Знакомство с муз. классическими произведениями для детей
план-конспект занятия

Познакомить дошкольников с образцами классической музыки и средствами музыкальной выразительности и изобразительности в этих музыкальных произведениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassicheskaya_muzyka_v_detskom_sadu.docx28.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5»

 «Знакомство с муз. классическими произведениями для детей»

                                                     Подготовила: музыкальный руководитель Юркова А.И.

Цель: Познакомить дошкольников с образцами классической музыки и средствами музыкальной выразительности и изобразительности в этих музыкальных произведениях.

Обучающие задачи: Обучать навыку внимательного слушания произведений, умению определять средства музыкальной выразительности и изобразительности в них.

Развивающие задачи: Развивать музыкальный слух, память, умение передавать в движении характер и содержание музыкального произведения.

Воспитательные задачи: Воспитывать интерес и любовь к классической музыке.

Репертуар:

«Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского

«Марш» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского

Вальс цветов» П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик»

«Полёт шмеля» Н.А. Римского-Корсакова

«Балет невылупившихся птенцов» М. Мусоргского

«Лебедь» К. Сен – Санса

«В пещере горного короля» Э. Грига

Оборудование для занятия: Доска с портретами композиторов, фортепиано, музыкальный центр, искусственные цветы для танца.

Ход занятия:

Организационный момент:

Музыкальный руководитель (поёт): Здравствуйте, ребята!

Дети (поют): Здравствуйте, учитель!

Музыкальный руководитель: Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о классической музыке. Что такое классическая музыка? Классическая музыка – это музыка, созданная на все века, это сокровищница мирового музыкального искусства, написанная по законам гармонии. Для начала давайте вспомним, какие из известных вам композиторов, сочиняли классическую музыку.

Ответы детей

Музыкальный руководитель: Правильно, ребята, вы назвали Петра Ильича Чайковского. Давайте вспомним вот это его музыкальное произведение. Прослушайте и назовите его.

Исполняет на фортепиано «Марш деревянных солдатиков»

Ответы детей

Музыкальный руководитель: Да, совершенно верно, это «Марш деревянных солдатиков». Я предлагаю мальчикам помаршировать под эту музыку.

Мальчики маршируют по залу под «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского.

Музыкальный руководитель: Молодцы! Садитесь на места. Теперь я предлагаю вам послушать ещё одно музыкальное произведение и назвать его и композитора.

В записи звучит «Марш» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.

Ответы детей

Музыкальный руководитель: Вы правильно узнали это произведение. Это тоже марш, но только другой, «Марш» из балета «Щелкунчик». В этом марше есть два эпизода – ходьба и бег. Давайте исполним с вами и этот марш.

Дети маршируют под музыку «Марша» из балета «Щелкунчик».

Музыкальный руководитель: Хорошо, ребята, садитесь. Это были два марша, а теперь прозвучит ещё одно музыкальное произведение. Попробуйте его угадать и композитора, который написал его.

В записи звучит «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».

Ответы детей

Музыкальный руководитель: Это произведение называется «Вальс цветов». Его также написал П.И. Чайковский, он звучит в балете «Щелкунчик». Я предлагаю девочкам исполнить этот замечательный вальс.

Девочки исполняют «Вальс цветов» П.И. Чайковского.

Музыкальный руководитель: Молодцы, девочки, садитесь на места. А мы продолжаем разговор о классической музыке. Ребята, давайте с вами поговорим на тему, может ли музыка что-то изображать?

Ответы детей

Музыкальный руководитель: Да, верно, ребята. Музыка может изобразить всё что угодно, у музыки есть свои средства изобразительности – темп, регистр, тембр музыкальных инструментов, ритм. Сейчас я предлагаю вам послушать следующее музыкальное произведение и подумать, что оно изображает, и какое бы название вы ему дали, если бы сами были композиторами.

Звучит в записи «Полёт шмеля» Н.А. Римского – Корсакова

Ответы детей

Музыкальный руководитель: Да, ребята, вы правильно услышали, что музыка изображает движение, полёт насекомого. Это музыкальное произведение называется «Полёт шмеля» и сочинил его композитор Н. А. Римский-Корсаков. Если вы помните «Сказку о царе Салтане» А.С. Пушкина, то там есть эпизод, когда царевич Гвидон превращается в шмеля. Очень изобразительна эта музыка. А вы хотите превратиться в шмелей и полетать?

Ответы детей

Дети импровизируют под « Полёт шмеля».

Музыкальный руководитель: Молодцы! Очень здорово «полетали». Что же такое было в музыке, что помогло вам представить полёт насекомого.

Ответы детей

Музыкальный руководитель: Это, во-первых, очень быстрый темп, во-вторых, сама мелодия, в которой звуки располагаются очень близко и сам тембр духовых инструментов. Вашему вниманию предлагаю следующее музыкальное произведение. Слушаем и определяем, что оно изображает, и как бы вы назвали это произведение, если бы вы сами были композиторами.

Звучит в записи «Балет невылупившихся птенцов» М.П. Мусоргского.

Ответы детей

Музыкальный руководитель: Это произведение называется «Балет невылупившихся птенцов», и написал его композитор М.П. Мусоргский. Композитор посетил выставку картин художника Гаршина и под впечатлением его работ сочинил музыку. А вы хотите изобразить цыпляток?

Ответы детей

Дети импровизируют под «Балет невылупившихся птенцов»

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята, интересно и забавно изобразили птенцов. Послушаем следующее музыкальное произведение. Задание прежнее – определяем, что изображает оно, и как бы вы его назвали.

Звучит в записи «Лебедь» К. Сен-Санса.

Ответы детей

Музыкальный руководитель: Это был «Лебедь» французского композитора К. Сен-Санса. Предлагаю девочкам изобразить лебедя.

Девочки импровизируют под « Лебедь» К. Сен-Санса.

Музыкальный руководитель: Какие здесь средства музыкальной выразительности и изобразительности?

Ответы детей

Музыкальный руководитель: Да, правильно. Это спокойный медленный темп, плавное, певучее ведение мелодии, тембр скрипки - всё это вместе передаёт движения лебедя. И в заключении нашего занятия мы послушаем ещё одно музыкальное произведение.

Звучит в записи «В пещере горного короля» Э. Грига.

Ответы детей

Музыкальный руководитель: Это музыкальное произведение называется « В пещере горного короля» и сочинил его норвежский композитор Эдвард Григ. В Норвегии много озёр, пещер, фьордов. Музыка звучит очень сказочно, таинственно, так как изображает сказочных существ – гномов, населяющих эти пещеры. Вам понравилась эта музыка? А какие здесь средства музыкальной выразительности?

Ответы детей

Музыкальный руководитель: Ребята, вы обратили внимание на изменение темпа произведения и его динамики? Начинается музыкальное произведение медленно и тихо, потом постепенно ускоряется его темп и усиливается динамика, звуки барабана и литавр вместе с бешеным темпом и громкостью создают картину шабаша, вихря, в который превращается танец сказочных существ, и этот танец в конце вдруг обрывается, как будто бы сказочные существа падают в изнеможении. Хотите изобразить этот танец?

Ответы детей.

Дети импровизируют под музыку «В пещере горного короля».

Музыкальный руководитель: Наше занятие подошло к концу. Какие музыкальные произведения из услышанных сегодня вам понравились, почему?

Ответы детей

Музыкальный руководитель: До свидания, ребята, до новых встреч с музыкой.

Музыкальное воспитание идет рука об руку с нравственным воспитанием ребенка. В возрасте 5-6 лет дошкольники уже могут отличать не только мелодии, звуки, но и музыку разных композиторов. Для детей знакомство с творчеством и жизнью известных музыкантов может стать настоящим открытием.

ДЕТЯМ – ДЕТСКАЯ МУЗЫКА

 Во все времена композиторы придавали особое значение детской музыке. Она навевает воспоминания, связанные с самой прекрасной порой. Музыка с детства окружает нас. Она звучит дома, на праздниках, в садах, школах, в транспорте. Очень важно, что именно слушают дети. Психологи и педагоги делают акцент на том, что прививать эстетическую культуру нужно начиная с дошкольного возраста. Давно доказано, что хорошая детская музыка развивает творческие и умственные способности ребенка. Детские произведения способствуют становлению личности ребенка и выбору профессии. Детская музыка – это музыка с конкретными образами, с поэтичным и живым содержанием. У нее простые и четкие формы. В основе произведений лежат народные сказки, мир животных, картины природы, сюжеты из детской жизни.

 ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О МУЗЫКЕ И ВЕЛИКИХ КОМПОЗИТОРАХ?

Древние греки верили, что музыка дарована им богами. Ее ритм и мелодия с давних времен оказывают сильное влияние на эмоциональное состояние человека. Под нее получается лучше и быстрее выполнять работу, концентрироваться, успокаиваться, фантазировать, веселиться, мечтать. Музыка способна даже лечить некоторые болезни. Когда человек слушает лирическую композицию, его душа открывается навстречу прекрасному. Говорит его сердце, а не разум. Любая музыка состоит из звуков, чередующихся с тишиной. Воспроизводятся они с помощью разных музыкальных инструментов. Чтобы записывать музыку, придумали ноты. Люди, которые ее пишут, называются композиторами. Это одаренные люди, способные объединять звуки в музыку, ласкающую слух. Есть среди них особые, великие композиторы. Так называют композиторов с особым слухом и чувствительностью к тону и мелодии. Они смогли составить композиции, которые откликаются в сердцах людей разных поколений и народностей. В основном это классические произведения. Созданные много десятков, а то и сотен лет назад, они продолжают волновать людей и сегодня. Можно сказать, что классическая музыка вечная.

РУССКИЕ КОМПОЗИТОРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Россия – великая страна с богатым культурным наследием и талантливым народом. Русская композиторская школа началась в 19 веке с композиторов, которые смогли объединить европейское музыкальное искусство и русский дух. Русские композиторы стремились передать в своей музыке национальное мышление. В том числе они уделили много внимания детской музыке.

 ПЕТР ЧАЙКОВСКИЙ

Петр Ильич Чайковский – один из немногих русских композиторов, завоевавший небывалую всемирную славу. Его произведения «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» знает каждый. Считается, что Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека – лирическую задушевность и глубочайшую трагедию. Детская тема проходит линией через все его творчество. В его работах есть педагогический репертуар. Он первый русский композитор, создавший для детей альбом фортепианных пьес. Это было не сложно, потому как Петр Чайковский любил и понимал детей. Он написал много колыбельных, а в сборнике «Детский альбом» из 24 пьес отразил всю жизнь ребенка. Здесь истории о куклах, картины русской жизни и даже миниатюры, повествующие о дальних странах. Примечательно то, что в семье композитора не было профессиональных музыкантов. Но все члены семьи очень любили музыку и часто ее слушали. Отец играл на флейте, а мать – на фортепиано и арфе. В 5 лет юный Чайковский уже освоил игру на фортепиано, а 8 лет научился превосходно играть по нотам.

Краткая биография:

Годы жизни: 07.05 (25.04).1840–06.11(25.10)1893.

Место рождения: г. Воткинск Вятской губернии (Удмуртская Республика).

1849 – переехал в Алапаевск, а затем в Санкт-Петербург.

1850-1859 – учеба в училище Правоведения.

 1859-1863 – служба в Министерстве юстиции.

1862-1866 – обучение в Петербургской консерватории.

1866 – профессор Московской консерватории, написание Первой симфонии «Зимние грезы».

1878-1890 – оставил преподавание, написал величайшие произведения «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Щелкунчик», «Детский альбом» и многие другие.

1885 – избран директором Российского музыкального общества.

1893 – почетный доктор Кембриджского университета.

НИКОЛАЙ РИМСКИЙ-КОРСАКОВ

Николай Андреевич Римский-Корсаков – талантливейший русский композитор. Его музыка пропитана любовью к родным краям, поэтому его часто называют «народным» автором. Он писал преимущественно оперы и особенно любил работать с сюжетами детских сказок. Римский-Корсаков – основоположник жанра опера-сказка. Композитор начал музицировать очень рано – с 4 лет. Но долгое время его музыкальный талант пропадал. В детстве он больше любил читать книги. Серьезно развиваться в направлении музыки начал после знакомства с Балакиревым в возрасте 17 лет. Самые значимые и интересные произведения для детей – это «Садко», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане». Некоторые части последнего скоро начали исполнять отдельно. В частности, «Полет шмеля», мелодию белки и увертюру «Три чуда».\

 Биография кратко:

Годы жизни: 18.03.1844-21.06.1908.

Место рождения: г. Тихвин Новгородской губернии.

1856 – поступление в Морской корпус в Петербурге, параллельно занимался музыкой. 1861 – знакомство с М. А. Балакиревым и его кружком.

1862-1865 – кругосветное путешествие.

1865 – служба во флоте, музыкальное образование под руководством Балакирева, написание Первой симфонии.

1865-1871 – написание крупных сочинений и романсов.

1871 – профессор свободного сочинения и инструментовки в Петербургской консерватории.

 1873 – оставил службу во флоте и стал инспектором военных оркестров флота.

1872-1896 – написание опер «Псковитянка», «Садко», «Снегурочка» и других.

СОВЕТСКИЕ КОМПОЗИТОРЫ – ДЕТЯМ

Музыкальные композиции советского времени повествуют о пионерском лагере, дружбе всех детей мира, школе, и, конечно же, о подвигах героев. В музыке оживает волшебный мир сказки. Она представлена разными музыкальными жанрами: опера, балет, пьеса, мюзикл, кантаты и др. Особый жанр, появившийся в то время – пионерская песня. Кроме того, советские композиторы отличились тем, что подняли на большую высоту музыку, которая помогает обучиться игре на фортепиано. Прослушивая и играя музыку детских советских композиторов, дети ближе знакомятся с жизнью своих ровесников в братских республиках. Талантливые авторы: Украинские композиторы: В. Косенко, Н. Сильванский, И. Беркович, А. Филиппенко. Латышские: А. Жилинскас, М. Заринь. Эстонские: Э. Тамберг, Б. Кырвер, А. Гаршнек, Эуген Капп. Литовские: Б. Дварионас, В. Баркаускас. Грузинские: А. Баланчивадзе, М. Парцхаладзе. Башкирские: С. Шагиахметова. Армянские: Л. Спендиаров. Большой популярностью у советских детей пользовались произведения С. Прокофьева и Д. Кабалевского. Предлагаем познакомиться с композиторами поближе.

СЕРГЕЙ ПРОКОФЬЕВ

Сергей Сергеевич Прокофьев жил и писал музыку в 1891-1953 годах. Он один из самых значимых музыкантов 20 века. С. Прокофьев не только композитор, но еще талантливый дирижер, пианист, народный артист РСФСР, лауреат всевозможных премий. Самую первую пьесу он сочинил еще в 5 лет. Это был «Индийский галоп». Любовь к музыке мальчику привила мать. Она была пианисткой и обучила своего сына. Очень скоро свет увидели многочисленные произведения для детей и взрослых. Творчество композитора многогранно. Его музыка удивляет богатством образов. Дети всего мира полюбили симфоническую сказку С. Прокофьева «Петя и Волк». А учащиеся выделили сборник пьес «Детская музыка». Особенно нравится детям таинственная и задумчивая «Сказочка» и веселый «Марш».

Краткая биография:

 Годы жизни: 11(23).04.1891-05.03.1953.

Место рождения: село Сонцовка Екатеринославской губернии.

1904-1917 – обучение композиции и фортепиано в консерватории Санкт-Петербурга. 1918-1932 – жизнь в Америке и гастроли по всему миру.

 1923 – первая женитьба, рождение 2 сыновей.

 С 1936 – переезд в Москву, работа преподавателем в Московской консерватории.

1944-1947 – получил звания заслуженного деятеля искусств и народного артиста РСФСР.

 С 1948 – подвергался критике, продолжал свою деятельность на даче, заключил второй брак.

 ДМИТРИЙ КАБАЛЕВСКИЙ

 Дмитрий Борисович Кабалевский – композитор, дирижер, пианист, педагог, народный артист и герой труда. Он один из самых деятельных и разносторонних композиторов, писавших музыку в советское время. Дмитрий Кабалевский работал во многих жанрах, но больше всего известен композициями советской тематики. Его музыка отличается хорошим вкусом, национальным колоритом, высоким мастерством. Самое любимое сочинение у детей и подростков – триада инструментальных концертов. В частности, это фортепианный концерт на тему песни «То березка, то рябина». Также посвящены детям произведения «Семь веселых песен», «Четыре песни-шутки», «Песня утра, весны и мира».

Биография кратко:

Годы жизни: 30.12.1904-14.02.1987.

 Место рождения: г. Санкт-Петербург.

1918 – переезд в Москву.

 1925-1930 – обучение в Московской консерватории.

 С 1922 – работа в музыкальном техникуме Скрябина.

1927 – написал первые произведения.

С 1932 – работа в Московской консерватории. С 1939 – профессор Московской консерватории.

 1940-1946 – главный редактор журнала «Советская музыка».

 С 1959 – профессор консерватории в Мехико. С1962 и до конца дней возглавлял комиссию по эстетическому воспитанию детей и юношества

1973-1983 – организовал Лабораторию музыкального образования и стал ее руководителем.

ДЕТЯМ О СОВРЕМЕННЫХ КОМПОЗИТОРАХ

Песни этих композиторов звучат на всех утренниках и детских праздниках, на телепередачах и в развлекательных центрах. Но имена современных композиторов не так известны, как имена классиков. Очень часто труды оценивают по достоинству только после смерти исполнителя, а иногда после многих лет забвения. Это несправедливо. Детям нужно рассказывать не только о великих композиторах прошлого времени, но и о талантах, пишущих музыку в наши дни.

АЛЕКСАНДР ЕРМОЛОВ

Александр Владимирович Ермолов – современный композитор, аранжировщик, постоянный член жюри детских фестивалей и конкурсов, основатель и руководитель международного конкурса-фестиваля «Мы вместе». Написал множество детских песен. Именно песне автор уделяет больше всего внимания. Но есть у него и серьезные академические произведения. Песни композитора адресованы детям разных возрастов – малышам, школьникам. Самую большую популярность завоевали задорные песенки для детей дошкольного возраста «Паровоз Букашка», «Новогодняя считалочка», «Светит солнышко для всех» и трогательные «Мама», «Детский садик». Первым исполнителем песен стала Театр-студия «Ладушки» – земляки Александра Ермолова.

Краткая биография:

Годы жизни: с 26.11.1977 по сей день.

 Место рождения: Московская область, Одинцово.

1992-1996 – класс фортепиано в Зареченской детской музыкальной школе.

1996-2001 – факультет композиции Московской Государственной консерватории им. П. И. Чайковского

С 2007 года – член Союза Композиторов России.

К 2014 году – более 470 песен, детская сказка-мюзикл «Волк и семеро козлят» на новый лад и другие произведения.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ КОМПОЗИТОРОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Музыка великих композиторов вдохновляет поэтов сочинять на нее стихи. Так на свет появляются замечательные детские песни. В некоторых произведениях слова лишние. Предлагаем послушать несколько ярких композиций, рассмотренных нами авторов: А. Ермолов «Светит солнышко для всех»:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство старших дошкольников с произведениями Виталия Бианки

Знакомство детей с рассказами и сказками о природе. Воспитание любознательности, интереса к жизни природы....

Доклад на тему: «Приобщение детей к восприятию и пониманию музыки через использование классических произведений»

Приобщение детей к восприятию и пониманию музыки через использование классических произведений....

Знакомство с иллюстраторами к произведениям К.И.Чуковского

Знакомство с художниками и их рисунками к произведениям К.И.Чуковского...

Творческий проект на тему: "Классическая музыка и дети.Знакомство с творчеством крымского композитора Алемдара Караманова"

Становление новых систем образования требует существенных изменений в педагогической деятельности дошкольных учреждений с использованием инновационных педагогических технологий. К ним относится проект...

Методическая разработка"Обогащение речи детей словами-образами через знакомство с классическими произведениями"

Через обогащение речи детей образными выражениями, через знакомство с классическими произведениями познакомить детей с героями музыккальных произведений, развивать артикуляционный аппарат, формировать...

Памятка для родителей: Классические произведения для слушания дома с детьми старшего дошкольного возраста

Список произведений классической музыки с наводящими вопросами, которые подсказывают кто спрятался в музыке?...

Конспект занятия на тему:«Обогащение речи детей через знакомство с классическими произведениями»

Конспект занятия на тему:«Обогащение речи детейчерез знакомство с классическими произведениями»...