«Разновидности фольклора для развития речи детей».
консультация (старшая группа)

Салимзянова Гульчечек Гафуровна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_1.docx22.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 22» НМР РТ

Консультация для воспитателей

«Разновидности фольклора для развития речи детей».

Составил воспитатель

                                                                                         Салимзянова Г.Г.

г. Нижнекамск.

«Разновидности фольклора для развития речи детей»

Скороговорки — это короткий ритмичный текст, который намеренно создан так, чтобы затруднялось произношение звуков и слов в подвижном темпе. Существуют различные виды скороговорок, один из которых наверняка понравится ребенку. Логопедические скороговорки Этот вид скороговорок помогает исправить трудности в произношении определенных звуков. Необходимо следить за верным произнесением и поначалу не торопиться. При систематических тренировках ребенок легко научится проговаривать сложные звуки (например, Р, Л,Ш). На лугу под горкой Лежал сырок С красивой красной коркой. Сорок сорок в короткий срок Съели сырок. Тара-тара, тара-ра! У крыльца растет трава. Ай, тари-тари-тари, Куплю Рае литари. Курил турка трубку, Клевала курка крупку: Не кури, турка, трубки, Не клюй, курка, крупки! Ехал грека через реку. Видит грека — в реке рак. Сунул грека руку в реку. Рак за руку греку — цап! Расскажите про покупки Про какие про покупки Про покупки, про покупки, про покупочки мои. В нашем озере Андрей Тридцать выловил угрей. Жарь, копти их и вари – Очень вкусные угри. У Капки – из липки палка, На палке – липкая пакля. Капали с палки капли, Капали с пакли капли, Капли лапки испачкали Капке. Смешные скороговорки Малыши любят смешные скороговорки. Они дарят хорошее настроение и легко запоминаются. Идут бобры в сыры боры. Бобры добры, бобры бодры. Вы малину мыли ли? Мыли, но не мылили. Были галчата в гостях у волчат. Были волчата в гостях у галчат. Ныне волчата галдят, как галчата. И, как волчата, галчата молчат. У черепашьего черепашонка На черепашьих лапчонках Черепашьи башмачки. Топали да топали, дотопали до тополя, До тополя дотопали, да ноги-то оттопали. У ежа ежата, у ужа ужата. У елки иголки колки. Иголки колки у елки. Современные короткие скороговорки Принц принцессу пригласил прогуляться по проспекту. Триста тридцать три коробки, а в коробке по три пробки. У Пашки в кармашке букашки и бумажки. Красный краб кричит «Ура!», резать торт пришла пора. Слишком много ножек у сороконожек. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Грянул гром – гроза в разгаре. Тощий немощный Кащей тащит ящик овощей. Сложные скороговорки Эти скороговорки понравятся старшим дошкольникам (5-7 лет). Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принес на борт матрас. В порту Мадрас матрас матроса Порвали в драке альбатросы. На опушке в избушке Живут старушки-болтушки. У каждой старушки лукошко, В каждом лукошке кошка, Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки. Карасенку раз карась Подарил раскраску. И сказал Карась: «Раскрась, Карасенок, сказку!» На раскраске Карасенка – Три веселых поросенка: Карасенок поросят перекрасил в карасят! Даже шею, даже уши Ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, И не пачкай больше уши. Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать И будем выговаривать Так правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. Граф Тото играет в лото, А графиня Тото знает про то, Что Граф Тото играет в лото, Если бы граф Тото знал про то, Что графиня Тото знает про то, Что граф Тото играет в лото, То б граф Тото никогда бы в жизни Не играл бы в лото. Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок. Скороговорки для развития речи детей 3-4 лет В этом возрасте подойдут короткие и несложные скороговорки с понятными словами. Ал-ал-ал – заяц по полю скакал, Ол-ол-ол – там морковку он нашел, Ил-ил-ил – друг его попросил, Ись-ись-ись – ты со мной поделись, Ал-ал-ал – он морковку другу дал. У Ивашки — рубашка, у рубашки — кармашки, Кармашки — у рубашки, рубашка — у Ивашки. У ежа ежата, у ужа — ужата. Не живут ужи, где живут ежи. Ой, качи-качи-качи. Мы грачата, мы грачи. На дворе трава, На траве дрова, На дровах детвора. На окошке крошку-мошку Ловко ловит лапой кошка. Скороговорки для развития речи детей 5-6 лет Детям этого возраста можно предложить более длинные скороговорки со старыми русскими -несложными! — словами, чтобы обогатить словарный запас. А забавные скороговорки поднимут настроение. У речушки, у речонки Собрались одни девчонки. Вдоль речонки, Вдоль речушки Собирать пошли Ракушки. Иголка-иголка, Ты остра и колка, Не коли мне пальчик, Шей сарафанчик. Забавной обезьяне бросили бананы, Бросили бананы забавной обезьяне. На рынке Кирилл крынку и кружку купил. Баран буян залез в бурьян. Проворонила ворона вороненка. У Кондрата куртка коротковата. Влас у нас, Афанас у вас. Скороговорки для развития речи детей в 7 лет Ребятам 7 лет можно предложить сложные скороговорки, с достаточно большим количеством незнакомых старинных слов. Это расширит кругозор, словарный запас и улучшит память. У нас на дворе-подворье, Погода размокропогодилась. Бежит боровок — Белорыл, белоног, Перерыл весь дворок. Около кола — колокола, И на колах — колокола. Коваль Кондрат сталь ковал, Ковал да перековывал. Неделю Емеле прясть короб кудели, А Емелиной дочке – прясть одну ночку. Коваль ковал коня, Конь — копытом коваля, Коваль — кнутом коня. Откуда на просеке просо? Просыпали просо здесь просто. Про просо просянки прознали. Без спроса все просо склевали. Щебетал щегол с щеглихой, Щекотал своих щеглят, А щеглиха-щеголиха И щеглята-щеголята По щеглиному пищат. Скороговорки для развития речи и дикции Чтобы такие скороговорки принесли максимальную пользу, их следует разучивать так: сперва проговаривать беззвучно, но с артикуляцией; затем произносить шепотом проговаривать скороговорку вслух сперва медленно, затем все быстрее. Важно следить, чтобы звуки произносились четко и правильно. Свиристель свиристит свирелью. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. Мы ели-ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели. У ежа ежата, у ужа ужата. Все скороговорки не перевыскороговоришь. Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу – грабь граблями гравий, краб. Карл украл у Клары кораллы, а Клара украла у Карла кларнет. Королева кавалеру подарила каравеллу.

Поговорки Хороший способ работы с поговорками — объяснять их своими словами. Это не только развивает речь ребенка, но и учит его рассуждать. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Дело мастера боится. Семь раз отмерь, один — отрежь. Гусь свинье не товарищ. Друга ищи, а найдешь — береги. Друг познается в беде. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Слово — не воробей: вылетит — не поймаешь. Голод не тетка, пирожка не подсунет. Семеро одного не ждут. Тише едешь — дальше будешь. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. Песни Дети очень любят колыбельные песни. С ними можно знакомить малышей с самого рождения. Ребята постарше могут, напевая песенку, укачивать своего братика или сестренку, или любимую игрушку. Люли, люли люленьки Прилетели гуленьки, Сели гули на кровать, Стали гули ворковать, Стали гули ворковать, Стали Дашеньку качать, Стали Дашеньку качать, Стала Даша засыпать. Баю — баю — баюшки, Да прискакали заюшки Люли — люли — люлюшки, Да прилетели гулюшки. Стали гули гулевать Да стал мой милый засыпать. Уж ты, котинька-коток, Кудреватенький лобок, Приди, котя, ночевать, Нашу Лидочку качать. Я тебе ли то, коту. За работу заплачу, Дам кувшинчик молока Да кусочек пирога, Белей папыньки В обе лапыньки. Потешки Потешками обычно сопровождают какие-либо действия (например, одевание, умывание или же просто игру). Ребенок в это время (сперва с помощью взрослого, затем самостоятельно) выполняет игровые движения по ходу потешки. Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка, Что ты рано встаешь, Голосисто поешь, Деткам спать не даешь? Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. Раным-рано поутру Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!» А коровки в лад ему Затянули: «Му-му-му!» Ты, Буренушка, ступай, В чисто поле погуляй, А вернешься вечерком, Нас напоишь молочком. — Котятки, котятки, Малые ребятки! А кто у вас больший? А кто у вас меньший? — Мы все подрастем, За мышами пойдем. Один дедушка-кот Будет дома сидеть Да на печке лежать, Нас с добром поджидать. Как у нашего кота Шубка очень хороша, Как у котика усы Удивительной красы, Глаза смелые, Зубки белые. Старый заяц сено косит, А лиса сгребает. Муха сено к возу носит, А комар кидает. Довезли до сеновала – С воза муха закричала: «На чердак я не пойду, Я оттуда упаду, Ноженьку сломаю, Буду я хромая». Как на тоненький ледок Выпал беленький снежок. Выпал беленький снежок, Ехал Ванюшка-дружок. Ваня ехал, поспешал, Со добра коня упал. Упал Ваня и лежит, Никто к Ване не бежит. Две девушки увидали, Прямо к Ване подбежали, На коня Ваню сажали, Путь-дорогу показали. Путь-дорогу показали, Да наказывали: — Как поедешь ты, Иван, Не зевай по сторонам! Загадки Отгадывание загадок развивает мышление и фантазию, знакомит ребенка с переносными значениями слов и образными выражениями. Шубу два раза в год снимает. Кто под шубою гуляет? (Овца) Явился в жёлтой шубке. Прощайте, две скорлупки! (Цыплёнок) Сверху кожа, снизу тоже. А в середине пусто. (Барабан) Никого не обижает, А её все толкают. (Дверь) Что за зверь: Белый, как снег, Надутый, как мех, Лопатами ходит, А рогом ест? (Гусь) Одиноким глазом Бабушка косится, От косы осталась Тонкая косица. Но проворна бабушка, Словно молодица, Стелет стежки на холсте Тонкою косицей. (Иголка с ниткой) Маленький, пузатенький. А весь дом бережет. (Замок) Пальчиковые игры Такие игры очень нравятся малышам, начиная с одного года. Пальчиковые игры хорошо развивают мелкую моторику, а значит, и речь, и тренируют память. «Сорока-белобока» Сорока-белобока Кашу варила (делать круговые движения пальцем по ладошке ребенка), Деток кормила (загибать по очереди пальчики, начиная с указательного): Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала. «Ты дров не рубил, Печку не топил, Кашу не варил, Воду не носил. Тебе нет ничего!» (взять в руки большой палец и аккуратно потеребить его). «Соня-пастушок» Вышел, вышел пастушок на лужок, Он созвал, собрал бурёнок в кружок, Наказал им никуда не ходить, А коль волк придёт, его разбудить. Посчитал коров и сладко зевнул. Да под белою березкой уснул». Пальчик ребёнка становится «пастушком», ладонь взрослого — «лугом», а его пальцы — «берёзками». «Пастушок» должен лечь под одну из «березок». «Березка» наклоняется к «пастушку» и пытается дотронуться до него: «Не спи!». Ребёнку надо успеть убрать пальчик и положить его у следующего пальца. Как только «пастушок» будет разбужен, вы меняетесь ролями. «Братцы» Взрослый поочередно сжимает пальчики малыша в кулачок. Ивану — большаку — дрова рубить, Ваське — указке — воду носить, Мишке- среднему — печку топить, Гришке — сиротке — кашу варить, А крошке — Тимошке — песенки петь. Песни петь и плясать, Родных братьев потешать! Разжать кулачок малыша, поднять руки вверх. «Домик» Малыш держит руку вертикально, а взрослый «шагает по пальцам» на ладошке ребенка. В этом домике пять этажей: На первом живет семейство ежей, На втором живет семейство зайчат, На третьем — семейство рыжих бельчат, На четвертом живет с птенцами синица, На пятом сова — очень умная птица. Ну, что же, пора нам обратно спуститься: На пятом сова, На четвертом синица, Бельчата на третьем, Зайчата — втором, На первом ежи, мы еще к ним придем. «Динь-динь-бом» Динь-динь-бом, Динь-динь-бом («Звенеть», трясти пальцами у правого уха) Ходит кошка с бубенцом. Мыши сразу услыхали. (перенести руку к левому уху) Динь-бом, динь-бом. Быстро в норку убежали («бежать» пальцами по столу) Динь-бом, динь-бом. Затворили крепко дверь. (спрятать руки под стол) Динь-бом, динь-бом. Не поймаешь их теперь. (погрозить пальчиком). «Пять братьев — пальчиков» Малыш собирает пальчики в кулачок. Раз, два, три, четыре, пять! Вышли пальчики гулять! (начать разгибать пальчики) Этот пальчик — гриб нашел, Этот пальчик — чистит стол, Этот — резал, Этот — ел. Ну а этот лишь глядел! Считалки Считалочки не просто помогают определить водящего в играх. Кроме этого, они стимулируют память, активизируют речь и учат чувству ритма. Раз малинка, два малинка, Ела ягоды Маринка, И в корзинке у Маринки Не осталось ничего. Кто по ягоды пойдет, Тот корзиночку найдет. Первишки, другишки, Шалуны мальчишки Стали играть, Воду выбирать. Ну-ка ты, Додон, Убирайся вон! Катится яблочко С крутой горы. Кто поднимет — Тот уйди! Ехала телега темным лесом За каким-то интересом. Стук, звон, Выйди вон! Раз, два, три , четыре, пять, Надо солнышку вставать. Шесть, семь, восемь, девять, десять, Солнце спит, на небе месяц. Разбегайся кто куда, Завтра новая игра. Тили-тели, На лавочке сидели — Царь, царевич, Король, королевич, Сапожник, Портной; А ты кто такой? Для того, чтобы речь ребенка была правильной, четкой и выразительной, ее необходимо развивать! Родители могут сделать это с помощью детской художественной литературы. Особенно полезным для развития и обогащения речи считается фольклор. Он учит чувству ритма, интонации, эмоциональному сопереживанию, красивым речевым оборотам. На основе фольклора создаются и современные стишки и скороговорки. Можно также найти скороговорки на английском языке для улучшения иностранной речи у ребенка. С колыбельными песенками и потешками рекомендуется знакомить кроху с самого рождения. Детям 1-3 лет понравятся пальчиковые игры и народные сказки. А детям постарше стоит предложить скороговорки и пословицы, которые развивают не только речь и произношение, но и мышление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы по теме: " Дидактические возможности русского фольклора в развитии речи детей раннего возраста"

Данная презентация показывает как можно использовать народный фольклор в развитии речи детей раннего возраста...

Значение фольклора в развитии речи детей

Уважаемые родители,если Вы хотите сделать своих детей более эмоциональными,раскрепощёнными,улучшить у них речь,внимание,память,воспитать их гармонически развитой личностью,то приобщайте детей к народн...

«Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

Контрольная работа по «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»...

Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...

Мастер-класс для родителей «Фольклор в развитии речи детей с проблемами в речи»

Мастер-класс для родителей «Фольклор в развитии речи детей с проблемами в речи»Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать? Всё чаще живое общение ...

Разновидности фольклора для развития речи детей

Как фольклор помогает в развитии речи детей дошкольного возраста....