Картотеки адаптационных игр по программе "Теремок"
картотека

Андреева Валентина Петровна

Цель игр — это не развитие и обучение ребенка, а эмоциональное общение, налаживание контакта между ребенком и взрослым.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             РАЗВИТИЕ РЕЧИ              Технологическая карта

Беседы, игры и творческие задания

 по сюжету народной потешки

 «Божья коровушка»

- Давай рассмотрим красивую картинку.

- Кто сидит на лужайке? (Девочка). Её зовут... Варенька (Машенька, Настенька, Оленька). Кого увидела девочка? (Божью коровку). Что Варенька ей говорит? Давай послушаем потешку и узнаем. Чтение потешки.

- Кто такая божья коровка? (Красивый жучок). Какие у этого жука крылышки? (Красные, с чёрными пятнышками, красивые).

- А Варенька ещё песенку знает:

-  Божья коровка, Улети на небо, Принеси мне хлеба Чёрного и белого, Только не горелого.

- Давай вместе споём песенку про божью коровку.

- Какая Варенька? (Красивая, добрая, ласковая, весёлая, нарядная). У Вареньки коса ниже пояса.

- Давай про неё расскажем вместе: «Это... (Варенька). Она... (сидит на лужайке и любуется бабочками и цветочками). Варенька увидела ... (божью коровку, спела ей песенку)... Божья коровка послушала песенку Вареньки, сказала «спасибо» и улетела».

После беседы по картинке и совместного рассказывания потешки можно предложить ребенку изобразить божью коровку: нарисовать красками, сделать аппликацию и поставить пятнышки пальчиком или ватной палочкой, слепить из пластилина. Обратите внимание ребенка на форму жука (на примере божьей коровки) и покажите разные способы лепки: туловище в форме диска (лепешки) путем сплющивания шара и в форме полусферы (пряника) путем частичного сплющивания шара.

Божья коровушка

Божья коровушка                           В огороде бобы,

Божья коровушка,                         В лесу ягоды, грибы,

Полети на облышко,                     В роднике водица

Чтобы было летом:                        Во поле пшеница.

Беседы, игры и творческие задания

по сюжету народной потешки

«Шли бараны по дороге»

- Давай вместе рассмотрим новую картинку и послушаем потешку.

- Кто здесь нарисован? (Бараны). Что они делают? (Идут). Как сказать по-другому? (Шагают).

- А что из тучки капает? (Дождь). Капает дождик. Как сказать по-другому? (Идёт дождь). Вот как интересно: бараны идут, и дождь тоже идет!

- Сколько баранов? (Два.) Они дружные? Как ты об этом догадался (догадалась)? (Они идут вместе, держатся друг за друга, разговаривают).

- Что случилось с баранами? Как об этом рассказывается в потешке?

(Шли бараны по дороге, / Промочили в луже ноги.)

- Помнишь, что мы рассказывали про баранов? (Потешку). Давай расскажем вместе.

Совместное рассказывание потешки и рассматривание картинки.

А я знаю чистоговорку прр баранов. Послушай:

- Баран, баран,

Ты купи мне барабан.

Произнеси эту чистоговорку сначала медленно, потом быстро. Сначала громко, затем тихим голосом и шёпотом.

После беседы по картинке и совместного рассказывания потешки предложите ребенку изобразить тучку и дождик. Ребенок может приклеить силуэт тучки, вырезанный взрослым из цветной бумаги, и нарисовать дождь - капли и струйки (точки, штрихи, линии). Детям трех-четырех лет можно показать способ рисования «спиралей» (завитков) для изображения кудрявых шубок баранов. Сначала дети «рисуют» в воздухе: а затем на бумаге.

Шли бараны по дороге

Шли бараны по дороге,

Промочили в луже ноги.  

Стали ноги вытирать,

Кто платочком, Раз, два, три,                

Кто тряпицей,

Четыре, пять —                

 Кто дырявой рукавицей.

Беседы, игры и творческие задания

по сюжету народной потешки

«Шла изба по мостику»

- Давай вместе рассмотрим еще одну картинку и послушаем потешку.

- Что здесь нарисовано? (Избушка)..

- Какая избушка? (Сказочная, красивая, весёлая).

- Как ты узнал(а), что избушка весёлая? (Она улыбается).

- Как 1ы узнал(а), что избушка сказочная? (Она на курьих ножках). Кто живет в этой избушке?

- Что случилось с избушкой?

- Помоги мне рассказать потешку:

- Шла изба по ... (мостику) И махнула... (хвостиком), Зацепилась за перила, Прямо в речку угодила.

В речке шум, в речке звон! Кто не верит - выйди ... (вон)!

- Давай скажем тихо:

- Шла изба по мостику И махнула хвостиком.

- Давай скажем погромче: Зацепилась за перила, Прямо в речку угодила.

- Давай скажем очень громко: В речке шум, в речке звон!

Кто не верит - выйди вон!

Произносим громким голосом, но просим детей не кричать, а то избушка испугается.

- А сейчас скажем всю считалку сначала медленно, затем быстро.

Шла изба по мостику

Шла изба по мостику

И махнула хвостиком,  

Зацепилась за перила,      

Прямо в речку угодила.

В речке шум, в речке звон!

Кто не верит - выйди вон!

Беседы, игры и творческие задания

по сюжету народной потешки

«Мишка косолапый»

- Давай вместе рассмотрим картинку.

- Послушай стихотворение про Мишку: Мишка косолапый

По лесу идёт, Шишки собирает Песенки поёт. Вдруг упала шишка. Прямо мишке в лоб... Рассердился Мишка И ногою - топ!

- Больше я не буду Шишки собирать, Лягу я в берлогу, Буду крепко спать!

- Давай вместе споём эту песенку!

. - Расскажи, какой мишка? (Косолапый, веселый, озорной).

- Что он делает? (По лесу идёт. Шишки собирает. Песенки поёт).

- Что случилось с мишкой? (С дерева упала шишка и попала мишке в лоб).

-  Покажи, как мишка рассердился и топнул ногой? Ребенок идёт вразвалку, переваливаясь с ноги на ногу, затем останавливается и топает ногой.

После беседы по картинке и совместного рассказывания потешки предложите ребенку изобразить еловые шишки и мишкины следы способом «примакивание». Он может ритмично прикладывать весь ворс кисти к листу бумаги и произносить «шлёп-шлёп».

Мишка косолапый

Мишка косолапый             Вдруг упала шишка

По лесу идёт.                      Прямо Мишке в лоб.

Шишки собирает.               Мишка рассердился

Песенки поёт.                     И ногою «топ»!

Беседы, игры и творческие задания

по сюжету народной потешки

«Гром по горам прокатился»

-Давай вместе рассмотрим картинку. Это большое дерево - дуб. А вот маленькие букашки - комар и мухи.

- Хочешь узнать, что с ними произошло? Послушай потешку.

 (Чтение потешки и повторное рассматривание иллюстрации).

- Что случилось с комаром? (Упал с дуба).

Как об этом поется в потешке? Давай споем вместе:

- Гром по горам прокатился -С дуба комар повалился, Грохнулся о корневище Старый комар-комарище.

- Кто прилетел на помощь комару? (Мухи, две грохо-тухи-горюхи).

- Как мухи утешали комара? Как они его называли, что сказали? Давай расскажем вместе:

- Бедный наш светик-сударик. Как тебя жаль нам, комарик!

- А тебе жалко комарика? Спой ему песенку! Потанцуй!

Детям трех-четырёх лет можно предложить поразмышлять о том, всё ли верно в этой песенке, направить внимание на осмысление строчек:

- Гром по горам прокатился -С дуба комар повалился...

- Какой комар? (Маленький, легкий).

- Может ли быть шум и гром от того, что он упал с дерева? (Нет, грома не будет. Это шутка!).

Дети могут нарисовать или слепить из пластилина жёлуди, сконструировать из желудей фигурки насекомых (комара, муху, пчелу) или грибы, человечков.

Гром по горам прокатился

Гром по горам прокатился:    Подняли бедного братца,

С дуба комар повалился,       Стали жужжать, убиваться:

Грохнулся о корневище         - Старый комар-комарище,

Старый комар-комарище.     Как тебе больно, дружище!

Мигом слетелися мухи -       Бедный наш светик-сударик,

Две грохотухи-горюхи,          Как тебя жаль нам, комарик!

Беседы, игры и творческие задания

по сюжету народной потешки

«Козочка-белоногушка»

- Давай рассмотрим картинку. Кто это? (Козочка). Какая она? (Красивая, нарядная, весёлая).

- Что делает козочка? (Стоит возле берёзки, улыбается).

- А кто прячется за берёзкой? (Серый волк).

- Послушай потешку про козочку и волка. (Чтение потешки и пав i ирное рассматривание иллюстрации).

-  Как называют козочку? (Козушка-белоногушка). Почему ее так называют? (У неё белые ноги, поэтому она белоногнушка).

- Как козочка-белоногушка дразнит волка? Давай споём вместе:

- А я волка не боюсь, Я серого не страшусь: Я от серого от волка Под берёзкой схоронюсь.

-  В какой сказке козочка встретилась с волком? («Волк и семеро козлят»).

- Что случилось с козлятами в этой сказке? (Козлятки не послушались маму Козу, и их поймал серый волк).

- Какую песенку пела Козочка? Давай споём вместе?

Козлятушки ребятуш ки,

Отомкнитеся, отопритеся.

Ваша мама пришла,

Молочка принесла...

Дайте ребенку силуэт дерева, вырезанный из бумаги, и предложи те раскрасить крону зеленым или желтым цветом (по выбору) и поставить чёрные пятнышки на белом стволе (кистью с краской, пальчиком или фломастером).

Козочка-белоногушка

Козушка-белоногушка     - А я волка не боюсь,

По лесу ходила,                Я серого не страшусь:

По лесу ходила,                Я от серого от волка

Волка дразнила:               Под берёзкой схоронюсь.

Беседы, игры и творческие задания

по сюжету народной потешки

«Кисонька-мурысонька»

- Давай вместе рассмотрим красивую картинку и послушаем потешку про кошечку.

- Кто здесь нарисован? (Кошка, киса).

- Как кису назвать ласково? (Кисонька),

- А я знаю песенку про кисоньку-мурысоньку. Послушай. Чтение потешки и повторное рассматривание иллюстрации.

- Какая кисонька-мурысонька? (Весёлая, быстрая, озорная, ловкая, красивая, нарядная).

- Кисонька-мурысонька быстрая, а как сказать по-другому? (Шустрая, ловкая).

-Где была кисонька-мурысонька? (На мельнице). Покажи мельницу на картинке.

- Что она там делала? (Муку молола).

- Что кисонька пекла из муки? (Прянички).

- С кем она поделилась пряничками? (Ни с кем, ела одна). Это хорошо или плохо?

- Давай скажем кисоньке: «Не ешь одна, не ешь одна!»

- А теперь давай вместе расскажем эту потешку или споём песенку. Я буду задавать впо-росы, а ты отвечай за кисоньку.

Взрослый знакомит ребенка с рассказыванием потешки по ролям. Ребенок берёт на себя роль кисоньки мурысоньки и отвечает за неё словами потешки.

После совместного рассказывания предложите ребенку слепить для угощения «вкусные" прянички из солёного теста или пластилина. По* кажите способ лепки «пряника» (полусферы): раскатывание шара круговыми движениями ладоней и частичное сплющивание снизу.

Кисонька-мурысонька

   Кисонька-мурысонька,       - Кисонька-мурысонька,

   Ты где была?                          Что из муки пекла?

- На мельнице.                        - Прянички.

- Кисонька-мурысонька,        - Кисонька-мурысонька,

   Что там делала?                      С кем  прянички ела?

- Муку молола.                        - Одна.

                                                   - Не ешь одна! Не ешь одна!

 

Беседы, игры и творческие задания

по сюжету народной потешки

«Сидит, сидит зайчик»

- Давай вместе рассмотрим картинку.

- Посмотри на зайчика, какой он? (Весёлый, довольный, озорной, быстрый, шустрый).

- Что делает зайчик? (Веселится, пляшет, прыгает, песенки поёт).

- Послушай песенку про зайчика:

- Сидит, сидит зайчик, Под кустом, под кустом. Охотнички едут, Едут-скачут в поле

Во пустом, во пустом.

- Вы, охотнички,скачите, На мой хвостик поглядите: Я не ваш, я ушёл!

- Каким оказался зайчик? (Быстрым, ловким, догадливым).

- Кому пел песенку зайчик? (Охотничкам, охотникам).

- Какие песенки про зайчика ты ещё знаешь? Спой:

- Зайка серый умывается: Видно, в гости собирается.

- Покажи, как зайчик умывается. А как он пляшет? Скачет? Ребенок имитирует движения зайчика.

После беседы по картинке и совместного рассказывания потешки предложите ребенку нарисовать, как быстро зайчик убегает от охотников: окунуть в краску две ватные палочки (или подушечки пальцев) и быстро ставить ритмичные <-следы» (пятнышки) на листе бумаги белого или зеленого цвета. "Следы» можно ставить синхронно (двумя руками одновременно) или чередовать движения левой и правой рукой.

Сидит, сидит зайчик

Сидит, сидит зайчик,          Во пустом, во пустом.

Сидит зайка серый             - Вы, охотнички, скачите:

Под кустом, под кустом.    На мой хвостик поглядите:

Охотнички едут,                   Я не ваш,

Едут-скачут в поле                Я ушел.

Беседы, игры и творческие задания

по сюжету народной потешки

«Сорока-ворона»

- Давай рассмотрим картинку. Кто здесь нарисован? (Сорока-ворона и её сынок). Что они делают? (Сорока сварила кашу, сейчас будет сыночка кашей кормить).

-  Послушай песенку о том, как сорока-ворона варила кашу.

Взрослый рассказывает потешку, ребенок рассматривает картинку.

- Какая сорока-ворона? (Большая, у неё черные перышки). Покажи, где у сороки крылья, хвост, клюв). Что она держит крыльями? (Горшочек с кашей и ложку). Как одета сорока-ворона? (У сороки-вороны красивая юбка и чепчик).

- А теперь давай вместе споём эту песенку и поиграем:

- Сорока-ворона Кашу варила, Деток кормила.

Этому дала (повторяем 4 раза и поочередно показываем на пальчики)

А этому не дала: (показываем на большой палец)

- Ты воды не носил, Дров не рубил, Каши не варил. Тебе нет ничего!

- Давай снова поиграем (водим пальчиком по ладошке, загибаем пальчики).

- Теперь ты говори, а я буду пальчики загибать!

Предложите ребенку самому «сварить» кашу: насыпьте в красивую миску крупу и предложи те помешивать деревянной расписной ложкой.

Сорока-ворона

Сорока-ворона                  - А ты где был?

Кашу варила,                      Дров не рубил,

Детей кормила,                  Печку не топил,

Этому дала,                        Кашу не варил,

Этому дала,                        Позже всех приходил.

Беседы, игры и творческие задания

по сюжету народной потешки

«Улитка, улитка»

-  Посмотри на картинку и скажи, кто это ползёт? (Улитка).

Предложите малышу рассмотреть иллюстрацию, направьте внимание на внешний вид улитки, предложите найти и показать, глаза, домик, рожки.

- Послушай и отгадай загадку: "Ползёт, домик на спине везёт. Кто это?» (Улитка).

- Какая улитка? (Смешная, весёлая, забавная).

- Как назвать её ласково? (Улиточка).

- Какой домик у нашей улитки? (Красивый, нарядный, весь в узорах).

- С кем улитка дружит? Кто сидит на домике улитки? (Пчёлка).

- Как она жужжит? (ЖЖЖЖ).

- Помоги мне сочинить песенку: Жу-жу-жу жу-жу-жу.

Что улитке покажу?

Жу-жу-жу жу-жу-жу.

Ей игрушку покажу.

Расскажите ребенку разные варианты этого стихотворения, например, вместо слова «игрушку» произнесите «конфетку» (или «машинку», «лошадку», «матрешку» и др.). Предложите малышу самому «сочинить» стихотворение -назвать свое слово или строчку.

- Кто ещё умеет ползать? (Черепаха, крокодил, змея, сороконожка...).

- Как улитка ползает? (Медленно, осторожно, весело).

- Почему улитка весёлая? (Ей не страшно, она всегда носит с собой свой домик).

- Послушай стихи про улитку.

Взрослый повторно читает потешку и предлагает ребенку рассказать ее вместе сначала громким, а потом тихим голосом

Улитка, улитка

Улитка, улитка,                 Мягкой лепешки.

Покажи рога,                    Высунь рожки!

Дам кусок пирога!           Ползи по дорожке,

Пышки, ватрушки,            Дам тебе лепёшки.

Беседы, игры и творческие задания

по сюжету народной потешки

«Покупал баран баранки»

- Кто здесь нарисован? (Баран). Как его назвать ласково? (Барашек).

- Какой баран? (Красивый, весёлый). Какая у него шуба? (Лохматая, теплая, мягкая). Как он кричит? (Бе-е-е).

- Что баран купил? (Баранки).

- Что ещё купил баран? (Сушки, плюшки; лепешки, ватрушки...).

- Ты видел(а) баранки? На что похожа баранка? (На колесо). Ты пробовал(а) баранки? Они вкусные?

- Какие баранки? (Круглые, вкусные). Как ты думаешь, барану они понравились?

- Скажи про барана медленно: по-ку-пал ба-ран ба-ран-ки. Сейчас скажем побыстрее, ещё быстрее.

- Ещё раз произнесём вместе: сначала медленно, а потом быстро.

Взрослый произносит эти фразы вместе с ребенком чётко, чтобы было слышно каждое слово. Затем предложите ребенкупроизнести эту фразу самостоятельно. Через какое-то время повторите совместное и самостоятельное проговаривание скороговорки.

Если проговаривание вызывает у ребенка затруднение, пропойте вместе с ним скороговорку:

Ба-ран,ба-раи,

Ты купи мне барабан.

- Произнеси чистоговорку сначала медленно, а потом быстро, еще быстрее.

Предложите ребенку помочь барану - слепить из пластилина или соленого теста много сушек и баранок. Поясните, что сушки маленькие, а баранки большие.

Покупал баран баранки

Покупал баран баранки                     ШЕСТЬ ватрушек,

На базаре спозаранок                         ПЯТЬ коржей,

Накупил баран баранок:                    ЧЕТЫРЕ пышки,

Для барашков, для овечек                 ТРИ пирожных,

ДЕСЯТЬ маковых колечек,               ДВЕ коврижки

ДЕВЯТЬ сушек,                                  И ОДИН калач купил -

ВОСЕМЬ плюшек,                             Про себя не позабыл!

 СЕМЬ лепешек            

Беседы, игры и творческие задания

по сюжету народной потешки

«Дили-дили»

- Давай рассмотрим красивую картинку и послушаем новую песенку.

- Про кого эта песенка? (Про Колокольчики).

- Что они делали? {Всех будили).

- Кого будили колокольчики? (Жуков, пауков, мотыльков,зайчат, ежат и медвежат.)

- Кто ещё проснулся? (Воробушек). Кто встрепенулся? (Галчонок).

- Давай вместе споём:

- Динь, день! Динь, день! Не проспите новый день!

Если ребенок уже запомнил несколько строчек, повторите их ещё раз и спойте вместе с ним потешку, а затем предложите спеть самому. Похвалите малыша.

- Послушай песенку, её мама поёт своим деткам, когда они ложатся спать:

- Дили-дили бом, закрой глаза скорее... Кто-то ходит за окном и стучится в двери... Дили-дили бом, кричит ночная птица...

Он уже пробрался в дом, к тем, кому не спится..

- Ты не испугался (не испугалась)? Это колыбельная песенка, она помогает скорее заснуть. К нам с тобой никто в дом не проберётся, мы будем крепко спать.

- Какие песенки тебе поёт вечером мама? Папа? Бабушка?

-Давай вместе скажем тихим голосом, а затем шепотом:

- Дили-бом, дили-бом, на бочок я повернусь. Дили-бом, дили-бом, никого я не боюсь.

Дили-дили

Дили-дили-дили-дили! -    Дили-дили-дили-дили!

Колокольчики звонили.       Колокольчики будили

Дили-дили-дили-дили! -    Всех зайчат и ежат,

Колокольчики будили          Всех ленивых медвежат.

Всех жуков, пауков              И воробушек проснулся,

И весёлых мотыльков.         И галчонок встрепенулся...

Динь, день! Динь, день!      Динь, день! Динь, день!

Начинаем новый день!        Не проспите новый день

Беседы, игры и творческие задания

по сюжету народной потешки

«Ату-ту-ту-ту!»

- Кого ты видишь на картинке? (Курочку).

- Как ты думаешь, что здесь случилось? (Пожар, дом горит).

- Послушай потешку про пожар и курочку.

Чтение потешки и повторное рассматривание иллюстрации.

-  Чей это ДОМ горит? (Кошкин дим горит, из окон и двери дым валит).

- Что делает курочка? (Спешит на пожар, будут огонь тушить).

- Как об этом рассказывается в потешке? (Бежит курочка с ведром, / Заливает кошкин дом).

- Почему тучи черные? (Это дым).

- Как ты думаешь, кто это поёт: «А-ту-ту-ту!» {Беседа с детьми о трубе как музыкальном инструменте, с помощью которого можно позвать всех на помощь тушить пожар).

- Послушай другие потешки и стихи:

***

 А ту-ту, ту-ту, ту-ту.                              

Я на ёлочке расту.             - А ту-ту-ту-ту-ту-ту,

Ветер ёлку укачал,             Потерял Иван трубу.

Я с ёлочки упал.                 Шарил, шарил - не нашёл,

Я упал иа пенек,                Без трубы домой пошёл.

Стал пригожий паренек.

-  Давай выучим потешку, которая тебе понравилась, и расскажем кому ты захочешь (маме, папе, бабушке, сестре), потешим, повеселим их..

Ату-ту-ту-ту!

Ату-ту-ту-ту,                        Через кошкин дом

Заиграю во трубу,              Валит дым столбом.

Труба липовая,                   Бежит курочка с ведром,

Кольца медяные.               Заливает кошкин дом.

Беседы, игры и творческие задания

по сюжету народной потешки

«Петушок — золотой гребешок»

-Рассмотри картинку и послушай песенку про петушка. Совместное рассматривание иллюстрации и выразительное чтение потешки.

- Кто это? (Петушок).

- Покажи, где у петушка головушка, где его борода, бородушка? А где хвост?

Если ребенок не может найти и показать части тела петушка, обозначенные словами  «головушка», «бородушка", помогите их найти или покажите сами, назовите и затем вновь предложите малышу самому найти, показать пальчиком и назвать.

- Как поёт петушок? (Ку-ка-ре-ку). Он кукарекает. Как петушок кукарекает? (Ку-ка-ре-ку). Скажи «ку-ка-ре-ку» громко и тихим голосом.

- Посмотри на хвост петушка. Какой он? (Красивый, большой, нарядный). Какого цвета хвост? (Красный, синий, желтый, зелёный). Здесь разные цвета, значит хвост... разноцветный. Повтори это слово. Какой хвост? (Разноцветный).

-Давай вместе расскажем про петушка. «Это... петух, петушок. Он... красивый, большой, сильный. У него... красивый, разноцветный хвост, красный гребешок Петушок кричит... ку-ка-ре-ку».

- Про кого мы рассказали? (Про петушка).

- Какой петушок? Предложите описать по картинке и вспомнить слова из потешки.

- Что он делает? (Рано встаёт, голосисто поёт, кукарекает).

- Давай вместе споём песенку про петушка.

Предложите малышу вместе нарисовать петушка с красивым разноцветным хвостом.

Петушок — золотой гребешок

Петушок, петушок,          Что ты рано встаёшь,

Золотой гребешок,          Голосисто поёшь,

Масляна головушка,       Деткам спать

Шелкова бородушка,      Не даёшь?

Беседы, игры и творческие задания

по сюжету народной потешки

«Пошёл котик на торжок»

- Посмотри на картинку и скажи, кто это? (Это котик). Посмотри, какие у котика глаза? (Зеленые). Шерстка? (Мягкая). Какими словами можно сказать о котике, какой он? (Пушистый, мягкий, ловкий).

- Что умеет делать котик? (Прыгать, ловить мышей, царапаться, лакать молоко и т.п.).

- Что купил котик? (Пирожок и булочку).

- Какой пирожок? (Вкусный, румяный).

-  Кого угостил котик? (Ваню).

- А ты кого хочешь угостить?

-  Если мы погладим котика, что он будет делать? (Мурлыкать, выгибать спину...). А что делает котик,

когда видит мышку? (Ловит, бежит, тихонько подкрадывается...). Если я покажу котику ниточку с бантиком, что он будет делать? (Играть, подпрыгивать, хватать...).

- У котика лапки белые, он ... белолапый.

-  Как мяукает котик? (мяу-мяу). Что он делает? (Мяукает...).

-Про кого так говорят: «Мягонькие лапки, а в лапках цап- царапки. Кто это?» Давай расскажем про котика.

«Это.,, котик, его зовут... Мурзик. Он... усатый, полосатый, глаза у него... зеленые, шерстка... мягкая. Мурзик... пушистый, белолапый. Он любит... молоко и пирожки, умеет... ловить мышей. Мне он... очень нравится».

- Послушай ещё одну песенку про котика: Уж ты котенька-коток,

Котя - серенький лобок

Приди, Котя, ночевать,

Нашу детку покачать.

Уж как я тебе, коту, за работу заплачу.

Дам кусок пирога и кувшин молока.

- Давай вместе споём эту песенку!

Пошёл котик на торжок

Пошел котик на торжок,   Самому ли сьесть,

Купил котик пирожок.       Или Ване снесть?

Пошел котик на улочку,     Я и сам укушу,

Купил котик булочку.         Да и Ване снесу.

Беседы, игры и творческие задания

по сюжету народной потешки

«Курочка-рябушечка»

- Рассмотри картинку и скажи, кто это? (Курочка). Она не одна, а... с кем? (С цыплятками).

- Какая курочка? (Пёстренькая, рябенькая). Поэтому и зовут её курочка-рябушечка.

- Какие цыплятки? (Один желтый, другой серенький, третий рябенький). Все разных цветов. Значит, они какие? (Разноцветные).

-  Куда пошла курочка-рябушечка? (На речку. За водой). Зачем курочке вода? (Цыплляток поить).

- В чём она несёт воду? (В ведре). Какое оно? (Большое, зелёное).

- Что делают цыплятки? (Тоже воду несут). В чём?

- Все ли цыплята хотят маме помочь? Дети рассматривают иллюстрацию и находят цыплёнка, который спрятался за кустиком,

- Покажите цыплёнка, который спрятался. Почему он прячется? (Воды боится, а может помогать ленится?)

- Это кто? (Цыплята). Какие они? Они большие? ( Нет. маленькие). Какого они цвета? (Желтые, желтенькие, пестренькие.) Цыплята пушистые. Они маленькие, желтые и пестренькие, пушистые. Цыплята пищат: пи-пи-пи.

- А ещё какие цыплятки? (Маленькие, дружные, послушные). Давай вместе расскажем про них. «Это... мама-курочка. Её зовут ... (курочка-рябушечка). У неё есть ребятки, маленькие ... (цыплятки). Они все ... разноцветные: (один желтый, другой серенький, третий рябенький). Мама их очень любит».

Курочка поёт песенку своим деткам:

- Цып-цып-цып, мои ребятки! Цып-цып-цып, мои цыплятки!

- Давай и мы споём эту песенку.

Курочка-рябушечка

Курочка-рябушечка, Куда пошла? На речку.

Курочка-рябушечка, За чем пошла? За водичкой.

-  Курочка-рябушечка, Зачем тебе водичка?

-  Цыпляточек поить.

-  Курочка-рябушечка,

Как цыплята просят пить?

-  Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!

Беседы, игры и творческие задания

по сюжету народной потешки

«Стуки-стуки, глянь в ворота»

- Давай вместе рассмотрим эту интересную картинку. Кто на ней нарисован? (Свинка, гусь, петух). Что они делают? (Идут в гости).

- Послушай про них потешку:

- Стуки-стуки, глянь в ворота:

Верно, в гости едет кто-то:

Едет целая семья, Впереди идет свинья.

Гусли гусь настроил, А петух с трубою. Кот и песик удивились: Даже помирились.

- Кого ты не видишь на картинке? (Кота и пёсика). Повтори, кого здесь нет?

- Кто идёт впереди всех? Как об этом говорится в потешке? (Впереди идёт свинья).

- Что делает гусь? Вспомни слова потешки. (Гусли гусь настроил.) Гусли - это музыкальный инструмент. Гусь - музыкант. Он играет на гуслях. Повтори: гусь и гусли.

- А что у петуха? Как об этом говорится в потешке? (А петух с трубою.) Труба - это тоже музыкальный инструмент. Возьми трубочку и покажи, как дуют в трубу?

- Вспомни, как кричит свинка? (Хрю-хрю). Что она делает? (Хрюкает).

-  Гусь гогочет: га-га-га, а петух... (кукарекает). Как? (Ку-ка-ре-ку).

-  Собака лает: ав-ав-ав, а кошка... (мяукает). Как? (Мяу-мяу-мяу).

- Давай помяукаем сначала тихо, потом громко. И затем наоборот: сначала громко, а потом тихо.

Стуки-стуки, глянь в ворота

Стуки-стуки, глянь в ворота:   Гусли гусь настроил,

Верно, в гости едет кто-то:     А петух с трубою.

Едет целая семья,                     Кот и пёсик удивились -

Впереди идёт свинья.               Даже помирились.

Беседы, игры и творческие задания

по сюжету народной потешки

«Сидит белка на тележке»

- Давай вместе рассмотрим эту красивую картинку. Кто здесь нарисован? (Белка, лисичка, воробушек, мишка и зайчик).

- Как ты думаешь, что здесь происходит? (Все звери собрались и смотрят на белку. У белки много орехов.)

- Послушай потешку про белочку. {Чтение потешки и повторное рассматривание иллюстрации).

- Где сидит белочка? (На тележке). Что она делает? (Продаёт орешки).

-  Как об этом поётся в потешке? (Сидит белка на тележке, / Продает она орешки...).

- А ну-ка посмотри, кому белочка продает орешки? (Лисичке-сестричке, воробью, синичке, мишке толстопятому, заиньке усатому).

- Кому белка дала орешки в платок? (Наверное, лисичке). Кому в клювик? (Синичке). А кому в лапочку? (Мишке, зайке).

- Кто на картинке самый большой? (Медведь, мишка толстопятый). Мишка большой, а как сказать по-другому? (Огромный, здоровый, громадный).

- Кто в потешке самый маленький? (Птички - воробушек и синичка). Птички маленькие, а бабочки еще меньше, они ... (малюсенькие, махонькие).

- Как ты думаешь, понравились белкины орешки зверятам?

- Споём вместе песенку про белочку:

- Сидит белка на тележке, Продает она орешки...

После беседы по картинке предложите ребенку слепить орешки и обыграть потешку со своими игрушками или персонажами театра.

Сидит белка на тележке

Сидит белка на тележке,     Заиньке усатому.

Продаёт она орешки:           Кому в платок,

Лисичке-сестричке,             Кому в зобок,

Воробью, синичке,               Кому в лапочку.

Мишке толстопятому,          ВКУСНО!

Беседы, игры и творческие задания

по сюжету народной потешки

«Ворон в красных сапогах»

- Давай вместе рассмотрим эту картинку.

- Кто это? (Ворон). Где он сидит? (На дереве, на дубе). Что делает ворон? (Играет на трубе). Послушай песенку про него:

- Ой. ребята, та-ра-ра! На горе стоит гора,

А на той горе дубок,

А на дубе воронок.

Ворон в красных сапогах,

В позолоченных серьгах,

Чёрный ворон на дубу,

Он играет во трубу,

Труба точеная, позолоченная,

Труба ладная, песня складная!

- Почему ворона назвали воронок? (Он маленький).

- А как назвали маленький дуб? (Дубок).

-  Ворон играет на трубе. Он музыкант, трубач. Вспомни другую потешку про трубача. Найди картинку.

Ребенок рассматривает все иллюстрации и находит карточку с потешкой «Стуки-стуки, глянь в ворота...». Сравнивает петуха и ворона, устанавливает между ними сходство: петух играет на трубе и ворон тоже играет на трубе, петухи ворон - музыканты, трубачи.

- Как ты думаешь, сейчас на картинке день или ночь? Как ты об этом узнал(а)? Дети играют, не спят, значит еще день.

- Ворон играет на трубе с утра до вечера. Поэтому на картинке нарисованы солнце и месяц.

Ворон в красных сапогах

Ворон в красных сапогах,                  Труба точеная,

В позолоченных серьгах,                    Позолоченная,

Черный ворон на дубу,                       Труба ладная,

Он играет во трубу.                             Песня складная.

Беседы, игры и творческие задания

по сюжету народной потешки

«Наша-то хозяюшка»

- Давай вместе рассмотрим эту красивую картинку и узнаем, что здесь происходит.

- Кто здесь нарисован? (Мышка, собачка, котик и курочка).

- Что они делают? (В доме убираются).

- Послушай    потешку    про    умную, догадливую, сметливую   хозяюшку  (чтение  потешки  и  повторное рассматривание иллюстрации).

- Весело помощники убираются в доме?

- Послушай ещё раз! Я буду говорить, а ты показывай того, о ком я говорю.

- Кто чашечку моет языком? (Собачка). Покажи, как она это делает?

- Кто собирает крошки под окном? (Мышка). Покажи, как она это делает?

- Кто по столу лапою скребет? (Кот, котище). Как он это делает? Покажи!

- Кто веничком метёт? (Курочка). Покажи, как курочка веничком метёт! Что она метёт? (Половичку, половицу, дощечку пола).

После беседы по картинке предложите ребенку «навести порядок» в своих игрушках и выполнить «работу» по дому: помочь маме и бабушке смести крошки со стола с помощью щетки и совочка, вытереть стол, вымыть пластиковую миску, пересыпать крупу из одной ёмкости в другую.

Покажите малышам пальчиковый или кукольный театр по сюжету потешки и вовлеките в действо - предложите по ходу сюжета имитировать действия персонажей. Создайте условия для отражения впечатлений в изобразительной деятельности: дети могут нарисовать мышку, «насыпать» крошки, слепить мисочку.

Наша-то хозяюшка

Наша-то хозяюшка              Мышка собирает

Сметлива была,                    Крошки подокном,

Всем в избе работушку       По столу котище

К праздничку дала:              Лапою скребёт,

Чашечку собачка                  Половичку курочка

Моет языком,                       Веничком метёт.

Беседы, игры и творческие задания

по сюжету народной потешки

«Тень-тень-потетень»

- Кто нарисован на этой картинке? (Медведь, лиса, заяц, два ёжика, птичка).

- Что они делают? Собрались вместе и разговаривают.

-  Послушай, как об этом рассказывается в потешке. (Чтение потешки и повторное рассматривание иллюстрации).

- Оказывается, звери хвастаются друг перед дружкой.

- Давай вместе расскажем потешку (или споем)! Я буду говорить, кто хвалился, а ты отвечай.

Похвалялася лиса (Читает взрослый).

- Всему свету я краса! (Отвечает ребенок). Похвалялся зайка: (Читает взрослый).

- Пойди, догоняй-ка! (Отвечает ребенок). Похвалялися ежи: (Читает взрослый).

- У нёс шубы хороши! (Отвечает ребенок). Похвалялся медведь: (Читает взрослый).

- Могу песни я петь! (Отвечает ребенок). -Хвастаться - это хорошо или плохо? Беседа нравственно-этического содержания с детьми трех-четырех лет.

- Что такое плетень? (Забор, ограда, ограждение). Из чего можно сделать забор? А ты умеешь конструировать заборчик? Покажи. Ребенок конструирует забор из любых подручных материалов (карандашей, палочек, брусков пластилина, губок для мытья посуды, деревянных брусков или кирпичиков).

-  Молодец, ты не хвастался (не хвасталась), а делом доказал(а), что умеешь строить заборчик.

Тень-тень-потетень

Тень-тень, потетень,              Похвалялся зайка:

Выше города плетень.           - Поди, догоняй-ка!

Сели звери под плетень.       Похвалялись ежи:

Похвалялися весь день:         - У нас шубы хороши!

Похвалялася лиса:                 Похвалялся медведь:

- Всему свету я краса!           - Могу песни я петь!

Беседы, игры и творческие задания

по сюжету народной потешки

«Зайка серенький сидит»

-Давай рассмотрим картинку. Кто это? (Зайчик, зайка, заяц).

—  Почему зайчик в шапке? (Наступила зима, холодно, зайка замёрз). Почему зайка замёрз? (Не успел поменять серую шубку на белую, теплую).

— Послушай потешку. (Чтение потешки и повторное рассматривание иллюстрации).

Давай покажем, как зайка греет ушки:

— Зайка серенький сидит / И ушами шевелит. Вот так, вот так. / Он ушами шевелит! (Поднимаем руки над головой, будто это ушки, и шевелим ими).

Давай покажем, как зайка греет лапки:

— Зайке холодно сидеть, / Надо лапочки погреть. Вот так, вот так / Надо лапочки погреть! (Хлопаем в ладоши).

Давай покажем, как зайка скачет, чтобы согреться:

— Зайке холодно стоять, / Надо зайке поскакать. Вот так, вот так / Надо зайке поскакать! {Прыгаем на

двух ногах или делаем «пружинку» мягко приседаем).

~ Кто испугал зайку? (Зайку волк испугал). Что он сделал? (Зайка в лес убежал).

— Какие потешки и песенки про зайчика ты знаешь?

— Заяц белый, куда бегал?

— В лес дубовый.

— Что там делал?

— Лыко драп.

— Куда клал?

— Под колоду.

— Кто брал?

— Родион.

— Выйди вон!

Зайка серенький сидит

Зайка серенький сидит         Надо лапочки погреть!

И ушами шевелит.                 Зайке холодно стоять,

Вот так, вот так                     Надо зайке поскакать.

Он ушами шевелит!               Вот так, вот так

Зайке холодно сидеть,          Надо зайке поскакать!

Надо лапочки погреть.          Зайку волк испугал!

Вот так, вот так                     Зайка тут же убежал!

Беседы, игры и творческие задания

по сюжету народной потешки

«По синю морю корабль бежит»

- Как ты думаешь, что здесь происходит? (Зайка идет по берегу и ведёт за верёвку корабль. Корабль плывёт по морю. В корабле сидят волк и мишка. А лиса сидит в кустах и подглядывает).

-  Послушай, какую песенку я тебе спою! (Чтение потешки и повторное рассматривание иллюстрации).

. - Кто хочет зайку украсть? (Лиса).

- Ничего у лисы не получится. А знаешь почему? (У зайки есть друзья, они не дадут своего друга в обиду). Послушай новую потешку:

- У неё сорока Отщипнула нос. А потом синица Принесла ей нос, И к тому же месту Сразу он прирос.

- Давай вспомним ещё одно стихотворение про кораблик:

- Матросская шапка, Веревка в руке, Тяну я кораблик

По быстрой реке, И скачут лягушки За мной по пятам, И просят меня:

- Прокати, капитан!

(А. Барто)

Прочитайте стихотворение два раза, повторите вместе с ребенком последние четыре строчки. Предложите ребенку изобразить речку из ленточек и построить кораблик из строительного материала.

По синю морю корабль бежит

По синю морю               Заюшка кораблик

Корабль бежит,              За верёвку ведет,

Серый волк                    Лисичка из-за кустика

На носу стоит,                Хитро глядит:

А медведь                       Как бы зайку украсть,

Паруса крепит.               Как бы верёвку сорвать.

Беседы, игры и творческие задания

 по сюжету народной потешки

«Петушок-петушок»

- Давай рассмотрим картинку. Кто это? (Лиса). Что делает лиса? (Бежит и несёт петушка).

- Послушай потешку. (Чтение потешки и повторное рассматривание иллюстрации).

-  Какой петушок? (Красивый, весёлый.,.). Давай споем про него песенку:

Петушок, петушок, / Золотой гребешок, Ты подай голосок / Через темный лесок. Через лес, / За реку Покричи: «Ку-ка-ре-ку!»

- Какой петушок? (Красивый, весёлый...).

- Как кричит петушок? (Ку-ка-ре-ку). Что он делает? (Кукарекает).

- Давай пококукарекаем: сначала тихо, а потом громче и еще громче. А теперь скажем совсем тихо. И давай ещё покричим!

- В какой сказке лиса украла петуха? (Кот, петух и лиса).

- Что пела лиса петушку? Споём вместе:

- Петушок, петушок, Золотой гребешок, Выгляни в окошко — Дам тебе горошку.

- Что кричал петух? (Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы. Котик-братик, выручи меня). Чем сказка закончилась? (С тех пор опять кот да петух живут вместе, а лиса уж больше к ним не показывается).

После беседы по картинке и сюжету литературных произведений предложите ребенку нарисовать петушка -красивого, весёлого и свободного. Малыши могут приклеить силуэт туловища и дорисовать хвост.

Петушок-петушок

Петушок, петушок,              Через лес,

Золотой гребешок,               За реку

Ты подай голосок                 Покричи:

Через тёмный лесок.              –Ку-ка-ре-ку!

образовательная программа  для детей 1г 6 м до 3лет «ТЕРЕМОК»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Адаптационные игры"

Картотека "Адаптационные игры"...

Картотека адаптационных и развивающих игр с песком

К.Д.Ушинский писал: «Самая лучшая  игрушка для детей – куча песка!». Игра ребенка с песком известна с давних времен и представляет собой один из наиболее излюбленных детьми видов активности. Песо...

Картотека адаптационных игр для детей раннего дошкольного возраста

Картотека игр для детей раннего дошкольного возраста на период адаптации...

картотека адаптационных игр по программе Теремок

Цель игр — это не развитие и обучение ребенка, а эмоциональное общение, налаживание контакта между ребенком и взрослым....

Картотеке адаптационных игр

Игры по развитию эмоции...

Картотека адаптационных игр по программе Теремок

Картотека адаптационных игр по программе Теремок...