Информационно-творческий проект "Моя семья - мое богатство"
проект (старшая группа)

Цель проекта: формировагние у детей понятия "Семья" и повышение роли семейных ценностей в формировании личности ребенка, воспитания любви и уважительного отношения к родителям и предкам, к Родине,развитие партнерских отношений с семьями детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»

Г. ЧЕХОВ-2

   

   https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=d9c2b4c2398023b36a78653259e245e2-l&n=13&w=1300&h=452

                 Тип проекта: информационно-творческий, открытый, фронтальный.

                           Временные рамки проекта: среднесрочный, 18.11 - 26.11. 2019г.

                           Автор проекта: Кошкина Светлана Валентиновна,

                                                         воспитатель высшей категории.

                            Методический паспорт проекта.

1.Название проекта: «Мая семья - моё богатство». 

2.Авторы проекта: Кошкина С.В.

3Участники проекта: Гаврилова Т.В.; Капцова С.С.

4.Возраст детей: 5-7 лет  (дети группы компенсирующей направленности).

  • родители

5.Вид проекта: среднесрочный (18 ноября 2019г.- 26 ноября 2019г.);

 информационно-творческий, открытый, фронтальный.

 

6.Цель проекта: Формирование у детей понятие «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка, воспитание любви  и уважительного отношения к родителям и предкам, развитие  партнерских отношений  с семьями воспитанников детского сада.

 Включение ребенка в систему ценностных отношений своих предков. Формирование представление о себе, своих родителях, бабушках и дедушках, как о наследниках предшествующих поколений

7.Задачи проекта: 

 1. Развивать коммуникативные навыки детей, желание поделиться своими мыслями, чувствами  о своей семье.

2. Сформировать у детей представления о семье, о родственных отношениях, интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев.

3. Закреплять знания фамилий, имен и отчеств родителей, бабушек и дедушек.

4. Развивать связную речь, вызывая желание рассказывать о взаимоотношениях детей и взрослых в семье.

5. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь воспитанников.

      6. Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, то есть потребность к формированию семейных ценностей, обогащать  детско-родительские отношения опытом совместной  творческой деятельности.

7. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома, в детском саду,  где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.

8. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи,  желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью

9. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.

                                             Аннотация проекта:

            Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека.

          «Семья – это та самая среда, в которой человек учится, и сам творит добро –

            Говорил В.А. Сухомлинский.                  

Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения, социально-нравственного облика малыша.

В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое и традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием  «семья»  невозможна без поддержки самой «семьи».  В дальнейшем отношение детей к своим родным, особенно к матери, переносится на их отношение к матери-Родине, что позволяет воспитать в маленьком человеке настоящего патриота.

Однако проведя диагностическую беседу, мы выявили, что дети практически ничего не знают о своих родителях, бабушках, дедушках, о родственных отношениях, о работе, увлечениях, мечтах своих родных.

Это послужило толчком для развития данной темы.  Предполагается, что процесс воспитания патриотизма будет более эффективным в том случае, если:

- Формировать представления о родном доме, семейных традициях и чувства сопричастности к ним не только в семье, но и в детском саду.

- Воспитание патриотизма будет строиться на материале, близком, понятном и эмоционально значимом для ребенка с учетом взаимодействия педагогов, родителей.

- Разработать систему сотрудничества педагогов и семьи.

- Деятельность детей по формированию семейных ценностей осуществляется систематически и планомерно.

Наш проект — прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому, к Родине.

Целью проекта является:

формирование у детей понятие «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка, воспитание любви  и уважительного отношения к родителям и предкам, к Родине, развитие  партнерских отношений  с семьями воспитанников детского сада.

    Осуществление проекта занимает одну неделю.

При реализации проекта применяются различные формы работы: НОД, игры (сюжетно-ролевые;  дидактические), беседы, чтение художественной литературы, рассматривание картин и фотографий, слушание музыки, изготовление семейных альбомов, подарков для мам, семейных генеалогических  деревьев.  Завершается проект праздником посвященным дню матери, показом сказки «Репка».

                                                              Актуальность.

    Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Результаты исследований, проведенных философами, социологами, социальными психологами и педагогами в последние годы, вызывают тревогу. Все чаще говорится о кризисе семьи, а перспективы развития этого социального института оцениваются крайне пессимистично. Всем известно о демографических проблемах, существующих в российском обществе, о том, что с каждым годом увеличивается количество не только неполных, но и неблагополучных семей. Дошкольное образовательное учреждение традиционно оказывает помощь родителям в воспитании детей в процессе взаимодействия педагогов с семьями воспитанников. Однако в рамках этой деятельности не всегда можно сформировать у дошкольников адекватные представления о семье. Детей необходимо знакомить с семьей как с явлением общественной жизни, основным социальным институтом, ее назначением и особенностями, начиная с самого раннего возраста на доступном их пониманию уровне. Семья своими ценностными ориентациями, особенностями межличностных отношений, всем укладом и стилем жизни прямо или косвенно, в большей или меньшей степени готовит ребенка к его будущей семейной жизни. Общими усилиями семьи и детского сада можно повлиять на становление положительного образа семьи у детей дошкольного возраста. В ряде исследований С.И. Голод, М.С. Мацковский, А.Г. Харчев, Э.К. Васильева, предприняты попытки изучить те представления детей о семье, которые складываются у них стихийно. Было выявлено, что эти представления отличаются фрагментарностью, неточностью, бедностью эмоциональной «окраски», а зачастую не соответствуют действительности. Надо сказать, что столь низкий уровень знаний детей о семье не должен вызывать удивления, поскольку в общеобразовательных программах для дошкольных учреждений этой важнейшей области социального мира не уделяется должного внимания.  Семья, являясь для ребенка первым проводником социального влияния, вводит его во все многообразие ролевого поведения, родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, воздействуя на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Этим «багажом» ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве определит его качества будущего семьянина. В связи с этим можно говорить о взаимозависимости «качеств» семьи (ее состава, ценностных ориентаций, характера детско-родительских отношений, психологического климата и т.д.) и ее возможностей в решении задач воспитания ребенка, как будущего семьянина. Очевидно, что в современных условиях нарушен традиционный естественный механизм подготовки детей к семейной жизни, силами самой семьи. Она нуждается в помощи специалистов, в том числе и педагогов, психологов ДОУ. Семья – самое главное в жизни человека, ведь нет более замечательного союза между людьми, чем семейный. Всё самое доброе, родное, надёжное сосредоточено в семье. И как человек не может жить без дома, так он не может жить без семьи.

     «Когда мы говорим о престиже и достоинстве страны, то в огромной степени имеем в виду моральные ориентиры и достоинство каждой личности, включая наших самых маленьких граждан. Все эти качества берут свои истоки в семье", - отметил В.Путин.

Проведя диагностику воспитанников по проблеме изучения своей семьи, мы пришли к выводу, что у них недостаточно знаний на эту тему (современные семьи теряют связь поколений, мало знают о своих предках), и именно поэтому у нас появилась идея о разработке проекта «Моя семья — моё богатство».

С давних времён одной из традиций русского народа было знание своей семьи, своих предков, своей родословной. История семьи – это живая иллюстрация к отечественной истории: торжественной и радостной, печальной и страшной. Среди известнейших людей Российской истории трудно найти личность, которая не относилась бы с почтением к своему роду, к старшим.

Начиная исследование «Моя семья — моё богатство»», нами преследовалась цель развить интерес к истории своих предков, содействовать укреплению духовных ценностей, повышать интеллектуальный и культурный уровень воспитанников. Этот интересный проект способствовал более близкому общению членов своей семьи, формировал коммуникативные умения воспитанников, умения работать с книгами, фотографиями, семейными реликвиями. Так же они знакомятся с такими понятиями как «родословная», «генеалогия», «поколение», «потомки», «традиции», «семейный герб», «лента времени»... Данная тема позволит удовлетворить потребность воспитанников – поделиться впечатлениями, личным опытом; даст возможность педагогам сформировать понятия «Моя семья», «Мой дом», родители дошкольников смогут почувствовать себя полноправными  участниками педагогического процесса. И самое главное, проект будет способствовать укреплению семьи, что само по себе переоценить невозможно. Семья во все времена оказывала огромное влияние на детей. Именно семья может создать для ребенка атмосферу душевного комфорта, помочь почувствовать свою защищенность, уверенность в себе, научить его правильно относиться к окружающим.

                      Стратегия достижения поставленных целей и задач:

 1.Центр познавательного развития

НОД. Тема: «Право ребенка на семью»

П/С: Познакомить детей с правами ребёнка на семью в соответствии с Конвенцией  на правах ребенка. Закреплять умение называть по имени и отчеству своих родных. Воспитывать любовь и уважение ко всем членам семьи.

Беседы:

  • «Какая у меня семья»,
  • «Я и моя семья»,
  •  «Мы должны беречь друг друга»,
  • «Папа мой лучший друг»
  • «Я учусь у бабушки, я учусь у дедушки».

2. Центр коммуникативного развития

НОД. Тема: «Составление рассказа по картине «Семья» 

П/С: Формировать умение детей составлять связный рассказ по картине.   Развивать грамматический строй речи. Воспитывать желание помогать всем членам семьи.

Физкультминутки

3. Центр чтения художественной литературы

  • В. Осеева «Волшебное слово», «Сыновья»;
  •  В. Катаев «Цветик – семицветик»;
  • русские  народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Репка»;
  • нанайская народная сказка «Айога»;
  • ненецкая народная сказка «Кукушка»;
  • просмотр мультфильмов про маму.

4. Центр социально – коммуникативного развития

Сюжетно ролевые игры:

  • «Семья»,
  • «День рождения»,
  • «Дочки - матери»

Дидактические игры:

  • «Назови ласково»
  • «Назови членов своей семьи»
  • «Кто ты для…»
  • «Мама какая…»
  • «Собери портрет»
  • «У кого сегодня день рождения»
  • «Загадки про маму»
  • Заучивание пословиц и поговорок о семье, о дружбе.
  • Пальчиковые игры.

5. Центр художественного – эстетического развития

НОД: рисование портретов мамы 

  • Рассматривание репродукций картин:  Ф. П. Решетников «Опять двойка»; 

З. Серебрякова «За завтраком», «Дочка Катя с куклами», «Моя семья».

  • Слушание и заучивание песен о маме.
  • Изготовление подарков для мам.
  • Творческая работа «Генеалогическое древо моей семьи».

                                                                     СТРУКТУРА  ПРОЕКТА.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

                СРОКИ

СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПА

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ   РАБОТЫ

I .ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

(ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ)

ПОНЕДЕЛЬНИК

 1. Выбор темы.

 2. Определение цели, задач проекта,    

        составление плана работы.

 3. Определение  участников  проекта.  (дети,

       родители, педагоги).

 4. Определение времени в режиме для группы для р    реализации проекта.

 5.Подготовка необходимого оборудования.

 6. Подбор литературного и музыкального

         материала, дидактических и сюжетно - ролев        ролевых игр, атрибутов.

 7. Подготовка к реализации проекта

1. Целеполагание.

2. Подбор иллюстративно-печатного материала.

3. Родительское  собрание (постановка цели работы)

4.Работа с родителями по подготовке атрибутов.

     

II. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

ВТОРНИК

 1.Выполнение основных мероприятий,  

    Необходимых,  для достижения поставленной

      цели.

 2.Разработка конспектов занятий.

 3.Разработка конспекта поэтапной работы

        над сказкой  «Репка».

 4. Драматизация сказки «Репка».

 

 5.Заучивание песен, стихов, загадок ,

         поговорок о семье.

 6.Изготовление подарков для  мамы.

 7.Письмо маме.

 8.Изготовление генеалогического древа.

 9.Оформление выставки  детско-  

  родительских  работ  (семейный альбом,

  рисунки).
)

 

1.Этапы работы.

2.Коррекционные занятия.

3.Режимные моменты, как коммуникативный тренинг.

4.Кружковая работа.

5.Работа с родителями.

III.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. Презентация.

ПЯТНИЦА-

ВТОРНИК

1.Презентация проекта.

2.Показ спектакля «Репка».

3.Концерт посвящённый дню Матери.

  4. Выставка фотоальбомов на тему «Моя

      дружная семья».  

5.  Обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

 

1.Драматизация сказки.

2.Письмо маме.

3.Выставка.

4.Концерт.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА, ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

       ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ                ПЕДАГОГА

  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ                                          РОДИТЕЛЕЙ

I .ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

(ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ)

1. Формирует проблему (цель).

При её постановке определяется и продукт проекта.

2.Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3.Подвадит детей к формулировке задачи.

4.Помогает объединиться детям для решения задач (шагов), выбрать ответственных.

5.Помогает спланировать деятельность детей и родителей.

6.Организует деятельность детей.

1.Вхождение в проблему.

2.Вживание в игровую ситуацию.

3.Принятие задачи. Дополнение задач.

4.Объединение в микро группы по желанию.

5.Распределение амплуа в сюжетно-ролевой игре.

1.Обсуждение проблемы.

2.Внесение предложений по реализации проекта.

3.Распределение ролевых компетенций в осуществлении проекта.

II. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

1.Проводит целенаправленные тематические занятия.

2.Направляет и контролирует осуществление проекта.

3.Проводит «круглые столы» с обсуждением результатов деятельности.

1.Восприятие специфических знаний с семьёй, с семейными отношениями.

2.Обсуждают результаты деятельности, вносят коррективы.

1.Участие в подготовке игр и занятий. (подготовка семейных альбомов и фото, совместное рисование с детьми «моя дружная семья»

III.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. Презентация.

1.Подведение итогов.

2.Подготовка к презентации.

3.Руководит презентацией.

1.Обсуждают и отмечают успехи и неудачи.

2.Продукт деятельности готовят  к презентации.

3.Представляют продукт деятельности.

1.Участвуют в обсуждении успехов детей.

2.Помогают готовить продукт деятельности к презентации.

3.Готовят поощрения за успешную презентацию.

  4. Подготовка и проведение

   выставки  семейных

   альбомов на тему                               «Моя дружная семья».

   5.Организация фотовыставки «Моя дружная семья».

Ожидаемые результаты проекта.

За время реализации проекта «Моя семья – мое богатство» мы планируем повысить уровень знаний детей о семье. Дети узнают больше о своей семье, о родственных отношениях, о том, что такое семья, что у семьи есть истории и традиции, будут иметь представление о родословной как истории семьи.

Значительно расширится словарный запас детей по данной теме, улучшится качество связной диалогической и монологической речи.

   Дети правильно выберут линию поведения по отношению к своей семье, близким людям разного возраста.

  Дети будут знать о семье как о дружном, любящем, заботливом коллективе.

  Дети будут понимать многообразие социальных ролей, выполняемых взрослыми и детьми в семье.

   Обогатятся и упрочатся детско- родительские отношения в семье.

   За счет совместной работы над проектом улучшится взаимопонимание между педагогами и родителями.  

Практическая значимость результатов:

Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми своих традиций, возрос интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявляется эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникает желание реализовывать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий, создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе). Проект способствовал активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей, повышению их психолого-педагогической культуры, развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности, оснащению предметно – развивающей среды в группе. Организация выставки и семейной гостиной в группе детского сада повысила интерес детей к истории семьи, семейным традициям, родословной. Работа в рамках проекта способствовала также воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям. Кроме того, дети стали более дружными и получили навыки бесконфликтного общения.

      Взаимодействие с семьёй позволило обеспечить оптимальные условия для осуществления образовательной деятельности в условиях ДОУ, где родители, становясь активным участником общественной жизни и процесса обучения своих детей, чувствуют себя хорошими мамами и папами, поскольку вносят свой вклад и приобретают всё новые умения. Таким образом, взаимодействие с родителями является важнейшим условием развития образовательного учреждения, так как оказывает значительное влияние не только на разностороннее развитие детей, но и в конечном итоге, на повышение статуса дошкольного образования. Так, постепенно и появляется главный результат социального партнёрства – не отдавать ребёнка на хранение и воспитание, а действовать сообща, вместе с педагогами детского сада для всестороннего развития личности ребёнка.

      Положительный результат проведения проекта заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, любви к родным и близким, в стремлении его к добру и неприятию зла. И закончить нашу презентацию хочется, на мой взгляд, очень тёплыми словами о семье:

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

          Литература:        

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. –  Мозаика – Синтез, 2008;

2. В.И.Петрова “ Нравственное воспитание в детском саду” Программа и методические рекомендации; Мозаика – Синтез, 2005г.

3. Интернет

4. О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 6 -7 лет» Москва, 2009г.

            5. Н. С. Голицына «Конспекты комплексно – тематических занятий».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-творческий проект совместный с семьей ко Дню матери "Мама – самый лучший друг" Подготовительная группа

Информационно-творческий проект совместный с семьей ко Дню матери  "Мама – самый лучший друг"Подготовительная группа...

информационно-творческий проект "Семья-это 7 Я"

Проект направлен на расширирение представление детей о семье через организацию разных видов деятельности, создание условий для повышения активности участия родителей в жизни группы, воспитании любови ...

Информационно – творческий проект «Сказки из портфеля» (Сетевое взаимодействие ДОУ, семьи и школы как ресурс подготовки детей к школьному обучению)

Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Аргументом в пользу важности данной проблемы служит все возрастающее число первоклассников, не способных справляться с учебной нагрузкой ...

Информационно – творческий, краткосрочный проект - МОЯ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ

Данный проект  был направлен на  формирование  у детей представлений  о семье, семейных традициях....

Информационно-творческий, семейно-групповой проект «Моя семья в истории моего города, моей страны» (средняя группа)

На протяжении всего проекта дети погружаются в пространство, где открывают для себя, умения осознать себя членом семьи, ощутить любовь к родному краю и государству в котором они живут....

Информационно-творческий проект «Формирование семейных ценностей у дошкольников через совместную деятельность с семьями воспитанников»

Повышение внимания к проблемам социально-личностного развития детей связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся сит...

Информационно – творческий проект «Родословная моей семьи» (подготовительная группа)

Знание своей родословной , своего прошлого - это тот фундамент, на котором создается будущее человека, формируется и развивается его личность....