Познавательно – исследовательская деятельность в младшей группе на тему : «Какой бывает вода?»
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа)

Задачи:

  1. Познакомить с определением понятия – детское экспериментирование.
    Раскрыть особенности проведения детского экспериментирования.
  2. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экспериментирования (явления неживой природы, умение использовать полученные знания по природе в исследовательской деятельности).
  3.  Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.
  4. Развивать познавательный интерес у педагогов;
  5. Воспитывать любовь к природе, интерес к эксперименту в познавательном развитии детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_voda.docx31.06 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. НАДЫМА»

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. НАДЫМА»)

629730, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, ул. Строителей, д. 7А,

E-mail: dssolnyshko@nadym.yanao.ru, 532666

ОГРН 1178901001290, ИНН/КПП 8903035545 / 890301001 

                                     «Мастер – класс»

             Познавательно – исследовательская деятельность

                             в младшей группе на тему

                                « Какой бывает вода?»

                   

                     

                                                             Воспитатель: Прилукова Наталья

                                                                                        Владимировна

             

                                   

                                                      2020г.

                                           Актуальность

Одной из эффективных форм накопления и передачи педагогического опыта является мастер-класс, в ходе которого прослеживаются выше перечисленные подходы повышения профессиональной компетенции педагога. Так же мастер-класс позволяет осуществлять знакомство с новинками методик и технологий дошкольного воспитания, распространить наилучший педагогический опыт, повысить профессиональный уровень. Рациональное сочетание теоретической информации и практических заданий позволяет в процессе мастер-класса не только формировать или совершенствовать педагогические навыки воспитателей, но и дать научное обоснование необходимости их использования в работе с детьми. 

Значимость

Данный мастер – класс может быть интересен и педагогам, использующим экспериментирование в своей работе, возможно, он найдут для себя что-то новое, и не использующим в своей работе экспериментальную деятельность, так как поймут насколько это интересно и увлекательно.

Цель:  Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов - дошкольников. Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами. Повысить уровень знаний и умений педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками.

Задачи:

  1. Познакомить с определением понятия – детское экспериментирование.
    Раскрыть особенности проведения детского экспериментирования.
  2. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экспериментирования (явления неживой природы, умение использовать полученные знания по природе в исследовательской деятельности).
  3.  Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.
  4. Развивать познавательный интерес у педагогов;
  5. Воспитывать любовь к природе, интерес к эксперименту в познавательном развитии детей.

Участники мастер-класса: Педагоги МДОУ.

Содержание мероприятия:
1. Определение понятия детское экспериментирование.
2. Совместное проведение экспериментирования.
3. Выводы.

                                                 Ход семинара:

Добрый день, уважаемые коллеги!  Сегодня я проведу для вас мастер-класс на тему: «Какой бывает вода?»

Сегодняшний семинар позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экспериментирования и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме. Наконец, установить более тесный контакт между педагогами нашего детского сада.

     

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное ребенком. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой через исследовательскую деятельность, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе.

Вторая задача – формирований навыков и умений детского экспериментирования.

Третья задача – формирование у детей любви к природе, интереса к исследовательской работе.

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе. И сегодня мы с вами поговорим об этом.

                                              1. РАЗМИНКА,

И так что же такое ЭКСПЕРИМЕНТ? (ответы педагогов)

Воспитатель выставляет на доску плакат «Экспериментирование – метод познания закономерностей и явлений окружающего мира» 

  1. Что обозначает детское экспериментирование?

(Это тот вид деятельности, когда ребёнок изучает мир, как может и чем может: глазами, руками, носом, любыми доступными ощущениями).

  1.  Почему на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста?

(Дети, по своей природе являются исследователями, они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир, потому что всё вокруг новое и интересное. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, через его действия, переживания, эксперименты, которые он проводитПотому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.)

  1. Роль педагога в проведении экспериментальной деятельности дошкольников?
  2. Какая, на ваш взгляд, должна здесь проводиться работа с родителями?
  3. Назовите формы работы с родителями по познавательно – исследовательской деятельности? (Консультации, круглые столы, домашние опыты, родительские собрания).

Чтобы сформировать у детей потребность к опытнической работе, познавательный интерес к изучаемым объектам, умение делать логические выводы, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой.

                            2.   МЕТОДИЧЕСКИЙ ТУРНИР.

  1. Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экспериментальной деятельности дошкольников.

(Участники поочередно называют: уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая литература и.т.п.).

  1. Каковы условия, необходимые для познавательной деятельности детей? (Уголок эксперимента).
  2. Что должно быть в уголке эксперимента?
    (Емкости для воды и песка, предметы из разного материала (дерева, металла, ткани, бумаги разной фактуры), вещества - растворимые: соль, сахар, краски, нерастворимые: камни, глина, песок, емкости разных размеров, форм, совочки, весы, календари опытов, и т.д.).
  3. Какие методы используются в детском эксперименте?
    (Наглядные, практические, словесные.)
  4. Какова же модель исследовательских технологий.

1. Создаётся проблемная ситуация - почему и происходит исследовательская деятельность и эксперимент.

2. Выдвижение гипотез.

3. Подбор материала для проверки гипотез, предметов которые помогают в исследовании.

4. Проверка гипотез - что получилось при использовании материала.

      5. Формулирование и оформление вывода.

  1.  Перечислите наглядные методы познавательно – исследовательской деятельности детей.
    (Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.)
  2. Перечислите формы организации работы с детьми по эксперименту.

 (НОД; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы); экологические праздники и развлечения).

Демонстрационный и раздаточный материалы подбираются воспитателем с учетом содержания занятий и способствует расширению кругозора ребенка, овладению предметно-практическими действиями с веществами, предметами и приборами, установлению причинно-следственных связей между явлениями, овладению образно-символическими действиями, знакомств с культурной деятельностью человека. Во время проведения опытов целесообразно надевать фартучки, можно прикреплять на груди опознавательные значки. Внесение игрового момента в обучение усиливает интерес детей к проведению исследований. Экспериментирование играет важную роль и для психического развития детей. Доказательством того служат излюбленные игры с водой: ребенок бесконечно может переливать воду, разливать её по разным емкостям, «ловить рыбу», пускать кораблики.

В процессе игр – экспериментов расширяется сенсорный опыт дошкольников и обогащается их жизненный опыт. Они способствуют развитию таких качеств, как организованность, дисциплинированность, целенаправленность, аккуратность, ответственность, последовательность и т.д.

При планировании игр – экспериментов с водой следует учитывать принципы научности, доступности, связи знаний и умений с жизнью, последовательности. Опыты с водой планируются, для них отведено время в режиме дня. Содержание игр – экспериментов отбирается в соответствии с образовательной программой каждой возрастной группы и уровнем развития детей.

Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира.

Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Для того чтобы донести знания до детей педагоги в нашем детском саду сами учатся на различных методических мероприятиях. В этом году у нас прошел семинар – практикум по опытно – экспериментальной работе. И сегодня я тоже хочу с вами поэкспериментировать.

Мы поговорим о воде. Что же такое вода, какими свойствами она обладает – все это выяснить, мы попробуем в нашей лаборатории. Эксперимент вы можете проводить как для детей, так и вместе с детьми.

  1.  ПРАКТИЧЕСКИЙ ТУРНИР

Воспитатель читает стихотворение Н.Рыжовой:

Вы слыхали о воде?

 Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить,

Без воды нам не прожить!

- Дети, как вы думаете, почему нам не прожить без воды, для чего она нужна? (обращает внимание на капельки).

- Правильно, мы ее пьем, варим пищу, моемся, стираем. А кому еще нужна вода?  

- Животным и растениям.

- Действительно, вода нужна для жизни всем. Где же человек берет воду?

- Мы каждый день пользуемся водой, а она все течет и течет – не кончается. В кране вода реки. Человек ее очистил и направил по трубам, из трубы в кран. В кране течет питьевая вода. И, чтобы она не иссякла – нам нужно беречь ее и не лить без надобности.

- Ребята, вы хотите узнать тайны воды?

Воспитатель показывает на глобус.

- Посмотрите, что это такое?

- Это глобус – уменьшенная копия Земли – планеты на которой мы живем. Какого цвета больше? Голубым цветом обозначена вся вода, которая есть на планете, поэтому ее называют голубой планетой. Посмотрите, вот сколько воды на земле. (показывает схему). Если землю разделить на 4 части, то 3 части занимает вода и только 1 часть – суша.

-Вода – источник жизни на земле. Даже человек больше чем на –половину состоит из воды. (показывает схему).

- Скажите, ребята, где можно встретить воду? (Воспитатель обращает внимание на изображение рек, озёр, морей и водопадов).

-Хотите узнать, как рождается вода?

Воспитатель одевает на детей маски-шапочки «КАПЕЛЬКИ»

Проводится игра: «РОЖДЕНИЕ РУЧЕЙКА»

-Из недр Земли забил родничок, состоящий из капелек, капельки объединяются в ручейки (Дети двигаются по парам, тройкам друг за другом).Ручейки попадают в речку (дети смыкаются и двигаются змейкой друг за другом в одном направлении, изображая речку).Речка впадает в море(дети берутся за руки образуя круг).В море дуют ветры, появляются волны (дети передают волнообразные движения руками друг другу).

Раздается стук в дверь, входит Незнайка со свертком в руках.

- Здравствуй, Незнайка!

- Здравствуйте, дети! А, что вы тут делаете?

-- Мы хотим разгадать все тайны воды.

- Меня хоть и зовут Незнайка, я тоже хочу узнать тайну воды, я очень люблю всякие тайны. А, вы, что-нибудь узнали уже?

- Мы узнали, что на Земле больше воды, чем суши, что вода есть везде. Даже человек состоит из воды. Всему живому на земле нужна вода, без нее не прожить. Воду надо беречь. Мы узнали, как рождается речка, море.

Воспитатель показывает схему: «РОЖДЕНИЕ РЕКИ».

- Да, интересно! А я знаю, что вода есть и на небе, а как она туда попадает, я не знаю.

- Вода ходит по кугу. Мы сейчас поиграем в игру «ХОДЯТ КАПЕЛЬКИ ПО КРУГУ», и  сразу все станет понятно. Дети у нас «капельки», а я – мама Тучка, а ты Незнайка будешь Солнышком.

                  Поводится игра: «ХОДЯТ КАПЕЛЬКИ ПО КРУГУ».

Ходит мама Тучка по небу, а с ней все ее детки – капельки. Стало ей тяжело, и начала она сбрасывать капельки на землю. Раз – капелька, два – капелька, три. Пошел дождик. Сбросила тучка все капельки на землю. Прыгают они по лугам, полям, лесам, речкам. Попрыгали, поиграли – намочили землю и успокоились (дети присели на полу). Выглянуло солнышко – светит ярко, греет жарко. С каждой капелькой здоровается. От его тепла капельки нагрелись и стали легкие – легкие. Они  вспомнили, что мама – тучка наказывала им вернуться к ней, стали испаряться и потянулись к ней на небо (дети тянут руки и бегут к «тучке»). Молоды, капельки, очень вы у меня послушные, когда вы остынете, я опять вас отпущу на землю.

- Вот так, Незнайка, происходит круговорот воды в природе.

- А, понял, понял, у меня даже карта есть такого круговорота.

Дети и воспитатель рассматривают схему, снимают шапочки.

- Ребята, как вы думаете, всегда ли вода одинаковая?

- Вода бывает в разном виде.

Воспитатель показывает детям изображения явлений природы (    пар, туман, дождь, роса, снег, град, лед).

- Вода бывает в трех состояниях: газообразном( пар, туман), жидком( вода, дождь, роса), твердом( град, лед).

-Вода состоит из маленьких частичек, которые называются МОЛЕКУЛАМИ (показать схему молекулы).

- Давайте поиграем и разберемся в состояниях воды. Вы – маленькие частички воды – молекулы(одеваются шапочки -маски ).

- Когда светит солнце или воду нагревают на огне, молекулам  очень  жарко, хорошо, свободно. Они находятся далеко друг от друга (дети ходят, держа руки на поясе). Это – пар.            Проводится опыт «ПАР ТОЖЕ ВОДА».

- Молекулам стало прохладно,  они ищут друг друга (дети берутся за руки) и держатся друг за друга. Это – жидкость, вода. Она течет. Проводится опыт «ТЕКУЧЕСТЬ ВОДЫ».

- Ударил мороз, стало молекулам очень холодно. Прижались они друг к другу еще сильнее, еще меньше стало расстояние между молекулами (дети обнимаются).

Незнайка пытается оторвать детей друг от друга – не может.

- Вот какие крепкие связи, чем крепче мороз, тем крепче связи.    Это – лед.

Детям показать ЛЕД. Дети снимают шапочки.

- Ребята, все ли тайны воды мы разгадали? Я предлагаю вам стать научными сотрудниками и продолжить нашу работу в лаборатории. Для этого нам с вами нужно переодеться.

Дети и воспитатель одевают халаты, проходят на свои места.

В: Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

Д: Не шуметь – этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой.

В: Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.

Д: Слушать воспитателя

Внимательно следить за результатом опыта.

Закончив наблюдение, сделать вывод.

Воспитатель загадывает загадку:

Она без вкуса, запаха и цвета.

И всеми ученными признано это.

И формы она не имеет своей,

А сахар и соль растворяется в ней.

- Это вода. И сейчас мы это проверим. Чтобы обследовать предмет нам нужны помощники. Как вы думаете, какие? Это глаза, нос, рот и ,конечно, же руки.

ОПЫТ №1

В двух стаканах вода и сок. Соломинка видна в стакане с водой, и не видна в стакане с соком.

ВЫВОД: Вода – прозрачная жидкость, не имеющая цвета.

ОПЫТ№2

Вдохнуть через нос воздух от сока и от воды. Сок пахнет, а вода – нет.

ВЫВОД: Вода не имеет запаха.

ОПЫТ№3

Попробовать на вкус сначала сок, а потом воду. Сок имеет вкус, а вода не имеет.

ВЫВОД: Вода не имеет вкуса.

ОПЫТ№4

Налить воду в сосуды разной формы, она приобретает форму сосуда.

ВЫВОД: Вода не имеет формы.

ОПЫТ№5

Поочередно в стаканы с водой добавляем сахар, песок, краску. Сахар растворяется, получается сироп. Песок не растворяется, получается осадок. При добавлении краски вода приобретает цвет.

ВЫВОД: Вода одни вещества растворяет, а другие не растворяет, краска ее окрашивает.

После опытов дети показывают схемы результатов, а воспитатель выкладывает схемы на доске.

- Вот сколько тайн у воды.

Незнайка: Спасибо, ребята, я тоже много узнал. Было интересно.

Уходит.

-На этом наши исследования заканчиваются. Всем спасибо.

Заключение: На этом наш мастер- класс подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти всё об эксперименте. Желаю вам  успехов  в работе над экологией.  

Для дружбы, для улыбок и для встреч

В наследство получили мы планету.

Нам этот мир завещано беречь

И землю удивительную эту.

Благодарю всех за участие!

Результаты мероприятия:

Проведена работа по передаче педагогического опыта работы по экспериментальной деятельности дошкольников. Воспитатели ДОУ выявили свой творческий потенциал, повысили профессиональное мастерство, уровень знаний и умений в методике проведения детского эксперимента.

Вывод:

Цель, поставленная в начале мероприятия, достигнута. Задачи, определяющие работу участников мастер – класса выполнены в ходе практической деятельности педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе на тему: "Какой бывает вода"

Занятие для детей старшего возраста построено в форме деловой игры....

Интегрированное занятие в первой младшей группе по теме: «Какие бывают машины»

Цель: познакомить детей с легковым и грузовым автомобилями, учит различать их, называть основные части автомобиля.ЗадачиОбучающая:  знакомить с назначением легкового и грузового автомобилей, закр...

Досуг в младшей группе по теме: «Какие бывают машины»

Досуг  в  младшей группе по теме: «Какие бывают машины»Цель: познакомить детей с легковым и грузовым автомобилями, учить различать их, называть основные части автомобиля.Задачи:Знакомить с н...

Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Какой бывает вода?»

Конспект  познавательно - исследовательской деятельностив старшей группе  на тему: «Какой бывает вода?» Приоритетная образовательная область: ПознаниеЦель:Познакомить детей с некоторыми...

Беседа с детьми младшей группы на тему «Какое бывает небо?»

Цели:1. Оживить в памяти детей целостный образ неба, явлений на небе;2. Активизировать эмоциональную сферу детей и тем самым вызвать у них желание участвовать в беседе;3. Активизация всех психических ...

Открытое занятие по познавательному развитию с использованием ИКТ на тему "Какой бывает транспорт?"

Цель занятия: знакомство с основными видами транспортных средств и с терминами "воздушный", "сухопутный", "водный"....