Сообщение из опыта работы на тему «Портфолио в яслях в рамках программы «Вдохновение»
методическая разработка

Дмитрук Ирина Юрьевна

Сообщение из опыта работы на  тему «Портфолио в яслях в рамках программы «Вдохновение»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tihonova_aa.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

Дмитрук Ирина Юрьевна,

старший воспитатель,

МБДОУ д/с №26, г. Зеленогорск Красноярский край

«Портфолио в яслях в рамках программы «Вдохновение»

Портфолио дошкольника – это копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни. Портфолио показывает «все, на что способен ребенок». Создание портфолио дошкольника – это новая и пока еще «не освоенная технология оценивания, в которой преодолеваются типичные недостатки традиционной системы оценивания, такие как субъективизм, ограниченность и недооценивание возможностей детей», поскольку «большое значение придается самооценке». Проблему использования технологии портфолио дошкольника изучают современные педагоги Л.И.Адаменко, Н.А.Кочкина, О.И.Сенько, А.Н.Чернышева и другие. Изучение опыта работы наших современников показало, что «особенно интересно использование портфолио при переходе ребенка с одного образовательного уровня на другой, так как позволяет обеспечить их преемственность». В соответствии с п.1.4 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования одним из принципов дошкольного образования является «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования». Кроме того дошкольное образование предусматривает «содействие и сотрудничество детей и взрослых», сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьей, «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности». Перечисленные принципы находят отражение в технологии работы с портфолио дошкольника.

При создании портфолио дошкольника выделяют несколько этапов. Первый этап – постановочный. На данном этапе необходимо определить цель создания портфолио, «разработать «Положение о портфолио дошкольника», определить функциональные обязанности участников образовательного процесса», структуру. На постановочном этапе взрослые совместно с детьми определяют, как должен выглядеть портфолио, на какое время он рассчитан, как долго будут собираться материалы, как часто пополняться, когда будут рассматриваться и анализироваться. Второй этап – поисковый. Он включает сбор информации, индивидуальную и групповую работу с детьми, взаимодействие с родителями, консультации педагога. Работа с портфолио может проводиться как индивидуально, так и с группой. В последнем случае дети имеют возможность обменяться мнениями, обсудить материалы друг друга, выслушать предложения, поделиться своими успехами. При оформлении портфолио ребенок принимает самое активное участие в выборе средств и форм. Важно учесть, что взрослые являются лишь помощниками. Ценность портфолио не в правильности, а в индивидуальности содержания. При общении с родителями по вопросам создания портфолио необходимо их заинтересовать, сделать своими союзниками. Работа над детским портфолио «способствует налаживанию более теплых взаимоотношений в семье». И родители, и сами дети становятся более внимательными к событиям, происходящим в их жизни. Таким образом, работа над созданием портфолио позволяет сблизить всех его участников: родителей, педагога, ребёнка. Третий этап – заключительный. Это в первую очередь осуществление рефлексии собственной деятельности – взаимного участия детей и взрослых. Просматривая портфолио, дети осознают свои достоинства, начинают понимать свои проблемы. Родители и педагоги во взаимодействии учатся наблюдать за детьми, раскрывать их творческий потенциал. Оценка достижения детей становиться более объективной.

Что касается структуры портфолио дошкольника, то педагоги не пришли к единому мнению – подходы в разных дошкольных учреждениях оказались разными. Создание портфолио – это всегда процесс творческий и индивидуальный. При этом портфолио всегда должно учитывать результаты, достигнутые дошкольником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других. Особое внимание следует уделить презентации портфолио. Ее можно проводить в день рождения ребенка либо на выпускном празднике. Дети будут рады продемонстрировать собственные достижения сверстникам, родителям и воспитателям.

Портфолио дошкольника выполняет ряд функций: Диагностическая – фиксирует изменения и рост (умственный и физический) за определенный период времени. Целеполагающая – поддерживает учебные цели (чему мы обучаем ребенка и для чего). Мотивационная – поощряет достигнутые ребенком результаты. Содержательная – раскрывает спектр выполняемых работ. Социообразующая – формирует и развивает детско-взрослый коллектив в совместной деятельности. Развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году. При создании портфолио нужно придерживаться нескольких правил: 1. Создание портфолио должно быть добровольным, «нельзя настаивать на обязательном участии непременно всех воспитанников и родителей». 2. Участие ребенка в отборе материалов и оформлении портфолио обязательно. 3. Портфолио подчеркивает уникальность каждого ребенка, поэтому важно не допустить "соревновательности". 4. Работа над портфолио носит систематичный характер. 5. Не существует строгих требований к оформлению портфолио. 6. Без участия родителей создавать портфолио бессмысленно. Поэтому педагогам необходимо провести консультации, чтобы найти союзников в деле создания портфолио.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что использование технологии портфолио дает возможность педагогам и родителям не только зафиксировать успехи, но и проследить динамику, оценить сильные стороны развития ребенка, а также наметить умения и навыки, требующие развития. Кроме того, работа над созданием портфолио позволяет сблизить всех его участников: родителей, педагога, ребёнка.  Технология портфолио тем хороша, что погружает ребенка в атмосферу творческой активности. И что немаловажно, данная технология отвечает принципам дошкольного образования, прописанным в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Список литературы:

1.        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. N 1155) [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_13/m1155.pdf

2.        Адаменко, Л.И. Портфолио дошкольника как инструмент комплексной диагностики [Текст] / Л.И.Адаменко // Справочник старшего воспитателя. - 2010. - №12. - С. 18-22.

3.        Бывшева, М.В. Что такое портфолио и зачем оно будущему первокласснику? [Текст] / М.Бывшева // Дошкольное воспитание. - 2014. - №2. - С.33-37.

4.        Кирьянова Е. А. Портфолио (портфель учебных достижений): становление аутентичного способа оценивания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № S13. – С. 31–37. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76155.htm.

5.        Кочкина, Н.А., Чернышова, А.Н. Портфолио в ДОУ [Текст]: сборник /авт.-сост. Н. А. Кочкина. - М.: 2012. - 72 с.

6.        Орлова, Л. Портфолио дошкольника [Текст] / Л.Орлова. Детский портал «Солнышко» [Электронный ресурс]: http://www.solnet.ee/parents/portfolio_4.html

7.        Пинская, М.А. Место Портфолио в современном образовании [Электронный ресурс]. URL: http://aneks.spb.ru/obrazovatelnye-tekhnologii/mesto-portfolio-v-sovremennom -obrazovanii.html

8.        Юркова, С.Г. Портфолио воспитанника ДОУ [Текст] / С.Г.Юркова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2015. - №12 [Электронный ресурс]. URL: http://www.resobr.ru/article/37252-portfolio-vospitannika-dou


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на родительском собрании. Тема сообщения: «Знакомство с образовательной программой «Миры детства: конструирование возможностей». Образовательный процесс: типы работ в продуктивной деятельности (2-я мл. группа)».

Занятия в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми в продуктивной деятельности, опирающиеся на программу "Миры детства: конструирование возможностей"....

РАЙОННЫЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДОУ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО». СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ТЕМА «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С КОСМОСОМ»

РАЙОННЫЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДОУ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУРАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВВ РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО» СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫТЕМА «РАЗВИТИЕ П...

Сообщение из опыта работы на тему: «Технология портфолио в ДОУ»

В наше время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Помочь ему раскрыть себя, заметить в каждом ...

Сообщение из опыта работы по программе "Вдохновение"

Наполнение центров активности по программе "Вдохновение"...

Презентация на тему: Организация работы "Детского совета" в рамках программы "Вдохновение"

Сегодня каждое дошкольное образовательное учреждение занялось поиском возможностей выполнить одну из основных задач дошкольного образования по созданию условий для «возможности позитивной социал...

Сообщение из опыта работы на педсовете «Экологическое воспитание в рамках ФГОС ДО»

ЦЕЛЬ: рассмотреть проблему экологического образования, как одно из приоритетных направлений дошкольной педагогики и возможности  реализации данной темы в дошкольных образовательных организац...