Трудовое воспитание старших дошкольников в современном воспитательно-образовательном процессе. Дежурство.
статья (подготовительная группа)

Кокорина Любовь Федоровна

Дежурство - форма организации труда детей, позволяющая решать отдельные задачи, поставленные ФГОС ДО в рамках социально-коммуникативного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Трудовое воспитание. Дежурство21.35 КБ

Предварительный просмотр:

Кокорина Любовь Федоровна

воспитатель МАДОУ №77 «Зоренька»

Дежурство как форма организации труда старших дошкольников

в современном воспитательно-образовательном процессе.

 

«Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда».

К.Д. Ушинский

В настоящее время ФГОС ДО одной из целей социально-коммуникативного развития ставит формирование позитивных установок к различным видам труда и отмечает самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) как виды деятельности, в которых возможна реализация содержания данной области в работе с детьми 3-7 лет.

Анализ специальной литературы показал, что эффективной формой организации труда дошкольников является дежурство. З.Н. Борисова, Г.Н. Година, Л.Г. Нисканен, М.В.Минина, Е.А.Гридасова, Л.А.Дюженко в своих работах отмечают важное значение данной формы. В процессе дежурства формируются практические навыки; развиваются интеллектуальные умения: планировать работу, подбирать материалы и инструменты, намечать последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда, оценивать результаты; воспитывается ответственность, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

 Дежурство - форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива.

Дежурные учатся выполнять порученное дело полностью. Воспитатель дает им задание в обобщенном виде: «Накрой на стол» или «Полей растения», «Подготовьте столы к занятиям». Это требует от детей знания последовательности работы, представлений о полном объеме ее, о требованиях, предъявляемых к результату. Более того, ребенок-дежурный ставится в условия обязательности выполнения дела. Он не может отказаться от него, заняться в это время другой, более интересной для него работой или переключиться на игру, которую затевают сверстники. 

Несмотря на кажущийся незначительный результат труда, дежурства имеют большое значение в воспитании детей: дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива. Это помогает в доступных конкретных делах формировать у детей желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим товарищам, к растениям, находящимся в уголке природы, а также воспитывать у них умение помогать взрослому, замечать, в чем необходима помощь.

В своей практике мы традиционно используем дежурство по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям.

Для того чтобы воспитать у детей ответственное отношение к выполнению обязанностей, научить дежурить, помочь освоить известный круг навыков, связанных с дежурством, стараемся соблюдать твердый порядок в группе, постоянство требований, уделяем серьезное внимание к культуре детского труда и тем взаимоотношениям, которые складываются у ребят в процессе дежурств.

В групповых и индивидуальных беседах с детьми мы знакомим их с кругом обязанностей, который по мере овладения определенными навыками расширяем. Например, дошкольники уже самостоятельно сервируют каждый свой стол, теперь можно предложить им договариваться, распределять обязанности самостоятельно.

В подготовительной группе дежурства носят уже вполне регулярный и самостоятельный характер с начала года. У детей накоплен значительный трудовой опыт.

Дежурные по столовой накрывают на стол; учатся правильно расставлять тарелки, чашки, вилки, ложки; приготавливают салфетки; привлекаются к раздаче второго и третьего блюд; после завтрака и обеда сметают крошки со скатерти; учатся складывать ее и правильно стелить на стол.

Дети этого возраста регулярно дежурят по занятиям: по поручению воспитателя они готовят столы к занятию; аккуратно и красиво раскладывают материал и пособия на столах; убирают их на место; моют кисточки; стирают и просушивают тряпочки; действуют планомерно и экономно (отсчитывают нужное количество материала по числу детей, сидящих за столом, двигаются легко, в энергичном темпе).

Старшие дошкольники в уголке живой природы ведут календарь погоды, поливают комнатные растения, протирают листья от пыли, опрыскивают, рыхлят землю, кормят зимующих на участке птиц, ведут наблюдения за ними.

В нашей практике на дежурство назначаем 5 детей (2 человека - по столовой, 2 - по занятиям, 1- по уголку природы). Оно дневное, т.е. в течение дня. В группе при помощи родителей была устроена ярко оформленная доска дежурств, что способствует систематическому включению детей в труд.

 На данном этапе практически все воспитанники, приходя с утра в детский сад, обращают внимание на доску и без напоминаний приступают к своим обязанностям. Дежурные по уголку природы отмечают дату, заполняют календарь, дежурные по занятиям перед артикуляционной гимнастикой раздают индивидуальные зеркала, атрибуты для утренней гимнастики, дежурные по столовой с приходом младшего воспитателя идут мыть руки, надевают фартуки, приступают к сервировке столов.

Детей обьединяем в пары, учитывая уровень овладения детьми определенными навыками и умениями: более умелый ставится в пару с менее умелым или младшим товарищем. Например, к нам в коллектив с сентября пришел новый мальчик, он мало знаком с правилами установленными в группе, поэтому к нему в пару и наставники с учетом желания («Кто сможет помочь Диме и попробует научить его дежурить по столовой) поставлен более «опытный» ребенок.

В конце дня мы стараемся обсудить с дежурным качество выполненной работы, что в свою очередь помогает выявить положительные моменты, а так же ошибки, недостатки.

Дежурства являются одной из наиболее распространенных форм организации труда детей в детском саду. Дежурство предполагает поочередное выполнение дошкольниками  постоянного и определенного круга обязанностей. Важным педагогическим требованием является осознанность дежурства, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способов их достижения. В ходе дежурств у воспитанников совершенствуются навыки труда, формируются общественные мотивы труда, воспитывается ответственность за порученное дело, настойчивость, аккуратность, привычки к трудовому усилию.

Список литературы.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
  2. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и     организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПин 2.4.1.3049-13. – Санкт-Петербург: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2014.
  3. Козлова С.А. Дошкольная педагогика – М.: Академия, 2006.
  4. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным миром. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада/О.В.Дыбина. – М.:Мозаика-синтез, 2012.
  5.  Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет/ Куцакова Л.В.  –  М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-трудовое воспитание старших дошкольников

      Вопросы по нравственно-трудовому воспитанию детей стоят на первом месте. Это привитие уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором детям предстоит жить.Это единственна...

Cодержание и методы трудового воспитания старших дошкольников

Труд - это то, что развивает маленького человека, поддеривает его, помогает самоутвердится.Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной....

Беседа с родителями на тему "Методы трудового воспитания старших дошкольников в семье"

В старшем дошкольном возрасте при условии систематического выполнения трудовых обязанностей происходит формирование таких  качеств, как ответственность, привычка к усилию, что необходимо для подг...

Статья "Трудовое воспитание старших дошкольников в сельском детском саду".

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста – целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственных качеств, уважения ...

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определенное значение. От того как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его судьба....

Статья Основные подходы к трудовому воспитанию старших дошкольников в ГБДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованнос...

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОЙ

В статье описаны формы и методы работы  по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в процессе ООД по ознакомлению с природой....