Проект "Финансовая грамотность"
проект (старшая группа)

Гончарова Людмила Владимировна
žЦель данного проекта:
Раскрыть ребенку, окружающий его предметный мир, как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры, сформировать основы компетенций и финансовую грамотность у детей старшего дошкольного возраста.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Финансовая грамотность Воспитатель высшей квалификационной категории. Л.В.Гончарова .

Слайд 2

Основные цели и задачи проекта. Цель данного проекта : Раскрыть ребенку, окружающий его предметный мир, как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры, сформировать основы компетенций и финансовую грамотность у детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 3

Задачи: 1.Сформировать у детей представление о потребностях человека на основе экономических понятий: Экономика, потребность, нормы жизни, товар, услуга, потребители. Расширить представление об обмене товарами и услугами о понятии «рынок», «цена», «заработная плата». Заложить основы экономического образа мышления у ребенка – дошкольника.

Слайд 4

Работа с родителями: Консультации «Практические советы по финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.» «Введение детей в мир экономики.» «Хоть семи нам еще нет формируем мы бюджет». « Ребенок и финансы». «Учите ребенка выбирать и покупать товар.» «Учите ребенка считать деньги».

Слайд 5

Тематический план кружковой работы Месяц октябрь: Презентация « Откуда пришли деньги». Беседа : « Что такое деньги? Зачем они нужны. Занятие « Какие бывают деньги». Дидактическая игра «Заветное желание.»

Слайд 6

Фото-отчет

Слайд 7

Месяц ноябрь Беседа: «Современный вид денег – пластиковая карта.» Знакомство с пластиковой картой, дать понятие «код» карты. Презентация « Банк», « Дом где живут деньги». Чтение сказки « Кошкин дом». Знакомство с понятием валюта. Внешним видом и названием денег других стран.

Слайд 8

Фото – отчет.

Слайд 9

Месяц декабрь: Деловая игра « Раз не найден клад , беги в банке делать вклад.» Дать понятие , что такое вклад и для чего он нужен. Беседа -Что такое бюджет? Какие виды бюджетов бывают. Беседа « Семейный бюджет : доходы семьи. Деловая игра « Семейный бюджет и расходы семьи».

Слайд 10

Фото – отчет.

Слайд 11

Месяц Январь Беседа « Что такое долг?»» Долг платежом красен» Игра « карманные деньги»дать понятие карманные деньги, учить их разумно тратить». Беседа « Что за деньги купить нельзя». Сформировать понятие, что не все можно купить за деньги: здоровье, человеческое отношение.

Слайд 12

Фото - отчет

Слайд 13

Месяц Февраль. Беседа « Рекламы разные нужны». Дать представления о рекламе, о ее назначении . Учить правильно воспринимать рекламу. Беседа « Благотворительная деятельность».Способствовать развитию таких ценностных качеств дошкольников: как доброта, искренность, милосердие, бескорыстие. Деловая игра « Рекламное агентство». Познакомить детей с понятием « рекламное агентство».

Слайд 14

Фото – отчет.

Слайд 15

Месяц март. Беседа « Чем пахнут ремесла». Формировать представление о потребностях и возможностях: «Сказка о рыбаке и рыбке»- А.С. Пушкин. « Телефон»- К. И. Чуковский. Закрепить понимание экономических категорий (деньги, труд, профессии). Игра « Путешествие в страну профессий.» Обобщить знания детей о профессий.

Слайд 16

Фото - отчет

Слайд 17

Месяц апрель. Беседа »Что такое налоги и зачем их платить ?» Деловая игра « Семейная копилка. Учимся экономить».Развивать социально-личностные качества и ценностные ориентиры ,необходимы для рационального поведения в экономике. Игра « Любой труд оплачиваем». Знакомство с народной мудростью,» Сказка ложь , дав ней намек -добрым молодцам урок».

Слайд 18

Фото – отчет.

Слайд 19

Месяц май. Игра - «Свой бизнес» 1. Закрепить представления детей о сущности экономических явлений и понятий. 2. Формировать экономическое мышление Решение проблемных ситуаций – «Мы умеем считать деньги»

Слайд 20

Фото – отчет.

Слайд 22

ВЫВОДЫ: В ТЕЧЕНИИ ГОДА БЫЛИ ПРОВЕДЕНЫ 32 ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ ПО КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ « Финансовая грамотность». Цели и задачи были выполнены и достигли положительных результатов . Ребята с большим интересом участвовали в играх, беседах. Активно привлекались родители для подготовки и проведению занятий . Средняя посещаемость на занятиях- 80% детей .



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6 – центр развития ребенка»

Проект

Формирование

  финансовой грамотности

для детей старшего дошкольного возраста

«Маленький финансист»

1.1. Пояснительная записка Программа «Путешествие в страну Предпринимательства» разработана для детей старшего дошкольного возраста. Программа направлена на обучение детей азам экономики, финансовой грамотности и предпринимательства, формирование у них экономических представлений.

Актуальность

В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё»«твоё»«наше»«обмен»«деньги»«цена» и пр.         Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком.

Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.

     Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.

    Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.

   Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.

Новизна материала

Новизна исследованияв постановке самой проблемы, которая не поднималась до сих пор, как предмет специального изучения. Решение же этой проблемы в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.

        Постановка проблемы

     Дети не всегда представляют, на какие цели расходуются деньги в семье

Цель:формирование представлений об элементах экономики у старших дошкольников, через обогащение различных видов деятельности экономическим содержанием;

Задачи проекта

1.Образовательные: закрепить представления детей об экономических понятиях: труд и продукт труда, деньги, бюджет, реклама; полезные экономические навыки и привычки в быту; формировать умение выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас.

2.Развивающие: развивать умение подмечать в литературных произведениях простейшие экономические явления; развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.

3. Воспитательные: воспитывать любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности; формировать положительные взаимоотношения детей.

Обогатить знания родителей по экономическому воспитанию детей.

Организовать систему работы по формированию финансового опыта детей в дошкольном учреждении.

Принципы:

- доступность, познавательность и наглядность

- учёт возрастных особенностей

- сочетание теоретических и практических форм деятельности

Планируемые результаты: 

У детей сформированы представления об экономических понятиях: труд и продукт труда, деньги, бюджет, реклама; они умеют выделять слова и действия, относящиеся к экономике.

• Воспитанники подмечают в литературных произведениях простейшие экономические явления; у них развиты познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.

• Дети проявляют любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности.

• Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.

• Педагоги получили систему работы по формированию финансового опыта детей.

       

Вид работы кружка: информационно-познавательный

Направления деятельности: познавательно-исследовательское, социокультурное, художественно – эстетическое, коммуникативное.

Срок реализации работы кружка: октябрь 2020 г. -  январь 2021 г.

 Участники: дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет, воспитатели группы, родители (законные представители)

Педагогические технологии:

Технологии экономического воспитания дошкольников;

Технология познавательно- исследовательской деятельности;

Технология игровой деятельности;

Технология ИКТ.

              Этапы работы

Подготовительный этап (октябрь 2020г)

Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта,

  • Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Маленький финансист».
  •  Прогнозирование результата, составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями
  • Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми (иллюстративных, художественных и дидактических)
  • Создание развивающей среды, внесение игр по теме, дидактических, сюжетно-ролевых.

Основной этап (ноябрь-декабрь 2020 г)

Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность. Участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей.

 Заключительный этап (февраль 2020 г)

Подведение итогов реализации кружковой работы форме сюжетно-ролевой игры «Хочу быть фермером»;

Сотрудничество с родителями

 Цель: повышать грамотность родителей в формировании у детей экономических представлений.

  • Анкетирование «Нужна ли финансовая грамотность ребенку?»
  • Деловая игра с родителями «Азбука финансов»
  • Родительское собрание "Уроки финансовой грамотности в семье"
  • Оформить альбом реклама по мультфильмам
  • Картотека дидактических игр по формированию основ финансовой грамоты:
  • Стендовые консультации для родителей (В течение всего времени реализации проекта; стенгазета «Маленький финансист», памятка, папки-передвижки, консультации, рекомендации по теме «Финансовая грамотностьдетей.  Дайте ребенку знания о деньгах»)
  • Участие родителей в изготовлении лэпбука «Маленький финансист», в изготовлении пособий для занятий и атрибутов для игры «Хочу быть фермером»
  • Совместные мероприятия с детьми

Основные формы реализации кружковой работы:

  •  Беседы;
  • Чтение художественной литературы;
  • Интегрированная НОД;
  • увлекательные ситуационные задачи;
  • загадки, пословицы и поговорки;
  • Просмотр презентаций;
  • Дидактические игры;
  • Викторины;
  • Сочинение сказок, рассказов;
  • Деловые игры;
  • Сюжетно-ролевая игра «Хочу быть фермером»
  • Игры- путешествия;
  • Настольные игры;

Тематическое планирование

  • Блок № 1. «Труд – продукт».

Педагогические задачи:

  • формировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых

и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей данной группы

детского сада;

  • учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
  • поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью,

помогать взрослым;

  • стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.
  • Рефлексия: Дети рассказывают, кем хотят стать, когда вырастут и объясняют почему; выбирают карточку с изображением соответствующей профессии.
  • Основные понятия: труд, работа, продукт, продукция; заработная плата; рабочееместо, рабочее время; профессия; предметы труда; товар, торговля; деньги.

«Без труда не выловишь и рыбку из пруда!»

Октябрь

Свободная самостоятельная деятельность детей

Художественно-эстетическое развитие

1) Рисование на темы: «Моя будущая профессия», «Как я помогаю близким», «Мои добрые дела».

2) Поделки, оригами, аппликации, конструирование на темы: «Игрушка своими руками», «Мой товар на ярмарку».

3) Собирание тематических паззлов.

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности

1) Работа в книжном уголке: просмотр альбомов, карточек по темам «Труд», «Профессии».

2) Труд в уголке природы.

3) Помощь в сервировании стола, уборке со стола после приема пищи

. 4) Привлечение детей к наведению порядка в уголке игрушек

. 5) Работа на участке дошкольной образовательной организации

Непосредственно образовательная деятельность

1. Беседа о труде

Цель: сформировать и закрепить у детей представление о труде и лени, познакомить с профессиями взрослых;

1. Обсуждение сказки К. Д. Ушинского «Два плуга»

Цель: познакомить детей с данной сказкой, формировать понятие о пользе труда;

1. Загадки о труде и профессиях

Цель: расширять знания дошкольников о труде и профессиях, воспитывать положительное отношение к труду;

1. Игры: «Какие ошибки допустил художник», «Выбор профессии»

Цель: продолжать расширять знания детей о профессиях взрослых.

  • Блок № 2. «Деньги, цена».
  • Педагогические задачи:

познакомить детей с деньгами разных стран и сформировать отношение

  • к деньгам как к части культуры каждой страны;
  • воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях,
  • связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание
  • разумного финансового поведения);
  • дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты
  • труда людей, деньги являются средством и условием материального
  • благополучия, достатка в жизни людей.
  • Рефлексия: Дети по кругу передают монетку и рассказывают о том, что больше всего запомнилось по теме дня
  • Основные понятия: деньги, валюта, монеты, купюры; цена, дороже, дешевле;

покупать, продавать, накопить, растратить, доход, зарплата, бюджет; выгодно,

не выгодно, обмен.

«Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит»

Ноябрь

Свободная самостоятельная деятельность детей

Художественно–эстетическое развитие

1) Рисование на темы: «Монеты моей страны», «Деньги разных стран», «Места торговли: ярмарка, магазин, рынок», «Мой вклад в бюджет семьи», «Добрые дела нашей семьи».

2) Поделки, оригами, аппликации, конструирование на темы: «Необычные формы денег», «Копилка для монет», «Обмен продуктами труда».

3) Собирание тематических паззлов.

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности

1) Работа в книжном уголке: просмотр альбомов, карточек по темам «Деньги», «Бюджет семьи», «Покупки в магазине».

2) Составление рассказов на темы: «Доходы и расходы моей семьи», «Мы ходим за покупками», «Что значит быть бережливым».

Непосредственно образовательная деятельность

1. Беседа «В общем о деньгах»

Цель: сформировать и закрепить у детей представление о деньгах как о мере стоимости, средств платежа и накоплений; помочь осознать на доступном старшим дошкольникам уровне взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества»

Беседа «Откуда берутся деньги и на что тратятся?»

Цель: уточнить представление детей о том, как взрослые зарабатывают деньги и для чего нужны человеку деньги. Развивать логическое мышление; воспитывать уважительное отношение к труду, бережливость.

Игра – эстафета «От Каменного века, до возникновения банков в НОВОЕ ВРЕМЯ»Цели: Формировать начальное представление о деньгах, познакомить с историей возникновения и их эволюционированием.

1. Кукольный спектакль «Как Зайчика бережливости научили»

Цель: раскрыть детям смысл бережливости и рациональной траты денег

1. Обсуждение сказки Б. В. Минина «Доверчивый Зайчик», Т. В. Грековой «Клад» или Б. В. Минина «Муравьи и старый горшочек» (на выбор воспитателя)

Цель: продолжать формировать у детей представления о деньгах, бережливости и рациональной трате денег

1. Викторина для детей «О какой сказке идет речь»

Цель: напомнить детям сказки, в которых присутствуют товарно-денежные отношения, учить детей анализировать поступки героев

1. Интерактивное занятие по мотивам сказки «Приключения монетки»

Цель: сформировать у дошкольников представление о денежных знаках нашей страны.

  • Блок №3 Тема: «Реклама вокруг нас».
  • Педагогические задачи:
  • дать представление о рекламе, ее назначении;
  • поощрять объективное отношение детей к рекламе;
  • развивать у детей способность различать рекламные уловки;
  • учить отличать собственные потребности от навязанных рекламой;
  • учить детей правильно определять свои финансовые возможности (прежде
  • чем купить, подумай, хватит ли денег на все, что хочется).
  • Рефлексия: Дискуссия с детьми «Хорошо – плохо» на тему «Реклама товара»

Основные понятия: реклама, рекламировать, воздействие рекламы.

Декабрь

Свободная самостоятельная деятельность детей

Художественно-эстетическое развитие

1) Рисование на темы: «Моя любимая реклама», «Фантастическая реклама», «Спецэффекты в рекламе», «Реклама: правда и вымысел», «Реклама на плакатах».

2) Собирание тематических паззлов.

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности

1) Работа в книжном уголке: просмотр альбомов, карточек по темам «Реклама для детей», «Красочная реклама», «Сравним товар в рекламе и в магазине».

2) Составление рассказов на темы: «Рекламные уловки», «Почему мне нравится реклама для детей по телевизору», «Почему нельзя верить рекламе».

3) Конкурс рекламных слоганов на тему «Я рекламирую…».

Непосредственно образовательная деятельность


. Обсуждение сказки Г. Х. Андерсена «Новое платье короля»

Цель:Учить детей понимать мораль сказки, выражать свое отношение к поступкам героев.
Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал»

Цель: дать представление о рекламе;формирование интереса к миру экономики. Развитие смекалки, сообразительности.

1. Беседа о рекламе.

Цель: сформировать у детей взвешенное, осознанное отношение к рекламе.

1. Викторина для детей «О какой сказке идет речь?»

Цель: обнаружение присутствия рекламы в известных детям сказках

1. Сюжетно-ролевая игра «Хочу быть фермером»

Цель: сформировать у детей многоаспектное представление о содержании и значение деятельности работников сельскохозяйственного сектора.

  • Блок № 4. «Полезные навыки и привычки в быту – тоже экономика».

Январь – Февраль.

  • Педагогические задачи:
  • формировать представление о том, что к вещам надо относиться
  • с уважением, поскольку они сделаны руками людей, в них вложен труд,
  • старание, любовь;
  • воспитывать у детей навыки и привычки культурного взаимодействия
  • с окружающим вещным миром, бережного отношения к вещам;
  •  воспитывать у детей способность делать осознанный выбор между
  • удовлетворением сиюминутных и долгосрочных, материальных и духовных,
  • эгоистических и альтруистических потребностей;
  • дать детям представление о творческом поиске лучшего решения (либо

компромисса) в спорных ситуациях, в ситуациях трудного нравственного

выбора и др.

  • Основные понятия:бережливый, хозяйственный, экономный, рачительный,

щедрый, добрый, честный, запасливый и др.

«Без хозяина деньги – черепки»

Свободная самостоятельная деятельность детей

Художественно–эстетическое развитие

1) Рисование на темы: «Игрушки моих родителей», «Моя любимая игрушка», «Моя копилка».

2) Создание мастерской по ремонту книг. Заранее отобранные в группе или принесенные из дома ветхие или с испорченными страницами книги предлагаем ребятам склеить, «отремонтировать».

3) Создание мастерской «Вторая жизнь моей игрушки». Принесенные из дома игрушки, требующие небольшого ремонта, ребята чинят, чистят, украшают (например, надевают бант кукле, поправляют колеса машинке) и обмениваются с ребятами из группы на другие игрушки.

4) Собирание тематических паззлов.

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности

1) Конкурс по изготовлению поделок и игрушек из вторичного, бросового материала (пластиковые бутылки, картон, одноразовая посуда и т. д.).

2) Приобщение к сортировке мусора в группе и на площадке.

3) Составление рассказов на темы: «Я уважаю чужой труд», «Что будет, если я испорчу игрушку?», «Хороший хозяин — это тот, кто…», «Почему жадничать — это плохо?», «Вещи, сделанные своими руками», «Что значит быть экономным?».

Непосредственно образовательная деятельность

1. Беседа «Полезные экономические навыки и привычки в быту»

Цель: формирование у детей полезных навыков и привычек в быту

1. Игра-эстафета «Хорошо – плохо»

Цель: заложить основы экономических навыков и привычек в быту у детей с помощью подвижных игр.

1. Обсуждение рассказа Н. Носова «Заплатка»

Цель: воспитывать бережное отношение к своим вещам, желание приобретать навыки хозяйственно-бытового труда

1. Обсуждение сказки К. И Чуковского «Федорино горе»

Цель: формировать в детях желание содержать в порядке свои вещи

Выразительное чтение стихов о бережливости и труде  

Цель:Формировать бережное отношение к предметам, нетерпимость к неряшливости, небрежности. Воспитывать уважение к людям труда.

1. Праздник «Мы – бережливые»

Цель: сформировать у детей понимание целесообразности бережливости.

4. Обсуждение смысла пословиц и поговорок

5.. Обсуждение сказки Г. Х. Андерсена «Новое платье короля»
6. Беседа о рекламе

Информационное обеспечение

  • Сборник демонстрационных материалов. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Банк России
  • Сборник методических материалов. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Банк России

Нормативные документы

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РоссийскойФедерации».

  • Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федеральногогосударственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  •  Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобренарешением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию(протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15). URL: http//fgosreestr.ru.

Дополнительная литература

  • Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование
  • как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В.И. Слободчикова;
  • М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005 28 с.
  •  Коменский Я.О. Материнская школа. М.: Книга по требованию, 2012 104 с.
  • Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016 336 с.
  • Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017 № 8
  • С. 349–351.
  •  Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Модель организации образовательного процесса
  • в старших группах детского сада // Дошкольное воспитание, 1995 № 9
  • Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях
  • детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII
  • Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2015 С. 39–41.
  • 7 Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспектызанятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015 176 с.
  • 8 Шатова А.
  • www.cbr.ru — официальный сайт Банка России
  • fincult.info — сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура»
  • минобрнауки.рф — официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  • вашифинансы.рф — сайт национальной программы повышения финансовой грамотности
  • граждан «Дружи с финансами»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социокультурная акция "Говори грамотно. Пиши грамотно. Читай грамотно"

ДЕНЬ ГРАМОТНОСТИ в ДЕТСКОМ САДУГрамотность - истинный праздник для человечества, которое достигло впечатляющего прогресса в этой области, доведя количество грамотных людей в мире до четырех миллиардов...

Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»

Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...

Читательская грамотность – базовый навык функциональной грамотности

Выступление старшего воспитателя МДОУ "ЦРР-Д/с № 127" г. Магнитогорска Севостьяновой Натальи Васильевны, в рамках работы ресурсного центра города Магнитогорска "Формирование предпосылок...

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, как элемента функциональной грамотности

Данный материал поможет педагогам в разработке перспективных планов, авторских программ, конспектов занятий по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы....