Педагогический проект «Воспитание нравственных качеств детей младшего возраста посредством чувашских народных сказок»
проект (младшая группа)

Проектная идея: целенаправленная работа по ознакомлению дошкольников с чувашскими праздниками с использованием элементов народного фольклора будет способствовать формированию у детей нравственно-патриотических чувств, вхождению их в мир чувашской культуры; становлению национального самосознания личности ребенка, легкой адаптации в условиях социокультурной среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vasileva_m.ya_.docx24.12 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Воспитание нравственных качеств детей младшего возраста посредством чувашских народных сказок»

Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к нравственно-эстетическим ценностям своего народа должно осуществляться на всех ступенях обучения и воспитания, особое значение при этом нужно придавать дошкольному возрасту. Именно в этом возрасте, в первые годы жизни, процессе социализации личности происходит интенсивное формирование эмоционально-ценностного, положительного отношения ребёнка к культуре, к своему родному языку, людям, различным вещам и явлениям, что подчёркивают многие учёные (К.Д.Ушинский, А.П.Усова, Е.А.Флёрина, Н.П.Сакулина и др.). 

Паспорт проекта

Название проекта: «Воспитание нравственных качеств детей младшего возраста посредством чувашских народных сказок»

Проектная идея: целенаправленная работа по ознакомлению дошкольников с чувашскими праздниками с использованием элементов народного фольклора будет способствовать формированию у детей нравственно-патриотических чувств, вхождению их в мир чувашской культуры; становлению национального самосознания личности ребенка, легкой адаптации в условиях социокультурной среды.

Актуальность проблемы: Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.  В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре и традициям посредством возрождения утраченных ценностей, погружения в истоки национальной культуры.

Тип проекта: информационно-творческий;

По характеру содержания: игровой;

По числу участников проекта: групповой;

По времени проведения: проект средней продолжительности (2 месяца);

Участники проекта: дети, воспитанники, родители;

Образовательные области: Социально-коммуникативное, познавательное и речевое развитие.

Цель проекта: создание условий для всестороннего развития ребенка-дошкольника, его нравственное воспитание на основе использования чувашских народных сказок.

Задачи проекта:

  • создать в группе сказочно-игровое пространство «Мир чувашских народных сказок»: центр народной сказки, мини-библиотеку, театрально-игровой центр;
  • познакомить с произведениями чувашского народного творчества (сказками);
  • формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей;
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость, сострадание, любовь и уважение к ближнему;
  • приобщить родителей к активному участию в реализации проекта,
    помочь им понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
  • воспитывать желание сохранять и использовать фольклор, традиции, обычаи народа;
  • разработать систему работы по ознакомлению детей с культурой родного края на основе использования чувашских народных сказок.

Ожидаемый  результат

Дети:

  • зародятся нравственно-патриотические чувства к малой Родине;
    сформируется понимание своей принадлежности к национальности;
    разовьется интерес к традициям и обычаям чувашского народа;
    сформируется уважение к народному творчеству
  • появится понимание важности начала нравственно-патриотического воспитания личности в дошкольном детстве;
  • удастся вызвать интерес семей к проблемам ребенка, детского сада;
  • появится желание участвовать в праздниках и развлечениях, посвященных традициям чувашской культуры;
  • примут участие в изготовлении чувашских дидактических игр;
  • примут участие в изготовлении чувашских кукол;
  • примут участие в составлении генеалогического древа своего рода .

Родители:

  • появится понимание важности начала нравственного воспитания личности в дошкольном детстве;
  • появится желание участвовать в праздниках и развлечениях, посвященных традициям чувашской культуры;
  • примут участие в изготовлении чувашских дидактических игр;
  • примут участие в изготовлении чувашских кукол;
  • примут участие в составлении генеалогического древа своего рода.

Реализация проекта

Этапы

Пути реализации

Сроки исполнения

1

Подготовительный

  • Разработка проекта;
  • Разработка перспективного плана реализации проекта;
  • Подбор приемов и методов;
  • Подбор художественной литературы для чтения;
  • Разработка анкет для родителей;
  • Анкетирование родителей по выявлению мнений о значимости начала нравственно-патриотического воспитания в дошкольном детстве, чувашской культуры в развитии личности детей;
  • Составление картотеки чувашских игр, сказок, потешек, песен и др.

01-20.03. 2017 г.

2

Практический

Работа с детьми:

  • Беседы;
  • Чтение художественной литературы;
  • Чувашские игры;
  • Ознакомление с традициями чувашского народа;
  • Рассматривание предметов одежды чувашского костюма;
  • Подготовка презентации проекта.

Работа с родителями:

  • Изготовление кукол в национальных костюмах;
  • Конкурс чувашских блюд;
  • Родительское собрание;
  • Индивидуальные консультации по запросам родителей;

20.03. – 20.04. 2017 г.

3

Заключительный

  • Защита проекта на педагогическом совете.
  • Разработка плана повышения педагогической культуры родителей и работы с детьми на тему: «Воспитание нравственных качеств детей младшего возраста посредством чувашских народных сказок».
  • Показ детям сказки на Неделе чувашского языка и культуры «Дед баба и луна».

20.04 – 25.04.2017

25 апреля

Просветительская работа с педагогами по нравственному воспитанию: знакомство педагогов и родителей воспитанников со спецификой работы по ознакомлению дошкольников с национальной культурой с использованием чувашских народных сказок.

Просветительская работа с родителями по нравственному воспитанию:

Обеспечение материальной части проекта (привлечение родителей и детей к изготовлению атрибутов, костюмов к чувашским народным сказкам). Создать в группе сказочно-игровое пространство «Мир чувашских народных сказок»: центр народной сказки, мини-библиотека, театрально-игровой центр.

План работы с детьми по нравственному воспитанию:

- чтение чувашских народных сказок. Обсуждение характера героев  сказок, их черты характера.
- беседы по сюжету сказки;
- пересказ сказки;
- решение нравственных ситуаций;
- проигрывание сказок вместе с детьми с помощью кукольного, пальчикового театра, и кукол бибабо;
- рассматривание иллюстраций по чувашским народным сказкам;
- слушание сказок в аудиозаписи («Дети ветра», «Хитрая плясунья», «Луна в колодце»;
- просмотр мультфильмов по мотивам чувашских народных сказок: «Как луну из колодца доставали», «Как река начиналась», «Почему сосна всегда зеленая» и др.

- дидактические игры;
- постановка сказки для детей младшего дошкольного возраста «Дед, баба и луна».

Теоретическая значимость: заключается в разработке содержания и форм работы с детьми 1-ой младшей группы по изучению нравственных сторон чувашских народных сказок, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, участие педагогов группы, детей и их родителей в решении проблемы.

Практическая значимость: заключается в повышении качества воспитательного процесса, в развитии у детей нравственных качеств, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию.

Выводы: проект должен стать мощным импульсом к развитию нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста. Ведь с помощью сказки, ребенок учится преодолевать различные жизненные преграды, познает этот огромный и многообразный мир, готовится к взрослой жизни. С помощью сказочного путешествия ребенок может справиться с различными психологическими проблемами (страхами, застенчивостью) научиться общаться с другими детьми, выражать свои мысли и чувства. В ребенке зарождаются такие ценные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность.

Список литературы:

  1. Дети Ветра: чувашские сказки / перераб. и обраб. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1988. - 32 с.
  2. Журнал «Куклы в народных костюмах», выпуск № 27, 2013
  3. Михайлова З.П. и др. Народные обряды – устои жизни. Чебоксары. 2003
  4. Салмин А. К. Hародная обрядность у чувашей. Чебоксары, 1993.
  5. Смирнов А.П. Древняя история чувашского народа. Чебоксары, 1948.
  6. Старичок с ноготок: сказки / сост. А. К. Салмин. – Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 2002. – 47 с.
  7. Красавица Тайслу : чуваш. нар. легенды, предания, сказки и потешные рассказы / сост. и перевод М. Н. Юхмы. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2006. - 399 с.
  8. Кузеев Р.Г. Hароды Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. М., 1992.
  9. Сказки и предания чуваш. – Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1963. – 131 с.
  10. Чувашские народные сказки / [сост. П. Е. Эйзин].  Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1993.,  351 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презинтация "Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредствам русских народных сказок".

В презинтации по  теме  "Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредствам русских народных сказок" освещена проблемма актуальности, а так же цели, задачи и методы работ...

Отчет по теме самообразования. «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста, посредством русских народных сказок.»

АктуальностьВ настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, заключается не в развале экономики, не в...

Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов

Сказка является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребёнка....

Консультация для педагогов "Воспитание нравственных качеств детей младшей группы посредством русских народных сказок"

Консультация для педагогов "Воспитание нравственных качеств детей младшей группы посредством русских народных сказок"...