

3.Срисовывание образца

-задания на листе бумаги в клетку, в линейку

-дорисовывание второй половины рисунка (зеркальной отражение)

4.Штриховка

-выполняется штриховка в разных направлениях, разных форм.

Оценивается параллельность линий, соблюдение расстояний между ними, сохранение направления, соблюдение контура изображения.

5.Графический диктант.

-Задание по типу «Продолжи узор»

- Графический диктант Д.Б.Эльконина

6.Вырезание ножницами.

- Тест Н.Н. Озерецкого «Вырезание круга» (На карточке изображен толстой линией круг диаметром 30 мм, разделенный на 8 секторов. Вокруг него имеются 3 больших и 3 маленьких по диаметру круга, изображенные тонкой линией на расстоянии 1 мм друг от друга. Вырезается основной круг. Работа должна быть выполнена за 1 минуту. Допускается отклонений не более 2-х раз.)

Критерии оценки деятельности ребенка:

   За каждое правильное задание ставится 5 баллов

Высокий уровень- задания выполнены без ошибок и самостоятельно. Сумма баллов по заданиям -60-80 баллов

Средний уровень- есть 2-4 ошибки, ребенок использует направляющую и стимулирующую помощь, сумма баллов  от36 до 59 балла

Низкий бал-задание не выполнено, сумма баллов от 25 до 35 баллов.

Комплексно-тематическое планирование кружковой работы на 2021-2022 учебный год

Месяц

1 часть

2 часть

3 часть

Примечания

Сентябрь

1

«Осень»

Ветер по лесу летал, Плавные, волнообразные движения ладонями

Ветер листики считал:

Вот дубовый, Вот кленовый. Загибать по одному пальчику

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.       Спокойно уложить ладони на стол

Задание

Поставь карандаш на точку и медленно веди каждую линию, не отрывая карандаша от бумаги

Графический диктант «Зигзаг»

Гимнастика для глаз

«Осень» Осень по опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью поводила.
Пожелтел орешник и зарделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень: не жалейте лета,  Посмотрите – осень в золото одета!

Круговые движения глазами : налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево — вниз
Посмотреть влево – вправо.
Посмотреть вверх – вниз.
Зажмурить  глаза, потом поморгать 10 раз. (повторить 2 раза).

 

Физминутка « у жирафа пятна, пятна» , выполнение движений в соответствии со словами

2

«Грибы»:

[Координация речи с движением, развитие тонкой моторики, чувства ритма. ]

приглашаю детей выйти на ковер и предлагает им сделать пальчиковую гимнастику.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик сел и съел,

Оттого и потолстел.

Задание

обводка контура гриба выполняем штриховку.

Работа с ножницами

 Графический диктант «Гриб»

Физминутка.

«По грибы»

В лес пойду я по грибы(левую руку сжать в кулак, правую ладошку положить сверху)

Соберу боровики. (сжимать и разжимать кулачки)

Принесу я их домой. («домик»-соединить пальцы рук «крышей»)

Мама сварит суп грибной(поочередно соединять пальцы с большим на обеих руках)

(Османова, Позднякова «Игры и упражнения»)

(Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ручками похлопали,

Ножками потопали.

Покрутились, повертелись

И на место все уселись.

Глазки вместе закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.) 

Октябрь

1

Лодочка

Две ладошки прижму,

И по морю поплыву. Изображаем лодочку, прижав друг к другу ладошки, большие пальцы прижимаем к ладоням так, чтобы они не соединялись

Две ладошки, друзья, —

Это лодочка моя. При этом кисти рук изображают волны

Паруса подниму, Поднимаем вверх большие пальцы

Синим морем поплыву. При этом кисти рук опять изображают волны.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там. Соединяем вместе две ладошки и изображаем рыбок, делая волнообразные движения

 

Задание

Поставь карандаш на точку и быстро веди каждую линию, не отрывая карандаша от бумаги

Графический диктант «Ракета»

Гимнастика для глаз

«Дождик»

Капля первая упала – кап!
И вторая прибежала – кап!
Мы на небо посмотрели
Капельки «кап-кап» запели,
Намочили лица,
Мы их вытирали.
Туфли – посмотрите –
Мокрыми стали.
Плечами дружно поведем
И все капельки стряхнем
От дождяУбежим,
Под кусточком посидим.
 Сверху пальцем показывают траекторию движения капли, глазами вверх.
То же самое.Смотрят вверх.Вытирают» лицо руками.Показывают руками вниз и смотрят глазами вниз.Движения плечами.
Приседают, поморгать

Октябрь 2

Засолка капусты

Мы капусту рубим. Ребром ладони показывается, как рубят капусту.

Мы капусту трем. Кулак правой руки трет о ладонь левой руки.

Мы капусту солим. Пальцами имитируется посыпание солью.

Мы капусту жмем. Пальцы обеих рук интенсивно сжимаются в кулаки.

Задание

Дорисуй пирамидку и мячик по пунктирным линиям.

Заштрихуй каждое второе кольцо в пирамидке и колоски на мячике

Работа с ножницами

 

Графический диктант «Слоник» 

Ноябрь

1

Налим

Жил в реке один налим, Медленные движения соединенными ладонями, имитирующие плавание.

Два ерша дружили с ним. Движения ладонями с двух сторон. Прилетали к ним три утки. Взмахи ладонями. Согнуть кулачки. По четыре раза в сутки, И учили их считать Раз, два, три, четыре, пять.   Разгибать пальчики из кулачков, начиная с больших.

Задание

Поставь карандаш на точку и быстро веди каждую линию, не отрывая карандаша от бумаги

Графический диктант «Ключик»

Гимнастика для глаз

«Глазкам нужно отдохнуть.»

(Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть.»

(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут.»

(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут»

(Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо.»

(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!»

(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка

Ноябрь 2

Десять котят 

У Мурочки нашей есть десять котят, Ребенок складывает ладошки, пальцы прижимает друг к другу.

Сейчас все котята по парам стоят: Локти должны опираться на стол. Ребенок покачивает из стороны в сторону, не разъединяя пальцев.

Два толстых, два ловких, Два длинных, два хитрых, Два маленьких самых И самых красивых.   Ребенок постукивает соответствующими пальцами друг о другу – от большого к мизинцу.

Задание

Дорисуй фигуры и линии

 

Работа с ножницами

Графический диктант «Елочка

Гимнастика для глаз «Елка»

Вот стоит большая елка,
Вот такой высоты.
У нее большие ветки.
Вот такой ширины.
Есть на елке даже шишки,
А внизу – берлога мишки.
Зиму спит там косолапый
И сосет в берлоге лапу.

Выполняют движения глазами.
Посмотреть снизу вверх.
Посмотреть слева направо.
Посмотреть вверх.
Посмотреть вниз.
Зажмурить  глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.

Декабрь1

Шла кукушка
Шла кукушка мимо рынка,
Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.
У неё была корзинка,
Ладони соединяются "ковшом" – корзинка.
А корзинка на пол – бух!
Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.
Полетело десять (девять, восемь) мух!
Разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи. Количество разогнутых пальцев соответствует тексту.

Задание

Дорисуй фигуры и линии

Графический диктант «Девочка»

Гимнастика для глаз.

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали

(поморгать глазками),

Посмотрите все в окно

(Посмотреть влево-вправо),

Ах, как солнце высоко

(посмотреть вверх).

Мы глаза сейчас закроем

(Закрыть глаза ладошками),

В группе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем,

вправо, влево повернем

(посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево),

А потом скатимся вниз,

(посмотреть вниз),

Жмурься сильно, но держись

(зажмурить глаза, открыть и поморгать ими).

Декабрь 2

Пчёлки

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей) «Улей» прижат к «ёлке».
Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
Заглядываем в "улей".
Надо в дом постучать,
Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
Где же, Где же эти пчёлки?
Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.
Стали вдруг вылетать:
Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают.
Раз два, три, четыре, пять!

Задание

Дорисуй фигуры и узор.

Заштрихуй кружочки.

Работа с ножницами

Графический диктант «Домик».

Гимнастика для глаз

«Кошка» 
Вот окошко распахнулось, 
Кошка вышла на карниз. 
Посмотрела кошка вверх. 
Посмотрела кошка вниз. 
Вот налево повернулась. 
Проводила взглядом мух. 
Потянулась, улыбнулась 
И уселась на карниз. 
Глаза вправо отвела, 
Посмотрела на кота. 
Разводят руки в стороны. 
Имитируют мягкую, грациозную походку кошки. 
Смотрят вверх. 
Смотрят вниз. 
Смотрят влево. 
Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому. 
Дети приседают. 
Смотрят прямо. 

Январь 1

«Десять птичек»

Десять птичек – стайка

Пой-ка, подпевай-ка:

Сжимаем-разжимаем кулачки.

Перечисляем, показываем пальчики-птички по очереди,
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонн умная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик, эта – стриж,
Эта – развеселый чиж.
Ну, а эта – злой орлан.
последним должен

остаться большой пальчик

«орлан», показываем его.
Птич птички, птички – по домам!

Ручки прячем за спину.

Задание

выложи цыфру из счетных палочек,

повтори фигуру

Работа с ножницами

Апплиация

«Елочка» из геометрических фигур

Гимнастика для глаз Елочка

Вот стоит большая елка,

Вот такой высоты.

У нее большие ветки.

Вот такой ширины.

Есть на елке даже шишки,

А внизу – берлога мишки.

Зиму спит там косолапый

И сосет в берлоге лапу.

Выполняют движения глазами.

Посмотреть снизу вверх.

Посмотреть слева направо.

Посмотреть вверх.

Посмотреть вниз.

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, (повторить 2 раза)

Январь 2

Пальчиковая гимнастика «Кораблик»
По реке плывет кораблик.
Он плывет издалека.
(Из ладоней сложить лодочку и имитировать, 
как она плывет-раскачивается.)
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка.
(Показать одной рукой четыре пальца и
раскачивать кистью этой руки в такт.)
У них ушки – на макушке,
(Руки приставить к голове, показывая ушки.)
У них длинные хвосты.
(Одну руку отвести назад за спину, показывая хвост волнообразными движениями всей рукой.)
И страшны им только кошки,
Только кошки да коты!
(Сделать из пальцев кошачьи коготки и имитировать царапанье 

Задание

выложи кораблик по контуру крупой

Графический диктант «Лодочка»

Гимнастика для глаз Лучик солнца

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной.

Ну-ка лучик, повернись,

На глаза мне покажись.

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду.

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду.

Моргают глазками

Делают круговые движения глазами.

Отводят взгляд влево.

Отводят взгляд вправо.

Февраль 1

Пальчиковая игра«Гости»

К Жене гости прибежали,

Все друг другу руки жали.

Здравствуй Жора,

Здравствуй Жанна,

Рад Сережа,

И Снежана.

Не хотите ль пирожок?

Может коржик

Иль рожок

Вот драже вам на дорожку

Вы берите понемножку

Все стряхнули быстро крошки

И захлопали в ладошки!

Бежим пальчиками по столу или по полу

Соединяем большой и указательные пальцы

большой и средний

большой и безымянный

большой и мизинец

Ладошки складываем вместе

Показываем 2 открытые ладошки

2 кулачка ставим друг на дружку

Пальцем тычем в открытую ладошку

Несколько раз сгибаем ладошки в кулачки

Встряхиваем кисти рук

Хлопаем в ладоши

Задание повтри узор, дорисуй матрешку

Проведи волну, не отрывая карандаша

Гимнастика для глаз

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре — вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много – много,

Чтоб усилить в тыщу раз!

Посмотреть влево. Посмотреть вправо.

Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.

Поднять взгляд вверх.

Опустить взгляд вниз.

Быстро поморгать.

Февраль 2

 Пальчиковая игра «Сороконожки»

Две сороконожки

Бежали по дорожке.

Встретились,

Обнялись,

Насилу расстались –

И – попрощались!

Средний и указательный пальчики перемещаются

Ладошки друг напротив друга

Ладошки переплелись

Ладошки разжались

Ладошки машут, прощаясь

Задание дорисуй сороконожку, и раскрась ее

Работа с ножницами

Нарисуй большие и маленькие круги

 Гимнастика для глаз Стрекоза

Вот какая стрекоза - как  горошины глаза.

Влево – вправо, назад – вперед

Ну, совсем как вертолет.

Мы летаем высоко.

Мы летаем низко.

Мы летаем далеко.

Мы летаем близко.

Пальцами делают очки.

Глазами смотрят вправо- влево.

Круговые движения глаз.

Смотрят вверх.

Смотрят вниз.

Смотрят вперед.

Смотрят вниз.

Март 1

Придумай и сложи! 

Игра заключается в придумывании и выкладывании различных фигур: людей, животных, растений, домиков, машин и т. п. с помощью счётных палочек.

Задание

Дорисуй деревья по пунктирным линиям.

Графический диктант «Осиновый листик» 

Гимнастика для глаз

Буратино
Буратино потянулся, 
Вправо – влево повернулся, 
Вниз – вверх посмотрел 
И на место тихо сел. 
Встают на носочки, поднимают руки и смотрят на кончики пальцев. 
Не поворачивая головы, смотрят вверх – вниз, вправо – влево.

Март 2

«Мои веселые пальчики»
Мои пальчики расскажут,
Все умеют, все покажут.
Пять их на моей руке.
Все делать могут,
Всегда помогут.
Они на дудочке играют,
Мячик бросают,
Белье стирают,
Пол подметают,
Они считают,
Щиплют, ласкают,
Мои пальцы на руке
. На первые две строчки – поднять руки вверх и поворачивать ладони внутрь и наружу, затем хлопать в ладоши, далее по тексту.

Задание

Поставь карандаш на точку и веди каждую линию, не отрывая карандаша от бумаги

Работа с ножницами

Графический диктант «Кораблик» 

 Апрель 1

Паучок
Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил
,    Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
Паучков на землю смыл.    
Хлопок ладонями по столу/коленям.
Солнце стало пригревать,    Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Паучок ползёт опять,    Действия аналогичны первоначальным
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.   
«Паучки» ползают по голове.

Задание

дорисуй недостающие части у  человечка

 Графический диктант «Лебедь»

Гимнастика для глаз

Стрекоза
Вот какая стрекоза - как горошины глаза. 
Влево – вправо, назад – вперед - 
Ну, совсем как вертолет. 
Мы летаем высоко. 
Мы летаем низко. 
Мы летаем далеко. 
Мы летаем близко. 
Пальцами делают очки. 
Глазами смотрят вправо- влево. 
Круговые движения глаз. 
Смотрят вверх. 
Смотрят вниз. 
Смотрят вперед. 
Смотрят вниз. 

Апрель 2

«Дружба»

Дружат в нашей группе Девочки

и мальчики.

Мы с тобой подружим

 Маленькие пальчики.

Один, два, три, четыре, пять.

Пять, четыре, три, два, один.

Обхватить правой ладонью левую

и, покачивать в ритме стихотворения,

Обхватить левую ладонь правой

и покачивать в ритме стихотворения

Соединить пальчики обеих рук, начиная

 с большого. Затем соединять, начиная

 с мизинца.  

Задание работа с трафаретами

Формировать навыки и умения работы с трафаретами. 

Работа с ножницами

Штриховка и обведение - «Домик».

Массаж граненым карандашом

«Карандаш»

Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик быть послушным научу.

- Карандаш в руке катаю, я ладошки растираю.
Я ладошки разотру, рисовать потом пойду.

Разминка под песню танец маленьких  утят

Май 1

Спал цветок  глаза закрыты,сидим

И вдруг проснулся открываем глаза, встаем

Больше спать не захотел потянулись

Встрепенулся, потянулся

Взвился вверх и полетел

Задание

Выложи из крупы  цифры 1-5

Разнонаправленная штриховка   «Стрекоза»

«СТОЛБИКИ»

Столбики  бывают

разной высоты.

Все они похожи на палки

иль шесты.

Карандаш уверенно мы ведём

 от точки,-

Получились ровные палочки

 -  шесточки

Май 2

Выложи по образцу.

Детям  можно предложить выложить более сложные фигуры по образцу. Когда ребёнок выложит фигуру с опорой на образец, можно убрать картинку.

Задание

Дорисуй картинку по точкам. Раскрась рыбок, водоросли и камешки

Работа с ножницами

Графический диктант «Бабочка».

1 часть.

Бабочка

Крыльями бабочка машет, летает с цветка на цветок - нектар собирает.

Мельница

Мельница крыльями машет вдали. Будет мука, чтоб пирог испекли.

СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Узорова О., Нефедова Е. «Программа 400 узоров» - М. 2008
  2. Жукова О., «Сборник практических материалов для ДОУ» 2-е изд., испр. и доп. – М. АРКТИ, 2008
  3. Антонова А.В. развитие графических навыков у дошкольников.
  4. Бардышеа Т. Ю. Разговорчивые пальчики. — М., 2001.
  5. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. «Пальцы помогают говорить», Москва, 2008
  6. Гурьянов Е.В.Психология обучения письму: Формирование графических навыков письма.-М., 1959
  7. Дошкольное воспитание. 2003, №3-7
  8. Колесникова Е.В. «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет» Москва,2007
  9. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников.-М.,1970
  10. Подрезова И.П. Школа умелого карандаша. Москва 2007
  11. Филиппова С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму. —СПб., 2008.
  12. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками, развиваем речь. –СПб., 1997
  13. Учимся рисовать. Клетки, точки и штрихи. Рабочая тетрадь (Салмина Н.Г.)
  14.  Журнал «Д/В» №2 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "Ловкие пальчики"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение  «Детский сад №2 «Светлячок»...

Кружок "Ловкие пальчики"

Программа дополнительного образования «Ловкие пальчики» по развитию пальчиковой моторики предназначена для правильного развития мелкой моторики детей  возраста (3-4лет), оказания свое...

Кружок «Ловкие пальчики» (конспект занятия) Тема: «Ягоды»

Тема: «Ягоды»Цель: Развивать мелкую моторику пальцев, учить выкладывать фигуру по контуру. Продолжать учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри. Развивать познават...

Кружок «Ловкие пальчики»

Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. На...

Кружок "Ловкие пальчики"

кружок ловкие пальчики...

Кружок "Ловкие пальчики"

Кружок направлен на развитие мелкой моторики детей младшего возраста. Так как в моей группе много неговорящих детей , подобрала материал направленный на эту проблему....

Кружок «Ловкие пальчики» (оригами)

оригами положительно влияет на развитие и воспитание детей, реализует многие задачи, содержащиеся в повседневной жизни. ...