Особенности поведения детей младшего дошкольного возраста в период адаптации к ДОУ.
методическая разработка (младшая группа)

Козик Ольга Владиславна

Дети, поступающие в детское учреждение, ведут себя неодинаково. Особенности их поведения в значительной мере определяются теми потребностями, которые сложились к моменту прихода в группу.

    Можно выделить примерно три группы детей по присущим им различиям в поведении и потребности в общении (в соответствии с этим далее будут определяться группы адаптации).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности поведения детей младшего дошкольного возраста в период адаптации к ДОУ

      Дети, поступающие в детское учреждение, ведут себя неодинаково. Особенности их поведения в значительной мере определяются теми потребностями, которые сложились к моменту прихода в группу.

    Можно выделить примерно три группы детей по присущим им различиям в поведении и потребности в общении (в соответствии с этим далее будут определяться группы адаптации).

     Первая группа - дети, которые реагируют на перемену обстановки нервным срывом, к этому еще прибавляются и простудные заболевания. Это наиболее неблагоприятный вариант. Но постепенно все может уладиться, и это во многом зависит от обстановки дома.

     Во вторую группу попадают дети без нервных расстройств - они в детском саду «всего лишь» начинают часто болеть. Еще бы, происходит «обмен» всевозможными инфекциями. Подобную «прививку» могут выдержать далеко не все дети - у многих начинаются ОРЗ и прочие неприятности.

     Наконец, почти половина детей составляет самую благополучную группу - они посещают садик без особых потерь, более или менее с желанием. Если прошло больше месяца, а ребенок не привык к детскому саду, то надо задуматься и приглядеться, что его беспокоит, отчего он такой капризный и раздражительный.

      Конечно, каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию, однако, есть и общие черты. Всегда нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе. Хуже остальных чувствуют себя в дошкольных учреждениях дети с флегматическим темпераментом. Они не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть. А если воспитатель не понимает проблем такого ребенка, то начинает его еще больше подстегивать, при этом эмоциональный стресс действует таким образом, что ребенок еще больше затормаживается, становится еще более вялым, безучастным.

     Характер поведения в период адаптации зависят от жизненного опыта малыша. Ребенок из большой семьи, умеет беспроблемно выстраивать собственный стиль поведения с каждым членом семьи, и в группе с удовольствием идет на контакт с незнакомыми ему людьми, с интересом обследует незнакомую обстановку. Также легко и быстро адаптируются дети, которых родители часто оставляли на попечение соседки, отвозили на недельку погостить у бабушки или брали с собой в шумную компанию друзей, где малыша кто-нибудь кормил, укладывал вздремнуть на часок. Нет проблем с адаптацией у детей, живущих в коммунальных квартирах. Здесь ребенок набирается житейского опыта, самостоятельно обходя родные пенаты. Он отлично ориентируется в обстановке и безошибочно знает, какую дверь лучше обойти стороной, а в какую можно стучать кулачком. Такие дети, попав в группу, сразу же ориентируются на поведение взрослого и по его реакциям понимают, что здесь делать можно, а чего нельзя. Им нравится обилие разных помещений и разнообразие игрушек.

    Отличается поведение детей, родители которых живут семейным мирком, отгородившись от всего света; их круг общения резко ограничен. Во время прогулок мама обходит стороной шумные детские площадки, опасаясь подхватить какую-нибудь детскую болезнь.

     В некоторых семьях папа до ночи на работе, а мама целыми днями один на один со своим малышом. В таких условиях у ребенка закрепляется симбиотическая связь с матерью: оставшись даже на короткий срок без нее, он впадает в панику. В таких случаях адаптационный период бывает крайне тяжелым и даже может послужить поводом для формирования детского невроза. Не имея ни какого жизненного опыта, в отрыве от любимого взрослого, в чужой обстановке, ребенок может быть напуган настолько, что иногда начинает вести себя неадекватно: переходит на ползание, если уже начал ходить; замолкает, начав говорить. Дети не воспринимают речь незнакомого человека, так как им не привычен тембр голоса, дикция; не могут из-за переживаний вникнуть в речь взрослого и т.д. В незнакомой обстановке они ко всему относятся с опасением, отказываются брать ложку, прикоснуться к хлебу, протянуть руку к струе воды и т.д. Имеющиеся у них навыки самообслуживания на время исчезают даже в домашних условиях; надолго нарушается характер и длительность сна.

     Исследователи разработали и уточнили ряд показателей, характеризующих особенности поведения и проявления эмоций у ребенка, адаптирующегося к условиям детского сада. На основании этих показателей был создан эмоциональный портрет ребенка, впервые поступившего в детский сад. Рассмотрим эти показатели:

    Отрицательные эмоции – как правило, встречаются в основном у каждого ребенка, впервые адаптирующегося к новым условиям. Обычно появления различны: от еле уловимых до депрессии. Довольно часто дети выражают свои негативные эмоции палитрой плача: от хныканья до постоянного. Но наиболее информативен приступообразный плач, свидетельствующий о том, что, хоть на время у малыша все негативные эмоции внезапно отступают на последний план в связи с тем, что их оттесняют положительные. Но, к сожалению, все это лишь на время. Чаще всего на время ориентировочной реакции, когда малыш во власти новизны. В палитру плача входит также и «плач за компанию», которым уже почти адаптированный к саду ребенок поддерживает «новичков», пришедших в группу. Обычно дольше всех из отрицательных эмоций у ребенка держится так называемое хныканье, которым он стремиться выразить протест при расставании с родителями, убегающими на работу.

Страх – спутник отрицательных эмоций. Впервые придя в детский сад, ребенок во всем видит лишь «скрытую угрозу». Поэтому он много боится, и страх преследует его буквально по пятам, гнездится в нем самом. Ребенок боится неизвестной обстановки и встречи с незнакомыми детьми, боится новых воспитателей, а главное того, что мама забудет его, уйдя из детского сада на работу.

    Гнев – порой на фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, который порывается наружу. В период адаптации ребенок похож на «ахиллесову пяту» и оттого раним на столько, что поводом для гнева может служить все.

Поэтому гнев и агрессия могут проявляться даже без повода.

    Положительные эмоции – противовес отрицательным эмоциям. Обычно впервые дни адаптации они не проявляются совсем или немного выражены в те моменты, когда ребенок находится под действием ориентировочного рефлекса (эффекта новизны). Чем легче адаптируется ребенок, тем раньше проявляются положительные эмоции, возвещающие о завершении адаптационного процесса.

    Социальные контакты – коммуникабельность ребенка – это положительный момент для успешного исхода адаптационного процесса. Однако в первые дни нахождения в дошкольном учреждении у некоторых малышей утрачивается это свойство. Такие дети замкнуты и нелюдимы, все время стараются держаться обособленно. На смену этой «гордой бесконтактности» приходит «компромиссная контактность», означающая, что ребенок вдруг сам стал проявлять инициативу для вступления в контакт со взрослыми людьми. Однако эта инициатива мнима. Она нужна ребенку только лишь как выход из сложившегося положения и не направлена на улучшение общения со взрослыми или сверстниками. В такой момент ребенок готов пойти на компромисс с кем угодно, лишь бы его увели из группы. Подальше от детей и воспитателя. Но как только ребенок сумеет наладить контакты в группе – это и будет важным шагом к завершению всего процесса адаптации.

    Познавательная деятельность – также угасает и снижается на фоне стрессовых реакций. Поскольку в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то нередко, ребенок не интересуется игрушками и не желает интересоваться ими в период адаптации. Ребенку не хочется знакомиться со сверстниками, понять, что происходит рядом с ним.

    Социальные навыки – в состоянии стресса ребенок может «растерять» почти все навыки самообслуживания, которые уже давно усвоил и которыми успешно пользовался дома. Такого ребенка приходится кормить из ложечки и умывать, он не умеет одеваться, и пользоваться носовым платком. Не знает,

 когда надо говорить спасибо. Однако же по мере адаптации ребенка к условиям детского сада, он «вспоминал» вдруг забытые им навыки, вместе с тем усваивал новые.

    Особенности речи – у некоторых детей на фоне стресса меняется речь. Скудеет словарный запас. В построении предложений ребенок больше использует глаголы, практически не использует существительных. Предложения из многосложных становятся односложными. В ответах на вопросы часто отвечает «да» или «нет». Такая речь – итог тяжелой адаптации. При легкой – она или не изменяется совсем, или описанные изменения касаются ее чуть-чуть. Однако в это время в любом случае затруднено необходимое для возраста ребенка пополнение его активного словарного запаса.

   Двигательная активность – во время адаптационного периода довольно редко сохраняется в пределах нормы. Ребенок сильно заторможен или, наоборот, гиперактивен.

    Сон – вначале сон отсутствует совсем или ребенок постоянно просыпается. Не успеешь его уложить, как он уже сидит, рыдая на кровати. Сон ребенка в этот период беспокойный, прерывается все время всхлипыванием или внезапным пробуждением. И только лишь когда ребенок адаптируется к саду, он в самом деле сможет спокойно спать.

     Аппетит – чем сложнее проходит адаптация ребенка, тем хуже его аппетит или, наоборот, аппетит слишком высокий. Нормализация пониженного или повышенного аппетита, как правило, происходит к концу адаптационного периода.

 От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье. И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Список литературы.

  1. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возрата / Ребенок в детском саду. – 2007. –№ 5. – С.49 – 53; № 6 – С.46 –51.
  2. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Медицина, 2006. – 304 с.
  3. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности. / Вопросы психологии. - № 1, - 2000. – С. 22-29


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры, направленные на развитие коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста в период адаптации.

Игры, направленные на развитие коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста в период адаптации....

Методическая разработка « Театрализованная игра , как средство снятия эмоционального напряжения детей младшего дошкольного возраста в период адаптации

Адаптация ребенка к новым условиям очень сложный, а иногда и травмирующий процесс для детской психики. Театрализованные игры представленные в данной методической разработке позволяют сделать этот проц...

Сказкотерапия для детей младшего дошкольного возраста в период адаптации в дошкольное общеобразовательное учреждение.

Сказкотерапия для детей  младшего дошкольного возраста в период адаптации в дошкольное общеобразовательное учреждение....

Питание детей младшего дошкольного возраста в период адаптации в детском саду.

Питание детей младшего возраста 2-3 лет ,в адаптационный период в детском саду....

Статья на тему: «Песочная терапия для детей младшего дошкольного возраста в период адаптации».

Песочная терапия для детей - это прекрасная возможность для самовыражения, развития его творческих способностей , а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, пер...

Картотека игр для детей младшего дошкольного возраста в период адаптации.

Картотека игр для детей младшего дошкольного возраста в период адаптации....