Развитие свойств внимания у детей среднего дошкольного возраста средствами игровой терапии
проект (средняя группа) по теме

dD  В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Именно в игре у детей развиваются все психические процессы, в том числе и внимание. В процессе игры дети легче усваивают новый материал, меньше

у      утомляются. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                

«Развитие свойств внимания у детей среднего дошкольного возраста средствами игровой терапии»

Выполнил:

МБДОУ детский сад №80

Педагог-психолог

Шишкова Юлия Николаевна

г. Нижний Новгород 


В среднем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие всех психических процессов и личности в целом.         В этом возрасте продолжает складываться характер, развивается самосознание.        Существенно изменяются отношения со сверстниками. Дети начинают ценить общество друг друга за возможность вместе играть, делиться мыслями, впечатлениями. Дети становятся более любознательными. Познавательный интерес проявляется в стремлении ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения.

        Основной целью данной коррекционно-развивающей программы является создание условий для коррекции недостатков внимания у детей среднего дошкольного возраста.

Цель конкретизируется в частных задачах:

  1. Создание благоприятных условий для развития внимания;
  2. Развитие связной речи;
  3. Развитие целеустремленности;
  4. Развитие устойчивости внимания;
  5. Повышение уровня продуктивности внимания;
  6. Развитие сосредоточенности внимания.

Тактика и формы работы: программа включает в себя 12 занятий. Занятия проводятся в группах, продолжительность 15 – 20 минут 2 раз в неделю. Программа рассчитана на 1,5 месяца.

Методы и приемы: программа построена таким образом, что каждое ее занятие включает по 3 подвижных игры. А также в каждом из них используется сказка для объединения сюжета занятия и создания атмосферы волшебства, загадочности.

Необходимое оборудование: игрушки, модули, геометрические фигуры, цветные шарики, жетоны и другое.

Структура программы. Коррекционно-развивающая программа состоит из 3 этапов:

  1. Подготовительный
  2. Основной
  3. Заключительный

Занятия также имеют определенную структуру: 

1 часть. Организационная. Приветствие, создание положительного настроя и доверительных отношений, упражнения на развитие связной речи и мышления.

2 часть. Основная. Игра – соревнование, игры путешествия, загадки, упражнения, проигрывание сказок.

3 часть. Заключительная. Подведение итогов, прощание.

Ожидаемый результат: повышение уровня развития всех свойств внимания, а также развитие речи.

В каждом этапе выделяются основные задачи и направления, реализация которых может свидетельствовать об успехе коррекционных занятий.

Основные задачи подготовительного этапа:

  1. Установление эмоционального контакта с детьми;
  2. Развитие координации движений;
  3. Вызывание интереса к занятиям;
  4. Формирование позитивного настроя на занятия;
  5. Развитие концентрации внимания.

Представим пример проведенного на данном этапе коррекционно-развивающего занятия.

Занятие

Цель: развивать связную речь детей, развивать слуховое и зрительное внимание.

Задачи:

  1. Развитие цветовосприятия;
  2. Повышение речевой активности;
  3. Развитие концентрации, объема внимания;
  4. Развитие умения выполнять задания по речевой инструкции;
  5. Воспитание физических навыков;
  6. Обучение целенаправленной деятельности.

Оборудование: цветные модули, перчаточная кукла.

Конспект занятия

Вводная часть. Здравствуйте ребята! Вы знаете сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка?» давайте вспомним, про что эта сказка. Сегодня к нам на занятие придет герой этой сказки – Иванушка.

Иванушка: Здравствуйте ребята! А вы любите играть? Специально для вас я подготовил несколько очень интересных игр. Давайте поиграем!

Основная часть.

Иванушка: первая игра у нас называется «Ухо – нос». Ребята, покажите, где у вас находится нос, а где уши. Какие вы молодцы, а я вот не знаю, где у меня находятся уши, а где нос. А вы мне покажите, где у меня уши и нос? Ура! Я тоже буду с вами играть! По команде «Ухо» вы должны схватиться за ухо, по команде «Нос» - за нос. Я тоже буду выполнять все движения вместе с вами, но через некоторое время начну делать ошибки: говорить одно, а показывать другое. Слушайте внимательно.

Иванушка: следующая игра называется «Цветные шарики». Ребята, а какие цвета вы знаете? По моей команде вы начнете ходить по злу, но как только я скажу название любого цвета, вы должны быстро построиться у шарика с данным цветом. Например, если я скажу «зеленый» вы все встаете около зеленого шарика.

Иванушка: третья игра называется «Слушай внимательно». Ребята, а вы все живете в городе? А я вот живу в деревне, и у нас там есть такое животное ой, забыл, как оно называется, большое, быстро скачет, у него еще есть такой большой хвост и грива. Как оно называется? Каких еще домашних животных вы знаете? Каких домашних птиц? Каких диких животных? Я придумал такую игру, в которой мы будем ходить как животные и птицы. Сейчас вы будете ходить по кругу, когда я скажу «Заяц!» вы будете прыгать на двух ногах, «Гусь!» - идете в приседе, «Лошадь!» - идете и поднимаете высоко колено.

Заключительная часть.

Иванушка: пришло время нам прощаться. Вы хотите, чтобы я еще к вам пришел? Вы все были молодцы, хорошо выполняли задания. Вам понравилось со мной играть? Какая больше всего игра вам понравилась? До свидания ребята.

Задачи основной части:

  1. Формирование произвольного внимания;
  2. Повышение речевой активности;
  3. Развитие переключаемости внимания;
  4. Развитие сосредоточенности внимания;.

Представим пример проведенного на данном этапе коррекционно-развивающего занятия.

Занятие

Цель: развивать слуховое и зрительное внимание, развивать связную речь детей.

Задачи:

  1. Развитие сосредоточенности внимания;
  2. Развитие восприятия цвета;
  3. Развитие переключаемости внимания;
  4. Развитие продуктивного воображения;
  5. Повышение речевой активности;
  6. Воспитание любознательности;

Оборудование: две куклы, жетоны красного и зеленого цветов, отрывок сказки «Гуси – лебеди», маленькая шкатулка.

Конспект занятия

Вводная часть. Здравствуйте ребята! Сегодня наше занятие превратиться в путешествие в сказку «Гуси-лебеди». Вы помните такую сказку? Расскажите мне ее.

Основная часть.

Братца Иванушку похитила Баба-Яга. Давайте поможем сестрице Аленушке спасти ее брата. Но чтобы его спасти, нам нужно выполнить несколько заданий.

Первое задание называется «Найди свой цвет». Сейчас я разделю вас на две команды. Одна команда будет с красными жетонами, другая с зелеными. Вы будете ходить по залу, но когда я скажу «Стоп!» вы должны построиться рядом с модулем другого цвета, не такого как ваш жетон. Например, если у вас жетон красного цвета вы построитесь у зеленого модуля. Молодцы ребята, мы стали ближе к Иванушке.

«Найди и промолчи». Ребята, когда Гуси – лебеди здесь пролетали, они спрятали один предмет. Я могу сказать только, как выглядит этот предмет и, что это за предмет, а где он спрятан, я не знаю. Это ботинок Иванушки. Он черного цвета со шнурком. Кто найдет его, подходит ко мне и тихо говорит, так чтобы никто не слышал, где нашел ботинок. Задание будет продолжаться до тех пор, пока вы все его не найдете.  

И последнее задание «Сказка». Ребята смотрите, я нашла сверток, и в нем написан отрывок сказки. Это, наверное, Баба-Яга его здесь спрятала. Ребята, здесь написано и задание, которое мы должны выполнить с этим текстом. Все сядьте в круг. Сейчас я прочитаю вам этот отрывок, а вы, как только услышите слово «печь» должны быстро схватить шкатулку. «Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава – что они пошаливали, маленьких детей уносили. Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела – стоит печь. – Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?  Печка ей отвечает. – Съешь моего ржаного пирожка – скажу».

Заключительная часть. Ребята, благодаря вам мы спасли Иванушку. Вы молодцы, все очень храбрые ребята. Вам понравилось? Было интересно? До свидания ребята.

Задачи заключительной части:

  1. Формирование произвольного внимания;
  2. Развитие переключаемости внимания;
  3. Развитие сосредоточенности внимания;
  4. Развитие концентрации внимания;
  5. Закрепление полученных навыков.

Представим пример проведенного на данном этапе коррекционно-развивающего занятия.

Занятие

Цель: развивать зрительное внимание, развивать связную речь.

Задачи:

  1. Развитие сосредоточенности внимания;
  2. Развитие репродуктивного воображения;
  3. Развитие наглядно-образного мышления;
  4. Развитие двигательной памяти;
  5. Обучение целенаправленной деятельности;
  6. Воспитание чувства коллективизма.

Оборудование: цветные модули, перчаточная кукла, карандаши, «карты», конфеты.

Конспект занятия

Вводная часть. Здравствуйте ребята! Сегодня к нам на занятие придет Буратино. Вы знаете сказку с Буратино? Давайте вспомним эту сказку. Я буду загадывать вам загадки, а вы их отгадывать. Каждая загадка посвящена одному из героев сказки. Хорошо?

Этот зверь живёт лишь дома.
С этим зверем все знакомы,
У него усы, как спицы,
Он мурлыча песнь поёт,
Только мышь его боится…
Угадали? Это… кот

Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, кур в деревне крадёт. (Лиса)

Не артист, а голосист, не ездок, а шпоры у ног. (Петух)
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи! (Собака)

Молодцы ребята! Вы отгадали все загадки.

Основная часть.

Буратино: Сегодня на нашем занятии мы будем искать клад. Хотите? Но для этого выполним несколько заданий. В зале спрятаны карты, где написано, какие задания мы должны выполнить, и нарисован план, где изображено место следующей подсказки. Первая карта у меня уже есть. Если мы выполним все задания, правильно только тогда найдем клад.

Первая игра называется «Сделай наоборот». Я буду показывать вам движения, а вы должны выполнить противоположное движение. Например, если я сяду – вы встанете, если я возьму карандаш – вы положите. Игра будет продолжаться до тех пор, пока я не скажу «Стоп». С этого момента нельзя делать никаких движений.

Молодцы ребята! Вот и вторая карта с заданием. Игра называется «Разведчики». Я буду разведчиком и придумаю маршрут. Мне нужен один помощник – командир. Вы сейчас все отвернетесь к стене, а я в это время покажу командиру маршрут, который придумала. Затем он должен будет провести свой отряд, по этому маршруту не сбиваясь с пути. У вас будет три попытки.

Вот какие мы молодцы нашли последнюю карту. Задание называется «Нарастай-ка». Разделитесь на 2 команды. Все постройтесь в ряд. Первый из каждой команды показывает несложное движение, второй – повторяет это движение и добавляет свое, третий – повторяет эти 2 движения и придумывает свое. И так до конца. Последний должен показать все движения и добавить свое.

Заключительная часть.

Буратино: ребята, вот мы и нашли клад! Вам понравилось? Что вам понравилось? Было интересно? Молодцы, вы хорошо выполняли все задания. Но пришло время нам прощаться. До свидания ребята.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие слухового внимания у детей среднего дошкольного возраста

Помощь родителям. Игры, в которые можно играть дома...

Развитие свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста.

Психолого-педагогические условия развития внимания и его свойств...

Игры на развитие слухового внимания у детей среднего дошкольного возраста

Представлены различные варианты игр для детей среднего дошкольного возраста, развивающие слуховое внимание...

Развитие познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста средствами игрового компьютерного моделирования.

В статье дается описание инновационной технологии компьютерного 3 D моделирования в программе LigroGame, её актуальность, педагогическая ценность, содержание и формы детской деятельности....

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношени...

План по самообразованию Тема: «Формирование гражданско-патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста средствами игровой деятельности» (2022 – 2023 уч. год)

План по самообразованию Тема: «Формирование гражданско-патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста средствами игровой деятельности»(2022 – 2023 уч. год)...