Народная кукла, как средство духовно-нравственного подхода в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
проект

Исакова Мария Михайловна

Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Народная кукла35.29 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

Номинация:

«Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей»

Тема проекта:

«Народная кукла, как  средство духовно-нравственного  подхода в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста».

Выполнил:

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад №119»

Приокский район

Исакова М.М.

Н. Новгород

2021г.

Введение

       В дошкольном образовании в последнее время происходят коренные изменения, масштабы и прогностическая роль которых весьма значительны. Происходящие процессы направлены на определение новой стратегии образования в соответствии с реалиями современного общества. Сегодня человечество перешло в постиндустриальную эпоху своего существования, характеризуемую нестабильностью процессов и явлений в динамично меняющемся мире, что становится объективной детерминантной реформирования образования.

Атрибутом современного образования является способность и готовность решать жизненные задачи в нестабильном мире. Сегодня крайне необходимо находить адекватные ответы на вызовы времени: обществом востребована целостная , духовно- развитая личность, подготовить которую — главная миссия системы образования. В связи с этим характерно, что модернизация традиционной системы дошкольного образования основана на доминанте поддержки развития личности ребенка. Поиск эффективных педагогических технологий и подходов становится ключевым фактором совершенствования деятельности дошкольных учреждений. В противовес технологиям педагогического авторитаризма и учебно-дисциплинарной модели образования получают признание технологии, направленные на развитие инициативы, самостоятельности и творчества ребенка в решении образовательных задач.

В основе образовательного стандарта лежит смена парадигмы дошкольного образования, связанная, прежде всего, с изменением места и роли дошкольного периода в развитии личности ребенка, осознания его уникальности и особого значения в жизни человека. Понимаемый как самоценный период в развитии ребенка, дошкольный возраст становится важным этапом «правильного старта» для формирования успешной личности. Согласно принципу поддержки разнообразия дошкольного детства, ребенок, в неповторимом сочетании его реальных и потенциальных возможностей, стоит в центре педагогического процесса.

Появление в жизни дошкольников информационных  и компьютерных  технологий в наше время требует пересмотра, так как это неблагоприятно влияет на формирование  духовно-нравственной культуры ценностей. Необходимость формирования духовно-нравственной культуры детей дошкольного возраста  и знакомство с  народными традициями объяснится  своевременным формированием у детей общечеловеческих идеалов и духовных ориентиров.

Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, когда закладываются базовые системы ценностей. Формируется мировоззрение, национальное сознание, нравственно-патриотические позиции. Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности.

Народные  традиции, игры, развлечения уступают место компьютерным играм, и пластмассовым куклам, мало похожим на образ человека. Многих детей окружают искусственные материалы, которые не свойственным потребностям ребенка. Процесс знакомства с народным искусством, должен быть органично связан с развитием ребенка , искусство должно окружать  детей, и приобщать к нему нужно с раннего возраста. Ребенок может  знакомиться с  традициями, культурой своего народа через колыбельные, сказки, потешки, через рукотворные вещи, хранящие теплоту рук их автора. Однако, в рамках реализации ФГОС ДО   и ПОО программах дошкольного образования мало внимания уделяется  знакомству с народной куклой, народными игрушками и русской культурой в целом.

     Ценность народных кукол – в их пластическом совершенстве, образном и смысловом богатстве. Кукла, сделанная из ткани, травы, соломы или цветов бабушкой для внучки,  или матерью для ребенка, или девочкой для младшей сестрички или братика, содержит сокровенную родовую информацию, а также информацию любви, защиты, доброжелательности. В этих куклах живет память народа. Через куклу устанавливается связь между поколениями, объединяются предки с потомками.

Актуальность.

        В аспекте реализации ФГОС ДО личностно-ориентированный подход становится ведущим в проектировании образовательного пространства дошкольной организации. На основе концептуальных положений стандарта именно личностный компонент становится системообразующим фактором в современном дошкольном образовании, что и отличает его от традиционной модели, в которой доминировал когнитивный компонент. Попытаемся выделить основные направления, определяющие личностно-ориентированную парадигму дошкольного образования. Гуманистическая направленность образования, которая обращает педагога к личности ребенка, его внутреннему миру. Она предполагает любовь к детям, заинтересованность в их судьбе, веру в ребенка и его способности. Гуманистическая компонента в новой модели образования противопоставлена авторитарному унифицирующему подходу в традиционной образовательной системе, где педагог ориентировался на усредненную модель ученика. Идея гуманизма в образовании выражена в формуле педагога: «Ребёнок может всё!» и предполагает максимальное развитие ребенка в образовательном процессе. Дифференцированная направленность предполагает построение такой образовательной системы, при которой учитываются индивидуальные возможности и потребности ребенка. 

Духовно – нравственное воспитание – целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие ее ценностно – смысловой сферы посредством сообщения ей духовно – нравственных и базовых национальных ценностей.

Актуальность проблемы духовно – нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства детей,  на его формирующуюся сферу нравственности.  Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – это разрушение личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому порой у  наших воспитанников искажены представления о доброте, милосердии, великодушии.

 В наше неспокойное время, полное противоречий, всерьёз задумываешься о том, какими вырастут наши воспитанники, ставшие уже такими родными и близкими? Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение»?

Современная педагогика знает ответ на этот вопрос! Чтобы с раннего возраста научить детей доброте, терпению, милосердию, и состраданию, мы должны им передать не просто знания, а знания, имеющие нравственную основу,  вызывающую эмоциональный отклик ребенка. Чтобы чувства, знания и поступки наших детей имели целостную   основу. А для этого нет лучшего пути, чем знакомство детей с русскими культурными традициями, мастерством народных умельцев, русским фольклором. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну.

Никакой другой вид народного творчества так активно и глубоко не воспитывает в ребёнке национальных черт, эстетического чувства, как народная игрушка, которую ребёнок любит, с которой охотно играет. С игрушками в мир детей приходит особое богатство. И складывается оно из любви и заботы, выдумки и таланта, красоты и трудолюбия. Мячик и кубики, пирамидка и неваляшка, птичка-свистулька и матрёшка с дюжиной сестриц "мал мала меньше". И все-таки самая распространенная в мире игрушка - это кукла - знак человека, его игровой образ и символ. «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» - гласит народная мудрость. В куклы дети играли раньше, играют сегодня и будут играть всегда.

У наших предков тряпичные куклы бытовали как обрядовые куклы и как игрушки, через которые дети знакомились с укладом жизни, бытом и получали первые уроки нравственности.

Народная тряпичная кукла радует, развивает, учит понимать окружающий мир, будит мысль и фантазию ребёнка. Именно в тряпичной кукле так много теплоты и любви к ребёнку. На первый взгляд покажется, что это примитивный сверточек из ткани. Но в этом и есть обманчивость простоты. В этом и суть народная. При внешней скромности – глубокое внутреннее содержание.

Знание истоков, нравов и обычаев родного народа помогает понять, объяснить и избежать многих ошибок воспитания. Поэтому одной из важных задач в дошкольном возрасте можно считать – приобретение дошкольниками элементарных знаний об истории и культуре своего народа.

Цель проекта: способствовать  формированию  духовно-нравственных качеств  у детей дошкольного возраста, через знакомство с миром народной куклы. Применять народную куклу не только на занятиях , но и в досуговой,  совместной  детско-родительской  деятельности, на родительских встречах и мастер-классах, что позволит заинтересовать семьи и родителей , и приобщить их  к удивительному миру куклы и народной культуре в целом.

Культурно - историческая и педагогическая ценность тряпичной народной куклы в воспитании нравственности у детей.

   За последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть духовно-нравственных ценностей. Результаты этого не заставили себя долго ждать, их плоды – насилие, жестокость, равнодушие, грубость, невежество… мы можем наблюдать ежедневно и повсеместно. А ведь в воспитании ребенка как полноценной развитой личности, достойного патриота и гражданина своей страны, народные традиции играют огромную роль. Особенно это актуально для нашей великой, многонациональной страны, как Россия. Наши дети это наше будущее, и от того на каких культурных ценностях мы их воспитаем, зависит будущее нашей Родины. Как говорил М.В. Ломоносов: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».

Духовный, творческий патриотизм - чувство любови к Родине, надо прививать с раннего детства. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент внутреннего мира человека, формирующийся на элементарных чувствах гражданственности. Именно патриотизм должен стать тем стержнем, на основе которого постепенно сформируется зрелая личность.  Но подобно любому другому чувству, патриотизм воспитывают педагоги, родители и переживаются детьми индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Именно в этом возрасте надо побуждать, а не навязывать эти чувства, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение ребёнка.      

В дошкольном возрасте у детей игра - является ведущим видом деятельности, а игрушка – незаменимый спутник этих игр.

К сожалению, каждый день очень часто можно наблюдать игры детей с игрушками – персонажами зарубежных мультсериалов. В сюжетно-ролевых играх дети всё чаще стараются изображать и подражать отрицательным героям из современных западных фильмов и компьютерных игр. Всё это оказывает отрицательное, негативное влияние на духовно-нравственное воспитание ребёнка, формированию его личности, чувства гражданственности, принадлежности к своей Родине.

А ведь самой известной и любимой игрушкой русского народа была тряпичная кукла.

При опросе современных детей в детском саду о народных куклах мною было выявлено, что дети ничего о них не знают, мало знакомы с традициями и обычаями русского народа, народными - календарными праздниками.   Я сделала вывод, что все эти факты могут привести к тому, что наше современное поколение навсегда утратить своё культурное народное наследие, свои нравственные и духовные ценности, передаваемые нам из поколения в поколения нашими предками.

Не смотря на обилие современных игрушек, которые предлагают торговые центры, народная самодельная кукла и на сегодняшний день не теряет своей актуальности. С ее помощью ребенок не только учится игре, но и развивает фантазию, изучает старинные традиции.

Каждая кукла – это небольшой шедевр рукоделия, она несет в себе определенный образ, ориентирована на семейные ценности, подчеркивает роль мужчины и женщины в семье. Кроме того, народная кукла может служить отличным средством для изучения народного костюма. И, самое главное, народные куклы активно побуждают детей к различным играм, требующим их живого участия. Это особенно актуально в век засилья компьютерных игр, которые требуют механического выполнения заданий.

Несмотря на традиционные приёмы изготовления, каждая кукла имела свой характер, была особенно – индивидуальной. Она становилась зеркалом своего создателя, отображая его внутренний мир.

Традиционная народная кукла воспитывала в детях любовь к труду, уважение к родине, к семье. Готовила их к взрослой жизни и учила быть великодушными и милосердными, умными и добрыми, проявлять заботу и уважение.

Кукла для ребёнка была близким человеком, с которым он мог поделиться своими бедами и радостями. Играя с ней, он перенимал опыт старшего поколения, знакомился с прошлым своей родины, мечтал о будущем.

Традиционная тряпичная кукла – это не только основной источник игр, но и самое доступное и эффективное средство обучения и воспитания детей.

А «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».   (К.Ушинский)

Традиционная тряпичная кукла – тот инструмент, который в руках родителей, педагогов, может стать незаменимым помощником в деле воспитания и развития подрастающего поколения.

Знакомясь с историей возникновения кукол, технологией её изготовления дети получат знания о культуре и быте своего народа, его обычаях и традициях.

Чтобы сохранить и передать будущему поколению культурные и духовно-нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в нашу жизнь и в жизнь наших детей самодельную куклу.

Кукла - знак человека, его игровой образ, символ, который фокусирует время, историю культуры, страны и народа, отражая их движение и развитие. В словаре русского языка С.И. Ожегова объясняется, что кукла - это детская игрушка в виде фигурки человека. По мнению других ученых -археологов, искусствоведов, -это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой. Тряпичные куклы, выполненные в народных традициях, это куклы, которых делали с использованием старинных техник и технологий,

С давних времен кукол делали из травы, веточек и лоскутков, и они символизировали то тайное, волшебное, что есть в человеческой душе.

Сегодня рукотворная тряпичная кукла выполняет новую коммуникативную функцию: она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту, в котором нам многое созвучно.

Условная человекоподобная фигурка когда-то выполняла магическую роль, служила оберегом. Она участвовала в обрядах и праздниках, в ритуальных событиях крута жизни, сопровождая рождение, свадьбу, уход к предкам.

В русских семьях к куклам относились бережно, передавали их по наследству. Известно, что девочки, не игравшие в куклы, впоследствии менее женственны. Между тем строгое разграничение по полу, когда мальчикам дарят только машинки, а девочкам только кукол -тоже заблуждение. Замечено, что если мальчики играют в куклы, то это расширяет их кругозор и развивает эмпатию - способность легко воспринимать точку зрения другого человека. Поэтому поиграть в куклы полезно и современным мальчикам, тем более что воспитательный момент, содержащийся в этих играх, напрямую касается и мальчиков.

Главной ценностью в русской семье были дети: чем больше детей, тем богаче этот род, все остальное определялось словом «достаток». Растить от трех до пяти детей было нормой, отсутствие же детей было большим горем: только бездетная семья могла распасться без осуждения окружающих. Поэтому магические и практические действия, направленные на будущее «чадородие», начинались еще с детства. Чем больше девочка играла с куклами , и чем больше было у нее кукол, тем «богаче на детей» она была в замужестве. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое невесте, ведь девочек выдавали замуж с 12 лет: «молодуха» тайком играла с куклами, а потом они переходили к детям.

Внешний вид кукол и их внутренняя информативность всегда были отражением той картины мира, внутри которой жили люди.

В конструкциях русских тряпичных кукол чаще всего используется скрутка или обмотка куском (лентой) ткани. Символика процессов наматывания, накручивания в традиционной культуре изначально основывалась на той роли, которую они сыграли в мифологические времена -времена творения мира, «когда закрутилась и выкрутилась земля». Из скруток создается образ человека или мифологического существа.

Намотанная на веретено, спряденная нить устойчиво связывалась с темой времени, его протяженностью: «нить жизни», доля каждого человека медленно наматывалась на веретено его судьбы. Вера славян основана на том, что человек мог всего добиться сам и за свою долю сам несет ответственность. Направлению наматывания придавалось особое значение: наматывание «по солнцу» связывали с жизнью, наматывание «против солнца» использовали в гаданиях и магии, чтобы попасть в сферы «не жизни».

Традиционно считалось, что чем древнее способ изготовления вещи, тем значимее может быть ее роль в культуре. Нововведения с трудом усваивались тем обществом, где строго следовали «заветам предков». Поэтому несшитые куклы - куклы, которых не касалась игла, -могли использоваться в магических целях, например «охраняли» колыбель младенца.

Важна и роль материала, из которого создавалась каждая из таких кукол. Материал должен был быть «своим» -из своего дома и уже бывший в употреблении, старый. Использование поношенных тканей, остатков ниток было связано с экономией, так как их делали вручную, а это трудно и долго. Верили, что сделанный своими руками материал, «проживший» в доме, в семье, защитит, закроет ребенка от опасности. Роль куклы определялась использованной старой вещью: скатерть, праздничное полотенце, ткани от одежды отца, матери или других членов семьи. Например, кукла, сделанная из одежды отца, «охраняла» колыбель мальчика, а кукла, сделанная из праздничного полотенца, могла исполнять ту же роль по праздникам или в другое особо «опасное время».

Народная игровая кукла, как и игрушка вообще, является необходимым традиционным элементом воспитательного процесса. Через игру с куклой ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Игрушка служила и служит своеобразным наглядным пособием для передачи ребенку знаний о материальном мире.

Кукла рассматривалась как эталон рукоделия - часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами, по ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

Куклы были не только девичьей забавой: до 7-8 лет в них играли все дети - пока они ходили в рубахах. Но лишь только мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры быстро разделялись.

Народная кукла способствует передаче ребенку космогонических, нравственных, символических и мифологических знаний. Эта категория игрушек, по-своему уникальная, содержит символические знания предыдущих поколений.

Отмечу, что в русской традиционной игрушке не встречается изображений отрицательных персонажей, так как считалось, что такие изображения могут принести ребенку зло, иными словами -- связать ребенка с оригиналами изображений.

Пока дети были маленькими, кукол шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку могла делать любая девочка. Матерчатая кукла -- простейшее изображение женской фигуры: кусок тканины, свернутый в «скалку», тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались очень хороши, и она делала их на заказ.

На Руси игрушки никогда не оставляли в избе где попало--их берегли в корзине или в ларчиках, в лубяных коробах.

В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры и имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка -- заменитель реального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей, иногда она сохраняется и у подростков, и не только у девочек, но и у мальчиков.

Роль куклы в диалоге - «замена» реального контакта с человеком. А иногда сама кукла выступает в роли персонифицированного персонажа или субъекта. Многие отмечают, что изготовление кукол снимает стресс, усталость, поднимает настроение. Такой подход раскрывает значимость эмоциональных контактов для детей и показывает огромную роль кукол в развитии эмоциональной сферы личности ребенка.

Традиционная кукла выполняет и общую эстетическую функцию. Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору. «Белолика, грудаста, и коса есть непременно, и уряжена хоть куда» -образный перепев, «потешный» эталон «бабьей красы», близкий по сути своей фольклорному образу «девицы-красавицы». В нем эстетизируются те же традиционные черты женской народной красоты: «белое и круглое лицо», «коса русая с лентой алою», «грудь высокая», и аналогично подробно обрисовывается костюм.

Роль  текстильной  куклы в жизни ребенка.

Для каждого ребенка кукла является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей. При этом происходят одновременно два взаимонаправленных процесса: с одной стороны, ребенок выражает себя (свой опыт, свои знания и переживания, создает воображаемые им образы), а с другой - строит самого себя.

В центре этих двух важнейших процессов находится кукла. С одной стороны, ребенок вкладывает в уста куклы, в ее кукольную сущность свои слова, мысли, переживания, то есть она является как бы внешним выражением внутреннего мира ребенка, его своеобразным «рупором». С другой стороны, та же кукла задает образ человека, который становится для малыша образцом для подражания, и именно через куклу в душу и в сознание ребенка проникают представления о человеке и связанных с ним категориях -красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добром и злом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста ОВЗ с использованием современных образовательных технологий Тренажерно-Информационной Системы «ТИСА»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста ОВЗ с использованием современных образовательных технологий Тренажерно-Информационной Системы «ТИСА»...

Проект как форма планирования образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по познавательному развитию "Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста"

Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей), а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание....

Формы организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, обеспечивающие интеграцию образовательных областей.

Материал полезен педагогам организующим деятельность на основе модульного построения образовательного процесса....

МЫ ЖИВЕМ НА УРАЛЕ Образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста

Толстикова О.В., Савельева О.В. Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с де...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста второй младшей группы на тему «Мебель». Образовательная область : «Развитие речи».

Образовательная область : «Развитие речи». Цель:  закреплять представления о мебели, её назначении, видах и частях. Коррекционно-образовательные задачи: 1.Закрепление представлений о мебели и её ...