Проект "Краснодар - любимый город"
проект (старшая группа)

Ерина Алиса Юрьевна
Проект для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gorod_krasnodar.doc434.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида №126»

Проект

«Краснодар – любимый город»

для детей старшего дошкольного возраста

Ерина А.Ю.,

воспитатель

Содержание

  1. Информация о проекте………………………………………….3
  2. Библиографический список…………………………………….9
  3. Приложение
  1. Приложение №1 Календарный план мероприятий…….11
  2. Приложение №2 Ресурсное обеспечение……………….12

3.3. Приложение №3 Конспекты непосредственно – образовательной деятельности…………………………………14

                             

Информация о проекте

НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА:  «Краснодар – любимый город»

ВИД ПРОЕКТА: познавательный.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети подготовительной к школе группе, родители.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ерина А.Ю.

СРОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА: сентябрь 2020 года.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: краткосрочный, 1 неделя.

Актуальность проблемы:

Скоро у нас в родном городе будет проходить ежегодное празднование «Дня города Краснодара». Для воспитания патриотизма у детей, любви к своей малой Родине, гордости за свой красивый и богатый край, нужно уделять и акцентировать большое внимание детей на происхождение родного города, возрождение и обновление облика наших улиц.

Проблема:

Как показало анкетирование среди родителей, не все они знают историю города Краснодара. Из этого и возникла проблема, с которой мы столкнулись. Детям в недостаточном объёме поступает информация где они живут, что они знают о родном городе, какие достопримечательности в нём есть.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Воспитание любви и интереса к родному городу, развитие интеллекта, связной речи детей подготовительной к школе группы, позитивного отношения к миру.

ЗАДАЧИ:

Воспитывать чувства любви и гордости к своей малой родине.

Исследовать информацию вместе с детьми и родителями о родном городе.

Развивать связную речь детей, обогащать словарный запас. Способствовать развитию памяти, мышления, мелкой моторики.

Организовать сотрудничество с родителями в процессе реализации проекта.

Изучить историю родного города, познакомить с улицами, достопримечательностями, а также с его жителями и их профессиями.

Стимулировать поисковую деятельность в процессе сбора информации по теме.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Формирование разносторонних знаний о родном городе, любви и бережного отношения к нему.

• Приобретение детьми исследовательских навыков сбора информации.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

• Ознакомительная консультация с родителями о проекте.

• Посещение музея детского сада народного быта.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА:

• Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта.

                          Механизм реализации проекта

1-й этап: подготовительный

“Деятельность педагога и деятельность родителей”

• разработка этапов проектной деятельности;

• разработка примерных конспектов занятий и экскурсий;

• разработка сюжетно-ролевых игр “Семья”, “Школа”, “Детский сад”, “Защитники Отечества” и так далее;

• создание предметно-развивающей среды, а также мини – музея народного быта в группе;

• подготовить выставку детских работ на тему “Мой любимый город”,

• организовать шефскую работу со средней группой  детей нашего ДОУ

• продумать формы работы с родителями в процессе реализации проекта;

2-й этап: основной

“Деятельность детей, педагога и родителей”

• проводятся занятия и экскурсии, на которых дети изучают историю города, знакомятся с достопримечательностью города, знакомятся с жителями города;

• проводятся туристические прогулки по городу и окрестностям детей вместе с родителями, на которых дети наблюдают красоту природы родного края;

• проводятся дидактические игры “Нарисуй пейзаж”, “Достопримечательности родного города”; сюжетно – ролевые игры “Семья”, “Школа”, “Детский сад”;

• Оборудован мини – музей в группе, в котором собраны предметы народного быта, фотографии нашего города, паки с информацией об истории родного города и его сегодняшнем дне.

• организована шефская работа с детьми средней группы, дети подготовительной группы подготовили для них с родителями и воспитателями рассказы о родном городе, сочинили сказку «Сказка про трех друзей»;

• проводятся выставки детских работ на тему “Мой любимый город”,

• подготовили формы работы с родителями для реализации проекта: туристические прогулки по городу, индивидуальные беседы, выставки, конкурсы, уголок для родителей.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ:

1. Проводятся занятия с детьми, на которых дети знакомятся с историей города, с архитектурой прошлого и настоящего, с символикой, с названиями улиц, а также с его жителями и их профессиями.

Темы занятий и вечерних бесед: «Мой любимый город», «Как появился наш город», «Кем работают жители нашего города». (Прилагаются фотоматериалы к занятиям и беседам, используем ИКТ)

2. Чувство Родины начинается с восхищения того, что видит перед собой маленький человек. Туристические прогулки – самый любимый вид деятельности детей. Здесь дети знакомятся с достопримечательностями города, наблюдают за транспортом, за жителями, прослеживают красоту природы в разные времена года.

3. Данная система предполагает работу с различными видами игр: дидактической, сюжетно-ролевой, словесной. И ребятам очень интересно играть в данные игры. Например, игра – викторина “Знатоки города Краснодара”, «Опиши свое любимое место в городе», «Где я нахожусь» и так далее.

4. Большую работу проводим в творческой деятельности. Организуем выставки детских работ в группе и ДОУ. Совместно с родителями организуем конкурсы, например “Моя родословная”, «Герб моей семьи». Ведь в настоящее время у детей наблюдается интерес к своей генеалогии. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: семья - хранительница национальных традиций, счастье семьи – это счастье и благополучие народа, государства.

Библиографический список

1. Т.И.Бабаева и др. «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство»», Санкт – Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 523 с.

1.  Буре, Р.С.  Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. [Текст]: Пособие для воспитателей ДОУ и родителей / Р.С. Буре [и др.].– М.: Просвещение, 2004. – 141с.
2.  Карпова, С.Н. Игра и нравственное развитие дошкольников [Текст]: / С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк. – М.: Изд-во МГУ, 1986. – 142с.
3.  Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических вузов / С.А. Козлова, Т.А. Куликова / — М.: Академия, 2000. — 416с.
4.  Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире [Текст]: // Дошкольное воспитание. - 2001.- № 9. С.98-104.
5.  Купина, Н.А, Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры. [Текст]: / Н.А. Купина, Н.Е. Богуславская / - М.: 1992. - 176 с.
6.  Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебно-методическое пособие. – Балашов, 2006. – 76с.
7.  Майская, Т.Н. Проблемы формирования нравственности детей в условиях современного общества [Текст]: // Проблемы формирования профессиональной культуры будущего специалиста: Материалы I Интернет-конференции студентов педагогических колледжей и училищ России, XI студенческой научной конференции и VI международных педагогических чтений. (Сборник статей и тезисов) / Под ред. М.Ю. Ананченко, П.Е. Овсянкина. – Архангельск: КИРА, 2004. – 444с.
8.  Маркова, В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике [Текст]: // Дошкольное воспитание. 2006. - №12. - С.104-110.
9.  Мельникова, Н. Дошкольный возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и норм [Текст]: // Дошкольное воспитание. 2006.- №10. - С.82-85.
10. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников [Текст]: Учебное пособие / Под ред. С.А. Козловой. – М.: Академия, 2002. – 192с. 

Приложение №1

Календарный план мероприятий

Название мероприятия

Сроки проведения

1

Проведение НОД по ознакомлению детей с родным городом «Мой любимый город Краснодар»

понедельник

2

Экскурсия в музей детского сада «Народный быт» (показ презентации по теме)

Конкурс детского рисунка «Мой любимый город. Каким я его вижу»

вторник

3

Проведение дидактических игр «Найди фрагмент», «Собери картинку»;

Подвижные игры «Петух», «Казачата»

Сюжетно – ролевые игры «Опиши место, где находишься», «Кем ты будешь работать , когда вырастишь в нашем городе»

среда

4

Организация конкурса «Моя родословная», выставка детско – родительских поделок.

четверг

5

Проведение игры – викторины “Знатоки города Краснодара”

пятница

Приложение №2

Ресурсное обеспечение:

Для осуществления проекта создана предметно – развивающая среда:

• Подобраны атрибуты к сюжетно ролевым играм, ведь игра – основной вид деятельности ребёнка.

• подобрана художественная литература по нравственно – патриотическому воспитанию детей (стихи, рассказы, пословицы и поговорки и так далее).

• собраны альбомы с фотографиями “Мой город”, “Природа нашего края” и так далее.

• создан мини – музей в группе.

Не менее важным условием нравственно – патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Взаимодействие с родителями, помогает осуществить данный проект. Совместно с родителями мы пополняем атрибутами музей, готовимся к выставкам, проводим туристические прогулки по городу, экскурсии. И непосредственно для родителей готовится различная агитационная информация.

Форма презентаций

1. Выступление для педагогов ДОУ на педагогическом совете по теме: “Сотрудничество детского сада и семьи в процессе ознакомления детей с родным городом”.

2. Создание презентации и книги по сказке, придуманной детьми совместно с воспитателями «Сказка про трех друзей».

Приложение №3

Конспект игровой ситуации на тему: «Мой любимый город Краснодар»

Цель: Познакомить с историей возникновения города Краснодара.

Формировать чувства ответственности за малую Родину и уважение к предкам.

Воспитывать любовь к родному городу, уважения к людям создавшим культурные достопримечательности города.

Формировать умения выражать свои мысли и чувства.

Материал:

Мультимедийное оборудование.

Фотографии прошлого и современного города, памятники и достопримечательности.

Предварительная работа:

Экскурсии по городу, просмотр видеофильмов о достопримечательностях города, чтение стихов знакомство с поэтами и писателями Кубани ,встречи с музейными работниками, слушание казачьей песни.

Ход:

Воспитатель: В большой стране у каждого человека есть своя маленькая Родина. Это город, село, деревня, где он родился и вырос. Наша общая Родина состоит из множества маленьких уголков. Как называется страна в которой мы живем ?

Дети: Россия

Воспитатель: Да, правильно .Значить мы кто с вами?

Дети: Россияне

Воспитатель: Правильно, ребята, когда говорят «москвич», «красноярец», «туляк» имеют в виду принадлежность человека к тому городу, где он живет. «Туляк» живет в городе Тула, «москвич» человек живущий в Москве, а «красноярец» живет в Красноярске. А в каком городе живем мы с вами?

Дети: В Краснодаре.

Воспитатель: Правильно, ребята, мы живем с вами в городе Краснодаре, значит мы с вами кто?

Дети: Краснодарцы!

(используя мультимедийное оборудование воспитатель начинает рассказ.)

Воспитатель: Город Краснодар- столица Кубани, краевой центр. Он был основан очень давно Казаками-запорожцами, переселившимися на Кубанские земли по указу императрицы Екатерины второй. Императрица даровала казакам земли в благодарность за усердную службу .После переселения казаки начали обживать кубанские земли. В Карасунском куте в излучине реки Кубани был основан войсковой град Екатеринодар (крепость). Посреди крепости поставили Свято-Троицкую церковь, построили курени(казарма для казаков, а также селение, где жили казаки)

Постепенно казаки обустраивались, на месте «Екатерининской крепости» решили они построить град и назвали они его в честь Императрицы Екатерины второй, Екатеринодар.

Екатеринодар быстро рос, строился, развивался. Было открыто железнодорожное движение.(поезда) В городе появился водопровод, телефон, электричество, по рельсам побежал первый трамвай. В городе одним за другим появились красивые здания: театры торговые дома. Житель Екатеринодара Федор Акимович Коваленко основал в городе картинную галерею и разместил в ней свою коллекцию картин, монет и старинных вещей.

С 1920 года город носит новое имя-Краснодар.

Сейчас Краснодар –настоящий красавец, город-сад. Гордо выглядят современные здания, новые микрорайоны: Фестивальный, Комсомольский, Юбилейный. Спешат на занятия в школу ученики ,а дошколята по утрам торопятся в уютные детские сады. Гостеприимно распахнуты двери музеев и театров. Неповторимую прелесть городу придает его зеленый наряд: каштановые аллеи, тенистые парки и скверы .Краснодар создан руками людей, которые жили очень давно, и продолжает создаваться руками людей, которые живут сейчас. Я знаю когда вы вырастите, станете взрослыми, то же будите сохранять то, что было сделано до вас и создавать что-то новое.

Послушайте стихотворение поэта Виктора Подкопаева, посвятил он эти строки родному городу.

Слышу в тополях веселый шорох

Вижу в бликах солнца тротуар.

Как же ты мне памятен и дорог,

Тополиный город Краснодар

Физкультминутка: музыкально-ритмические движения под песню «Пчелка золотая»

Вопросы к детям:

1.Как называется наш город?

2.Как зовутся жители нашего города?

3.Какое было первое название города?

4.В честь кого назвали город?

5.За какие заслуги подарила Екатерина вторая казакам кубанские земли?

6.Как называется река, которая протекает через весь город?

7.Кто основал в городе картинную галерею?

Дидактическая игра «Что изменилось»? (на интерактивной доске появляются по две фотографии старого и современного города. Предложить детям сравнить характерные особенности. Меняются фото пять раз.)

Воспитатель: Ребята, давайте пофантазируем и представим какой город Краснодар будет в будущем (какой будет транспорт, здания, улицы, растения.)

Ответы и рассуждения детей.

Воспитатель: Я предлагаю сделать совместный проект «Город будущего».

Подведение итогов.

Конспект игровой ситуации на тему: «Люблю тебя — мой город Краснодар».

Программное содержание:

- Обобщить, закрепить и расширить знания о Краснодаре, его достопримечательностях.

- Рассмотреть герб и флаг города Краснодара.

- Познакомить с памятниками, с улицами и их названия.

- Учить правильно называть различные здания.

- Формировать, осознанное представления о родном городе.

- Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы.

Оборудование:

Наборы фотографий с видами города Краснодара. Подборка стихов о Краснодаре.

Предварительная работа:

Рассматривание фотографий, альбомов с видами города Краснодара. Обсуждение экскурсий, на которых дети получили ряд впечатлений. Беседа о том, как дети совместно с родителями проводили выходные дни. Проведена беседа о Краснодаре, дети ознакомлены с гербом и флагом. Рисование на тему: «Город будущего».

Ход:

1. (Звучит песня М. Бернесса "С чего начинается родина")

Вопросы к детям:

- О чём поётся в этой песне?

- Как вы думаете, что такое Родина?

Воспитатель:

У каждого жителя Земли есть своя Родина - это место где он родился и живёт.

Как называется наша Родина?

(дети называют страну, город.)

Да, мы с вами живём в Краснодарском крае, в городе Краснодаре - для нас он родной.

Краснодарском край родной, на карте мира

Ты даже меньше чем кленовый лист.

Воспитатель: (читает стих)

Земля - большой и круглый шар,

На нем есть место - Краснодар,

Где расположена и школа и наш дом,

Где с мамой, папой и сестричкой мы живем!

Березки есть, есть ивы, тополя,

Растит их всех кубанская земля!

У нас есть очень интересные места,

Мила мне Краснодара красота!

Вот чище всех и самая прекрасная

Главная улица города - Красная,

Надо вам книжку купить - чего проще,

Есть книжный рынок в Первомайской роще,

На Солнечном острове много зверей,

Дети, идите, смотрите скорей!

Поет кто громче всех - оставьте спор,

Вот он - Кубанский Казачий хор!

А это кто пропускает вновь гол?

Желто-Зеленые! Мы пришли на футбол!

Есть много интересного у нас,

Про все мне и не рассказать за раз.

2. Начинаем КВН:

Посвященный нашему городу. В соревнованиях участвуют две команды -«казаки» и «кубаночки». Сегодня наши команды продемонстрируют нам, как хорошо они знают историю своего края и достопримечательности своего города.

Воспитатель:

От всей души желаем участникам успехов, хорошего настроения от совместной игры!

Разрешите представить членов уважаемого жюри.

А капитаны представят свои команды сами.

Капитан команды «казаки»:

Дети:

Наша команда называется «казаки».

Наша команда - «кубаночки».

Конкурс - разминка:

Воспитатель:

Начинаем первый конкурс-разминку.

Команды быстро дают ответы на вопросы.

Те ответы, которые будут полными, будут засчитаны.

Ответы, данные одним словом в предложении, засчитаны не будут.

- Как называется наш край? (Краснодарский край)

- Какая столица края? (город Краснодар)

- Какие парки города вы знаете? (солн. -остр, гор. -парк, честяк. рощя)

- Как называется главная улица нашего города? (улица Красная)

- Как называется это место? (железнодорожный вокзал) .

- Какие символы Краснодарского края вы знаете? (герб, флаг) .

- Какие цвета флага Кубани? (белый, желтый, красный) .

- Название каких улиц вы знаете в нашем городе? (Моск. Зипов. Седина)

- Как называется главная река нашего края? (река Кубань)

- Какие достопримечательности города вам знакомы? (Памятники)

Музыкальная разминка:

Воспитатель:

А сейчас под кубанскую народную песню покажут свои танцевальные упражнения. А наше жюри выберет лучшие из них. (Звучит перепляс «Варенички» - выполняют танцевальные движения) .

Игра-эстафета, кто быстрей : (собери пазлы, флага и герба)

Воспитатель:

Игра заключается в том, чья команда соберёт быстрей картинку.

Конкурс стихов о Кубани.

Воспитатель:

А сейчас проводим конкурс лучшего чтеца.

Подведение итогов.

Жюри подводит итоги, поздравляет всех участников и вручает подарки.

Ход занятия:

1. (Звучит песня М. Бернесса "С чего начинается родина")

Вопросы к детям:

Вос. - О чём поётся в этой песне?

Дети – О родине

Вос. - Как вы думаете, что такое Родина?

У каждого жителя Земли есть своя Родина –

Это место где он родился и живёт.

Вос. - Как называется наша Родина?

Дети - Краснодарский край, гор. Краснодар.

Вос. - Да, мы с вами живём в Краснодарском крае,

в городе Краснодаре - для нас он родной.

Краснодарском край родной, на карте мира.

Ты даже меньше чем кленовый лист.

Воспитатель: (читает стих)

Земля - большой и круглый шар, - (показ глобуса)

На нем есть место - Краснодар,

Где расположена и школа и наш дом,

Где с мамой, папой и сестричкой мы живем!

Березки есть, есть ивы, тополя, - (показ деревьев)

Растит их всех кубанская земля!

У нас есть очень интересные места,

Мила мне Краснодара красота!

Вот чище всех и самая прекрасная

Главная улица города - Красная, (показ фото)

Надо вам книжку купить - чего проще,

Есть книжный рынок в Первомайской роще, (показ фото)

На Солнечном острове много зверей, (показ фото)

Дети, идите, смотрите скорей!

Поет кто громче всех - оставьте спор,

Вот он - Кубанский Казачий хор! (показ фото куб. хора)

А это кто пропускает вновь гол?

Желто-Зеленые! Мы пришли на футбол! (показ фото)

Есть много интересного у нас,

Про все мне и не рассказать за раз.

. Начинаем КВН:

Посвященный нашему городу.

В соревнованиях участвуют две команды -«казаки» и «кубаночки».

Сегодня наши команды продемонстрируют нам, как хорошо они знают историю своего края и достопримечательности своего города.

От всей души желаем участникам успехов, хорошего настроения от совместной игры!

Разрешите представить членов уважаемого жюри.

А капитаны представят свои команды сами.

Капитан команды «казаки»:

Дети:

Наша команда называется «казаки».

Наша команда - «кубаночки».

I. Конкурс - разминка:

Воспитатель:

Начинаем первый конкурс-разминку.

Команды быстро дают ответы на вопросы.

Те ответы, которые будут полными, будут засчитаны.

Ответы, данные одним словом в предложении, засчитаны не будут.

1. Как называется наш край? (Краснодарский край)

Краснодарский край раскинулся на 370 километров с севера на юг, 375 километров с востока на запад.

Неоглядные равнины, сменяются холмистыми полями в предгорья и лиманы.

Краснодарский край богат своими озёрами, выращиванием высоким урожаем пшеницы.

В недрах (под землёй) 50 видов полезных ископаемых: нефть, природный газ, мергелей, гранит и мрамор. И др.

2. Какая столица края? (город Краснодар)

Краснодар административный центре Краснодарского края, это политический и культурный центр, в зелени парков и скверов.

3. Какие парки города вы знаете? (солн. -остр, гор. -парк, честяк. рощя)

Парки города

Городской сад (Парк им. Горького)

- "Городской сад" — это природно-исторический памятник города, старейший парк Краснодара.

Живая достопримечательность парка — его ровесник, дуб-великан.

- Первомайская роща) Парк остается центром культуры и отдыха для горожан.

Парк основан в 1900 году по инициативе городской головы Гаврила Степановича Чистякова. В честь него рощу назвали "Чистяковской".

На территории парка несколько памятников воинам Великой Отечественной войны, уникальные старые деревья, а также краевой экологический центр (станция юннатов).

Сафари парк - в этом парке собранный животные, из всех уголков земного шара, из теплых и средних полос Европы.

4. Как называется главная улица нашего города? (улица Красная)

Улица Красная в Краснодаре является центральной улицей, проспектом Краснодара. Основная часть административных и культурных зданий сосредоточена в Краснодаре на улице Красная.

В выходные дни и праздники улица Красная перекрывается для движения на автомобильном транспорте и целом отдается во власть пешеходов. Множество разнообразных кафе расположено на ул. Красная.

Начинается Красная улица Екатерининской площадью, на дальней стороне которой возвышается собор Александра Невского.

5. Как называется это место? (железнодорожный вокзал) .

-(показ фото, рассказ)

6. Какие символы Краснодарского края вы знаете? (герб, флаг) .

(показ фото, рассказ)

7. Какие цвета флага Кубани? (белый, желтый, красный) .

(показ фото, рассказ)

8. Название каких улиц вы знаете в нашем городе? (Моск. Зипов. Седина)

НАЗВАНИЯ УЛИЦ

Сегодня, друзья, поведём мы рассказ

Об улицах нашего города.

Наверное, в жизни любого из нас

Есть те, что особенно дороги.

В названиях улиц мелькают года,

Таятся страницы истории,

И можно ее изучить иногда

По каждому дому и дворику.

Вот имя героя Второй Мировой,

Вот имя героя Чеченской…

Наверно, когда-то на улице той

Прошло их счастливое детство…

Но в будущий век смело смотрит страна,

Цветет дорогая Отчизна.

Мы улицам новым даем имена

Из нашей сегодняшней жизни.

Как жаль, что не можем мы знать наперед,

Что станет в истории с ними -

Какие названия жизнь сбережет,

Какие заменит другими…

Все радости мира, все беды войны

Читайте в названиях улиц!

Наши названия улиц были названы в честь, знаменитых людей или какоето событие происходило в то или иное время.

9. Как называется главная река нашего края? (река Кубань)

- (показ фото, рассказ)

10. Какие достопримечательности города вам знакомы? (Памятники)

(показ фото, рассказ)

II. Музыкальная разминка:

Воспитатель:

А сейчас под кубанскую народную песню покажут свои танцевальные упражнения.

А наше жюри выберет лучшие из них. (Звучит перепляс «Варенички» - выполняют танцевальные движения) .

III. Игра-эстафета, кто быстрей : (собери пазлы, флага и герба)

Воспитатель:

Игра заключается в том, чья команда соберёт быстрей картинку.

IV. Конкурс стихов о Кубани.

Воспитатель:

А сейчас проводим конкурс лучшего чтеца.

Подведение итогов.

Жюри подводит итоги, поздравляет всех участников и вручает подарки.

Конспект игровой ситуации на тему:

«Краснодар — Екатеринодар — Столица Кубани», для детей старшего дошкольного возраста

Цели. Воспитывать чувство любви и уважения к своей малой родине, к городу Краснодару; продолжать знакомить детей с архитектурными достопримечательностями города Краснодара, с его главной улицей; продолжать учить составлять небольшие рассказы.

Предварительная работа. Беседы с детьми о прошлом города Краснодара, об истории Кубани; знакомство с творчеством кубанских поэтов, композиторов; разучивание пословиц и поговорок о родине; рассматривание картин и фотографий о городе Краснодаре.

Ход:

Звучит мелодия песни «С чего начинается Родина»

Воспитатель. С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С весенней запевки скворца,

И с этой дороги проселочной,

Которой не видно конца.

Так с чего начинается Родина для каждого из нас? С родного города, станицы, поселка. С веселого шума деревьев на улицах, золотого моря пшеницы на бескрайних кубанских полях. С задорной казачьей песни. Пройдет совсем немного лет, и вы с гордостью скажете: «Я - гражданин России». А потом с не меньшей гордостью добавите: «Я - уроженец Кубани». И даже если судьба забросит вас далеко от этих мест, вы все равно будете стремиться сюда всем сердцем. Здесь ваши корни. Родина начинается здесь.

Ребята, какие вы знаете пословицы о родине, о дружбе, братстве?

• «Жизнь дана на добрые дела».

• «Доброе слово опускает саблю,

• «От хорошего слова миру светло».

• «Береги землю родную, как мать любимую».

• «Народная дружба и братство дороже богатства»

Воспитатель. Давайте проверим, что вы знаете о своей малой родине. Ответьте на несколько вопросов.

— Как называется край, в котором вы живете?

(Краснодарский край) .

— Какими морями омывается наш край?

(Черным и Азовским) .

— Назовите главную реку края. (Кубань) .

— Назовите столицу Краснодарского края (Краснодар) .

— Покажите на карте Краснодарского края, где

находится город Краснодар.

Воспитатель. Ребята, мы много говорили о городе Краснодаре, познакомились с историей этого города. А теперь давайте вспомним:

- Кто построил город? (Казаки – запорожцы) .

- Кто подарил казакам землю? (Екатерина Вторая) .

- А какое первоначальное название было у города?

(Екатеринодар).

- Как назвали главную улицу города? (Красная) .

Воспитатель. Сегодня мы совершим прогулку по улице Красной города Краснодара. По преданию, в дикой степи на берегу бурной Кубани казаки плугом провели первую борозду, а атаман Захарий Чепега сказал: «Нэхай це будэ Красна! » (Пусть это будет Красная). Жители города всегда любили свою главную улицу, заботились о ее благоустройстве. Одноэтажные деревянные дома сменились красивыми многоэтажными домами. Давайте подойдем к столу. На нем лежат картины с изображениями достопримечательностей этой улицы. Посмотрите, может вам здесь что-то знакомо? Дети рассматривают картины и рассказывают о том, что видят.

1. Универмаг «Краснодар», ул. Красная и Одесская.

2. Площадь Октябрьской революции.

3. Кинотеатр «Аврора».

4. Памятник казачеству ул. Красная, площадь Октябрьской революции.

5. Улица Красная.

6. Аллея на улице Красной.

7. Улица Красная, магазин «Детский мир».

8. Краснодарский Дом книги.

9. Здание краевой филармонии.

Воспитатель. Да, сейчас Краснодар настоящий красавец, город - сад. Гордо высятся современные здания, новые микрорайоны. Неповторимую прелесть городу придает его зеленый наряд: тополиные и каштановые аллеи, тенистые парки и скверы, чудесные цветники.

Ребенок. Слышу в тополях веселый шорох,

Вижу в бликах солнца тротуар…

Как же ты мне памятен и дорог,

Тополиный город Краснодар!

Воспитатель. Эти строки посвятил родному городу поэт Виктор Подкопаев. Молодцы ребята, вы много знаете о городе Краснодаре, о Кубани. Кубань - хлебное море России. Она воспета нашими замечательными поэтами, композиторами.

Дети читают стихи:

Даль степей сквозная.

Гор простор орлиный-

Сторона родная,

Край наш тополиный!

Густой туман плывет низиной.

Покоем полнится земля.

И держат небо, как корзину

Над хуторами тополя.

На Кубани пахнет лето

Прилетевшим с моря ветром,

Сочной, сладкою клубникой,

Огурцами, ежевикой,

Разогретой лебедой,

Мятою и резедой,

Щедрым дождиком грибным

И укропом молодым,

Грушей в розовых накрапах

А какой же главный запах?

Слышали, как за станицей

Пахнет солнышко пшеницей?

Край наш кубанский –

Родная земля,

Словно солдаты,

В степи тополя.

Морем пшеница

Кругом колосится,

Да радостно дышат поля.

Край наш кубанский –

Родимый простор,

Залитый солнцем

От моря до гор.

Вышки стальные,

Огни заводские,

Садов величавый убор.

Край наш кубанский,

Прославленный край,

Крылья всё шире

В труде расправляй.

С Родиной вместе

Дорогою чести

Ты к цели победной шагай!

Отчий край!

Вишневые рассветы,

Двух морей и неба Синева.

Для тебя Кубанские поэты

Сохранили лучшие слова.

Кубань, Кубань - души моей отрада,

Сияньем зорь налитые поля.

Мне в целом мире ничего не надо

Твоя бы песня в вышине плыла.

Дети исполняют песню «Ой, да Краснодарский край».

Конспект игровой ситуации на тему: «История улицы Октябрьской»

Цель: Привлечь внимание детей к истории малой родины.

Задачи:

- познакомить с историей возникновения названий улицы, на которой находится детский сад; воспитывать чувство любви и уважения к своей малой родине, к городу Краснодару;

- продолжать знакомить детей с архитектурными достопримечательностями города Краснодара и старого Екатеринодара…

- расширение активного словаря;

- воспитание любознательности;

- развитие кругозора;

Ход беседы:

«Слышу в тополях веселый шорох.

Вижу в бликах солнца тротуар…

Как же ты мне памятен и дорог,

Тополиный город Краснодар»!

В: Ребята, скажите, вы знаете, как раньше назывался наш город?

Д: (ответы детей)

В: город Краснодар, носил другое название. Он был назван в честь императрицы, Екатерины II, которая издала указ, о его создании в 1793 году. Город получил название Екатеринодар! Как вы понимаете это название?

Д: (ответы)

В: Название города - Екатеринодар, можно перевести, как «Подарок Екатерины». Наш город существует уже ровно 220 лет, это более чем два века! Сегодня, я предлагаю вам прогуляться по городу, и посмотреть на него с разных ракурсов: «старого Екатеринодара» и «современного Краснодара»… (слайд №)

В: каждый день, мы с вами сталкиваемся с историей города, когда едем в транспорте по улицам, или шагаем по тротуару, в детский сад. Что нас окружает?

Д: (ответы)

В: Верно, дома, дороги, машины… но самое важное конечно – улица. Именно улица, сегодня, нам расскажет историю города Екатеринодара – Краснодара!

В: Старый Екатеринодар был совсем не похож на Краснодар сегодняшний. Единственное, что осталось прежним – это улицы, они изначально, были спланированы по- особому. Главным принципом планировки была прямолинейность улиц, ориентированных почти точно с юга на север и с запада на восток. Улицы пересекались под прямым углом и хорошо просматривались, что помогало защищать город и обороняться от врагов. Кварталы, в большинстве своем, имели квадратную форму и были одинаковы по размерам. Так строили древние и средневековые города. Так построили и Екатеринодар!

Строения в городе в то время были в основном турлучные. Что значит – турлучный дом, как вы думаете?

Д: (ответы)

В: Турлучные дома строились испокон веков. Они были распространены и популярны из-за своей доступности и дешевизны. Турлучным, называли дом, построенный из подручного материала: деревянных шестов, хвороста и глины. Шесты вкапывали в землю, затем переплетали хворостом и обмазывали глиной.

Каменных и двухэтажных домов не было ни одного. Тем не менее, Екатеринодар имел совершенно оригинальный облик. "Кварталы между улицами наполнены густым лесом - не садами, а именно лесом, который составляют могучие густолиственные дубы, большие деревья белых акаций и чаща фруктовых деревьев. Когда идешь по улице, то впечатление совершенно то же, как будто находишься на просеке в густом лесу, по окраинам которой построены дачи или сельские домики". Так написал петербуржец Н. Н. Филиппов, который путешествовал по нашим краям и гостил в городе. Если к этому добавить еще и страшную неблагоустроенность, то нетрудно представить себе, каким был наш город в первые 50 лет своего существования. Улицы, не имея канализационных сооружений, в ненастье превращались в болото. Чтобы не потерять в грязи собственные сапоги, жители вынуждены были подвязывать их веревками. Нередко прямо посреди улицы торчала застрявшая повозка, а закрывали собственные ставни не иначе, как на лошади. С грязью боролись с помощью прорытых вдоль улиц канав со сбросом воды в Кубань и Карасун, на перекрестках через них были переброшены деревянные мостики. Со временем соорудили деревянные тротуары, которые напоминали свайные постройки. Все это придавало городу особый колорит.

Удивительно, что названия улиц появились не сразу, и на плане их еще нет. Видимо, было не до того. Как же в таком случае находили нужный адрес? Это было не так уж трудно. Пользовались ориентирами: "на второй улице от главной", "недалеко от базара", "над Карасуном", "по-над Кубанью" и т. п.

Окончательно названия определились к 70 -м годам XIX. То есть через почти 100 лет, после основания города. И хорошо, что не торопились основатели города: случайных наименований не было. Короткое, но емкое слово обязательно несло в себе какую-то информацию: объясняло или происхождение улицы, или ее назначение, или что на ней находилось, кто жил и т. д. Со временем многие улицы поменяли свои названия, причем не один раз. Например, улица Красная меняла свое наименование 4 раза. Застроенная одноэтажными домами, лавками, хатами, часто с соломенными или камышовыми крышами, она мало чем отличалась от остальных улиц. Однако уже тогда воспринималась как главная улица. Слово "красный" часто употреблялось в русском языке в значении красивый, лучший, парадный. Этот смысл, видимо и вложен в название улицы. Возможно, она и была лучшей в городе!

Главная улица была важна для разметки и планирования остальных улиц города. Ближайшие к ней параллельные улицы считались центральными, так, улица на которой находится наш сад, тоже считалась главной улицей города. Как она называется?

Д: (ответы)

В: Как вы думаете, ребята, улица Октябрьская носила свое название и во времена Екатеринодара?

Д: (ответы)

В: Раньше улица Октябрьская носила другое название – Посполитакинская. Как вы думаете, ребята, откуда появилось название улицы?

Д: (ответы)

В: Название улица получила по фамилии одного из известных и уважаемых людей города.

В Екатеринодаре было два известных человека, носивших фамилию Посполитаки. Первый – это художник Е. И. Посполитаки, которому принадлежал дом под номером 24 по улице Красной. Этот художник открыл в 1898 году классы рисования и живописи, которые положили начало образованию в области искусства в Екатеринодаре. Обучение в классах было на платной основе, но бедных учеников, обладающих талантом, обучали бесплатно.

Второй Посполитаки – это войсковой старшина, владевший торговыми помещениями, называемыми «посполитакинскими рядами». К сожалению его имя отчество не сохранилось. Но известно, что он многое сделал для развития города, и его процветания.

Позже, в начале 20 века, ул. Посполитанскую переименовали и она до сих пор носит сегодняшнее, всеми известное название- ул. Октябрьская!

В: Теперь, я предлагаю вам пройтись по улице Октябрьской – Посполитакинской. Увидеть уже знакомые здания, памятники, архитектурные объекты и познакомиться с еще не знакомыми уголками и переулками улицы! Итак, в путь! Внимание на экран! (Ознакомительная презентация: «История улицы Октябрьская! »)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы по проекту «Мой любимый край, мой любимый город»

Закрепить знания детей об истории города, о достопримечательностях, узнать что-то новое о его прошлом. ...

Интерактивная прогулка по родному городу из цикла "Любимый город" c ИКТ

Интерактивное музыкальное занятие с использованием  мультимедийной слайдовой презентации из цикла «Любимый город» предназначено для детей 6-7 лет. Занятие  даёт возможность способствов...

Методическая разработка по знакомству детей с городом Санкт – Петербургом, его достопримечательностями и историей в рамках ОЭР по реализации проекта «Мой любимый город» в подготовительной к школе группе.

Методическая разработка направлена на закрепление и расширение знаний детей о городе Санкт – Петербурге, возможности для детей практического использования своих знаний на различных мероприятиях...

Патриотический проект "Город Пермь - мой любимый город" для детей старшего дошкольного возраста

Данный проект предназначен для педагогов дошкольных учреждений, которые работают с детьми по патриотическому вопитанию...

Развлечение ко дню города "С днем рождения,любимый город!"

В сценарии развлечения представлены: песни, стихи о Родине, родном городе Смоленске , игры и конкурсы для детей и их родителей....

Среднесросный проект "Город любимый , город родной "для детей старшей группы

Цель: Расширять и закреплять знания детей о родном городе, его истории и достопримечательностях . Расширять кругозор и обобщать словарный запас детей . Учить обобщать пройденный материал . Воспи...

Презентация "«Куса – cторонки любимой краса!» (любимый город в стихах)

Наверное, Куса ничем не выделяется среди других малых городов России. Но она по-своему неповторима и очаровательна!...