«Проблема нарушения внимания у детей 6-7 лет на занятиях»
статья (подготовительная группа)

Многие педагоги замечают слабую развитость произвольного внимания у дошкольников. Дошкольники – будущие первоклассники не способны длительное время удерживать внимание. Проблема нарушения внимания детей 6–7 лет становится с каждым годом более актуальной. Дети этого возраста открывают для себя новый этап в жизни.Седьмой год жизни – это последний этап дошкольного периода. Пройдет еще совсем немного времени, и ребенок перешагнет один из очень важных рубежей в своей жизни. Беззаботное, игривое детство останется позади. Впереди ребенка ожидает постижение всего этого огромного мира, освоение всего многообразия наук и знаний, доступных современному человеку. Для детей, этот возраст является переломным. Детство потихоньку заканчивается, и ребята погружаются во взрослую жизнь. Следует подчеркнуть, что к концу дошкольного возраста дошкольникам необходимо уметь выполнять множество поставленных педагогом задач, в том числе концентрировать свое внимание, а при необходимости удерживать его на длительное время, переключать и распределять. Это является очень важным для дошкольников, так как в школе детям предстоит сидеть 45 минут на уроке и постоянно удерживать свое внимание на разных упражнениях и объяснениях учителя. Однако в этом возрасте не у всех детей достаточно развито внимание, и при учебной деятельности в школе могут возникнуть трудности и первое с чем сталкиваются - это пробелы в знаниях, а они сильно повлияют на успеваемость  ребенка в школе. Для того, что бы избежать этого, педагогам детских садов еще с ясельной группы следует начинать развивать у ребенка внимание. Чем раньше этим заняться, тем больше вероятность, что у семилетнего ребенка оно будет полноценно развито. Во многом именно от внимательности и зависит успеваемость ребенка в школе. Если у ребенка нарушено внимание на занятиях, постоянно отвлекается, не слушает педагога, то он пропускает важную информацию, которую излагает педагог на своих занятиях. В дальнейшем ребенок не способен применить знания на практике и возникает пробел в знаниях. Пробел накладывается на пробел, и ребенок может стать не успевающим. Что бы этого избежать, следует с самого раннего детства заниматься развитием внимания у ребенка. Данная тема поможет выявить причины нарушения внимания детей 6-7 лет на занятиях, что так же поможет выяснить действительность существующей проблемы словам педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys.docx43.08 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

Детский сад №23  комбинированного вида

Московского района г. Санкт-Петербурга

Тема кейс-технологии:

«Проблема нарушения внимания у детей 6-7 лет на занятиях»

Автор:

старший воспитатель

Венедиктова Я.Г.

Содержание кейса

Введение

  1. Возрастные особенности детей 6-7 лет по ФГОС.
  2. Внимание, внимательность детей 6-7 лет, внимательный дошкольник на занятиях.
  3. Дошкольник с нарушением внимания на занятиях.
  4. Причины нарушения внимания у дошкольников на занятиях.
  5. Способы, помогающие избежать нарушения внимания у старших дошкольников на занятиях.
  6. Приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии. 
  7. Методические рекомендации.
  8. Мнение психологов и педагогов.
  9. Список используемой литературы.

Введение

Лев Толстой писал о дошкольном возрасте: « Разве не тогда я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг, а от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние».

Многие педагоги замечают слабую развитость произвольного внимания у дошкольников. Дошкольники – будущие первоклассники не способны длительное время удерживать внимание. Проблема нарушения внимания детей 6–7 лет становится с каждым годом более актуальной. Дети этого возраста открывают для себя новый этап в жизни.

Седьмой год жизни – это последний этап дошкольного периода. Пройдет еще совсем немного времени, и ребенок перешагнет один из очень важных рубежей в своей жизни. Беззаботное, игривое детство останется позади. Впереди ребенка ожидает постижение всего этого огромного мира, освоение всего многообразия наук и знаний, доступных современному человеку. Для детей, этот возраст является переломным. Детство потихоньку заканчивается, и ребята погружаются во взрослую жизнь.

Следует подчеркнуть, что к концу дошкольного возраста дошкольникам необходимо уметь выполнять множество поставленных педагогом задач, в том числе концентрировать свое внимание, а при необходимости удерживать его на длительное время, переключать и распределять. Это является очень важным для дошкольников, так как в школе детям предстоит сидеть 45 минут на уроке и постоянно удерживать свое внимание на разных упражнениях и объяснениях учителя.

Однако в этом возрасте не у всех детей достаточно развито внимание, и при учебной деятельности в школе могут возникнуть трудности и первое с чем сталкиваются - это пробелы в знаниях, а они сильно повлияют на успеваемость  


ребенка в школе. Для того, что бы избежать этого, педагогам детских садов еще с ясельной группы следует начинать развивать у ребенка внимание. Чем раньше этим заняться, тем больше вероятность, что у семилетнего ребенка оно будет полноценно развито. Во многом именно от внимательности и зависит успеваемость ребенка в школе.

Если у ребенка нарушено внимание на занятиях, постоянно отвлекается, не слушает педагога, то он пропускает важную информацию, которую излагает педагог на своих занятиях. В дальнейшем ребенок не способен применить знания на практике и возникает пробел в знаниях. Пробел накладывается на пробел, и ребенок может стать не успевающим. Что бы этого избежать, следует с самого раннего детства заниматься развитием внимания у ребенка.

Данная тема поможет выявить причины нарушения внимания детей 6-7 лет на занятиях, что так же поможет выяснить действительность существующей проблемы словам педагогов.

  1. Возрастные особенности развития детей 6-7 лет

У ребенка в 6-7 лет повышаются возможности саморегуляции поведения. Без напоминания взрослых, самостоятельно выполняет усвоенные нормы и правила, в том числе и этические. Однако только некоторые дети могут регулировать ими свое поведение независимо от их отношения к другим участникам взаимодействия и от своих желаний и интересов. Отстаивает усвоенные нормы и правила, свои этические представления перед ровесниками и взрослыми.  В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом, дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять своё поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям – он важен для углубления их пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных в различных условиях.  У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе. Цель - организация проведения воспитательно-образовательного процесса с детьми 6-7 лет (подготовительная группа) по образовательным областям:  физическое развитие;  социально – коммуникативное развитие;  познавательное развитие;  речевое развитие;  художественно-эстетическое развитие.

  1. Внимание, внимательность детей 6-7 лет, внимательный дошкольник на занятиях. 

Внимание старшего дошкольника- это психический процесс, который присутствует при познании дошкольником мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. Из огромного потока информации, которую непрерывно получает дошкольник из окружающего мира, ребенок, благодаря работе внимания выбирает ту, которая наиболее интересна, значима и важна для него. Характерной особенностью внимания ребенка дошкольного возраста является то, что оно вызвано внешне привлекательными предметами, играми, различными заданиями и упражнениями. Сосредоточенным внимание остается до тех пор, 15 пока ребенок заинтересован этой деятельностью, событием, людьми. Внимание в дошкольном возрасте у ребенка редко возникает под влиянием какой-либо поставленной собственной целью. В начале дошкольного возраста внимание ребенка является лишь интересом к окружающим его предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок внимателен до тех пор, пока та или иная вещь его интересует, и этот интерес не погаснет. Если на его пути появляется новый, более интересный предмет, то он тот час же вызовет переключение внимания ребенка. Таким образом, дети редко могут одним и тем же делом заниматься длительное время. С каждым годом дети становятся взрослее, и их деятельность усложняется, следовательно, происходит продвижение в умственном развитии и внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость. К примеру, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30 – 40 минут, то к старшему дошкольному возрасту длительность игры возрастет примерно до 2-х часов. Внимание необходимо для того, чтобы добиться успехов в той деятельности, в которую вовлечен ребенок. Внимание старших дошкольников – направленность и сосредоточенность ребенка на том, чем он занимается в данный момент времени и отвлечение от других видов деятельности. Это может быть как игра, так и прослушивание различных объяснений педагога на занятиях и т.д. Ребенок старшего дошкольного возраста может длительное время заниматься, не отвлекаясь, только тем, что ему по-настоящему нравится делать и что у него вызывает огромный интерес. Следует обратить особое внимание на то, что внимание и внимательность – это совершенно разные понятия и их не стоит путать. Под понятием внимательность старшего дошкольника понимается, как сложившее умение сосредотачиваться на какой-либо деятельности. Для определения того, что ребенок во время занятия внимательный существует несколько признаков для педагога. Внешний вид ребенка – застывшая поза, напряженное выражение лица, сосредоточенный и живой взгляд – все это свидетельствует о внимании его к тому, что показывает и говорит педагог. Однако по внешнему виду не всегда можно определить: насколько ребенок в данный момент внимателен. Бывают такие дети, которые ведут себя не спокойно на занятиях, но, обладая быстрым переключением и хорошим распределением внимания, воспринимают все, что говорит и делает педагог. Для того, чтоб понять внимателен ребенок на занятии в данный момент, педагогу стоит задать вопросы о том, что педагог излагал ранее. Исходя из выше написанного, можно сказать: внимательный дошкольник старшего возраста – ребенок, который сможет ответить на вопрос, заданный педагогом или правильное и безошибочно выполненное задание, данное педагогом в конце занятия.

  1. Дошкольник с нарушением внимания на занятиях.

Ребенок на занятиях может быть как внимательным, так и невнимательным.

Для того чтобы определить, что у ребенка нет в данный момент на занятии нарушения внимания, существует несколько признаков его поведения. Если ребенок ерзает на стуле, поза его небрежна, расслаблена, взгляд направлен на что угодно, только не на педагога и его действия, то это чаще всего говорит о нарушении внимания ребенка на занятии. Однако не стоит забывать, что в детстве они все изобретательны, таким образом, бывают дети, которые показывают своей мимикой лица, что они во внимании, а на самом деле это лишь маска. В этот момент они могут думать совершенно о посторонних вещах.

В старшем дошкольном возрасте довольно часто можно наблюдать нарушение внимания у детей и поэтому, если есть признаки, что ребенок отвлечен или рассеян на занятии, то это необходимо сразу корректировать. Если не заняться коррекцией сразу, то потом может быть уже поздно.

  1. Причины нарушения внимания дошкольников на занятиях.

С проблемой нарушения внимания детей старшего дошкольного возраста сталкиваются не только педагоги в детских учреждениях, но и родители дома. Однако если не выяснить причины на ранней стадии и не заняться коррекцией, то в дальнейшем, при обучении в школе могут возникнуть серьезные проблемы.

Изучив различную литературу, можно придти к выводу, что главной причиной нарушения внимания у старших дошкольников является внезапный, неожиданный раздражитель. Об этом пишут как T. Бакхман , так и A. Кидрон . Сюда же относится посторонний шум. Дети достаточно легко в этот момент отвлекаются, а вот заново организовать их внимание достаточно сложно, так как


для каждого ребенка данное событие было воспринято по-разному.

Вторая причина исходит из первой. По мнению А. Кидрона, здесь находится раздражитель, связанный с сильными эмоциями. Эмоции могут быть как радость, так и тревога, что беспокоит ребенка. Именно это может быть также причиной нарушения внимания ребенка на занятии.

Также одной из основных причин нарушения внимания дошкольников на занятии T. Бакхман называет жару. Ребенку достаточно сложно быть внимательным на занятии, если помещение, в котором он сидит не проветрено и там очень жарко. Это способствует отвлекаемости и рассеянному вниманию ребенка, а так же сильному переутомлению, что в свою очередь также влияет на его внимание.

Е. Данилова в своей статье отмечает также болезненность ребенка, как одну из основных причин. Дети у кого слабое здоровье отличаются сильной утомляемостью, а утомляемость способствует снижению работоспособности. Ослабление организма и может быть причиной нарушения внимания на занятии.

Кроме этого стоит отметить переутомление, когда ребенок перенагружен и короткий ночной сон после этого. Е. Данилова пишет, что обычно день дошкольника не ограничивается только жизнью в дошкольном учреждении, а включает в себя посещение различных кружков, тренировок. Дошкольник очень устает и времени на отдых, сон не хватает. T. Бакхман считает, что если причина такова, то педагогу очень сложно будет удерживать его внимание. Кроме того, что ребенок в таком состоянии менее активен в жизнедеятельности группы, у него низкая реакция на происходящее с ним, он также невнимателен во всем.

В заключении T. Бакхман отмечает причину нарушения внимания – очень сильную мотивацию у ребенка или очень слабую. И при сильной, и при слабой ребенок на занятии будет отвлекаться. При сильной мотивации у ребенка будет расти темп работы, избирательность внимания, но при этом и нарушения внимания. При низкой мотивации у дошкольника не возникнет интереса к работе, соответственно его внимание будет направленно куда угодно, только не на педагога.

Таким образом, причин нарушения внимания достаточно и педагог, если ребенок отвлекается, должен быть способен сразу определить причину. Только после


этого он может использовать способы для удержания внимания, которые буду рассмотрены в следующем параграфе.

  1. Способы, помогающие избежать нарушения внимания старших дошкольников на занятиях.

Известно, что занятия в детском саду бывают различного содержания. Для одного ребенка занятие может быть интересным, и он будет внимателен на протяжении всего занятия. Другой ребенок может постоянно отвлекаться, если занятие его не заинтересовало. К сожалению, очень часто можно увидеть на занятиях, что не все дети старшего дошкольного возраста умеют в полной мере самостоятельно сосредотачивать свое внимание.

Главной задачей педагога заключается в том, чтоб каждый ребенок воспринял и усвоил материал на занятии, но, к сожалению, без внимания ребенку это сделать будет очень сложно. Таким образом, педагог должен преподать даже самый скучный и нудный материал ребенку так, чтоб ребенок с интересом его слушал и воспринимал.

Первое с чего должен педагог начать свое занятие – замотивировать ребенка. Столяренко пишет о мотивации, как о совокупности побуждающих факторов для активных действий ребенка; включает в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции и т.д.

Под мотивом понимают внутреннее побуждение личности к различному виду деятельности, связанной с удовлетворением определенной потребности. Таким образом, педагог, мотивируя ребенка перед началом занятия, привлекает их внимание к тому, чем они будут заниматься на протяжении определенного времени.  

Второе, что способствует удержанию внимания дошкольников – это игровая форма занятия. Основная деятельность дошкольников это игра. Игра ребенку нужна как восстановление энергии или отдых. В дошкольном возрасте дети учатся через игру. Если занятия будут проходить у дошкольников как в школе - без использования игры, то кроме того, что дети не смогут воспринимать материал на достаточном уровне, у них может возникнуть переутомление, и они сильно устанут. Даже будучи дошкольниками, детям, как и в садовых группах необходим на занятии перерыв, который представляется у нас в садах как физкультминутка.


Таким образом, у детей можно снять напряжение, и вторая часть занятия будет проходить с таким же вниманием у детей, как и первая.

Усиление впечатления прямым путем - это третий способ удержать внимание. Он включает в себя повышение голоса, подчеркивание слов, красочный рассказ. Все выше перечисленное косвенно устраняет причины, мешающие сосредоточению внимания на задании.

Прямое требование внимания тоже является одним из способов удержания внимания. Для этого следует часто обращаться к дошкольникам, при этом используя команды к тем или иным действиям. Также задав вопрос, можно выдержать паузу, прежде чем назвать имя ребенка.

6. Приемы привлечения и удержания внимания детей

1. Голосовая и эмоциональная модуляция

Изменение интонации, тембра, высоты и громкости голоса.

2. Модуляция темпа речи

Выдерживание паузы, резкое изменение темпа речи.

3. Прерывание речи, использование антиципации 
(догадки)

Прерывание речи на словах, достаточно очевидных для группы с просьбой произнести вслух то, на каком слове прервана речь.

4. «Провалы памяти»

«Забывание» достаточно 
очевидных фрагментов речи 
с просьбой напомнить.

5. Жестикуляция

Сопровождение речи мимикой 
и адекватной содержанию жестикуляцией. При этом ладони открыты, жесты широкие и свободные.

6. Риторические вопросы

Повторение основных моментов речи в форме вопроса, на который после небольшой паузы дает ответ сам педагог.

7. Контрольные вопросы

Задаются по только что изложенному с требованием исчерпывающего ответа.

8. Активное ассистирование

Закончив или прервав смысловой блок, педагог просит детей дополнить его рассказ на основе имеющихся у них знаний 
и опыта.

9. Экстрараздражители

Как бы случайно, но главное – 
внезапно, педагог роняет ручку, книгу, резко открывает (закрывает) окно (дверь), включает (выключает) музыку (свет) 
и т. п.

10. «Ошибка воспитателя»

Педагог намеренно допускает ошибку, а дети должны ее отметить. Если дети не заметили, то вернуться к ошибке и спросить: 
«Я верно говорю?»

  1. Мнение педагогов и психологов

Ряд отечественных психологов: Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Добрынин Н.Ф., Запорожец А.В., Леонтьев А.Н., Мухина В.С., Эльконин Д.Б. и другие изучали особенности развития внимания у детей. Они отмечали тесную связь произвольного внимания и речи. В дошкольном возрасте произвольное внимание формируется в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка. Чем лучше развита речь, тем выше уровень восприятия и тем раньше формируется произвольное внимание необходимое для дальнейшего обучения в школе. 

Рубинштейн (2002) считает самым главным, что должен знать педагог – заинтересовать дошкольников можно, только давая им свежий, новый, неизвестный для них материал, связывая при этом обязательно уже с известным, прежним, усвоенным. Возбуждает интерес и привлекает внимание только то, что свежо, ново, и только при условии, если оно каким-либо образом связано с прежним, знакомым. Эта связь с прежним опытом личности, так же как связь с чувствами, означает связь интересов и зависимость внимания от личности в целом, ее конкретной направленностью, обусловленной всем ходом развития личности.

С педагогами проводилась интервью. Целью данного интервью являлось выявить причины нарушения внимания детей подготовительной группы на занятиях, проводимых педагогом группы.

В интервью принимали участие педагоги, которые работают в данный момент с детьми 6-7 лет и педагоги, которые в прошлом году выпустили подготовительную группу.

«//...Внешние ситуации бывают различные: посторонние шумы, движения, звуки и многие другие. Когда ребята на это отвлекаются, их внимание довольно трудно сосредоточить заново. В этом и проявляется актуальность».

Педагог утверждал, что актуальность темы проявляется в том, что выполнение заданий затягивается на длительное время у детей подготовительной группы. В таком случае у детей будет нарушение внимания. Детям сложно длительное время удерживать и концентрировать внимание на занятиях.

«//...Совсем скоро детям предстоит идти в школу и хочется, чтоб ребята больше и лучше усвоили мною запланированный материал. Поэтому порой 30 мин не достаточно, для полного усвоения материала детьми и приходится задерживаться. Однако внимание детей при такой ситуации не сосредоточенное.»

Однако все педагоги видят проявление актуальности данной проблемы во влиянии различных чувств и эмоций детей. Как пояснил данную мысль один из педагогов:

«//...Все семьи разные. Некоторые дети уже из дома идут во взбудораженном состоянии (утренняя ссора между ребенком и родителем), соответственно кто-то из детей приходит с хорошим настроением, кто-то слишком эмоциональным, кто-то подавленным. Все это так же сказывается на работоспособности ребенка. Невнимательность такого ребенка сразу видна по взгляду...//»

Один педагог трактовал свою мысль по-другому. Он связывал влияние различных чувств и эмоций с собой. По ее словам:

«//...Любой педагог должен перед занятием каждого ребенка положительно настроить. Чтоб каждый ребенок хотел быть на занятии. Ребенок  


отвлекается на занятии в том случае, если ему не интересно, если его ничего не мотивирует, а мотивация это своего рода эмоциональный настрой на предстоящее занятие...//»

Если углубляться в эту мысль, то действительно дети будут внимательны на занятии, если сразу задать положительную эмоциональную атмосферу для детей. Задав хороший настрой, у детей появится желание заниматься, и будет присутствовать постоянное внимание на занятии.

Таким образом, педагоги считают данную тему актуальной. Действительно, проблема нарушения внимания детей на занятиях, которые проводит педагог группы, существует. Проявления актуальности проблемы заключаются во внешних ситуациях, в том, что достаточно часто в этом возрасте занятия приходится задерживать на длительное время. Кроме этого актуальность проявляется во влиянии различных чувств и эмоций перед занятиями и на занятиях. Если не заниматься коррекцией и развитием внимания даже в этом возрасте далее может быть поздно.

На вопрос подготовленности группы к школьной жизни, рассматривая со стороны развития произвольного внимания, мнения педагогов разделились на две стороны: подготовленная и не подготовленная.

Один из педагогов считает что:

«Группа настроена на получение и отдачи информации, максимально собрана и внимательна».

Со слов педагога, дети ее группы полностью готовы к школьной жизни, рассматривая со стороны произвольного внимания. Группа на занятиях внимательна, и настроена на получение и отдачи информации, но как пишут Мухина и Маклаков), дети, идя в школу, не имеют полноценно развитого произвольного внимания.

Большинство остальных педагогов высказали аналогичное мнение:

«//...группа подготовлена в большей части положительно. Дети все разные, развитие у каждого ребенка проходит по-разному, однако еще есть время для полноценного развития произвольного внимания у каждого ребенка. Все же следует отметить, что девочки данной группы гораздо внимательнее, чем мальчики. И оставшееся время пойдет на развитие произвольного внимания мальчиков, так как им это необходимо в первую очередь...//»(П2)

В данном высказывании педагог 2 и другие педагоги попытались оценить сложившуюся ситуацию в группе и признают, что их группы еще не готовы к  


школьной жизни, рассматривая со стороны внимания. Однако в словах каждого из педагогов есть стремление к максимальному развитию внимания детей.

На вопрос каковы наиболее типичные причины нарушения внимания у детей старшего дошкольного возраста на ваших занятиях педагоги единогласно отмечали на первом месте – беседы со сверстниками. Как в дальнейшем поясняли некоторые педагоги, дети очень восприимчивы. Из любой фразы, сказанной педагогом на занятии, они могут развить тему для общения, причем как бы их не рассаживали педагоги, этого не изменить.

«//...пока лично не обратишься к нему и не укажешь на то что он отвлекается, ничего не изменится...//»

Так же, некоторые педагоги обращали внимание на то, что чаще всего беседы на занятиях происходят, если оно проходит на стульчиках. Так у детей больше охват, с кем можно было бы поговорить. Однако и сидя за столами, они разговаривают не меньше. Отличается только количество участников в беседе и посторонний шум на занятии.

Следует отметить, что педагоги наиболее типичной причиной нарушения внимания считают влияние различных чувств и эмоций. В данной работе уже говорилось о том, что это тоже влияет на отвлекаемость ребенка. Кидрон писал, что эмоциями может быть как радость, так и тревога, которая беспокоит ребенка. Если он обижен или расстроен, он не настроен на работу так же как, если ребенок очень эмоционально возбужден от радости. Все это будет проявляться в его неусидчивости, как утверждали педагоги, в постоянном тереблении чего-нибудь в его руках. Ребенок не может быть в таком состоянии сконцентрированным на заданиях, его мысли будут постоянно находиться где угодно, но только не на занятии.

Кидрон в своей книге отметил, что эмоции и чувства являются второй причиной нарушения внимания. Следует отметить, что мнение автора и педагогов сходятся. Они считают, что эмоции могут так же быть причиной отвлекаемости на занятиях.

Так же педагоги сошлись во мнении, что внешние ситуации являются типичной причиной нарушения внимания на занятиях. Сюда они относили все, что связано с посторонним шумом, движением, если в группе появилось что-либо новое на стене, на полках. Они легко отвлекаются на то, что происходит за окном. У детей в этом возрасте как поясняли педагоги неустойчивое внимание. Оно легко переключаемо, однако обратно его вернуть гораздо сложнее. Даже, обращение к

ребенку с тем, что он невнимателен, не удерживает его внимание. Педагогам порой приходится несколько раз в течение 2-3-х минут повторять, чтоб они были внимательными.

Педагоги рассматривают внимательность детей на занятиях как интерес ребенка.

«Дети внимательны на занятиях я и среда, если часто проводятся опыты и эксперименты. Некоторые из детей могут быть внимательными на занятиях в сфере математика, так как там много раздаточного материала, рабочие тетради, кому это не близко, тот будет вертеться, и заниматься своими делами. Кто-то из детей любит рассказывать, пересказывать, составлять рассказы или делиться опытом из личной жизни. В таком случае ребенку будет близка по духу сфера занятия Язык и речь.»

Со слов педагогов, ребенок будет внимателен на всех занятиях в том случае, если это его интересует, если ему это близко по духу как математику математика.

Об этом так же пишут Рубинштейн и Узнадзе в своих работах. Если ребенку данная деятельность не близка, то внимание ребенка будет довольно сложно сосредоточить.

В заключении педагогам был задан вопрос - способы для удержания внимания на занятиях, которые используют педагоги и насколько они эффективны. Каждый из опрошенных педагогов утверждал, что его способы эффективные. Значительные различия наблюдаются в самих способах. Все опрошенные педагоги используют на своих занятиях физкультурную минутку и часть из них много игровых вкраплений. Далее способы педагогов отличаются.

Некоторые используют постоянную смену заданий, поясняя, что этот способ хорош тем:

«//...если дети начали отвлекаться смена задания поможет сразу привлечь внимание, причем не на короткое время. Планирую, занятие так, чтоб было 5-6 различных заданий, где на одно приходится минут 5.Чаще всего, дети не отвлекаются, но как только начинают, стараюсь сразу дать новое задание...//»

Педагог использует частую смену заданий, поясняя, что детям не нравится длительное время заниматься одним и тем же, а тем более, если ему это не нравиться. Они считают, что этот способ наиболее эффективный, так как если все занятие построить на частой смене заданий, то внимание ребенка можно удержать максимально долго.

Некоторые педагоги используют на своих занятиях смену высоты и тембра своего голоса. Как далее пояснил один из педагогов, дети восприимчивы к изменениям голоса и остро на это реагируют.

«Чаще всего использую тихую речь в момент их отвлечения. В этот момент, если дети отвлекались, кто- то из детей замечает и затем по цепочке все направляют свое внимание на меня. Только после того, как внимание детей собрано, тембр, и высота голоса повышается и там меняется по ходу занятия.»

Голос можно отнести к эмоциональному раздражителю. Раздражитель привлекает к себе внимание. Следовательно, педагог может использовать такой способ, чтоб собрать внимание детей на себе и занятии. Педагоги на своих занятиях используют не только тихий голос. Если занятие требует загадочного голоса, то педагоги так же это используют. По мнению педагогов, этот способ наиболее


хорош, так как дети слишком восприимчивы, и если один ребенок обратил внимание, то эффектом волны все дети начнут направлять внимание на педагога.

Так же педагоги используют похвалу на своих занятиях.

«Перед занятием говорим детям, что в конце будут раздаваться наклейки или по группе будет летать сова и к самому внимательному сядет на стол. В конце занятия обязательно хвалю и те дети, кто были внимательны, к примеру, идут с помощником педагога накрывать на стол или ведет группу на музыку...//» Они считают похвалу, а так же в конце или в середине занятия использования сюрпризного момента эффективным способом, так как у детей есть стимул, есть к чему стремиться, и они будут внимательными, стараясь добиться поставленной цели педагога. В противном случае он может расстроиться, но стимул не пропадет, останется на следующее занятие.

Вывод данного интервьюирования заключается в том, что действительно проблема нарушения внимания актуальна на сегодняшний день. У детей слишком не устойчивое внимание и легко переключаемо. Дети еще не способны сами концентрировать свое внимание на то, что требует на занятиях педагог. Если появляется раздражитель, детям довольно тяжело удерживать внимание. Для этого необходимо развивать внимание ребенка, чтоб оно не рассеивалось.

Во время интервьюирования педагогов выяснилось, что проблема идет с ясельных групп, где педагоги не достаточное внимание уделяют развитию произвольного внимания детей. Об этом единогласно говорят интервьюируемые педагоги. Это утверждает и Мухина.

Развитием внимания необходимо заниматься не только в старшем дошкольном возрасте. Возможно в этом и причина, почему дети к семи годам не имеют достаточно хорошо развитого произвольного внимания. Педагогам ясельных групп так же необходимо особое внимание уделять развитию произвольного внимания. В противном случае теряется время и в подготовительной группе полностью развить произвольное внимание не возможно. В этом и заключается причина, по которой подготовительная группа в школу выходит с недостаточно развитым вниманием.

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Педагоги детского дошкольного учреждения большую часть времени проводят вместе со своими воспитанниками. Они не только воспитывают детей, но также и всесторонне развивают каждого ребенка. Развитие ребенка происходит в разных направлениях, в данном случае педагоги должны использовать множество различных способов для избегания нарушения внимания ребят старшего дошкольного возраста на занятиях, что так же поможет развитию внимания.

Исследование выявило существование проблемы нарушения внимания у детей старшего дошкольного возраста на занятиях, а также множество их причин. Для того, чтоб понизить отвлекаемость детей на занятиях педагогам следует поэтапно провести работу. Работа включает проблемные зоны и пути решения.

1) Низкое использование способов для удержания внимания старших дошкольников на занятиях.

Цель: Мотивировать педагогов больше использовать разнообразных способов для удержания внимания детей шести-семи лет на занятиях.

Пути решения: Чтоб сократить уровень нарушения внимания детей на занятиях, педагогам следует использовать различные и интересные для детей способы, чтоб отвлекаемость на занятиях сократилась. Это могут быть как игровые моменты, эмоционально окрашенная среда, изменения тембра голоса, так и создание заранее перед началом занятия санитарно-гигиенических условий. Причем не следует использовать один и тот же способ длительное время. Чем чаще меняются приемы педагога, тем меньше возможности у детей отвлекаться.

2) Более интенсивное развитие внимания детей на занятиях педагогами группы.

Цель: Мотивировать педагогов чаще заниматься развитием внимания детей старшего дошкольного возраста, тем самым понижая уровень нарушения внимания.

Пути решения: Педагогам следует развивать внимание детей различными способами, чтоб сократить нарушения внимания. На занятиях педагог направляет внимание детей, ставя перед ними цели. Затем дети сами будут способны ставить себе цели и управлять тем самым своим вниманием. Так же следует использовать слова указатели. Существуют методики по развитию внимания детей, по которым можно так же проводить развитие внимания для понижения числа нарушений внимания.


3) Низкая эффективность работы с родителями на тему «Проблема нарушения внимания у детей старшего дошкольного возраста на занятиях, которые проводит педагог группы».

Цель: Расширить представление родителей о проблеме нарушения внимания у детей старшего дошкольного возраста на занятиях и дать рекомендации о развитии внимания детей шести-семи лет.

Пути решения: Объяснить родителям, что проблема нарушения внимания в их группе существует. Дать рекомендации параллельно работе ДДУ и родителям, как правильно и эффективно заниматься развитием внимания своих детей. Родителям можно предложить не сложные упражнения, которыми они могли бы заняться с ребенком в домашних условиях. Совместная работа ДДУ и семьи станет наиболее продуктивной, нежели развивать внимание будет только одна сторона. Дать родителям понять, что работая совместно, обе стороны получат эффективный результат.

  1. Список литературы

Выготский – Выготский Л. С. Психология. М., 2000

Выготский – Выготский Л. С. Психология развития человека. М., 2005

Выготский – Выготский Л. С. Развитие внимания [Электронный документ].

Загорная – Загорная Е. В. Настольная книга детского психолога. СПб., 2010

Ильин –Ильин Е. П – Психология. СПб., 2004

Маклаков – Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПБ., 2006

Машталь– Машталь О. Ю. Подготовка ребенка к школе. СПб., 2011

Мухина – Мухина В.С. Детская психология / 2-ое издание. М., 1999

Немов – Немов Р. С. Психология., Книга – 2. М., 2000

Немов– Немов Р. С. Общие основы психологии, 4-ое издание, Кн. 1. М., 2002

Рубинштейн – Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2004

Рубинштейн – Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии СПб., 2002

Столяренко – Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 2003

Талызина – Талызина Н.Ф. Педагогическая психология, 6-ое издание. М., 2008

Толстой – Толстой Л.Н. Собрание художественных произведений, т. 10. М., 1948

Узнадзе – Узнадзе Д. Н. – Общая психология. СПб., 2004

Урунтаева – Урунтаева Г. А. Детская психология. М., 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы исследования проблемы развития внимания у детей с общим недоразвитием речи.

Интересные взгляды различных авторов на проблему развития внимания у детей с ОНР....

Нарушение внимания у детей с дизартрией

Развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности ребёнка дошкольного возраста - важнейшая составная часть его общего психического развития....

НАРУШЕНИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА.

Внимание- это не отдельный психический процесс, а результат определенных межсистемных отношений в ЦНС. (Такой вывод сделали ученые). Своего собственного содержания внимание не имеет, оно тесно ...

Консультация с родителями по проблеме нарушения внимания ребенка

Консультация с родителями по проблеме нарушения внимания ребенка...

Консультация для родителей старшей группы компенсирующей направленности: «Причины нарушения внимания у детей. Приёмы развития произвольного внимания у старших дошкольников».

Консультация для родителей старшей группы компенсирующей направленности: «Причины нарушения внимания у детей. Приёмы развития произвольного внимания у старших дошкольников». Причины нарушений ...

Изучение проблемы нарушений лексики у детей со стертой дизартрией

Изучение проблемы нарушений лексики у детей со стертой дизартрией, проведенное Н.В. Серебряковой (1989, 1993), показало, что у этих детей наблюдается ограниченность словаря, большое количество замен и...

Сборник "СОВРЕМЕННАЯ ДЕФЕКТОЛОГИЯ: междисциплинарный подход к теоретическим и практическим проблемам нарушений развития у детей"

Сборник содержит материалы IV Международной научно-практической конференции «Современная дефектология: междисциплинарный подход к теоретическим и практическим проблемам нарушений развития у дете...