Статья. Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта у детей 5-6 лет.
статья (старшая группа)

В детском саду, необходимо формировать у дошкольников устойчивый интерес к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желание использовать их в самостоятельной деятельности, формировать начальные представления о некоторых видах спорта, спортсменах и т.п.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.27 КБ

Предварительный просмотр:

В соответствии с ФГОС ДО образовательная область «Физическое развитие» включает следующие приоритетные направления организации жизнедеятельности детей:

-овладение двигательной деятельностью, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

- овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни, становление ценностей здорового образа жизни.

В связи с этим в детском саду, необходимо формировать у дошкольников устойчивый интерес к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желание использовать их в самостоятельной деятельности, формировать начальные представления о некоторых видах спорта, спортсменах и т.п.

Практика показывает, что дети дошкольного возраста с большим удовольствием занимаются физкультурой и началами различных видов спорта. Большой интерес у них вызывают спортивные игры – баскетбол, футбол, волейбол, настольный теннис, бадминтон, хоккей и др.

В образовательной области «Физическое развитие» программы «Детство» предусмотрено выполнение детьми различных спортивных игр и упражнений, согласно возрасту. 

В старшей группе это спортивные упражнения:

1.  Катать друг друга на санках, кататься с горки по двое. Выполнять повороты на спуске.

2.  Скользить по ледяным дорожкам с разбега, приседая и вставая во время скольжения.

3.  Ходить на лыжах скользящим шагом. Выполнять повороты на месте и в движении. Подниматься на горку лесенкой, спускаться с нее в низкой стойке. Проходить на лыжах в медленном темпе дистанцию 1 – 2 км. Участвовать в играх: «Кто первый повернется?», «Слалом», «Подними», «Догонялки».

4.  Самостоятельно кататься на двухколесном велосипеде по прямой, выполнять повороты налево, направо. Кататься на самокате, отталкиваясь правой и левой ногой.

5.  Плавание: двигать ногами вверх-вниз, сидя в воде на мелком месте и лежа, опираясь руками. Выполнять разнообразные движения руками в воде. Скользить на груди и на спине, выполнять выдох в воду. Плавать произвольным способом.

Элементы спортивных игр:

1.Городки: бросать биты сбоку, занимая правильное и. п. Знать 3 – 4 фигуры. Выбивать городки с полукона (2-3 м) и кона (5-6 м).

2.Баскетбол: перебрасывать мяч друг другу двумя руками от груди, вести мяч правой, левой рукой. Бросать мяч в корзину двумя руками от груди.

3.Бадминтон: отбивать волан ракеткой, направлять его в определенную сторону. Играть в паре с воспитателем.

4.Футбол: прокатывать мяч правой и левой ногой в заданном направлении. Обводить мяч вокруг предметов, закатывать в лунки, ворота. Передавать ногой друг другу в парах, отбивать о стенку несколько раз подряд.

5.Хоккей: прокатывать шайбу клюшкой в заданном направлении, закатывать ее в ворота. Прокатывать шайбу друг другу в парах.

6.Волейбол: обучать элементам «Школы мяча». Перебрасывать мяч друг другу двумя руками снизу, от груди. Перебрасывать мяч через шнур, сетку вдаль из-за головы. Перебрасывать мяч друг другу двумя руками от груди через сетку.

Знакомить и осваивать элементы спортивных игр рекомендуется со старшего дошкольного возраста, так как спортивные игры:

- это игры команд, соревнующихся между собой, следовательно, дети должны обладать «чувством команды»;

- это игры, требующие подчинение правилам, довольно жестким и не всегда подчиняющимся желаниям играющих;

- каждая спортивная игра требует конкретной техники.

Обучение детей элементам спортивных игр должно иметь целью достижения благоприятного физического развития и разносторонней двигательной подготовленности детей, а также ознакомление детей со спортивными играми в доступной форме. Основное внимание должно быть направлено не на специальную подготовку, а на создание общих предпосылок успешного обучения спортивным играм в школе.

Игровая форма проведения занятия является основой методики обучения спортивным играм и упражнениям. Занятие должно проходить как занимательная игра. Нельзя допускать монотонности, скуки, сами движения и игры должны доставлять ребенку удовольствие, вызывать желание продолжить занятие.

Не менее важна индивидуализация процесса обучения спортивным играм и упражнениям. Индивидуальный подход достигается при подборе методов обучения и воспитания в зависимости от степени усвоения учебного материала каждым ребенком, при учете реакции его организма на физическую нагрузку. Содержание занятий строится с учетом физической подготовленности, индивидуальной одаренности детей к определенному виду движений и их желаний.

В процессе обучения спортивным играм чрезвычайно важно обеспечить сознательное освоение действий. Понимание детьми смысла действий ускоряет процесс формирования навыков, способствует умению в последующей двигательной деятельности самостоятельно подбирать эффективные действия и целесообразно их применять.

Во время знакомства с некоторыми видами спорта дети приобретают знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, овладевает способами деятельности и опытом их реализации, а также происходит развитие творческой деятельности ребёнка, его познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы.

Педагогические требования, которым следует отвечать во время проведения спортивных игр и упражнений.

1.  Они не должны включать малейшую возможность риска, угрозы здоровью детей. Однако нельзя и исключать из игры трудные правила, выполнять которые нелегко.

2.   Инвентарь и оборудование должны быть безопасны, удобны для детей и гигиеничны.

3.  Игра не должна быть излишне азартной, унижать достоинство играющих. Иногда дети придумывают обидные оценки за поражение.

4.  Ребята должны понимать смысл и содержание игры, ее правила.

5.  Начинать нужно с более простых, подготавливающих к основной игре игр, постепенно переходя к более сложным.

6.  Конец игры должен быть результативным – победа, поражение, ничья. В любом случае – завершение яркое, эмоциональное, содержащее анализ.

Прежде чем приступить к систематическому обучению детей спортивным играм и спортивным упражнениям, необходимо познакомить их с различными видами спорта, спортсменами, провести экскурсию или целевую прогулку на дворовый, школьный стадион, рассмотреть иллюстрации. Цель этой работы – вызвать интерес, сформировать желание заниматься спортом.

Вторым этапом является накопление опыта общения с предметами: ракеткой, мячом, городками и т. д. Для этого в спортивных уголках групп размещаем данное оборудование и даем возможность самостоятельно манипулировать этими предметами.

Третий этап – обучение спортивным упражнениям и элементам спортивных игр.

Формируя начальные представления и знания детей о некоторых видах спорта мы поддерживаем интерес дошкольников к спорту, способствуем освоению новых видов движений и спортивных упражнений, повышаем уровень физических способностей каждого ребенка, даем возможность ощутить радость и удовольствие от умения управлять своим телом, стимулируем стремление к участию в коллективных спортивных играх и соревнованиях со сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по формированию начальных представлений о некоторых видах спорта у детей дошкольного возраста.

Буклет " Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта". Рекомендации для родителей по формированию начальных представлений о некоторых видах спорта.Большую роль во всестороннем физиче...

Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта.

Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта....

Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта у дошкольников

Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта у дошкольников...

«Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта средствами игры»

Какую рольв физическом развитии детей играют спортивные игры и упражнения....

Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта

Одним из приоритетных направлений реализации стратегии дошкольного образования в современных условиях выступает сохранение и укрепление здоровья детей средствами развития в системе организаций дошколь...

«Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми c правилами в старшей группе»

Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми c правилами в старшей группе»...

Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами

Большую роль в физическом развитии детей играют спортивные игры и упражнения. Они способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма: нервной, сердечно-сосудистой, д...