Проект по ознакомлению с народным фольклором детей раннего дошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа)

Одина Галина Владимировна

ознакомление с народным фольклором детей раннего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект - Долгосрочный (декабрь 2019- май 2020г)

Тип проекта: Познавательно – творческий, игровой.

Участники проекта: Дети, воспитатели, родители.

Методы и приёмы, используемые в проекте:

Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.

Словесный метод: коллективное чтение, прослушивание песен, сказок;

Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.

Актуальность. Слово «фольклор» в переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор – это создаваемый народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы, стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. М. Горький говорил: «Начало искусства слова – в фольклоре». Русский фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. В раннем дошкольном возрасте ведущими задачами являются задачи по развитию эмоционального отклика на произведения фольклора, формированию понимания его основного содержания. Первое знакомство ребёнка с искусством слова начинается с произведений устного народного творчества, это: колыбельные, потешки, прибаутки, сказки, небылицы, считалочки. Как правило, в начале жизни ребёнок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию. Цель проекта: Знакомить детей с жанрами устного русского народного творчества. Развивать интерес к народному фольклору, вызывать у детей эмоциональный отклик на художественные произведения. Воспитывать у детей любовь к книге.

Задачи проекта: Познакомить детей с народным фольклором, помочь им понять его содержание, вызвать желание повторять и использовать средства фольклора самостоятельно в повседневной жизни. Расширить и активизировать словарь детей. 

Предварительная работа: Подбор фольклора: потешек, колыбельных песен, сказок, считалок, пальчиковых игр, прибауток. Подбор иллюстративного, наглядного, дидактического материала. Взаимодействие с родителями, рекомендации, организация предметно-развивающей среды в группе. 

Продукт проекта: создание «Волшебной книги потешек». Презентация проекта. 

Форма проведения: Работа в режимных моментах, организованной образовательной деятельности педагога с детьми, совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной детской деятельности. 

Ожидаемые результаты: Формирование у детей интереса к народному фольклору. Развитие диалогической и монологической речи детей, использование детьми в активной речи потешек, считалок, клыбельных песен.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА:

1этап: ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ. 1.Создать предметно-развивающую среду в группе: подбор иллюстративного, наглядного, дидактического материала по теме: «Народный фольклор для детей раннего возраста». 2.Спланировать основные мероприятия с детьми и родителями.

2 этап: ОСНОВНОЙ:

Работа в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие» через режимные моменты, организованную образовательную деятельность педагога с детьми, совместную деятельность педагога с детьми, самостоятельную детскую деятельность. Создание «Волшебной книги потешек». Проведение развлечения: Кукольный спектакль «Игрушки» (по потешкам).

Цель: закрепить знания детьми народного фольклора.


Перспективный план по ознакомлению с народным фольклором детей раннего дошкольного возраста.

Тема

Задачи

декабрь

Чтение потешки «Еду, еду к бабе, к деду на лошадке в красной шапке»

 Разучивание потешки «Водичка, водичка, умой мое личико»

Пальчиковая игра «Мышонок»

Рассказывание р.н.сказки «Колобок»,

Потешка: «Уж ты, Васенька, дружок, ты не бегай на лужок……»

Дид. Игра «Кто где живёт?»

Вызвать положительный эмоциональный отклик на чтение потешки

Привлекать детей к рассказыванию потешки в процессе умывания, воспитывать положительное отношение к умыванию. Формировать устойчивый интерес к прослушиванию сказок.

Развивать речь, координацию движений рук.

январь

Чтение потешки «Наша Маша маленька»

Разучивание потешки «Вот они сапожки», «Ты мороз, мороз»

рассказывание р.н.сказки «Курочка Ряба»,

Отгадывание загадок о зимних явлениях

Подвижная игра «Как на тоненьком  ледочке»

Разучивание потешки «Баю,баю, баиньки, купим Тане валенки..»

Дид.игра «Одень куклу Таню»

Продолжать знакомить детей с потешками.

Привлекать детей к рассказыванию потешки в процессе одевания, воспитывать положительное отношение к одеванию. Развивать интерес к прослушиванию сказок.

Развивать речевую активность, побуждать выполнять движения в соответствии с текстом.

Развивать речь детей, мелкую моторику рук.

Упражнять детей в одевании бумажных кукол разного размера.

февраль

Чтение потешек

«Киска, киска, киска, брысь!..», «Как у нашего кота...», «Пошел кот под мосток...».

Потешки: «Котик-серенький присел, на печурочке….»; «Юрка – мошенник,…..»

Разучивание потешки «Котик-серый, хвостик белый». д/игра «Расставь мебель в русской избе»

Продолжать знакомить детей с потешками.

Вызвать у детей стремление сопровождать речью свои действия. 

Обогащать словарный запас фольклорной лексикой, 

Развивать речь детей, координацию движений рук, желание расставлять предметы быта в русской избе.

март

Чтение потешки «Сидит белка на тележке», «Петушок, петушок...»,

Разучивание колыбельной «Баю,бай, ты,собачка, не лай»

Отгадывание загадок о животных

Чтение р.н.сказки «Репка» (обр. К. Ушинского)

Потешка: « Из-за леса, из – за гор….»

Дид.игра «Помоги найти маму»

Продолжать формировать понимание  назначения колыбельных песен, способствовать самостоятельному их исполнению.

Вызывать у детей эмоциональный отклик на художественное произведение.  

Развивать речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.

Формировать знание детенышей домашних животных.

Развивать речь, координацию движений рук.

апрель

Разучивание потешки «Пальчик-мальчик» «Ладушки, ладушки!..»,

Пальчиковая игра «Этот пальчик –папа»

Чтение р.н. сказки «Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова). Потешка: « Сорока-сорока…..» Мнемотаблица.

Вызвать положительный отклик на чтения потешки

Развивать речевую активность,

воспитывать чувство дружбы.

Формировать умение рассказывать сказку и запоминать последовательность действий

Побуждать выполнять движения в соответствии с текстом. Формировать умения составлять мнемотаблицу, с помощью картинок по тексту потешки. Воспитание чувства сопереживания, доброты.

май

Разучивание потешки«Большие ноги...»,

Разучивание закличек «Солнышко, солнышко…», «Дождик, дождик…»

Отгадывание загадок о весне

Подвижная игра «Скачут по дорожке желтые сапожки»

Потешки: «Солнышко, солнышко…»; «Дождик, дождик…»; «Дедушка Ежок, не ходи на бережок, там растаял снежок…» (Раскраски.)

Стимулировать к использованию закличек во время наблюдений за явлениями природы

 Развивать понимание образного языка загадок.

Развивать речевую активность, умение соотносить свои действия со словами.

Формировать у детей  представление о природных явлениях через использование средств фольклора. 

Развивать умения аккуратно раскрашивать картинки.

Взаимодействие с семьёй:

Родительское собрание «Использование фольклора в семейном воспитании»

Оформление папки-передвижки «Потешки для плачущего ребенка».

Оформление папки-передвижки «Потешки при умывании, во время еды, при укладывании спать, при одевании и раздевании». ».

Консультации для родителей «Баю-баюшки-баю…» (Как укладывать ребенка спать?).

Беседа на тему «Читайте и рассматривайте книги с ребёнком»

3этап: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ:

Создана «Волшебная книга потешек». Проведено развлечение: «Театр игрушек по потешкам».

Для закрепления знаний детьми народного фольклора.

Результаты проекта:

Результатом  моей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение моих детей, которое помогает овладеть родным языком, развивать память, воображение, мышление, т.е. всесторонне развивает ребенка. Слушая колыбельные песенки, потешки, сказки, считалки, прибаутки, рассматривая картинки; играя в пальчиковые игры, дети лучше понимают обращенную речь взрослого, вступают в контакт с окружающим, пытаются выражать свои чувства, впечатления используя речевые средства (сопровождают речью игровые и бытовые действия). Дети во время игры осуществляют самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся фольклорных произведений в игры и в повседневную деятельность. Таким образом, этот опыт показывает, что целенаправленное и систематическое  использование малых  форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности, для усваивания всех навыков  самообслуживания и гигиены.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: ЕЛОЧКА-КРАСАВИЦА (для детей раннего дошкольного возраста)

Елочка наряжаетсяЦели: эмоционально обогатить чувства детей ожиданием праздника елки; вместе с детьми украсить елку новогодними игрушками, гирляндами, елочными огнями; предложить рассматривание праздн...

Проект по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста "Ловкие пальчики"

       Актуальность проекта:  уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности &nd...

методическая разработка представляет собой сборник из пяти педагогических проектов по познавательному и творческому развитию детей раннего дошкольного возраста.

Реализация проектной деятельности подразумевает применение в работе интеграции образовательного процесса, что позволяет всесторонне развивать ребенка и воспитывать одновременно гармоничную, любознател...