Консультация для воспитателей "Роль музыкально-дидактических игр, сюжетных игр, этюдов в развитии творчества у детей"
консультация

Головакина Нина Борисовна

Как развивать у детей творческие способности? Как правильно организовать самостоятельную музыкальную деятельность в группе? Что помогает раскрывать детские таланты? Музыкально-дидактические игры, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, импровизации, музыкальные этюды и театральная деятельность. Этому и посвящена моя консультация.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Роль музыкально-дидактических игр,

сюжетных игр, музыкальных этюдов,

в развитии творчества у детей.

Подготовить ребенка к школе - значит научить его действовать активно, творчески, осознанно. Этому способствует правильно организованная работа в детском саду по развитию самостоятельной музыкальной деятельности.
В самостоятельной музыкальной деятельности ребята по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают легкие мелодии на металлофоне и других музыкальных инструментах, исполняют несложные пляски. Они могут сами организовать игры в «концерты», «театры», «спектакли».
Детское музицирование характеризуется тем, что ребенок должен сам ориентироваться в музыке - сыграть, спеть, станцевать, что-то воспроизвести или сочинить.

В «концерте» дети чередуют различные «номера», исполняемые группой детей для своих «зрителей», с непременным участием ведущего.

Значительными для музыкального развития дошкольников являются игры, в которых отмечаются творческие проявления, дети сочиняют попевки, песенки, придумывают пляски, построения, используя знакомые движения.

В сюжетно-ролевых играх дети используют песни, соответствующие их игровым действиям. Пример: играя в «Парад», мальчики исполняют песни такие как «Барабан» М. Красева, барабанят, маршируют. Девочки, баюкая своих кукол, поют песни «Колыбельные» ( М.Красева и др.) Песня способствует более динамичному протеканию игры, организует действия детей.

В самостоятельную деятельность дети часто включают музыкально-дидактические игры, которые развивают у ребят способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука: «Музыкальное лото», «Догадайся, кто пост», «Два барабана», «Тише - громче в бубен бей», «Назови песню по картинке», н другие. Каждая игра должна иметь четкую педагогическую направленность, обучая детей воспринимать музыку и передавать в движениях, пении, игре ее особенности. Как и всякая игра, муз -дидактическая по своей структуре включает в себя развитие игровых действий. Музыкальные игры вообще объединяют в себе многие черты, присущие Хороводным построениям, подвижным играм. Но дидактический материал этих игр отличается тем, что в основе его лежат задачи развития музыкального слуха. Игровое действие только помогает ребенку в интересной для него форме услышать, различить и сравнить некоторые свойства музыки.

Большое значение имеет возраст детей, для которых предназначена та или иная игра. В игре «Два барабана» один ребенок отстукивает на барабане ритмический рисунок, другой точно его воспроизводит. Или один исполняет несложную мелодию на металлофоне, другой выкладывает ноты - кружки на фланелеграфе, изображая направление мелодии и ее ритм. Это играют дети подготовительной группы, Дети младшего возраста такую работу не осилят.

Дети в самостоятельной деятельности часто применяют игру на детских
музыкальных инструментах. Они играют на металлофоне, гармониках, бубнах, барабанах, цитрах и др., на которых исполняют попевки, песенки, выученные на занятиях, услышанные где-то, могут сочинить и свои.

В самостоятельной практике детей может иметь место и слушание музыки.
Воспитатель по их просьбе использует магнитофон, и все вместе слушают вокальную, инструментальную музыку в исполнении мастеров искусств, современную детскую эстрадную музыку, музыку из известных мультфильмов.

Дети ярко проявляют стремление к самостоятельной музыкальной деятельности, родственной инициативе применяют свой музыкальный опыт и самых разнообразных видах музыкальной практике.


Формы творчества:

Творчество детей проявляется в упражнениях, в плясках, в сюжетно – ролевых играх, в несюжетных играх. Начальной формой музыкальной игры является игра с песней, затем инсценировка песни. Более сложной является та музыкальная игра, которая полностью проходит только под музыку.

Наиболее сложной формой музыкальной игры является игра - спектакль, т.е. инсценировка сказок. И вершиной творчества детей является выполнение музыкально - двигательных этюдов.


Примерные сюжетные игры и этюды.

«В лесу».

 Утро в лесу. Тишина. Зайцы спят. Но вот начинается пробуждение, по лесу пошел медведь. Из-за кустов осторожно, один за другим выглядывают зайки. Затем они выбегают на полянку, резвятся. Но вот возвращается медведь. Зайцы спрятались за кусты. Медведь ушел, зайцы опять стали резвиться.


«Козлята и волк» 

Утро. Тишина Спит коза и козлята взошло солнце, проснулись козлята, выбежали
на лужок, щипали травку, резвились. Собралась коза в лес по делам, приказала козлятам сидеть дома, никого не пускать, ушла.
Пришел волк, просит козлят открыть, а они не открывают. Пришла коза домой, похвалила козлят и напоила их молоком.

«Подружки» 

Пошли подружки в поле. Собирали цветы. Набрали букеты. Плели венки.
Любовались собой, глядя в воду ручья. Пошли с цветами домой.

«С котенком» 

Маша держит на руках котенка, гладит его, играет с ним, Села на скамеечку,
опустила котенка на пол, стала с ним играть бумажкой, сначала сидя, потом бегая. Поиграла, взяла котенка на руки, ушла.

«Птичка» 

Увидела девочка на веточке птичку. Подошла полюбоваться, птичка перелетела
на забор. Стала девочка подкрадываться, хотела ее поймать, но птичка улетела. Огорчилась девочка и пошла домой.

«Праздник» Дети пошли на праздник с флажками. Видят, летят небе шарики, их кто-то отпустил, Дети смотрят, как летят шары. Шарики опустились на землю, Каждый ребенок взял шарик и пошел домой с ним.

«Золотая рыбка»

 Пошел старик к морю, забросил невод, питания золотую рыбку, алеется, разговаривает с ней, отпускает ее в море.

«Осень»
Дуст сильный ветер, летают и кружатся желтые листья, Затих ветер, они легли на землю, шелестят, Дети собрали листочки, любуются ими, размахивают.

«Зайцы»

Зайки прыгают на лужок погулять Насторожились, слушают: нет ли лисы,
охотника. Затем, убедившись, что нет опасности, роют корешки, играют и чехарду, пляшут. Заметили опасность, дрожат с испугу, удирают.

«Птичий двор»
Выбегают цыплята, за ними наседка и петух. Все ищут корм. В это время из лесу выбежала лиса, нюхает, бежит по двору. Курица и петух заметили лису, волнуются. Курина собирает под крылья цыплят, Петух нападает на лису, она убегает.

«Пушинка»
Пушника летит, ты за ней следишь, ловишь, поймал, несешь в ладони так , чтобы не уронить. Дуешь, она летит опять. Ты за ней снова следишь.

«Бабочки»
Вы пошлы в поле ловить бабочек, весело шагаете с сачком. Пытаетесь поймать. бабочку, порхающую с цветка на цветок. Поймали, она под сачком. Ты хотел ее взять, а она улетела.

«Прятки»
Двое детей играют в прятки, считаются, кому водить. Один прячется, второй ищет. Первый выбегает и стучит палочкой - выручалочкой.

«Вратарь»

Ты - вратарь. Вот сейчас мяч может влететь и ворота, но ты его отразил.

«Изобрази»  Ребенок выполняет игровые действия:

1. Вдеть нитку в иголку.
2. Пришить пуговицу.
3. Подбросить и поймать мяч.
4. Наколоть дрова.
5. Обстругать доску.
6. Заточить карандаш.
7. Перенести предмет с одного места на другое.
8. Развернуть, прочитать и сложить газету.

9. Перелить воду из одного стакана в другой.

10.Плеснуть на кого-то водой из стакана.

11. Отклониться от воды, чтоб тебя не облили.

12. Брать в руки то очень холодный, то теплый, то горячий предмет.

13. Понюхать яблоко, апельсин, розу, гвоздику, лук, нашатырный спирт.

14. Разрезать арбуз и съесть кусочек.

«Сурдоперевод»
В игре одни - рассказчик, другой - диктор - переводчик. Одни может читать стих, петь песню. Другой находится рядом, изображает руками и мимикой содержание текста.

«Артисты пантомимы»

Под музыку или без нее нужно изобразить:
1. Кофемолку, дверной замок, часы с кукушкой, мотоцикл, трактор и поле.

2. Горящую свечу, лампочку, испорченный телевизор, Горячий утюг (без звука), 3. Дирижера оркестра и жанр музыки.
4. Парикмахера, Айболита, водителя, продавца.
5.Ситуацию из жизни / повар готовит обед, шофер чинит автомобиль и т.д..
6. Объекты / походку, манеру, голос, поведение /.
7. Пешеходов разного возраста.
8. Походку разных животных.

«Расскажи жестом»

Одни рассказывают сказку, стих, рассказ жестами. Другие отгадывают.

«Артисты цирка»
1. Номер с животным.
2. Жонглеры.
3. Клоуны - пародисты.


«Произнеси имя»

Каждый произносит свое имя, сколько слогов, столько хлопков.

Литература:

1. «Методика музыкального воспитания» Н.Ветлугиной.

2. «Музыкальные игры и эподы в детском саду» А.Н Зиминой.

3. «Музыкальные картинки» Ломовой

4. «Музыка - детям» Л.Михеева.
5. «Игры - шутки, игры - минутки» С.А.Шмаков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей дошкольников"

Ведущая педагогическая идея - показать возможности и роль использования музыкально – дидактических игр и упражнений в формировании музыкально – творческих способностей в процессе целенаправленной педа...

НАУЧНО ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСТВА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ Изучение уровня развития творчества у детей подготовительной к школе группы

НАУЧНО ПРАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСТВА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ  Изучение уровня развития творчества у детей подготовительной к школе группыВВ...

Музыкально-дидактическая игра с использованием ИКТ - как средство развития творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста

Теперь ребенка окружает огромное количество разных источников информации. Развлекательная направленность современных СМИ и компьютерные игры, в которые так любят играть наши дети,...

Консультация для родителей "Музыкально – дидактические игры как средство развития самостоятельной музыкальной деятельности детей".

Консультация для родителей "Музыкально – дидактические игры как средство развития самостоятельной музыкальной деятельности детей"...

Консультация для воспитателей "Роль сюжетно-ролевых игр в развитии творчества у детей дошкольного возраста

Сюжетно – ролевая игра в моей консультации описана, как возможность ребенка выразить свой творческий потенциал, а принятие ребёнком на себя роли, как проявления творческой...

Консультация для родителей "Музыкально - дидактические игры в развитии музыкальных способностей детей"

Консультация для родителей "Музыкально - дидактические игры в развитии музыкальных способностей детей"...

Методическая разработка «Музыкально-дидактическая игра «Собери свой оркестр» как средство развития музыкальных способностей детей подготовительной к школе группы»

Музыкально-дидактические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами...