Учебно- исследовательский проект "Глазки, мои глазки"
проект (старшая группа)

Горбунова Ольга Егоровна

Учебно- исследовательский проект о сохранении, укреплении зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskiy_proekt_glazki_moi_glazki_.doc948 КБ

Предварительный просмотр:

Городской конкурс учебно-исследовательских и творческих работ «Юность в науке» исследовательский проект «Глазки,  мои глазки»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА

ГОРОД ПОКАЧИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РЯБИНУШКА»

Городской конкурс

учебно-исследовательских и творческих работ

«Юность в науке»

Направление работы:

Естественные науки

и современный мир

Автор: Зырянова Екатерина Антоновна

воспитанница группы детей

компенсирующей   направленности

 «Олененок»

Научный  руководитель: Горбунова О.Е.

воспитатели муниципального автономного

дошкольного образовательного учреждения

                                                              детский сад комбинированного вида

                                                                                  «Рябинушка»

2017 год

                                                 

                                               

ОГЛАВЛЕНИЕ

Аннотация…………………………………………………………………………………….3

План исследований…………………………………………………………………………..4

Описание работы……………………………………………………………………...……..7

Список используемой литературы………………………………………………………....10

Приложения…………………………………………………………………………….…....11

                                                          Аннотация

Проблема сохранения и укрепления здоровья ребёнка в современных условиях является приоритетной. Это связано с появившейся в последние годы негативной тенденцией в состоянии здоровья детей, со снижением темпов роста и развития, уменьшением их функциональных показателей. Глаза - это зеркало нашей души, и когда взгляд излучает здоровый и чистый блеск о нашем здоровье можно сказать, что оно отменное. Особенно нас радует живой и беззаботный взгляд наших детей. Забота о зрении наших детей – это первостепенная наша задача, ведь почти 90% информации мы получаем непосредственно через глаза. Обучение дошкольников бережному отношению к своему здоровью, своим глазам начиная с раннего детства - актуальная задача современного образования. Работа с детьми нацелена на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья глаз, на расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

Цель исследования: научить детей беречь свои глаза, заботиться о своем зрении доступными методами.

Задачи:  -   Сформировать  представление у детей  о том, что глаза являются одним из важнейших органов чувств человека;

  • познакомить детей со строением глаза; расширять пассивный словарь школьников: «зрачок», «сетчатка», «радужная оболочка», «хрусталик», «роговица»;
  • развивать и совершенствовать у детей умение заботиться о своем зрении, привести к пониманию, что зрение необходимо беречь, развивать остроту зрения;
  • развивать мышление и любознательность;
  • воспитывать чувство сострадания к незрячим людям, желание оказать им помощь; воспитывать сознательное отношение к охране своего здоровья.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Методы:  Изучение и анализ литературных источников и интернет- ресурсов; анкетирование; беседы; интервью; наблюдение; эксперимент.

После проведения опроса и изучения ответов детей  сделали вывод о том, что не все дети обладают достаточными знаниями о глазах и о важности сохранения и укрепления зрения. На некоторые вопросы дети затруднялись дать ответ.

В результате целенаправленной работы по реализации данного проекта сделан вывод:

  1. Глаза – это очень важный орган. Они помогают многое узнать об окружающем мире, увидеть его красоту и многообразие.
  2. С помощью зрения можно определить  настроение другого человека.
  3. Дети познакомились с основными правилами охраны зрения. У детей сформировались представления о том, что вредно для зрения, а что полезно.
  4. Дети освоили приёмы оказания помощи своему зрению: гимнастика для глаз, глазодвигательные тренинги, минутки отдыха «Учим глазки отдыхать».
  5. Путём экспериментирования было установлено, как видят человек и некоторые животные.

План исследований 

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - гласит народная мудрость.

Понимая важность проблемы сохранения и укрепления зрения детей в современных условиях, учитывая тот небольшой объём знаний, умений и навыков, которым обладали дети, возникла идея создания проекта.

Чтобы понимать, как и почему проявляются зрительные нарушения, детям надо знать, как устроен и работает сложный орган зрения.

Объект исследования: ребенок дошкольного возраста.

Предмет исследования: глаза, как орган зрения.

Гипотеза: если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить хорошее зрение надолго.

Этапы и пошаговая реализация проекта

Название этапов

Пути  реализации проекта

Первый этап

подготовительный

1. Выяснение уровня знаний детей об органах зрения, используя методику «трёх вопросов»: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? С помощью чего узнаем?

Обеспечение мотивации у детей на сохранение органов зрения:

«Как нам найти ответы на вопросы?».

2. Анкетирование родителей по теме.

3. Постановка цели, определение задач.

4. Поиск форм реализации проекта (совместно с родителями).

5. Составление плана - схемы проекта, разработка содержания.

6. Подбор методической, справочной, художественной литературы

иллюстративного материала об органах зрения (совместно с родителями).

8. Подбор видеофильмов, мультфильмов по теме.

9. Изготовление памяток для родителей.

10. Подготовка консультаций для родителей по теме проекта.

11. Работа со специальной литературой, интернет-ресурсами.

12. Работа с художественной литературой.

Второй этап реализации проекта

Коммуникативная деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора:

- Беседы на темы: «Как устроены глаза», «Что ты заешь о глазах?», «Береги зрение», «У кого какое зрение», «Правильное питание - залог здоровья», «Как сохранить глазки здоровыми», «Наши глаза – зеркало души»;

- Чтение: К. И. Чуковский «Мойдодыр», «Доктор Айболит», И. Семёнова «Неболейка», стихотворение «Для чего глаза на свете? », «Вежды».

- Отгадывание загадок об органах чувств.

Изобразительная деятельность:

- Рисование «Красивые глаза»,

- Рассматривание иллюстраций в детской энциклопедии «Как устроен человек» (органы чувств – зрение),

- Коллективная работа - коллаж «Берегите глазки» (подарок малышам).

Игровая деятельность:

-Дидактические игры: «Глаза могут не только смотреть», «Глаза выражают настроение», «Глаза умеют принимать и подавать сигналы», «Что я вижу одним глазом», «Какие продукты полезны для глаз», «Есть ли у глаз помощники», «Полезно – вредно», «Чудесный мешочек», «Что любят наши глазки».

- Подвижные игры: «Мигалочки», «Жмурки».

- Сюжетно – ролевые игры: «Больница», «На приёме у окулиста».

- Игровые упражнения: «Поморгаем глазками», «Расскажи, что далеко, что близко», «Учим глазки отдыхать», «Чашки», «Любопытная Варвара», «Научим Буратино зарядке для глаз», «Покажем доктору Айболиту, как мы заботимся о своих глазках». упражнения для снятия зрительного напряжения.

Двигательная деятельность:

- Физкультурные досуги: «Если хочешь быть здоров», «Витаминная семья».

Познавательно - исследовательская деятельность:

- «Азбука здоровья»;

- Экскурсия в кабинет окулиста (с родителями);

- «Что любят и чего не любят наши глазки»;

- «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»;

- «Что умеют наши глазки»;

- «Велосипед на носу».

- «Легко ли выполнять задание, если один глаз закрыт? »,

- «Какого цвета глаза наших друзей»,

- «Кто как видит? » (Как видят заяц и птица? Как видит крот? Как видят змея и лягушка? Как видят рыбы? Как видят собака и кошка?

Проведение различных гимнастик для глаз.

Итоговая образовательная деятельность- игры «Умники и умницы».

Работа с родителями:

1. Занятие-практикум «Профилактика нарушения зрения».

2. Информационные стенды, папки - передвижки, рекомендации, консультации: «Как сохранить глаза здоровыми», «Гимнастика для глаз», «Здоровье ребёнка зависит от вас», «Будут здоровыми глазки всегда, если полезная в доме еда», «Здоровые глаза - здоровый малыш»,  «Бережём глаза ребёнка!».

3. Памятки для родителей: «Профилактика близорукости», «Гимнастика для глаз «Учим глазки отдыхать».

Третий этап - заключительный

  1. Оформление продуктов проекта - информационного материала для детей и родителей (буклеты, информационные листы, памятки, мультимедийная презентация).
  2. Подготовка презентации по деятельности проекта.

Оборудование и материалы:

  1. Книги,  журналы, энциклопедии, картины и иллюстрации.
  2. Видео- и аудиозаписи.
  3. Фотоаппарат.
  4. Материалы для продуктивной деятельности.
  5. Ноутбук.
  6. Видеопроектор.
  7. Экран.

Описание работы

Каждый вечер, перед сном, когда  мама говорит мне, что мои глазки хотят спать, я подхожу к зеркалу и рассматриваю их.   И я обратила внимание на то, что у меня зрачки в глазах бывают разного размера и у мамы тоже.  А еще я обратила внимание, что некоторые дети ходят в очках.  И мне стало так  интересно узнать больше о глазах.

У меня возникли вопросы:

  • Для чего нужны глаза?
  • Выяснить  причины ухудшения зрения.
  • Что вредно и что полезно для глаз?
  •  Почему не все дети  носят очки?
  • Изучить вопрос  о том, как сохранить зрение и здоровье глаз.

                                       

Что я узнала о глазах?

Я провела опрос среди своих сверстников. Оказалось, что не все дети обладают достаточными знаниями о глазах, они  затруднялись дать ответ. Изучив  литературу, детскую энциклопедию, интернет- ресурсы с мамой. Я узнала: Глаза – орган зрения человека. Наш главный помощник, благодаря которому мы можем видеть окружающий мир. Глаза нужны человеку, чтобы видеть предметы, людей, различать цвета, видеть солнце и звезды. Глаз человека устроен сложно. Глаз похож на маленькое яблоко, которое надёжно спрятано в глубокую норку (глазницу), а наружу выглядывает только его часть. От пыли и других вредных воздействий его защищают  веки и ресницы. Радужная оболочка определяет цвет глаз, зрачок реагирует на свет.

Как мы проводили исследование?

Опыт №1

Я решила узнать, как зрачок реагирует на свет и провести опыт.

Я посадила на стул свою маму, направила на нее настольную лампу. При ярком свете зрачки сужаются. Выключаю настольную лампу – зрачки расширяются.

 Отсюда вывод: если света мало зрачок автоматически расширяется, а если света вполне достаточно он сужается.

Опыт №2.

Зашла я в темную комнату и попробовала увидеть любимую игрушку, находящуюся в комнате. Сначала ничего не было  видно, но уже через какое то время  картина прояснилась,  и я смогла  разглядеть мою игрушку.

Отсюда вывод: На противоположной стороне глазного яблока находится очень важная оболочка – сетчатка. На сетчатке есть два вида клеток – одни похожи на палочки, а другие на колбочки. Колбочки воспринимают цвет, только тогда, когда светло. Днем работают колбочки, а палочки отдыхают. А с наступлением темноты колбочки отправляются на покой и их сменяют палочки. Поэтому, когда мы входим в темную комнату, то можем только различать предметы, но не можем определить их цвета. А если включить свет, то колбочки сразу проснутся и примутся за работу, чтобы мы могли определить, что какого цвета. 

На земле есть люди, которые ничего не видят. Как вы думаете, легко ли жить таким людям? Мы с ребятами решили выяснить. Ребята предложили закрыть глаза и походить так. Нам было тяжело  ничего не видеть.

Для слепых детей построены школы, где их учат читать с помощью пальцев.

Мы с ребятами решили всегда помогать слепым людям: можно помочь перейти дорогу, подняться по ступенькам, зайти в транспорт, купить продукты в магазине, лекарства в аптеке и т.д. 

Я заметила, что в детском саду есть дети и взрослые в очках.  Почему не все носят очки? И решила спросить об этом у нашей медсестры Ирины Викторовны.

         А это то, что мы делаем в группе для сохранения зрения.

Я очень много интересного узнала  про глаза и рассказала об этом ребятам!

  • Чихнуть с открытыми глазами невозможно.
  • Считается, что обычный человеческий глаз различает всего семь основных цветов — красный, оранжевый, желтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый.
  • В мире порядка 1 %  людей с разными цветами радужки левого и правого глаза. Вы не представляете, на сколько было мое удивление, когда я узнала, что   в нашей группе есть мальчик с разными цветами радужки.
  • У козы горизонтальные зрачки.
  • Стрекоза видит то, что происходит сзади.
  • Муравьи даже днем видят звезды.
  • У орла самые зоркие глаза.
  • А у пчел пять глаз: два больших и три маленьких.

Из всего этого можно сделать вывод:

  1. Глаза – это очень важный орган. Наш главный помощник.
  2.  Научились бережно относиться к своим глазам и  вовремя помогать им.
  3.  Забота о глазах начинается с питания. Наши глаза очень любят чернику, голубику, гранаты, морковь и шиповник.
  4.  При необходимости не стесняться носить очки.
  5.  Позаботьтесь о зрении  сегодня, если хотите сохранить его в будущем!

Продукты проекта:

  1. Методические разработки НОД по теме.
  2. Альбом рисунков «Береги глаза».
  3. Дидактическое пособие «Полезно - вредно»
  4. Альбом с загадками, пословицами и поговорками
  5. Альбом со сказками, рассказами, стихами.
  6. Презентация проекта.
  7. Общее родительское собрание с детьми и педагогами тема: «Презентация проекта «Глазки мои глазки»»

             

Список используемой литературы

  1. Голицына Н. С., Шумова И. М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей», Москва, 2010.
  2. Иванова А. И. «Человек. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду», Москва, 2010.
  3. Малева З. «Создание условий для охраны и восстановления зрения у дошкольников», журнал «Здоровье дошкольника», №3, 2010.
  4. Малева З. «Самоучитель для будущего первоклассника, желающего сохранить зрение к пользе учения», журнал «Здоровье дошкольника, №1, 2009.
  5. Подколзина Е. «Ребёнок с нарушением зрения», журнал «Здоровье дошкольника», №1, №3, №4, 2008.
  6. Решетнёва Г. «Здоровье ребёнка и общество», журнал «Здоровье дошкольника», №1, 2008.
  7. Сиротюк А. «Всё хорошо вовремя», журнал «Здоровье дошкольника», №3, 2008.
  8.  Словарь русского языка. С.И.Ожегов, 1983 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс учебно-исследовательских и творческих работ «Юность в науке» Направление: Естественные науки и современный мир Тема проекта: ДОРОГА В КОСМОС ОТКРЫТА ВСЕМ

Конкурсучебно-исследовательских и творческих работ«Юность в науке»Направление:Естественные науки и современный мир Тема проекта:ДОРОГА В КОСМОС ОТКРЫТА ВСЕМ...

План исследования учебно - исследовательского проекта «Выше, дальше, быстрее»

В учебно-исследовательском проекте "Выше, дальше, быстрее" подробно описаны цели,задачи,план исследования,историография вопроса. ...

Учебно - исследовательский проект «Выше, дальше, быстрее»

Актуальность проекта,проблемный вопрос и текст к защите проекта....

Учебно-исследовательский проект "Волшебный песок"

Передача готовых знаний о мире - далеко не главная задача в воспитании ребенка. Гораздо важнее научить его самостоятельному исследованию жизни. Поэтому цель проведения совместных экспериментов - это д...

Учебно-исследовательский проект "Полезные башмачки"

Проведенная исследовательская работа, позволила выявить  интерес ребенка к  обуви: изучена история возникновения обуви, рассмотрены различные ее виды, типы, изучено качество различных матери...

Методы и приемы активизации учебно-исследовательской деятельности дошкольников

Детская учебно-исследовательская практика по проведению наблюдений и экспериментов важна и ценна, но не способна охватывать и решать весь круг задач исследовательского обучения. Проведение исследовате...

учебно-исследовательский проект "Мир динозавров"

Проблема, рассмотренная в данной работе, не только знакомит нас с прошлым, но и дает возможность задуматься о будущем. Ведь если каждый человек, каждый ребенок будет беречь нашу планету, то у нас не б...