Рекомендации для родителей, имеющих детей с задержкой речевого развития.
статья (младшая группа)

Степоненкова Светлана Александровна

Освещение общих подходов и ориентиров для родителей, дети которых имеют ЗРР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_roditeley_imeyushchih_detey_s_zrr.docx15.75 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей детей, имеющих задержку речевого развития

Предлагаю Вашему вниманию практические советы, которыми может воспользоваться любой родитель в общении со своим ребёнком.
Важно начать процесс коррекционной деятельности с формирования понимания речевых компонентов.
Чем раньше родители обратят внимание на речевое развитие ребёнка, тем лучше. Ведь, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче  ему излагать свои мысли.

Во-первых, общайтесь с ребенком правильно, следите за своей речью, она должна быть четкой, неторопливой, спокойной.
Предметы нужно называть, полностью проговаривая звуки, не искажая слова, не«сюсюкать».
У человека речь формируется постепенно, это не врожденная способность. Она формируется одновременно с общим развитием ребенка.
Большое значение для развития речи имеет состояние его высшей нервной деятельности, т.е. психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения), его физическое состояние. Также негативно отражаются на становлении речи болезни (особенно на часто болеющих детей), наследственный фактор, ухудшенная экология, скудное питание, взаимопонимание в семье и другие. Они ослабевают организм ребенка, снижают его психическую активность.
Не нужно терять время, ведь у каждой функции, в том числе речи, есть свои сенситивные периоды. Чем раньше вы обратите внимание на речевое развитие вашего ребёнка, тем лучше. Посетите детского отоларинголога/сурдолога, убедитесь, что слух ребёнка в норме. Обратитесь к неврологу или психиатру для составления наиболее полной картины развития вашего ребёнка. Специалисты могут провести обследование малыша и назначить медикаментозное лечение, которое “даст толчок” ребёнку и он начнёт произносить звуки, слова, фразы.

В домашних условиях родители многое могут сделать для речевого развития ребёнка.

Вот некоторые рекомендации:
• Всё свободное время говорите с ребёнком, озвучивайте все действия (кормление, купание, одевание, прогулка). Комментируйте происходящее вокруг, не бойтесь повторения одних и тех же слов, произносите их чётко, терпеливо, доброжелательно.
• Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа “Дай ложку, где носик?”. Опирайтесь на то, что доступно ребёнку. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
• Вызывайте желание подражать взрослому. Это желание возникает, когда сочетается эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребёнок произносит во время совместных игр (прятки – ку-ку). Можно вместе удивляться АХ! ОХ! ЭЙ!
• Читайте, рассказывайте ребёнку доступные для восприятия стихотворения, сказки. Важно, чтобы ребёнок понимал значения слов, встречающихся в данном тексте (комментируйте, объясняйте новые слова). Пробуйте сопровождать текст показом действий (Идёт бычок, качается…)
• Побуждайте ребёнка заканчивать слово, фразу стихотворного текста (хорошо, когда нужное слово ребёнок подбирает с помощью рифмы)
• Не перегружайте ребёнка телевизионной информацией. При чтении и разговоре с ребёнком сокращайте текст до понятных фраз.
• Не говорите при ребёнке о его отставании.
• Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребёнок не говорит.
• Играя с ребёнком, учите его понимать соотношение предметов по размеру (большой-маленький…), по цвету, форме (дай такой же…), количеству.
• Проводите массаж ладоней и пальчиков с помощью су-джока. Проводите пальчиковую гимнастику, играйте в мозаику, «лего», раскладывайте по цветам пуговицы, перебирайте фасоль, крупы, лепите из теста, пластилина любые поделки.
• Выполняйте простые артикуляционные упражнения в игровой форме (улыбнулись, как девочка; показали язычок, как кошка).
• Нельзя принуждать ребёнка к высказыванию с помощью слов “Скажи, повтори”. Лучше в игровой форме ненавязчиво побуждать к речи (“Как собачка сказала?” “Как я сделала?”)
• Любое речевое проявление ребёнка надо поощрять, не обращая внимания на качество произношения. Но повторять за ребёнком эти звукокомплексы не нужно. Ребёнок должен слышать правильную речь.
• При чтении рассматривайте иллюстрации с ребёнком. Задавайте вопросы ребёнку, хвалите его за любое речевое проявление. Сами отвечайте на вопросы, если ребёнок затрудняется ответить на них.
• Покупайте ребенку мыльные пузыри, вертушки, свистульки, воздушные шарики, соломку для коктейля, чтобы дуть в воде, все, что с помощью ветра "играет". Так вы вырабатываете устойчивую воздушную струю, необходимую для формирования звука.

  Успехов Вам в занятиях с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям, имеющим детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Рекомендации родителям, имеющим детей с задержкой психического развития (ЗПР) Развитие умения общения с ребенком....

Рекомендации родителям, имеющих детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Диагноз ЗПР ставится врачом-неврологов;Диагноз ЗРП означает, что ребенок развивается так же как и все остальные дети, только медленнее;Чем раньше начать занятия с ребенком с ЗПР, тем быстрее ребенок д...

Рекомендации дефектолога для родителей, имеющих детей с задержкой психического развития. Тема: «Развитие умения общения с детьми»

Родительская любовь и профессионализм специалистов помогут ребёнку справиться с любыми трудностями....