Образовательный маршрут для детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка (младшая, средняя группа)
Методическая разработка Образовательный маршрут «За мир, за детей» для детей младшего дошкольного возраста
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 332» ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА ___________________________________________________________________________
443087, г. Самара, пр. Кирова, д. 278, тел. 953-27-25, тел./факс 953-09-72, e-mail:mdou332@inbox.ru
Методическая разработка
Образовательный маршрут «За мир, за детей»
для детей младшего дошкольного возраста
Мельник Ульяна Владимировна,
воспитатель
Самара, 2020
…Рассказывайте детям о войне,
Пусть ваша память к ним в сердца стучится
Рассказывайте детям о войне
Чтоб никогда войне не повториться…
Н. Вебицкая
Актуальность: Нынешние дети все меньше знают о Великой Отечественной Войне, а это история страны в целом и каждой семьи в частности. Передавая ребенку то, что знаем сами или хотя бы просто рассказывая о событиях тех лет, мы не только осуществляем патриотическое воспитание ребенка, но и открываем для детей мир семьи, в которой есть своя история, которую могут поведать нам бабушки и дедушки.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат воспитания, который закладывается каждым родителем в своего ребенка. В связи с этим нравственно-патриотическое воспитание всегда актуально. Элементы гражданственности и патриотизма могут быть сформированы в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы с ребенком. Отличным поводом для этого становится приближающийся День Победы, который является не просто красивым праздником, а днем, к которому так долго и сложно шли наши предки, не жалея себя ради нас.
Цель: формирование у дошкольников патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников отечества в Великой Отечественной войне
Задачи:
- Формировать чувство исторической сопричастности к своему народу, ценностное отношение к семье и Родине на основе ознакомления детей дошкольного возраста с историческими фактами военных лет;
- Рассказать детям об участниках Великой Отечественной войны, в честь которых были названы улицы нашего города; воспитывать любовь к родному городу и стране;
- Привлечь родителей к совместным познавательно - тематическим мероприятиям. Сформировать у родителей активную позицию в воспитании и образовании детей.
Планируемые результаты:
- Расширится представление детей о подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях Великой Отечественной войны;
- Сформируется внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.
- Умение представить творческо-поисковый продукт индивидуальной, совместной деятельности.
Шаг 1. Расскажите о войне
Проведите с ребенком беседу о празднике, который отмечается 9 мая. Для рассказа о Дне Победы стоит обратиться к объяснению и беседе, художественной литературе (поэзии и прозе) и наглядным материалам (презентациям, картинкам, фото, видеороликам)
Разъяснение для малыша следует начинать с того, что День Победы — это праздник (да, ему предшествовали печальные события, но этот праздник посвящен и памяти всех, кто нас защищал). Причём фразу желательно сделать вопросительной: «А ты знаешь, какой скоро праздник?» Это позволит привлечь внимание. Далее формулируется объяснение, которое может звучать следующим образом: (пример)
«Когда наши прабабушки и прадедушки были маленькими, может, чуть старше вас нынешних, на нашей Родине началась война, так как на неё напали враги, фашисты, пожелавшие, чтобы все жили по тем правилам, которые они установят. Но граждане страны не хотели так жить. Война длилась 4 года и закончилась нашей победой. К сожалению, многие жители погибли. Солдат, воевавших за Родину, награждали боевыми наградами. После войны их стали называть ветеранами, то есть опытными военными. В честь героев, сражавшихся с врагами, были установлены памятники, а каждый год, 9 Мая, празднуется День Победы. В этот день мы поздравляем ветеранов и друг друга с тем, что сегодня живём под мирным небом».
Стоит пояснять ребенку новые, непонятные слова, обогащая тем самым его словарный запас («Великая Отечественная война», «фашист», «Вечный огонь», «предки», «парад», «герой», т.д.)
Нужно постараться в равной степени дать понимание того, что война – это страшно, печально (здесь уместен разговор о людских потерях, разрушениях городов), но и День Победы, наступивший после страшных событий – праздник счастья и благодарности спасителям.
Закрепить знания, полученные в ходе обсуждения Дня Победы, дети могут с помощью раскрасок, мультфильмов, песен, стихотворений.
Возможные стихотворения: https://clck.ru/N6zf2, https://clck.ru/N6zgX, https://clck.ru/N6ziu; стихотворения авторов: «Майский праздник» Белозёров Т., «Фейерверки там и тут» Н. Иванова, «Мир и дружба всем нужны» Н. Найдёнова, «В небе праздничный салют» Н. Томилина, «Что такое День Победы?» А. Усачёв
Возможные видео (просмотр с комментариями взрослого и последующим объяснением):
- https://clck.ru/N6usX (Мультфильм «Солдатская сказка» 1983 г. (8 минут))
- https://clck.ru/N6v6T (Видеоролик из фото и видео с празднования Дня Победы в разное время (4 минуты))
- https://clck.ru/N6vMA (Сюжет новостей (1,5 минуты) - День Победы 1945 г) – обратите внимание на радость людей
- https://clck.ru/N6vp3 (Мультипликационная зарисовка от «Союзмультфильм» на 2,5 минуты)
- https://clck.ru/N6vzo (Мультфильм «Василек» 10 минут)
Возможные раскраски (для детей 3-4 лет лучше выбирать более простую картинку):
- https://clck.ru/N6wV5 - военная техника
- https://clck.ru/N6wbF, https://clck.ru/N6wf5 - открытки ко дню Победы
Шаг 2. Вспомните героев
Много ли героев этой войны мы знаем? Но знаем больше памятников? Так расскажите же о них и детям!
Поговорите с ребенком о том:
- Что такое памятник?
- Для чего он нужен?
- Кому/чему возводят памятники?
- Какие памятники он знает? Где он их видел?
Устройте виртуальную прогулку по памятникам Самары и Самарской области, посвященных событиям Великой Отечественной войны…
- https://clck.ru/N6xZv (9 памятников с фото и описанием местонахождения);
- https://clck.ru/N6xyz (частично другие 9 памятников с фото);
- https://clck.ru/N6y4Q (21 памятник с кратким описанием)
- https://clck.ru/N6yGk (подборка видео о памятниках Самары)
… или по самым большим памятникам всей России: https://clck.ru/N6xmL, https://clck.ru/N6z2P
Шаг 3. Знамя победы
- Все мы прикалываем к груди Георгиевскую ленточку на праздник 9 мая.
А для чего она нужна? Что это за ленточка? Что означают чередующиеся полосы и почему именно эти цвета?
Расскажите ребенку, что означает Георгиевская ленточка, может быть, вы тоже чего-то не знали? Узнаем вместе! https://clck.ru/N7RVL
- Какое оно – знамя Победы? Что мы знаем об этом флаге? Почему он был так важен советским солдатам и является историей этой Победы?
Помогите ребенку найти ответы на эти вопросы в следующих видео:
https://clck.ru/N7Ruv - приказ И. В. Сталина и водружение знамени Победы над Рейхстагом (1,5 минуты)
https://clck.ru/N7Rq8 – сюжет Первого канала о появлении и водружении флага
https://clck.ru/N7SPy - знамя Победы в фотографиях и картинках
- Наверняка дети не раз слышали слова «Орден», «Медаль». А видели ли? И в чем разница между орденом и медалью? Кого ими награждали? Почему они имеют такую ценность?
Расскажите, какими медалями награждали.
https://clck.ru/N7Set - медали СССР (выбирайте кнопку «Оставить только медали ВОВ», тогда покажутся только военные награды)
https://clck.ru/DGXTE, https://clck.ru/N7T3i - ордена и медали ВОВ
А у ваших прабабушек и прадедушек есть такие награды? Вы их видели? Трогали собственными руками? Они же такие разные, их так много!
- Ну а как же музыка! Какая музыка, какие солдатские голоса и души сопровождали дивные мелодии, которые лились из сердец композиторов и военных солдат!
Послушайте вместе с ребенком https://clck.ru/MaPru, https://clck.ru/N7To8
Объясните, что даже в такое страшное время, когда над головами свистели пули, людям нужно было отдыхать душой, нужно было делиться чувствами. А как это сделать, если не песней у согревающего костра или огня в печурке?
Шаг 4. Поэзия и проза военных событий
Где еще можно было выразить свои чувства, эмоции кроме песен? Конечно же на листе бумаги! Поэзия и проза, написанные в годы войны или после её окончания имеют непомерную ценность для послевоенной жизни народа. А письма? Это, пожалуй, самый искренний источник чувств и новостей того времени, когда многие оставались на расстоянии.
- Прочтите ребенку рассказы Сергея Алексеева о войне. Чтобы ребенку было проще воспринимать, найдите подходящие иллюстрации в просторах Интернета https://clck.ru/N7snV
Рассказ «Мишка» точно найдет место в большом сердце вашего маленького человека
- А как любят стихотворения дети! Так откройте для них поэзию Елены Благининой «Шинель», например, или Владимира Степанова «Рассказ ветерана» https://clck.ru/N7trQ Выучите небольшое поздравительное стихотворение вместе с ребенком.
- Что касается писем военных лет, то скорее всего, малыш еще не поймет всей прелести бумажного письма, но можно зачитать пару строк, которые передают что-то особенное, на ваш взгляд, и даже нужно показать фото писем, которые отправлялись с фронта и конечно же рассказать о них https://clck.ru/N7u4H
Шаг 5. Победное творчество
Пора вспомнить все, что узнал ребенок в нашем маршруте, подвести итоги и приступить к самому любимому делу – творчеству.
Ваш малыш так много узнал: увидел, услышал, почувствовал, что пора подытожить все новое, - пора сделать подарок своими руками!
Сделайте вместе с ребенком подарок для ветерана, который живет по соседству или же просто встретится вам на параде Победы, в магазине или этот добрый дедушка или милая бабушка, знакомая вашим взрослым и пожилым близким. Объясните ребенку, что ветеранов войны с каждым годом становится все меньше, и то, что младшее поколение в лице вашего чада преподнесет однажды такой подарок – открытку, пластилиновую медаль, георгиевскую ленту, сделанные своими руками – сделает чуть счастливее еще одного доброго дедушку или милую бабушку, бывших в числе тех, кто когда-то не жалел себя за нашу жизнь. https://clck.ru/N7ufv
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно - образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста по теме: « Предметы вокруг нас: мебель». Образовательная область «Познание» Интеграция с образовательными областями «Коммуникация» и «Художественное тво
непосредственно - образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Матрёшка».
2015г.Задачи:Обучающие:Учить детей украшать изображение в нетрадиционной технике «горошек» (рисование пальчиком).Учить пользоваться изобразительными материалами.Учить составлять узор, заполняя к...

Конспект интегрированной непрерывной - образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста «Путешествие в сказку Репка » с использованием образовательных технолоий
Конспект интегрированной непрерывной - образовательной деятельностидля детей младшего дошкольного возраста...

Индивидуально-образовательный маршрут для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
В публикации представлен образец индивидуально-образовательного маршрута учителя-логопеда для детей подготовительной группы с ЗПР....

Пешеходный образовательный маршрут для детей старшего дошкольного возраста «Я покажу тебе улицу, на которой расположен наш детский сад»
Пешеходный образовательный маршрутдля детей старшего дошкольного возраста «Я покажу тебе улицу, на которой расположен наш детский сад» Турусинова Марина Андреевна,МБДОУ №186 &laq...

Электронно - образовательный маршрут для детей младшего дошкольного возраста по теме: «Животный мир Самарского края»
Природа нашего края разнообразна и уникальна. К сожалению, не всегда у нас есть возможность познакомиться со всеми богатствами окружающего мира. Этот образовательный маршрут посвящен разнообразному жи...

Образовательный маршрут для детей среднего дошкольного возраста
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) в ДОУ — это программа создания образовательного пространства для конкретного ребёнка, которая составляется с помощью детских психологов, дефекто...