Создание условий для социализации детей с нарушениями речи на логопункте ДОУ
учебно-методический материал (средняя, старшая, подготовительная группа)
Описаны условия для социализации детей с нарушениями речи, игры для развития социализации, которы можно использовать педагогам и родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_usloviy_dlya_sotsializatsii_detey_s_narusheniyami_rechi_na_logopunkte_dou.docx | 166.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание условий для социализации детей с нарушениями речи на логопункте ДОУ
В настоящее время возросло количество случаев, когда у ребёнка в процессе общения возникают трудности, связанные с различными нарушениями речи разной сложности. В своей теории культурно-исторического развития психики Л. С. Выготский обратил внимание на то, что любой дефект, ограничивая взаимодействие ребёнка с окружающим его миром, мешает ему овладеть культурой, социальным опытом человечества.
Педагоги также отмечают низкий уровень развития в коммуникативной и познавательной сфере, недостаточность произвольности поведения, эмоциональную неуравновешенность и слабо развитую речь. Конечно, с возрастом эти нарушения могут исчезнуть, но могут и приобрести стойкий выраженный характер.
Всё это создаёт определённые проблемы, затрудняющие отношения ребёнка с ровесниками и взрослыми, препятствуют его успешной социализации. А если нарушение сложное, то оно может привести к тому, что ребёнок замкнётся в себе, перестанет общаться и говорить.
Развитие социально-коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи предполагает формирование следующих умений:
*понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.);
*спокойно отстаивать свое мнение;
*выслушивать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;
*получать необходимую информацию в общении;
*вести диалог со взрослыми и сверстниками;
*принимать участие в коллективных делах (договариваться, идти на уступки и т.д.).
Работа по социализации ведется в следующих направлениях:
- Сотрудничество с семьей. Оно предполагает вовлечение родителей в образовательную деятельность, а также консультирование и поддержку.
- Логопедические занятия с ребенком, направленные на устранение дефектов речи.
- Расширение круга общения.
- Создание ситуаций общения, взаимодействия, проработка таких ситуаций в играх "Жадина", "Упрямый ослик", "Вежливые слова" и др.
В своей деятельности, на индивидуальных и групповых занятиях я применяю дидактические игры коммуникативной направленности. Дети в процессе этих игр учатся взаимодействовать, договариваться, делиться, радоваться успехам друг друга. Что очень важно, постепенно снимается речевой негативизм, замкнутость ребенка, повышается уверенность в своих силах, так как обязательно создается ситуация успеха.
«Зеркало»
Цель: Развивать способности к установлению положительных взаимоотношений с другими людьми.
Ход игры:
Играющие стоят парами лицом друг к другу. Один из партнёров – «зеркало», другой – стоящий перед ним. «Зеркало» должно повторять движения.
Варианты:
Воспитатель (ребёнок) играет роль стоящего перед зеркалом, играющие – «осколки зеркала», его отражающие — «отражается» выражение лица, настроение (хмурый, радостный, обиженный и т.д.)
«Печем пирог»
Цель: Обучение бережному отношению к другому, развитие воображения, творчества.
Оборудование: Одеяло.
Ход игры:
Кого-нибудь из детей накрывают одеялом и предлагают лечь на ковер лицом вниз. Потом его гладят руками, «просеивают муку», «раскатывают», «замешивают», «обмазывают вареньем». Затем пирог переворачивают и украшают.
Когда «пирог» будет готов – он скажет. Тогда его разворачивают, и он поднимается, как будто пирог из печки.
«Пошли письмо»
Цель: Развитие групповой сплоченности.
Ход игры:
Играющие стоят по кругу, крепко держась за руки. Водящий – почтальон – в центре круга. Он говорит: «Я посылаю письмо от Сережи к Лене». Сережа начинает передавать «письмо». Он нажимает руку своему соседу справа или слева, тот пожимает следующему и так дальше по кругу, пока «письмо» не дойдет до Лены.
Цель почтальона – «перехватить» письмо, т.е. увидеть, у кого из детей оно находится. Ребенок водит до тех пор, пока письмо не будет «перехвачено». Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли почтальона.
«Волны»
Цель: Игра позволяет ребенку почувствовать свою значимость и теплое отношение к себе окружающих.
Ход игры:
«Наверное, вы любите купаться в море? Почему? Наверное, потому что в море обычно бывают небольшие волны и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны. Попробуем подвигаться, будто волны. Попробуем улыбнуться, как волны, когда они искрятся на солнце. Попробуем «прошуршать», как волны, когда они наталкиваются на камушки на берегу, попробуем сказать в слух, что говорили бы волны купающимся в них людям, если бы умели говорить. Наверное, они говорили бы: «Мы любим вас!».
Затем ведущий предлагает всем по очереди «искупаться в море». «Купающийся» становится в центр, «волны» по одной подбегают к нему и, поглаживая его, тихонько проговаривают свои слова: «Мы любим тебя!»
«Путаница»
Цель: Формирование группового единства.
Ход игры:
Водящий выбирается считалкой. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться – кто как умеет.
Когда образовалась путаница, водящий водит в комнату и распутывает их, не разжимая рук у детей.
«День наступает- всё оживает, ночь наступает- всё замирает»
Цель: развивать умение сотрудничать, достигать желаемого результата.
Ход игры:
После слов «День наступает- все оживает! Участники игры движутся хаотично (бегают, прыгают и т.п.). Когда воспитатель произносит: «Ночь наступает – все замирает!» дети застывают в причудливых позах. Постепенно игра усложняется, когда задается «условие дня»: каждый участник должен совершать определенные движения в общей для всех ситуации, например: сбор урожая, зоопарк, железнодорожный вокзал и т.д. При этом дети могут объединяться в пары или небольшие группы.
«Потерялся ребенок»
Цель: Игра помогает детям выразить свои эмоции, проявить способность к сопереживанию.
Ход игры:
«Давайте представим, что мы с вами в лесу. Что мы там делаем? Конечно, собираем грибы или ягоды. Но один из нас потерялся. Мы очень обеспокоены и громко, и ласково по очереди зовем его, например, «Ау, Сашенька!».
«Потерявшийся» ребенок стоит спиной к группе и угадывает, кто же его позвал.
«Нарисуй узор»
Цель: Побуждать к совместной деятельности, к оказанию помощи товарищу.
Оборудование. Бумажный шаблон варежки – на каждого ребенка, карандаши.
Ход игры:
Дети разбиваются на пары. Воспитатель раздает цветные карандаши, бумажные шаблоны варежек и просит украсить их так, чтобы каждая пара имела одинаковый узор.hello_html_m65c3deeb.jpg
После игры проводится конкурс, в котором учитывается идентичность узоров парных варежек и сложность орнамента.
«Головомяч»
Цель: Развивать навыки сотрудничества.
Ход игры:
Дети, разбившись на пары, ложатся на живот напротив друг друга. Между их головами кладется мяч. Касаясь мяча только головой, они пытаются встать и поднять мяч с пола.
Когда дети научатся справляться с этой задачей, игру можно усложнить: увеличить количество поднимающих один мяч до трех, четырех, пяти человек.
Конечно же, это не полный перечень всех игр.
Эти игры показали эффективность на практике и могут быть использованы педагогами, родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема проекта: «Организация условий успешной социализации детей с нарушением зрения и ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО «Вместе к успеху»
Социализация дошкольника предполагает формирование и развитие социально-значимых ценностей личности и умений адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность соб...
"Социализация детей с нарушением речи в условиях современного образовательного процесса".
Первичная социализация ребенка осуществляется в семье. Большинство родителей, узнав от специалистов, что у ребенка есть нарушения речи, стремятся понять, чем они вызваны и как их устранить?...
Опыт работы по теме: « Социализация детей с нарушением речи в условиях современного обра-зовательного процесса»
Представляю опыт работы по теме« Социализация детей с нарушением речи в условиях современного образовательного процесса». Данная статья раскрывает основные направления работы учителя-логопеда с детьми...
Доклад "Создание условий позитивной социализации детей с инвалидностью посредством реализации проекта «Вместе к успеху!» "
Создание условий позитивной социализации детей с инвалидностью посредством реализации проекта «Вместе к успеху!»...
Презентация ""Создание условий позитивной социализации детей с инвалидностью посредством реализации проекта "Вместе к успеху!""
Создание условий позитивной социализации детей с инвалидностью посредством реализации проекта «Вместе к успеху!»...
Клуб Заботливых родителей в доу, как создание условий для социализации детей раннего возраста.
Адаптация ребёнка к детскому саду- это не только короткий период привыкания, но и приспособление ребёнка к новой среде, в которой каждому важно найти своё место, свою роль в ней. Исходя из этого, мы с...
«Создание условий для социализации детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью) через творческую деятельность путем внедрения АДОП»
Творческая деятельность оказывает большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятель...