Статья "Как говорить с дошкольниками о произведениях искусства"
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)

Белобаева Полина Александровна

Статья "Как говорить с дошкольниками о произведениях искусства"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как говорить с дошкольниками о произведениях искусства

Вопреки расхожему мнению, дети очень восприимчивы к произведениям искусства и смотрят на шедевры с гораздо большим интересом, чем нам кажется. Рассматривая с детьми картины, скульптуры, произведения декоративно-прикладного искусства мы помогаем им расширять словарный запас, развивать творческие способности, воспитываем толерантность, восприимчивость к чужому видению. Таким образом разговор об искусстве – важная часть духовно-нравственного воспитания дошкольника, он перекликается со многими областями детского развития. Чтобы не отбить хрупкий детский интерес, помочь полюбить искусство и сделать беседу или занятие интересными и доступными, следуйте несложным советам:

  1. Не пытайтесь придать тону важности, не усложняйте разговор

Говорите о произведениях искусства как о самом собой разумеющемся, так, как будто вы каждый день беседуете с близкими о картинах или архитектурных ансамблях. Ребенок будет воспринимать такие беседы легко и свободно, даже не задумываясь о том, что разговор идёт о сложных вещах.

  1. Полюбите то, о чём говорите

Выбирайте только те произведения искусства, которые вам нравятся. Отложите разговор о каком-нибудь общеизвестном и признанном шедевре, если не чувствуете тяги к нему. Дети легко считывают ваши эмоции и не будут так вовлечены в разговор, если вы не испытываете к рассматриваемому  предмету теплых чувств. И напротив, если вы горячо любите то, о чем говорите, велика вероятность, что дети будут смотреть на произведение искусства с интересом.

  1. Говорите о собственных мыслях и чувствах, подавайте пример.

Пусть монолог превратиться в обсуждение. Легко принимайте даже самые безумные фразы и идеи, просите детей аргументировать свою точку зрения, доказать версию, интересуйтесь их чувствами. В обсуждении не может быть правильных и неправильных ответов, каждый имеет право испытывать к произведению искусства те чувства, которые испытывает. Или не испытывать их вообще.

  1. Всё превратите в игру

Рассматривание произведений искусства должно ассоциироваться у детей с удовольствием, всё время играйте в тайны, загадки, путешествия, просите подсчитать, найти, узнать, отгадать. Занятие должно быть максимально интерактивным.

  1. Взывайте к их опыту

Он есть и у самых маленьких детей. Спрашивайте, интересуйтесь их бытом, ассоциациями. Рассматривая натюрморт, поговорите о любимых и знакомых фруктах или цветах, если на картине есть животные, спросите есть ли у ребёнка домашние питомцы, или катался ли он на лошадях. Вспоминайте сказки, в которых фигурировали волшебные предметы или животные, похожие на те, что изобразил мастер.

  1. Много двигайтесь

Даже для самого усидчивого ребёнка подолгу сидеть неподвижно, рассматривая картинки невероятно сложно. Чтобы не устраивать физкультминутки, после каждого предложения, двигайтесь прямо во время разговора об искусстве, «оживляйте» шедевры. Например, можно повторить позу из скульптуры, встать или даже побежать как персонажи картины. Это можно сделать даже с самым неподвижным, на первый взгляд, пейзажем – попросите ребёнка наклониться к воде или потянуться к солнцу как деревце на картине.

  1. Пробуйте повторять приёмы мастеров

Слепите с детьми простенький сосуд или нарисуйте пейзаж, следуя принципу «я – гончар», «я – художник». Ребёнку будет лестно попробовать себя в роли великого мастера.

Каждое произведение искусства уникально, также как уникален каждый ребенок. Если, даже следуя советам, увлечь ребенка не получается, не расстраивайтесь – возможно ещё не пришло время, или не нашлось «нужного», «своего» произведения искусства. Желаю вам провести много приятных моментов, приобщая детей к искусству!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на Совете Педагогов "Сопровождение семьи в художественно-эстетическом воспитании дошкольников" (на примере ознакомления с произведениями искусства)

Организуемое сопровождение семьи позволяет  родителям осознать свое место и роль в художественно-эстетическом воспитании детей, повысить уровень своей компетентности в данном направлении. Это, в ...

Знакомство дошкольников с произведениями изобразительного искусства "Зимние пейзажи"

Первые знакомства дошкольников с произведениями искусства. Для формирования эмоциональной  культуры детей старшего дошкольного возраста знакомим детей с произведениями искусства, развивая х...

Приобщение дошкольников к основам эстетической культуры, через знакомства с произведениями искусства.

Приобщение детей к искусству – это одна из тех педагогических проблем, которые всегда являются современными и актуальными....

Презентация "Подготовка младших дошкольников к восприятию произведений искусства посредством ознакомления с творчеством художника-иллюстратора Ю.А. Васнецова"

Презентация выступления на педагогическом совете "Подготовка младших дошкольников к восприятию произведений искусства через ознакомление с творчеством Ю.А. Васнецова"...

Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на ознакомление дошкольников с произведениями искусства.

Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на ознакомление дошкольников с произведениями искусства....

Особенности ознакомления дошкольников с произведениями изобразительного искусства

Представляю один из разделов моего методического пособия Штанько И.В. Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС. Методическое пособие – М.: УЦ Перспектива, 2015....