Развитие исследовательской активности у старших дошкольников в условиях ДОУ.
статья

Бутримова Надежда Алексеевна

В современном мире идет постоянный поиск новых методов и способов по стимулированию развития исследовательской  активности на разных ступенях образования, но особый интерес вызывает именно дошкольный возраст. Ведь именно в этом возрасте формируются первые представления о мире, о семье, о способах взаимодействия между людьми. Именно в этом возрасте ребенок активно познает мир. Дети – это прирожденные исследователи, им интересно буквально все, но зачастую именно мы взрослые в какой-то степени мешаем детям в развитии исследовательской активности, в познании. И наблюдать это явление можно в следующих аспектах:

 - современные дворы крупных городов, здесь трудно встретить знающих друг друга дошколят и играющих буквально с «пеленок» как это было 30-40 лет назад. Как правило, каждый ребенок гуляет при родителях, на площадке ребенок  один или каждый раз заводит новое знакомство, и нет постоянных друзей, нет постоянного общения, нет той активной исследовательской деятельности, которая проходила во дворах, старшие дети обучали младших, а ведь именно этого и не хватает современным детям;

 - еще одна причина кроется в самих родителях. Ребенку от рождения интересно буквально все, что его окружает, дети пытаются подражать взрослым, при этом копируя их привычки, черты характера, поведение. Но не всегда взрослые разделяют и поддерживают это стремление, ссылаясь на то, что изучаемый объект или условия изучения объекта могут быть опасными, либо, замечая некоторые привычки  и черты характера у детей, взрослый подмечает, что это его привычка и не самая хорошая, но сам избавиться он от нее не может, и поэтому не объясняя ребенку, просто запрещает так делать. Соответственно у ребенка со временем пропадает то любопытство, которое было изначально и начинает снижаться интерес к исследовательской деятельности.

- современные родители – это родители, которые обладают огромным количеством информации почерпнутой  из интернета. Общаясь на различных форумах, обмениваясь опытом, многие  родители приходят к выводу, что детский сад не может удовлетворить все потребности ребенка. Поэтому детей начинают водить в различные развивающие центры,  детский сад начинает проигрывать, его популярность и авторитет снижаются.

   На сегодняшний день эта проблема приобретает актуальность   в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт базируется на важнейших принципах:

  • «Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности»  [6]

Одной из важных целей стандарта является «повышение социального статуса дошкольного образования» [6]. Именно стандарт определяет нам направление действий.

   Понятие «исследовательская активность» очень близко в своем значении с такими понятиями как «исследовательское поведение», «инициативность», «познавательная активность».

   По мнению А.И.Савенкова, «исследовательское поведение следует рассматривать, как  неотъемлемое проявление жизненной активности любого живого существа». [9; стр.11]

   А.Н.Поддьяков формулирует наиболее общее и распространенное определение исследовательскому поведению: «это поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации из внешнего окружения» [8; стр.6]  Исследовательское поведение характерно для ребенка, который только появился на свет. В основе поведения у детей младенческого возраста лежит ориентировочно-исследовательский рефлекс. В начале 20 века И.П. Павлов выявил этот рефлекс и назвал его «Что такое?», то есть  потребность  ребенка в изучении окружающего мира. Ориентировочно-исследовательский рефлекс в дальнейшем переходит в любопытство, интерес к окружающим объектам, явлениям.  Любопытство свойственно для младенческого и раннего возраста детей. При дальнейшем  развитии любопытство перерастает в любознательность. И если любопытство возникает непроизвольно, то любознательность проявляется как осознанный произвольный фактор, это явление отметил еще  К.Д. Ушинский. А поэтому необходимо воспитывать и поддерживать любопытство детей, давать возможность ребенку проявлять инициативу.

   Следует отметить, что инициатива – это отдельный сиюминутный случай проявления желания. Тогда как  инициативность – это уже отдельное качество личности. В энциклопедическом словаре педагога инициативность определяется «положительным качеством личности, проявляющееся как внутреннее побуждение и способность начать новое дело, сделать первый шаг, самостоятельно принять решение при возникновении личных или общественных проблем» [7] Инициативность может проявляться в различных сферах деятельности человека: в труде, игре, в интеллектуальной деятельности. Следовательно, инициативность порождает активность в познании  нового, неизведанного.  «Активность» и «познание» являются двумя составляющими понятия «познавательная активность».

  Познавательная активность лежит в основе формирования личности. В педагогической и психологической литературе встречается огромное количество определений термину познавательная активность. Сводя все эти определения воедино, мы понимаем, что познавательная активность – это качество личности, испытывающее потребность в приобретении новых знаний, и умении добывать знания, стремиться их улучшать и применять на практике.

   Развитию исследовательской активности в дошкольном учреждении  способствует осуществление исследовательской деятельности (экспериментирования, обследования, конструирования и др.), а также  реализация метода проектов.

   Нельзя не отметить, что современные ведущие научные специалисты дошкольной педагогики (А.Г. Гогоберидзе, Т.И. Бабаева, О.В. Солнцева, Л.М. Кларина, Р.М. Чумичева) объединяют эти методы,  одним термином -  «культурны е практики». Термин «культурные практики» активно использует в своих работах Н.Б.Крылова.  По мнению автора, культурная практика – это повседневная привычная деятельность детей, которая может осуществляться по разным направлениям: художественно-эстетическое развитие, речевое, социально-коммуникативное, познавательное, физическое. Поэтому и метод проектов и  исследовательскую деятельность необходимо относить к культурным практикам, которые осуществляются в рамках дошкольного учреждения.

 Сущность исследовательской деятельности  заключается в том, «что ребенок познает заинтересовавшие его объекты в ходе практической деятельности с ними». [ 4; стр 11] Исследовательская деятельность может проходить в ходе осуществления такой культурной практики, как реализация проекта, а также может рассматриваться как частная единица  практической деятельности детей, вызванная сиюминутным всплеском желания узнать как действует тот или иной объект, понять что лежит в основе определенного явления. В своих работах Н.Н.Поддьяков  выделяет два  вида организации  исследовательской деятельности, которые характерны для детей дошкольного возраста:

  1. Ребенок выступает как активный субъект, понимающий как необходимо действовать для достижения цели, сам определяет для себя цели, задачи, а также поиск информации.
  2. Поисковую деятельность организует взрослый, подсказывает, направляет, обучает ребенка действовать. И постепенно, когда у ребенка улучшаются результаты, проявляется в большей степени инициативность, взрослый отстраняется, становясь наблюдателем, но готовый всегда прийти на помощь.

Технология исследовательской деятельности включает в себя следующие структурные компоненты: принятие от взрослого поставленной задачи, либо самостоятельная постановка цели; анализ ее условий с помощью воспитателя, либо самостоятельно; выдвижение гипотез о причинах явления и возможных способах решения задачи; отбор способов решения; проверку способов решения и возможной корректировки по ходу решения поставленной задачи; анализ полученных результатов; обсуждение или выдвижение новой познавательной задачи, которая может вытекать из полученных результатов.

   Исследовательская деятельность  буквально пронизывает всю жизнь ребенка дошкольного возраста. И задача современного педагога быть «на одной волне» с дошкольниками – знать, чувствовать, понимать чем «дышат» современные дети. Педагог должен быть творческой личностью и в душе оставаться ребенком, быть отличным психологом и идти в ногу со временем. Важно отметить, что для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет исследовательская деятельность организуется в форме проектов.

   Само понятие метод проектов, как культурная практика, предполагает под собой проектирование, то есть планирование деятельности дошкольников. При планировании проектной деятельности педагог опирается на определенные нормативные документы, на психологические особенности, которые характерны для данного возраста. По мнению Савенкова «проектирование – это не творчество в полной мере, это творчество по плану в определенных контролируемых рамках» [10; стр 10]  И тем не менее, именно проектный метод позволяет педагогам не пресекать исследовательскую деятельность дошкольников, а активно помогать детям,  способствовать успешному развитию исследовательской активности. В проектную деятельность вовлекаются все дети и с развитой инициативностью, и дети, которым требуется помощь педагога, либо сверстников. Так вот первая группа детей и может приходить на помощь второй группе, в ходе реализации проекта.

      Современная литература и интернет-ресурсы предлагают в помощь педагогам различные проблемные ситуации,  которые могут помочь в организации  таких культурных практик, как проект или  исследовательская деятельность (экспериментирование) дошкольников.  Например: «Что лучше ткань или бумага?»; «Почему деревья осенью сбрасывают свои листья?»; «Как можно использовать пластиковые бутылки?»; «Что такое воздух?»; «Что такое туман?» и т.д. Постановка интересных  проблемных вопросов позволяет детям начать исследовать различные поверхности, свойства материалов, явления в живой и неживой природе. Самое главное – это уметь найти ту проблему, которая сумеет заинтересовать детей и вовлечь в исследовательскую деятельность.

     Выше предложенные методы взаимосвязаны между собой и  способствуют успешному развитию исследовательской  активности в рамках дошкольного учреждения. Важно помнить о том, что грамотная организация исследовательской и проектной деятельности предполагают:

- Способностью педагога находить интересные  проблемные вопросы, которые смогут увлечь современного ребенка;

- Владением современными технологиями организации исследовательской деятельности;

-  Способностью педагога умело взаимодействовать с детьми. Педагог должен понимать, в какой ситуации ему достаточно обозначить проблему, а способы ее решения дети ищут самостоятельно, а где требуется, выдвинуть проблему, наметить путь и средства ее решения.

В исследовательской и проектной деятельности ребенок становится первооткрывателем, это способствует его самореализации и самоутверждении.

 

 

 

 

                                           

                                                     Литература:

  1. Алиева Т.И. Культурная практика детско-взрослой исследовательской деятельности в дошкольном образовании: содержание и риски (часть первая)// Электронный журнал Психологическая  наука и образование psyedu.ru 2016. Том №8. с. 24-32
  2. Бабаева Т.И., Солнцева О.В. Проектирование культурных практик дошкольников в образовательном процессе детского сада. 15с.
  3. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста: 2-е изд. М.: Линка-пресс, 2012. 208с.
  4. Михайлова З.А., Бабаева Т.И., Кларина Л.М., Серова З.А. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников: СПб.: Детство-пресс, 2013 160с.
  5. Маралов В.Г. Детская инициативность: особенности проявлений, виды, пути формирования//Детский сад теория и практика №6 2016 с.6-17
  6. Осваиваем новые стандарты федерального государственного образовательного стандарта дошкольное образование [Электронный ресурс] // URL: http://detsad103.ouvlad.ru/files/2016/12/Сайт-ФГОС-ДО.pdf (дата обращения: 11.10.2017)
  7. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) [Электронный ресурс] // URL: https://spiritual_culture.academic.ru/931/(дата обращения: 11.10.2017)
  8. Поддьяков А.Н. Исследовательская активность ребенка // Дошкольная педагогика и психология: Хрестоматия М.: Мозаика-синтез, 2014. C. 417–429.
  9. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника самостоятельно приобретать знания. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Национальный книжный центр, 2017. — 240 с.
  10. Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников: Методическое пособие М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2007 – 92 с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podobie_metodicheskoy_stati.docx29.34 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие исследовательской активности у  старших дошкольников в условиях ДОУ.

   В современном мире идет постоянный поиск новых методов и способов по стимулированию развития исследовательской  активности на разных ступенях образования, но особый интерес вызывает именно дошкольный возраст. Ведь именно в этом возрасте формируются первые представления о мире, о семье, о способах взаимодействия между людьми. Именно в этом возрасте ребенок активно познает мир. Дети – это прирожденные исследователи, им интересно буквально все, но зачастую именно мы взрослые в какой-то степени мешаем детям в развитии исследовательской активности, в познании. И наблюдать это явление можно в следующих аспектах:

 - современные дворы крупных городов, здесь трудно встретить знающих друг друга дошколят и играющих буквально с «пеленок» как это было 30-40 лет назад. Как правило, каждый ребенок гуляет при родителях, на площадке ребенок  один или каждый раз заводит новое знакомство, и нет постоянных друзей, нет постоянного общения, нет той активной исследовательской деятельности, которая проходила во дворах, старшие дети обучали младших, а ведь именно этого и не хватает современным детям;

 - еще одна причина кроется в самих родителях. Ребенку от рождения интересно буквально все, что его окружает, дети пытаются подражать взрослым, при этом копируя их привычки, черты характера, поведение. Но не всегда взрослые разделяют и поддерживают это стремление, ссылаясь на то, что изучаемый объект или условия изучения объекта могут быть опасными, либо, замечая некоторые привычки  и черты характера у детей, взрослый подмечает, что это его привычка и не самая хорошая, но сам избавиться он от нее не может, и поэтому не объясняя ребенку, просто запрещает так делать. Соответственно у ребенка со временем пропадает то любопытство, которое было изначально и начинает снижаться интерес к исследовательской деятельности.

- современные родители – это родители, которые обладают огромным количеством информации почерпнутой  из интернета. Общаясь на различных форумах, обмениваясь опытом, многие  родители приходят к выводу, что детский сад не может удовлетворить все потребности ребенка. Поэтому детей начинают водить в различные развивающие центры,  детский сад начинает проигрывать, его популярность и авторитет снижаются.

   На сегодняшний день эта проблема приобретает актуальность   в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт базируется на важнейших принципах:

  • «Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности»  [6]

Одной из важных целей стандарта является «повышение социального статуса дошкольного образования» [6]. Именно стандарт определяет нам направление действий.

   Понятие «исследовательская активность» очень близко в своем значении с такими понятиями как «исследовательское поведение», «инициативность», «познавательная активность».

   По мнению А.И.Савенкова, «исследовательское поведение следует рассматривать, как  неотъемлемое проявление жизненной активности любого живого существа». [9; стр.11]

   А.Н.Поддьяков формулирует наиболее общее и распространенное определение исследовательскому поведению: «это поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации из внешнего окружения» [8; стр.6]  Исследовательское поведение характерно для ребенка, который только появился на свет. В основе поведения у детей младенческого возраста лежит ориентировочно-исследовательский рефлекс. В начале 20 века И.П. Павлов выявил этот рефлекс и назвал его «Что такое?», то есть  потребность  ребенка в изучении окружающего мира. Ориентировочно-исследовательский рефлекс в дальнейшем переходит в любопытство, интерес к окружающим объектам, явлениям.  Любопытство свойственно для младенческого и раннего возраста детей. При дальнейшем  развитии любопытство перерастает в любознательность. И если любопытство возникает непроизвольно, то любознательность проявляется как осознанный произвольный фактор, это явление отметил еще  К.Д. Ушинский. А поэтому необходимо воспитывать и поддерживать любопытство детей, давать возможность ребенку проявлять инициативу. 

   Следует отметить, что инициатива – это отдельный сиюминутный случай проявления желания. Тогда как  инициативность – это уже отдельное качество личности. В энциклопедическом словаре педагога инициативность определяется «положительным качеством личности, проявляющееся как внутреннее побуждение и способность начать новое дело, сделать первый шаг, самостоятельно принять решение при возникновении личных или общественных проблем» [7] Инициативность может проявляться в различных сферах деятельности человека: в труде, игре, в интеллектуальной деятельности. Следовательно, инициативность порождает активность в познании  нового, неизведанного.  «Активность» и «познание» являются двумя составляющими понятия «познавательная активность».

  Познавательная активность лежит в основе формирования личности. В педагогической и психологической литературе встречается огромное количество определений термину познавательная активность. Сводя все эти определения воедино, мы понимаем, что познавательная активность – это качество личности, испытывающее потребность в приобретении новых знаний, и умении добывать знания, стремиться их улучшать и применять на практике.

   Развитию исследовательской активности в дошкольном учреждении  способствует осуществление исследовательской деятельности (экспериментирования, обследования, конструирования и др.), а также  реализация метода проектов.

   Нельзя не отметить, что современные ведущие научные специалисты дошкольной педагогики (А.Г. Гогоберидзе, Т.И. Бабаева, О.В. Солнцева, Л.М. Кларина, Р.М. Чумичева) объединяют эти методы,  одним термином -  «культурны е практики». Термин «культурные практики» активно использует в своих работах Н.Б.Крылова.  По мнению автора, культурная практика – это повседневная привычная деятельность детей, которая может осуществляться по разным направлениям: художественно-эстетическое развитие, речевое, социально-коммуникативное, познавательное, физическое. Поэтому и метод проектов и  исследовательскую деятельность необходимо относить к культурным практикам, которые осуществляются в рамках дошкольного учреждения.

 Сущность исследовательской деятельности  заключается в том, «что ребенок познает заинтересовавшие его объекты в ходе практической деятельности с ними». [ 4; стр 11] Исследовательская деятельность может проходить в ходе осуществления такой культурной практики, как реализация проекта, а также может рассматриваться как частная единица  практической деятельности детей, вызванная сиюминутным всплеском желания узнать как действует тот или иной объект, понять что лежит в основе определенного явления. В своих работах Н.Н.Поддьяков  выделяет два  вида организации  исследовательской деятельности, которые характерны для детей дошкольного возраста:

  1. Ребенок выступает как активный субъект, понимающий как необходимо действовать для достижения цели, сам определяет для себя цели, задачи, а также поиск информации.
  2. Поисковую деятельность организует взрослый, подсказывает, направляет, обучает ребенка действовать. И постепенно, когда у ребенка улучшаются результаты, проявляется в большей степени инициативность, взрослый отстраняется, становясь наблюдателем, но готовый всегда прийти на помощь.

Технология исследовательской деятельности включает в себя следующие структурные компоненты: принятие от взрослого поставленной задачи, либо самостоятельная постановка цели; анализ ее условий с помощью воспитателя, либо самостоятельно; выдвижение гипотез о причинах явления и возможных способах решения задачи; отбор способов решения; проверку способов решения и возможной корректировки по ходу решения поставленной задачи; анализ полученных результатов; обсуждение или выдвижение новой познавательной задачи, которая может вытекать из полученных результатов.

   Исследовательская деятельность  буквально пронизывает всю жизнь ребенка дошкольного возраста. И задача современного педагога быть «на одной волне» с дошкольниками – знать, чувствовать, понимать чем «дышат» современные дети. Педагог должен быть творческой личностью и в душе оставаться ребенком, быть отличным психологом и идти в ногу со временем. Важно отметить, что для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет исследовательская деятельность организуется в форме проектов.

   Само понятие метод проектов, как культурная практика, предполагает под собой проектирование, то есть планирование деятельности дошкольников. При планировании проектной деятельности педагог опирается на определенные нормативные документы, на психологические особенности, которые характерны для данного возраста. По мнению Савенкова «проектирование – это не творчество в полной мере, это творчество по плану в определенных контролируемых рамках» [10; стр 10]  И тем не менее, именно проектный метод позволяет педагогам не пресекать исследовательскую деятельность дошкольников, а активно помогать детям,  способствовать успешному развитию исследовательской активности. В проектную деятельность вовлекаются все дети и с развитой инициативностью, и дети, которым требуется помощь педагога, либо сверстников. Так вот первая группа детей и может приходить на помощь второй группе, в ходе реализации проекта.

      Современная литература и интернет-ресурсы предлагают в помощь педагогам различные проблемные ситуации,  которые могут помочь в организации  таких культурных практик, как проект или  исследовательская деятельность (экспериментирование) дошкольников.  Например: «Что лучше ткань или бумага?»; «Почему деревья осенью сбрасывают свои листья?»; «Как можно использовать пластиковые бутылки?»; «Что такое воздух?»; «Что такое туман?» и т.д. Постановка интересных  проблемных вопросов позволяет детям начать исследовать различные поверхности, свойства материалов, явления в живой и неживой природе. Самое главное – это уметь найти ту проблему, которая сумеет заинтересовать детей и вовлечь в исследовательскую деятельность.

     Выше предложенные методы взаимосвязаны между собой и  способствуют успешному развитию исследовательской  активности в рамках дошкольного учреждения. Важно помнить о том, что грамотная организация исследовательской и проектной деятельности предполагают:

- Способностью педагога находить интересные  проблемные вопросы, которые смогут увлечь современного ребенка;

- Владением современными технологиями организации исследовательской деятельности;

-  Способностью педагога умело взаимодействовать с детьми. Педагог должен понимать, в какой ситуации ему достаточно обозначить проблему, а способы ее решения дети ищут самостоятельно, а где требуется, выдвинуть проблему, наметить путь и средства ее решения.

В исследовательской и проектной деятельности ребенок становится первооткрывателем, это способствует его самореализации и самоутверждении.

                                           

                                                     Литература:

  1. Алиева Т.И. Культурная практика детско-взрослой исследовательской деятельности в дошкольном образовании: содержание и риски (часть первая)// Электронный журнал Психологическая  наука и образование psyedu.ru 2016. Том №8. с. 24-32
  2. Бабаева Т.И., Солнцева О.В. Проектирование культурных практик дошкольников в образовательном процессе детского сада. 15с.
  3. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста: 2-е изд. М.: Линка-пресс, 2012. 208с.
  4. Михайлова З.А., Бабаева Т.И., Кларина Л.М., Серова З.А. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников: СПб.: Детство-пресс, 2013 160с.
  5. Маралов В.Г. Детская инициативность: особенности проявлений, виды, пути формирования//Детский сад теория и практика №6 2016 с.6-17
  6. Осваиваем новые стандарты федерального государственного образовательного стандарта дошкольное образование [Электронный ресурс] // URL: http://detsad103.ouvlad.ru/files/2016/12/Сайт-ФГОС-ДО.pdf (дата обращения: 11.10.2017)
  7. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) [Электронный ресурс] // URL: https://spiritual_culture.academic.ru/931/(дата обращения: 11.10.2017)
  8. Поддьяков А.Н. Исследовательская активность ребенка // Дошкольная педагогика и психология: Хрестоматия М.: Мозаика-синтез, 2014. C. 417–429.
  9. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника самостоятельно приобретать знания. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Национальный книжный центр, 2017. — 240 с.
  10. Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников: Методическое пособие М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2007 – 92 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«МЕТОДЫ АКТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ»

Доклад методического объединения на тему:  «Методы активации познавательной деятельности. Развитие исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования» Выступление н...

Развитие исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования

Ознакомление дошкольников с явлениями природы  занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает сво...

Опыт работы на тему: "Развитие исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования".

Экспериментирование является основным видом ориентировочно - исследовательской деятельности. Экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства....

Процесс развития исследовательской активности старших дошкольников в процессе экспериментирования .

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребёнка,способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника.Научный  поиск эффективных средств р...

Статья по теме «Развитие речевой активности младших дошкольников в условиях реализации ФГОС»

Развитие речи дошкольников в настоящее время является одной из приоритетных задач, стоящих перед ДОУ, так как современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личност...

Мастер-класс для педагогов. Эксперименты с детьми. Экспериментирование в раннем возрасте детей как средство развития исследовательской активности детей. Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности у дошкольников.

Китайская пословица гласит: “Расскажи - я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму. Самое важное, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому, пр...

Методические рекомендации для родителей по развитию исследовательской активности ребенка раннего возраста в условиях семьи

Методические рекомендации составлены с целью оказания помощи родителям в решении задач поддержки исследовательской активности и познавательного развития ребенка раннего возраста. Особое внимание уделя...