Конспект открытого занятия по познавательной опытно-эксперементальной деятельности в старшей группе "Вода-жизнь"
план-конспект занятия (старшая группа)

Насырова Элиза Ильдаровна
Конспект открытого занятия по познавательной опытно-эксперементальной деятельности в старшей группе Тема занятия: "Вода-жизнь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda.docx113.85 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект открытого занятия по познавательной опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе

Тема: «Вода – жизнь»

Цель: развитие познавательных интересов у воспитанников старшей группы через опытно-экспериментальную деятельность. Расширять представления о свойствах воды.

Задачи:

Образовательная: 

- познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного;

- обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.

Развивающая: 

- развивать навыки проведения лабораторных опытов;

- развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования, логического мышления; умение анализировать, делать выводы;

- развивать любознательность и наблюдательность.

Воспитательная: 

- воспитывать желание исследовать окружающий мир доступными способами – экспериментирование;

- воспитывать бережное отношение к воде.

Методы и приемы:

Предварительная работа: Беседа «Роль воды в жизни человека»; чтение художественной литературы о воде; рассматривание картинок на тему «Кому нужна вода?»; просмотр фильма «Вода-жизнь».

Оборудование и материалы: презентация, доска, прозрачные стаканчики, ложки, тарелки, салфетки, трубочки, краски акварель, вода, молоко, сахар, соль.

Ход занятия:

Организационный момент:

Станем рядышком по кругу,

Скажем «Здравствуйте друг, другу.

Нам здороваться не лень

Всем «Привет» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнется

Утро доброе начнется!

- Ребята у нас сегодня будет очень интересное занятие. А чтоб узнать о чем мы будем говорить, отгадаем загадки:

1. В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (вода)

2. Эта вода как камень тверда.

Солнце припечёт- она потечёт. (лед)

3. Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу

И стеклянной быть могу. (вода)

- Ребята какие вы молодцы! Мы сегодня поговорим о воде о ее свойствах и значения в жизни.

Презентация «Свойства воды»

Воспитатель:  Какая бывает вода? 

Дети: теплая, горячая, холодная, пресная, прозрачная, газированная и т.п.

Воспитатель: - Вода бывает в твердом виде - это лед.

Что вода делает?

Дети: течет, льется, журчит, растекается, капает, замерзает, тает

Воспитатель: - Для чего вода нужна человеку? 

Дети: пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т.п.

Воспитатель: - А кому еще нужна вода?

 Дети: Вода нужна растениям, рыбам, животным, птицам.


 Основная часть

Воспитатель: - Я предлагаю вам сегодня быть исследователями и узнать о том, что такое вода и ее свойствах.

- Одно из любимых занятий всех ученых-исследователей – это проведение опытов и экспериментов.

- Итак, приступим!

Опыт №1: «Воды-жидкость»

Дать детям два стаканчика: один с водой, другой – пустой.

Предложить аккуратно перелить воду из одного стакана в другой.

Воспитатель: - Что происходит с водой?

Дети: - Она льется.

- Почему она льется? (Предположения детей).

Вода льется, потому что она жидкая.

Воспитатель: - уважаемые исследователи, подумайте, как в жидкости расположены частички и как они держатся друг за друга?

(Ответы детей).

Если дети затрудняются, воспитатель объясняет:

Воспитатель: - Между частичками воды большое расстояние, и они держатся друг за друга свободно. Итак, вода какая?

Дети: - Жидкая.

- Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Опыт №2: “У воды нет формы”.

Воспитатель:

- Посмотрите на эти предметы (показывает кубик, шар). Какая у них форма?

Дети: - Это кубик. Это шар.

Воспитатель: - Давайте постучим кубиком по столу, покатим шар. Изменили они свою форму?

Дети: - Нет. Они так и остались кубиком и шаром.

Воспитатель: - А сейчас я налью воду в круглую ёмкость. Что с ней произошло?

Дети: - Вода внутри круглой ёмкости стала круглой.

Воспитатель: - Другими словами она приняла форму этой ёмкости.


 


 

- А если я эту же воду вылью вот в эту ёмкость (в форме куба), что с ней произошло?

Дети: - Она стала кубиком.

Воспитатель: - Она приняла форму кубика. Так есть ли у воды своя форма?

Дети: - Нет, вода формы не имеет.

Опыт №3: «Вода без запаха»

Воспитатель: - Дети, чем пахнет вода? Правильно, совсем не пахнет. Как вы думаете вода может иметь запах?

(Ответы детей: если вода фруктовая, пахнет запахом определенного фрукта).

- Чистая вода не имеет запаха.

Воспитатель:

- А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть.

Физминутка «Как приятно в речке плавать!»

Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.

Опыт №4: «Вода не имеет вкуса»

Предложить детям через соломинку попробовать воду.

Воспитатель: - Скажите пожалуйста, есть ли у воды вкус?

Дети: - Нет вкуса.

Воспитатель: - Правильно, у чистой воды нет вкуса. Но когда человек сильно хочет пить, то с удовольствием пьет воду и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!»

Опыт №5: «Вода прозрачная»

Перед детьми два стаканчика: один с водой, другой с молоком и лист белой бумаги.

Воспитатель: - Какого цвета бумага и молоко?

Дети: - Белого.

Воспитатель: - А вода? Можно сказать, что вода белого цвета?

Дети: - Нет, она бесцветная.

Воспитатель: - Сейчас мы в этом убедимся. (В оба стаканчика кладет ложки).

Воспитатель: - В каком стаканчике видна ложка? Правильно в стаканчике с водой.

- Как вы думаете, почему в этом стаканчике видна ложка?

Дети: - Вода прозрачная, а молоко нет.

Воспитатель: - Уважаемые исследователи, предлагаю вам подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказке, молочная река с кисельными берегами. Моли бы рыбы и другие животные жить в таких реках?

Дети: - Непрозрачная вода не пропускают солнечные лучи, а без этого в реках и озерах не могут жить растения. А если не будет растений – не будет рыб и животных, потому что многие животные питаются растениями. Всему живому необходима прозрачная, чистая вода.

Это значит, что водоемы загрязнять нельзя.

Опыт №6: «Вода – растворитель»

Воспитатель: - Как вы думаете, почему соль и сахар боятся воды?

Дети: - Потому что они в ней исчезают.

Воспитатель: - Поместите в стакан с водой одно из представленных веществ (соль, сахар), хорошо размещайте. Что произошло?

Дети: - Они растворились.

Воспитатель: - Возьмите соломинку и попробуйте воду на вкус. Какая вода? (сладкая, соленая)

- Как вы думаете, какие вещества в ней растворили (сахар, соль)?

Опыт №7: «Вода и вещества»

Опыт проводит только воспитатель.

Воспитатель: - Ребята сейчас мы сделаем извержение вулкана. А как я сейчас вам покажу. (вода, краска, сода, средство для посуды, лимонная кислота.)

- Наливаем воду в емкость, красим воду в красный цвет, добавляем соду, средство для посуды, перемешаем, добавляем лимонную кислоту. И смотрим что происходит!

- Происходит реакция, начинается пенится, красная пена вытекает из емкости происходит извержение.

- Ребята вам понравился опыт? (детям очень нравиться процесс опыта).

Дети: - Да!

Заключительная часть.

Воспитатель: - Ребята давайте вспомним все чем мы сегодня занимались! О чем мы с вами сегодня говорили?

Дети: - Мы сегодня говорили о воде.

Воспитатель: - Зачем нам нужна вода?

Дети: - Пить, поливать растения, умываться и т. д.

Воспитатель: - А кому еще нужна вода?

Дети: - Растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, людям.

Воспитатель: -Да, я согласна с вами. Все верно.

Воспитатель: - Ребята, что вы сейчас делали в детской лаборатории?

Дети: - Проводили опыты.

Воспитатель: - Что это были за опыты?

Дети: - Опыты с водой.

Воспитатель: - Что вы узнали из опытов?

Дети: - Что вода прозрачная, не имеет вкуса, не имеет запаха, вода растворяет вещества.

Воспитатель: - Молодцы! Я думаю мы очень много узнали о воде!

И в заключении я вам прочитаю стих о воде:

***

Река, и озеро, и пруд

Всегда нас летом в гости ждут,

В жару приятно очутиться

И у ручья — воды напиться.

 Повсюду, всем вода нужна:

Она и кораблям важна,

 Плывут что на морском просторе,

 Пшенице, спеющей на поле…

 И для людей, и для зверей

 Нет ничего воды ценней.

 Водой всем нужно дорожить,

Ведь без нее нам не прожить!

Воспитатель: - Ребята, за то, что вы сегодня были любознательными, активными, много интересного узнали о воде, проводили опыты с водой, из которых узнали, что вода растворяет вещества, не имеет цвета, вкуса, запаха. Поэтому я хочу вам подарить на память магнитики с пейзажем воды. Помните что надо беречь воду!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия по познавательной деятельности в старшей группе "Свойства воздуха"

Конспект открытого занятия по познавательной деятельности в старшей группе «Свойства воздуха»Задачи:1.познакомить детей со свойствами воздуха(не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и подни...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию: «Путешествие паучка» в старшей группе.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Путешествие паучка". Данное занятие будет полезно воспитателям, родителям....

Конспект интегрированного занятия по познавательной и изобразительной деятельности в старшей группе: "Военная техника"

Беседа с детьми о военной технике российской армии.Виды род войск.Учить изображать военную технику....

Конспект открытого занятия по познавательной деятельности в старшей группе «Свойства воздуха»

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе детского сада....

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Путешествие с Колоском»

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе содержит следующие методы и приёмы реализации содержания занятия:Словесные (упражнение - приветствие, рассказ воспит...

Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Бабушкины посиделки"

Цель: создать условия для патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русской народной игрушкой...