Создание условий для социализации детей с нарушениями речи на логопункте ДОУ
учебно-методический материал (средняя, старшая, подготовительная группа)

Петрова Елена Михайловна

Описаны условия для социализации детей с нарушениями речи, игры для развития социализации, которы можно использовать педагогам и родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание условий для социализации детей с нарушениями речи на логопункте ДОУ

В настоящее время возросло количество случаев, когда у ребёнка в процессе общения  возникают трудности, связанные с различными нарушениями речи разной сложности. В своей теории культурно-исторического развития психики Л. С. Выготский обратил внимание на то, что любой дефект, ограничивая взаимодействие ребёнка с окружающим его миром, мешает ему овладеть культурой, социальным опытом человечества.

Педагоги также отмечают низкий уровень развития в коммуникативной и познавательной сфере, недостаточность произвольности поведения, эмоциональную неуравновешенность и слабо развитую речь. Конечно, с возрастом эти нарушения могут исчезнуть, но могут и приобрести стойкий выраженный характер.

Всё это создаёт определённые проблемы, затрудняющие отношения ребёнка с ровесниками и взрослыми, препятствуют его успешной социализации. А если нарушение сложное, то оно может привести к тому, что ребёнок замкнётся в себе, перестанет общаться и говорить.

Создание условий для социализации детей с нарушениями речи на логопункте ДОУ

Развитие социально-коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи предполагает формирование следующих умений:

*понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.);

*спокойно отстаивать свое мнение;

*выслушивать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;

*получать необходимую информацию в общении;

*вести диалог со взрослыми и сверстниками;

*принимать участие в коллективных делах (договариваться, идти на уступки и т.д.).

Работа по социализации ведется в следующих направлениях:

 - Сотрудничество с семьей. Оно предполагает вовлечение родителей в образовательную деятельность, а также консультирование и поддержку.

 - Логопедические занятия с ребенком, направленные на устранение дефектов речи.

 - Расширение круга общения.

 - Создание ситуаций общения, взаимодействия, проработка таких ситуаций в играх "Жадина", "Упрямый ослик", "Вежливые слова" и др.

В своей деятельности, на индивидуальных и групповых занятиях я применяю дидактические игры коммуникативной направленности. Дети в процессе этих игр учатся взаимодействовать, договариваться, делиться, радоваться успехам друг друга. Что очень важно, постепенно снимается речевой негативизм, замкнутость ребенка, повышается уверенность в своих силах, так как обязательно создается ситуация успеха.

«Зеркало»

Цель: Развивать способности к установлению положительных взаимоотношений с другими людьми.

Ход игры:

Играющие стоят парами лицом друг к другу. Один из партнёров – «зеркало», другой – стоящий перед ним. «Зеркало» должно повторять движения.

Варианты:

Воспитатель (ребёнок) играет роль стоящего перед зеркалом, играющие – «осколки зеркала», его отражающие — «отражается» выражение лица, настроение (хмурый, радостный, обиженный и т.д.)

 «Печем пирог»

Цель: Обучение бережному отношению к другому, развитие воображения, творчества.

Оборудование: Одеяло.

Ход игры:

Кого-нибудь из детей накрывают одеялом и предлагают лечь на ковер лицом вниз. Потом его гладят руками, «просеивают муку», «раскатывают», «замешивают», «обмазывают вареньем». Затем пирог переворачивают и украшают.

Когда «пирог» будет готов – он скажет. Тогда его разворачивают, и он поднимается, как будто пирог из печки.

«Пошли письмо»

Цель: Развитие групповой сплоченности.

Ход игры:

Играющие стоят по кругу, крепко держась за руки. Водящий – почтальон – в центре круга. Он говорит: «Я посылаю письмо от Сережи к Лене». Сережа начинает передавать «письмо». Он нажимает руку своему соседу справа или слева, тот пожимает следующему и так дальше по кругу, пока «письмо» не дойдет до Лены.

Цель почтальона – «перехватить» письмо, т.е. увидеть, у кого из детей оно находится. Ребенок водит до тех пор, пока письмо не будет «перехвачено». Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли почтальона.

 «Волны»

Цель: Игра позволяет ребенку почувствовать свою значимость и теплое отношение к себе окружающих.

Ход игры:

«Наверное, вы любите купаться в море? Почему? Наверное, потому что в море обычно бывают небольшие волны и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны. Попробуем подвигаться, будто волны. Попробуем улыбнуться, как волны, когда они искрятся на солнце. Попробуем «прошуршать», как волны, когда они наталкиваются на камушки на берегу, попробуем сказать в слух, что говорили бы волны купающимся в них людям, если бы умели говорить. Наверное, они говорили бы: «Мы любим вас!».

Затем ведущий предлагает всем по очереди «искупаться в море». «Купающийся» становится в центр, «волны» по одной подбегают к нему и, поглаживая его, тихонько проговаривают свои слова: «Мы любим тебя!»

«Путаница»

Цель: Формирование группового единства.

Ход игры:

Водящий выбирается считалкой. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться – кто как умеет.

Когда образовалась путаница, водящий водит в комнату и распутывает их, не разжимая рук у детей.

«День наступает- всё оживает, ночь наступает- всё замирает»

Цель: развивать умение сотрудничать, достигать желаемого результата.

Ход игры:

После слов «День наступает- все оживает! Участники игры движутся хаотично (бегают, прыгают и т.п.). Когда воспитатель произносит: «Ночь наступает – все замирает!» дети застывают в причудливых позах. Постепенно игра усложняется, когда задается «условие дня»: каждый участник должен совершать определенные движения в общей для всех ситуации, например: сбор урожая, зоопарк, железнодорожный вокзал и т.д. При этом дети могут объединяться в пары или небольшие группы.

«Потерялся ребенок»

Цель: Игра помогает детям выразить свои эмоции, проявить способность к сопереживанию.

Ход игры:

«Давайте представим, что мы с вами в лесу. Что мы там делаем? Конечно, собираем грибы или ягоды. Но один из нас потерялся. Мы очень обеспокоены и громко, и ласково по очереди зовем его, например, «Ау, Сашенька!».

«Потерявшийся» ребенок стоит спиной к группе и угадывает, кто же его позвал.

 «Нарисуй узор»

Цель: Побуждать к совместной деятельности, к оказанию помощи товарищу.

Оборудование. Бумажный шаблон варежки – на каждого ребенка, карандаши.

Ход игры:

Дети разбиваются на пары. Воспитатель раздает цветные карандаши, бумажные шаблоны варежек и просит украсить их так, чтобы каждая пара имела одинаковый узор.hello_html_m65c3deeb.jpg

После игры проводится конкурс, в котором учитывается идентичность узоров парных варежек и сложность орнамента.

«Головомяч»

Цель: Развивать навыки сотрудничества.

Ход игры:

Дети, разбившись на пары, ложатся на живот напротив друг друга. Между их головами кладется мяч. Касаясь мяча только головой, они пытаются встать и поднять мяч с пола.

Когда дети научатся справляться с этой задачей, игру можно усложнить: увеличить количество поднимающих один мяч до трех, четырех, пяти человек.

Конечно же, это не полный перечень всех игр.

Эти игры показали эффективность на практике и могут быть использованы педагогами, родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема проекта: «Организация условий успешной социализации детей с нарушением зрения и ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО «Вместе к успеху»

Социализация дошкольника предполагает формирование и развитие социально-значимых ценностей личности и умений адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность соб...

"Социализация детей с нарушением речи в условиях современного образовательного процесса".

Первичная социализация ребенка осуществляется в семье. Большинство родителей, узнав от специалистов, что у ребенка есть нарушения  речи, стремятся понять, чем они вызваны и как их устранить?...

Опыт работы по теме: « Социализация детей с нарушением речи в условиях современного обра-зовательного процесса»

Представляю опыт работы по теме« Социализация детей с нарушением речи в условиях современного образовательного процесса». Данная статья раскрывает основные направления работы учителя-логопеда с детьми...

Доклад "Создание условий позитивной социализации детей с инвалидностью посредством реализации проекта «Вместе к успеху!» "

Создание условий позитивной социализации детей с инвалидностью посредством реализации проекта «Вместе к успеху!»...

Презентация ""Создание условий позитивной социализации детей с инвалидностью посредством реализации проекта "Вместе к успеху!""

Создание условий позитивной социализации детей с инвалидностью посредством реализации проекта «Вместе к успеху!»...

Клуб Заботливых родителей в доу, как создание условий для социализации детей раннего возраста.

Адаптация ребёнка к детскому саду- это не только короткий период привыкания, но и приспособление ребёнка к новой среде, в которой каждому важно найти своё место, свою роль в ней. Исходя из этого, мы с...

«Создание условий для социализации детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью) через творческую деятельность путем внедрения АДОП»

Творческая  деятельность  оказывает  большое  значение  в  жизни  детей  с ограниченными  возможностями  здоровья. В процессе творческой  деятель...