Доклад на тему: «Приобщение детей к восприятию и пониманию музыки через использование классических произведений»
статья по музыке на тему

Сенина Любовь Якубовна

Приобщение детей к восприятию и пониманию музыки через использование классических произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 6 « Светлячок»

Доклад

Тема: «Приобщение детей к восприятию и пониманию музыки через использование классических произведений»

                                                                                     Воспитатель Сенина Л.Я

Апрель 2017 г.

Приобщение детей к восприятию и пониманию музыки через использование классических произведений.

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном синем небе, шорох снежинок, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, — услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку, умей наслаждаться ее красотой.                              

 
                                                                                                         
В. Сухомлинский

 

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
Мир, окружающий нас, для детей полон загадок, надо помочь малышам не только внимательно смотреть, но и внимательно слушать.
В наше сложное время люди зачастую не умеют, не хотят, не приучены слышать, будь то собеседник, природа или музыка.
Одной из приоритетных задач ФГОС ДО, является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, поэтому сегодня, как никогда, актуальны вопросы формирования целостного художественно-эстетического восприятия мира и духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста. В решении этой острой проблемы невозможно переоценить роль музыки.
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства:
•становление эстетического отношения к окружающему миру;
•формирование элементарных представлений о видах искусства;
•восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
•стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
Как часто звучат в наше время слова «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто — «падение нравственности», «деградация общества». Говоря словами композитора Д. Б. Кабалевского: «Музыка является могучим и ничем не заменимым средством формирования их духовного мира». Восприимчивость к прекрасному  не только обогащает ребенка, но и направляет его на добрые поступки.
Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной классике в высокохудожественном исполнении, способствующей формированию духовно – нравственных понятий: сопереживанию, толерантности доброты, отзывчивости, уважению, любви к Родине.
Предназначение дошкольного возраста – не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа Я, эмоциональной сферы и нравственных ценностей.

Классическая музыка прекрасно развивает ребёнка и в умственном отношении. Обучение музыке ускоряет общее интеллектуальное развитие новой личности. Классическая музыка делает речь детей образной, наилучшим образом характеризующей чувства и настроения ощущаемые ребёнком. Ничуть не хуже музыка развивает и эмоциональную сферу. Она тесно связана не только с музыкальным развитием, но и с зарождением в детской душе таких бесценных личностных качеств, как умение сопереживать и искреннее желание проявлять доброту к тем, кто им дорог. Опыт работы в обучении музыке детей дошкольного возраста убеждает меня в том, что практически любой ребёнок с удовольствием слушает не устаревающую с течением времени музыку Вивальди, Баха, Шуберта, Моцарта и других композиторов
Особое внимание стоит уделять слушанию классической музыки и ознакомлению детей с творчеством композиторов – классиков: М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Н.А.Римского - Корсакова, М.П. Мусоргского.
Их музыка отличается особой красочностью, романтичностью и необычайным мелодическим богатством. Возрастные возможности старших дошкольников позволяют воспринимать разножанровую музыку: музыкальные произведения для фортепиано или симфонического оркестра, балет, оперу.
Для детей старшего дошкольного возраста хорошо использовать интегрированные музыкальные занятия, позволяющие в полной мере воспринимать образы, сюжеты музыкальных произведений композитора, в частности произведения М.П. Мусоргского, П.И.Чайковского, С.С Классическая музыка и искусство театра имеют между собой много общего, обладая познавательной и воспитательной силой, воздействуя на эмоции, интеллект, нравственное самосознание, оказывая сильное эстетическое и катарсическое воздействие.

Именно в этом неоценимую помощь  оказать искусство театра , создавая ситуации, при которых действие спектакля поможет ребенку понять характер звучащего произведения.

Следовательно, необходимо создавать специальные  спектакли, органически объединяющие эти два вида искусства, «главным действующим лицом» в которых будет классическая музыка, а все драматургические линии будут подчинены основной задаче - чтобы дети могли понять и прочувствовать музыку.


Данная форма творческой активности, обеспечивающая художественно – эстетическое развитие детей включает в себя синтез музыки, литературы и художественного творчества. ( Слайд музыкального занятия)
Таким образом, создаются условия для полного погружения детей в мир классической музыки и искусства.
После прослушивания музыкального произведения с ребёнком следует провести беседу, где он может высказать своё отношение к музыке, выйти на взаимодействие с автором: «Я - герой», «Я - автор», «Исполнитель – ребёнок», отыскать средства выразительности для передачи характера героя или музыкального произведения.

Музыку дети примут и полюбят только тогда, если она подойдет к ним просто, не в виде чего-то изобретенного взрослыми с воспитательными целями, для дисциплины или развития их детского ума и чувства, а в виде действительно нужной вещи, чего-то настоящего, что есть во всем мире вокруг, чего нельзя не слышать.

Слушая музыку, дети должны как бы внутренне сотворить ее. Их собственной, внутренней, близкой душе музыкой должна быть музыка, рассказывающая им занимательный музыкальный рассказ.

Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку - одна из важнейших функций музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

У ребенка в процессе восприятия музыкальных образов возникает чувство сопереживания, до которого он в своей обыденной жизни не поднимается и не сможет подняться. После завершения контакта с музыкальным произведением ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной. Эта особенность музыки дает возможность ребенку духовно восполнять то, что недостает ему в неизбежно ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством воображения удовлетворения множества потребностей. Это было доказано в работах Н.Б. Берхина, О.П. Радыновой, А.Н. Сохор.

музыка, прежде всего - язык чувств. Знакомя ребенка с произведениями яркой эмоциональной окраски, его побуждают к сопереживанию, к размышлению об услышанном. В представлении детей музыка всегда о чем-то повествует, поэтому они ждут рассказа о содержании музыки, проявляют живой интерес к программным пьесам, поэтическим текстам песен.


Приветствуется детская инициатива, словесное фантазирование, озвучивание музыкального произведения музыкальными инструментами, импровизация в пластике. (слайд с музыкальными инструментами)
Для большего понимания музыкального произведения следует использовать репродукции картин известных русских художников и художественные произведения.
В ходе творческой деятельности ребёнок проявляет собственную инициативу, сотрудничество со сверстниками, учится уступать и договариваться с другими детьми.
Сотрудничество ребёнка и родителей - непременное условие.
Использованием классической музыки на музыкальных занятиях, в повседневной жизни детского сада позволяет сделать вывод о том, что классическая музыка обогащает эмоциональное восприятие ребёнка - дошкольника, дети начинают понимать, что в музыкальных произведениях отражены жизненные явления, оценки таких нравственных категорий как добро и зло. Все проведённые как психологические, так и медицинские исследования подтверждают, что классическая музыка весьма положительно влияет на умственную работоспособность, на функции кровообращения и дыхания, на состояние иммунной системы, работу мозга и гармоничное взаимодействие полушарий, психомоторное развитие, уровень развития речи и вычислительных навыков. Эти исследования подтверждают также и то, что в результате частого соприкосновения с классической музыкой у ребёнка повышается чувствительность как слухового, так и зрительного анализатора. У такого ребёнка значительно ускоряются процессы психического развития, такие как: восприятие, внимание и запоминание, правильным образом регулируются все обменные процессы, существенно уменьшается уровень тревожности. Исходя из всего вышесказанного, вывод напрашивается сам по себе: благодаря постоянному приобщению детей к классическим музыкальным произведениям у детей существенно повышается уровень интеллектуального роста, легче и успешнее развивается их физическое тело, становится глубже и утончённое духовное восприятие.  От нас зависит сегодня, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – классической музыкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад о приобщение детей к здоровому образу жизни

Здоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечива...

Консультация для педагогов «Создание условий для позитивного психосоматийного состояния, через использование музыкальных произведений (релаксация)»

Релаксация – это расслабление. Релаксация используется как в физкультурных занятиях, так и в музыкальных. В Музыкальных занятиях релаксация используется как элемент психогимнастики....

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ НА ТЕМУ "Приобщение детей дошкольного возраста к миру музыки через активное музицирование в оркестре"

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ НА ТЕМУ "Приобщение детей дошкольного возраста  к миру музыки через активное музицирование в оркестре"...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе через музыкальную деятельность для детей подготовительной группы» Тема: «Со сказкой по дорогам музыки»

Конспект написан для музыкальных руководителей детских садов, также может быть использован в работе педагогов дополнительного образования. Через музыкальную деятельность на занятии дети приобщаются к ...

"Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальному искусству через методы активного восприятия музыки.

Предствален опыт работы по знакомству дошкольников с классической музыкой в интересной игровой форме....

«Приобщение детей к художественной литературе.»(Старшая группа.) Конспект. Ознакомление с произведением Н.Носов «Живая шляпа».

Воспитывать любовь к художественной литературе через изучение лучших сказочных произведений....