Из прошлого в настоящее: что значит столетие ТАССР
консультация (подготовительная группа)

Ганиуллина Айгуль Сабирзяновна

Традиционный татарский фольклор — это уникальное разнообразие жанров, ярко характеризующие местную традицию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_folklor.docx19.49 КБ
Файл konsultatsiya.docx18.18 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ  ЦРР д/с №96 «Елмаю»

                     Консультация для родителей

              « Татарский фольклор в детском саду и дома.»

воспитатель по обучению татарского  и русского языка

Ганиуллина А.С.

Г.Нижнекамск

2020г.

Огромное значение имеет художественная литература на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в развитии речи дошкольника. И именно в дошкольном возрасте при овладении языком своего народа у детей возрастает интерес к истокам, корням, культуре.

Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Овладение детей русским языком средствами малых форм фольклора является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте, так как народный фольклор на сегодняшний день имеет особую значимость.

Фольклор - означает народная мудрость, поэзия и культура народов. Так повелось, что ещё совсем маленькому грудному ребёнку мама напевает колыбельную, рассказывает прибаутки, потешки, считалочки и сказки. Получается, что именно с фольклором малыш встречается раньше, чем с литературой, и именно фольклор является своеобразным проводником в прекрасный мир художественной литературы.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В. А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности; веры в ребенка.

Произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки, вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других – бодрит. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, а потешки, в которых имеются игровые приемы («Ладушки», «Идет коза рогатая», «Поехали – поехали», вызывают потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым.

Монотонная колыбельная песня своим несложным ритмом успокаивает ребенка, убаюкивает, что очень важно для физического развития, одновременно способствует накоплению у него чувственных впечатлений, постепенно ведущих к восприятию человеческого голоса как сигнала общения, к вычленению из потока ежедневно и многократно повторяющихся звуковых рядов отдельных смысловых единиц, к восприятию слов, к пониманию языка.

Учитывая психологические особенности ребенка колыбельного возраста, конкретно – образное, чувственное восприятие мира, колыбельная песня рисует этот мир не в красочной неподвижности, что любо некоторым детским писателям, а как мир стремительно движущихся существ и предметов.

Пестушки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Припевки, потешки дети слышат с самого раннего возраста. Родители используют их, чтобы успокоить малыша, развеселить, просто поговорить. Такие процессы в жизни маленького ребенка, как одевание, купание, укладывание спать, требуют сопровождение словом. И здесь русское народное творчество незаменимо. Оно способствует созданию положительного эмоционального настроения.

Потешками принято называть особые забавы взрослых с малыми детьми, в которых используются различные части тела ребенка и взрослого. Потешками называются и песенки – приговорки, организующие эти забавы.

Многие потешки в записи по форме близки к колыбельным песням, но характер их исполнения, бытовое назначение, эмоционально – мелодическая основа и педагогическое воздействие – совершенно иные. Если монотонный напев колыбельной песни успокаивает ребенка, то потешка призвана потешить, развеселить, позабавить ребенка; соответственно меняется ритмика песенки, она не всегда поется, чаще сказывается, слова сопровождаются игровыми действиями, несут ребенку необходимую информацию и т. д.

Народная педагогика еще в глубокой древности выработала приемы воспитания ребенка в колыбельный период, строго дозировала познавательный материал, вводимый в этом возрасте, определила роль радостных эмоций для воспитания жизнерадостного человека, значение основ нравственности, закладываемых в раннем детстве, и все это закрепила в примитивных, с точки зрения взрослого человека, поэтических произведениях – потешках. Вызывают у детей интерес народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки. В таких потешках малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому.

Потешки сменяются прибаутками. Прибауткой принято обозначать «смешной небольшой рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок». В детском фольклоре под этим термином издавна объединяли стишки – песенки, которые развлекали и потешали детей. От потешек (забавок) они отличаются тем, что не сопровождаются определенными игровыми действиями. Некоторые ученые (Г. Н. Потанин, В. И. Даль, А. Ф. Можаровский, А. Марков, видимо, по признаку наличия юмористических тенденций, к прибауткам относили произведения других жанров (считалки, перевертыши, скороговорки, дразнилки и т. д.)

Через пословицы и поговорки дошкольники учатся лаконично выражать свои мысли, развивать мастерство слова, использовать пословицы и поговорки в своей речи, понимать их смысл, иносказательную особенность и красоту фразы. А для этого необходимо знать и понимать пословицы и поговорки, ведь в них народная мудрость.

Особенно интересной формой фольклора является загадка, через неё дети учатся видеть признаки предметов, данных в особой предельно сжатой, образной форме. Цель разгадывания загадок - умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, четко выделять характерные, выразительные признаки предметов, явлений, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивать у детей поэтический взгляд на действительность. Через загадку дети узнают о предметах , уже знакомых им, много новых для них признаков, о том , как можно ещё сказать о предмете. Сам процесс разгадывания загадок учит детей рассуждать, сравнивать, находить поэтические описания , доказывать своё мнение. Таким образом, анализ загадки предполагает не только лучше понимать и быстро отгадывать, но и приучает внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запомнить и употреблять их в речи, создавая яркий точный образ.

Познание окружающего мира, правил жизни , в большей степени , дается в сказках. Сказка - это своего рода нравственный кодекс, пример истинного поведения человека.Цель сказки заключена в словах : « в сказке - ложь, да в ней намек -добрым молодцам урок» - урок быть добрым, не сдающимся, смелым, находчивым, трудолюбивым. Через сказку ребята получают понятие о зле, добре, лжи, хитрости, узнают о том, что если стараться и верить, то добро обязательно победит зло, и всё закончится хорошо.Сказка помогает детям в развитии связной речи , формируется способность пересказывать сказку, составлять рассказ о предмете, почувствовать себя героем этой сказки. Так, например, - в сказке «Теремок» дети младшего возраста отмечают героев плохими, хорошими. Дети старшего возраста в сказке «Зимовье» оценивают дружную работу животных. Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей:обогащая словарь, развивая артикуляционный аппарат, фонематический слух,давая образцы для составления описательных рассказов и др.

Таким образом, использование малых форм фольклора вполне оправдывает себя, приобщение ребёнка начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передается из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка.

Фольклор является уточнительным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.



Предварительный просмотр:

Из прошлого в настоящее: что значит столетие ТАССР

В мае будущего года Татарстан будет отмечать 100-летие Татарской Автономной Советской Социалистической Республики, или ТАССР. У неискушенного в новейшей истории  человека, особенно если он получил образование в обычной российской средней школе, неизбежно возникнут вопросы. Например:

- Какое отношение этот вековой юбилей имеет к Татарстану?

- ТАССР и Татарстан - разве это одно и то же?

Кто-то пойдет ещё дальше и задаст вопрос: почему на центральной площади Казани стоит памятник Ленину?

Любознательные могут спросить что-то актуальное. Скажем, когда появились уроки татарского в школах и были ли они обязательными?

Начать надо с самого первого. Современный Татарстан и есть ТАССР. Просто в определенных и совсем недавних исторических обстоятельствах республика перестала быть Автономной Советской и Социалистической, а осталась просто Татарской республикой.

Вы все знаете праздник 30 августа, но мало кто помнит уже (хотя всего 30 лет прошло), что именно в этот день в 1990 году было установлено, что Татарская Советская Социалистическая Республика и Татарстан - это одно и то же. Так что в 2020 году мы будем отмечать столетие современного Татарстана, поскольку многое в нем, начиная от административных границ и заканчивая общими чертами политического устройства, регион получил почти 100 лет назад.

Зачем в центре Казани памятник Ленину

Почти каждое утро президент Татарстана Рустам Минниханов постит у себя на странице в «Инстаграме» символическую фотографию из окна рабочего кабинета, и каждый раз в центре кадра оказывается Ленин - его статуя украшает самый центр Казани более полувека. В последние годы нет-нет да и прозвучит громко вопрос: а что Ленин сделал для Казани, кроме того, что прожил здесь в юности несколько месяцев? Некоторые даже спрашивают, зачем нужен в Казани Ленин и не пора ли сменить памятник ему на что-то «более татарское».

В мае 1920 года Владимир Ленин, председатель Совета народных комиссаров РСФСР и вождь победившей революции, поставил свою подпись под декретом о создании Татарской республики и тем самым навсегда вошел в историю татарского народа как один из отцов-основателей современной татарской государственности. На площади Свободы в Казани установлен памятник отцу-основателю современного Татарстана. Если воспринимать Ленина в этом контексте, то его статуя стоит вполне заслуженно и в политическом измерении до сих пор гиперактуальна.

«Мы должны создать автономную Татарскую республику, - говорил Ленин в феврале 1920 года. - И ту же политику продолжаем по отношению ко всем восточным народам». Одно это ставит его на первое место в реестре новейшей истории Татарстана.

Ровно 100 лет назад никакой Татарской республики не было: была Казанская губерния, которая включала в себя территории ещё двух современных республик -Марий Эл и Удмуртии. Они тоже будут справлять свои столетние юбилеи скоро. Об отношении тогдашнего российского государства к народам, в этом государстве проживающим, говорит один эпизод. В 1870 году министр просвещения Российской империи граф Толстой писал на имя Александра II: «Обрусение татар может быть введено лишь путем распространения русского языка и образования, с устранением всех таких мер, которые могли бы породить в этом, по природе подозрительном, племени опасение в посягательстве правительства на отклонение детей от их веры».

Довольно примечательная и запоминающаяся фраза, особенно если вспомнить, что сейчас происходит в нашем образовании. А также недавнюю борьбу с законопроектом о добровольном изучении родных языков.

В связи с этим возникают вопросы: когда стали преподавать в школах татарский язык и когда татарский стал вторым государственным языком? Формально это произошло всего 98 лет назад. Де-факто эти вопросы до сих пор на повестке.

25 июня 1921 года, спустя год после учреждения на месте Казанской губернии Социалистической и Советской Татарской республики, был принят декрет «О реализации татарского языка в пределах Татреспублики». Этим декретом татарский язык был объявлен государственным языком на всей территории ТАССР. Не знаю, есть ли такие планы, но министерству образования и науки Татарстана стоит как-то отметить в 2021 году столетие этого декрета. Например, провести большой круглый стол по татарскому языку. Ведь значение этой декларации никак не меньше декрета об образовании ТАССР.

Тогда ставилась задача - к 10-летию ТАССР, то есть к 1930 году, установить юридическое и практическое равноправие татарского и русского языков в общественных и государственных учреждениях, а также на предприятиях, где большинство составляли татары. Также интересно, что декрет 1921 года тоже объявил добровольный принцип изучения татарского языка - для всех желающих.

К началу 1920-х в ТАССР проживали 2,8 млн человек. Из них абсолютное большинство - 2,6 млн - были сельскими жителями. Около 200 тысяч жили в городах. 55% населения составляли татары, 42% - русские.

Советская власть в Татарской республике исходила из того, что статус русского языка и так понятен и в дополнительной поддержке не нуждается, а вот татарский язык никогда не выходил за границы замкнутых общин, что городских, что сельских, и его надо поднимать на более высокий уровень.

По всей ТАССР были созданы комиссии по реализации татарского языка во главе с Центральной комиссией, а в государственных ведомствах засели «тройки», в чьи задачи входило выполнение плана по внедрению нового госязыка.

К 1 февраля 1923 года все печати, штампы, уличные вывески ведомств в республике должны быть переведены на татарский. Необходимо было наладить типографское производство государственных документов, обеспечить технические возможности для организации документооборота на татарском, запустить службы перевода и т. д.

Чем закончился этот процесс, как происходило становление Татарской республики, мы обязательно расскажем в следующих публикациях.

Консультация для педагогов

 «Встречая 100-летие Татарстана»

       Составила воспитатель по обучению татарского и русского языка Ганиуллина А.С.

Г.Нижнекамск

2020год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия Егорьевск в прошлом и настоящем

Программные задачи:Расширять преставления детей об истории родного  края. Закреплять знания детей о прошлом и настоящем родного города, его достопримечательностях, культурной и общественной...

Общение с детьми старшего дошкольного возраста «Пожарная охрана в прошлом и настоящем».

Цель: познакомить детей с работой пожарной охраны в прошлом и настоящем....

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе «Город Ейск – прошлое и настоящее»

Данное занятие систематезирует и обогащает знания детей о родном городе, об истории и традициях края....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «Город Кировск: его прошлое - мое настоящее…»

Представленный образовательно-воспитательный проект нацеливает на последовательное введение занкомство ребенка с историей г. Кировска и воспитание патриотических чувств.Проект рассчитан на работ...

«Логико-математическое развитие дошкольников: от прошлого к настоящему»

«Логико-математическое развитие дошкольников: от прошлого к настоящему»...

Конспект ООД "Прошлое и настоящее". Самоанализ ООД "Прошлое и настоящее". Презентация "Пособия к ООД"

Приобщение детей к народной культуре является действенным средством познавательного, нравственного, эстетического развития детей....