СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
консультация (средняя группа)

Тимофеева Лариса Геннадьевна

Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

  • Развитие игровой деятельности;
  • Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
  • Формирование у ребенка гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №141 "Пилеш" комбинированного вида" города Чебоксары Чувашской Республики.

ДОКЛАД

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Выполнила               воспитатель            

                                                                           МБДОУ «Детский сад №141»

Тимофеева Лариса Геннадьевна

Термин «социализация» происходит от латинского слова socialis – общественный, что значит «процесс усвоения определённой системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих растущему дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества» 

     Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

  • Развитие игровой деятельности;
  • Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
  • Формирование у ребенка гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу».

Рассмотрим психологические особенности социализации среднего  дошкольного возраста.

Средний дошкольный возраст. Этот возрастной отрезок характеризуется тем, что дети начинают задавать бесконечно количество вопросов обо всём на свете! Общение дошкольника становится ярко эмоционально окрашенным, направленным на познание. Речь становится главным способом его общения. Принимает участие в играх с четкими правилами. Готов делиться игрушкой, угощениями. Проявляет чуткость к сверстнику и взрослому. Дети среднего дошкольного возраста чаще предпочитают коллективные, командные формы развлечений. Дети  заводят первых друзей, хотя такие отношения еще не прочные. При разрешении конфликтов в игре дети всё чаще стараются договориться с партнёром, объяснить свои желания, а не настоять на своём.

Для детей среднего дошкольного возраста характерны такие виды игр:

1.Сюжетно-ролевые  игры.

2. Игры с  правилами.

Сюжетно-ролевые  игры включают в себя:

- игры на бытовые темы;

- игры с производственной тематикой;

- строительные игры, игры с природным материалом;

- игры с общественно-политической тематикой;

- театрализованные игры;

- игры-забавы и развлечения.

К играм с правилами относятся дидактические  и подвижные игры.

Дидактические игры:

Игры с предметами и игрушками;

Словесные дидактические игры;

Настольно-печатные игры;

Музыкально-дидактические.

Подвижные игры:

Сюжетные;

Бессюжетные;

С элементами спорта

Сюжетно-ролевая игра продолжает развиваться и занимает ведущее место в жизни детей 4-5 лет. Ребенок с увлечением выстраивает сюжеты, стремится к проигрыванию самых разнообразных ролей, становится более инициативным. Возросшие возможности позволяют ему выбирать тему и намечать замысел игры, обустраивать игровое пространство при помощи предметов, использовать в игре различные атрибуты. В игровую среду необходимо включать игрушки, отражающие предпочтения, как мальчиков, так и девочек. Игровые интересы мальчиков и девочек обусловлены как половой принадлежностью, так и современной социокультурной средой.

В совместных с воспитателем играх, содержащих 2-3 роли формируется у детей умение договариваться, распределять между собой материал, согласовывать действия.  Важно побуждать детей к планированию. То есть к созданию элементарного замысла, который будет воплощаться в игре, учить их описывать сюжетные события, называть круг действующих лиц (персонажей) в игре. Так же необходимо вызвать речевую активность ребенка, учить вступать в диалог со сверстниками. Для обозначения игровой ситуации нужно помочь малышу обустроить игру при помощи необходимых атрибутов (пилотки для военного, повязки с красным крестом для медсестры), а также сюжетных игрушек и различного полифункционального материала (модулей, шишек, кубиков, брусков, колесиков и др.)

Наиболее востребованными сюжетами у детей средней группы становятся игры в семью. Играя в дочки-матери, дети проигрывают отношения родителей и их детей. При этом они довольно часто используют в игре кукол, мишек и другие игрушки, но их внимание больше привлекают не сами предметы, а семейные отношения. Ребенок должен отражать характер главной роли. Так, если ребенок берет роль мамы, то он знает, что может делать мама (кормить ребенка, водить его в детский сад, покупать игрушки и др.).

Примерная тематика и ролевое сопровождение сюжетно-ролевой игры или игры-ситуации: «СЕМЬЯ»

  • Совместный отдых
  • Встреча (проводы)
  • Уборка
  • Ремонт квартиры.
  • Приготовление подарков.
  • Подготовка к празднику.
  • Забота (о людях, животных).

     Любимыми сюжетами у детей 4-5 лет остаются игры в больницу.  Ролевые действия продолжают отражать жизненный опыт детей. (Медсестра делает уколы, ставит градусник, выдает таблетки)

     Примерная тематика и ролевое сопровождение сюжетно-ролевой игры или игры-ситуации: «БОЛЬНИЦА»

  • Больница
  • Поликлиника (кабинет врача, процедурный кабинет, регистратура)
  • Травпункт.
  • Аптека.
  • Ветеринарная клиника.

  Играя в детский сад педагогу важно обращать внимание детей на особенности взаимоотношений воспитателя и воспитанников и на ситуации, которые ежедневно возникают в детском саду (в группу пришел новичок, воспитатель учит рисовать и т.д. 

Примерная тематика и ролевое сопровождение сюжетно-ролевой игры или игры-ситуации: «ДЕТСКИЙ САД».

  • Занятия с воспитателями (музыкальными руководителями)
  • Труд в детском саду и на участке.
  • Прогулки, игры, наблюдения, экскурсии)
  • В музее и на выставке в детском саду.
  • В театральной комнате.

Примерная тематика и ролевое сопровождение сюжетно-ролевой игры или игры-ситуации: «ПАРИКМАХЕРСКАЯ».

  • Парикмахерская (мытье, окрашивание волос, завивка, укладка, стрижка, прическа, маникюр.
  • Салон красоты макияж, солярий, маски и ванночки, прически, стрижки, маникюр.

          Для мальчиков можно рекомендовать такие ситуации: подводная лодка, гараж, корабль.

Подвижные игры выступают как условие развития культуры ребенка. В средней группе воспитатель только изредка выполняет роль ведущего. Он приучает всех детей быть ведущими, учитывая особенности каждого ребенка. В выборе ведущего начинают участвовать сами дети посредством считалок. Правила в подвижных играх для детей средней группы несколько усложняются. Вводятся ограничения движения – ловить только прикоснувшись, пойманным отходить в сторону и др.

Проводим словесные игры, основываясь на накопленные у детей представления об окружающем.  В средней группе продолжает руководить игрой, или лично участвуем, или наблюдаем за ней. Но роль ведущего в игре все чаще поручается то одному, то другому ребенку. В начале  используем словесные игры, уже знакомые детям по младшей группе, целью которых было развитие речевой, умственной и двигательной активности, а затем уже приступаем к играм с более сложным заданием, такие как: «Гуси-гуси», «Где мы были, мы не скажем...» , «Воробушки и автомобиль», « Кто в домике живет?», «Каравай» и др.

Дидактические игры способствуют социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д. («Какое время года», «Закончи предложение», «Кто же я», «Найди ошибку», «Доскажи словечко» и др.)

Работу по формированию театрализованной деятельности дошкольников необходимо начинать с накопления ими эмоционально-чувственного опыта. У детей среднего дошкольного возраста при условии систематических занятий театрализованной игрой появляется возрастающий интерес к перевоплощению. Дети охотно разыгрывают знакомые сказки и произведения, которые произвели на них сильное впечатление. Воплощаясь в роли, дети средней группы стремятся достоверно изобразить персонаж. Если раньше у них преобладало желание участвовать в драматизации, исполнять роль, то в этом возрасте становится важным качественное исполнение роли.

В этом возрасте развивается и режиссёрская игра. Мальчики устраивают бои, а девочки наряжают кукол. В режиссёрской игре важное место занимает настольный театр. Дети с удовольствием разыгрывают в свободное время сказки: «Лиса, заяц и петух», «Машенька и медведь». Отражаясь в самостоятельной игре, эти сказки способствуют отождествлению с разными героями, вхождению в воображаемую ситуацию, проявлению эмоций и чувств, переживанию всех сюжетных коллизий вместе со своими персонажами. Например, театрализованное представление по сказке «Теремок». 

Театрализованные игры - одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия.  При помощи театральных атрибутов разыгрывают знакомые, небольшие по содержанию, сказки, потешки «Колобок», «Репка», «Два веселых гуся», «Солнышко и дождик»).

         Таким образом, игра в среднем возрасте является средством социально-личностного развития ребенка, предполагает формирование у него положительного отношения к себе, социальных навыков, развитие игровой деятельности, общения со сверстниками.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных процессов детей младшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности.

Статья на тему :"Развитие позновательной деятельности детей младшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности."...

Методическая разоаботка "Формирование начал экологически осознанного отношения к родному краю – селу Пуреху детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности".

1. Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников.           На всех стадиях своего развития человек тесно связан с окружающим миром.  Но с тех пор как...

Развитие свойств внимания у детей среднего дошкольного возраста средствами игровой терапии

dD  В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Именно в игре у детей развиваются все психические процессы, в том числе и внимание. В процессе игры дети легче усваивают новый ...

Социальная адаптация детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности

Проблема адаптации детей старшего дошкольного возраста, при переходе из семьи в дошкольное учреждение, в коллектив сверстников....

Развитие познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста средствами игрового компьютерного моделирования.

В статье дается описание инновационной технологии компьютерного 3 D моделирования в программе LigroGame, её актуальность, педагогическая ценность, содержание и формы детской деятельности....

План по самообразованию Тема: «Формирование гражданско-патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста средствами игровой деятельности» (2022 – 2023 уч. год)

План по самообразованию Тема: «Формирование гражданско-патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста средствами игровой деятельности»(2022 – 2023 уч. год)...