Программа взаимодействия с семьями воспитанников (средняя группа)
рабочая программа (средняя группа)

Казанцева Татьяна Владимировна

Современная ситуация в образовании предполагает активное участие родителей в педагогическом процессе. Сегодня родитель – это социальный заказчик содержания воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Успешное функционирование предполагает учет мнения и пожеланий родителей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_rabote_s_roditelyami.docx259.13 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Таня\Desktop\Т.В. 001.jpg

 

                                                                                                                                                                                                                         

Пояснительная записка

Современная ситуация в образовании предполагает активное участие родителей в педагогическом процессе. Сегодня родитель – это социальный заказчик содержания воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Успешное функционирование предполагает учет мнения и пожеланий родителей.

В основу взаимодействия положена идея о том, что семья несет ответственность за воспитание детей, а ДОУ призвано помочь, поддержать, направить их воспитательную деятельность. Сотрудничество – общение на равных, когда нет привилегии указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие предполагает способ организации совместной деятельности на основании социальной перцепции с помощью общения.

Родители – главные воспитатели своих детей. Все другие социальные институты, в том числе и дошкольные образовательные учреждения, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Практика показывает, что далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей разумного воздействия на ребёнка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребёнка, другие не умеют это делать, третьи не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях современным родителям необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

Принципы взаимодействия дошкольного коллектива с родителями:

- принцип гуманизации, предполагает установление подлинно человеческих, равноправных и партнерских отношений в системе «ДОУ – группа – семья»;

-принцип индивидуализации, требует глубокого изучения особенностей семей воспитанников, а так же создания управляемой системы форм и методов индивидуального взаимодействия;

- принцип открытости, позволяет осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно построить полноценный процесс обучения, воспитания и развития ребенка.

- принцип непрерывности преемственности между дошкольным учреждением и семьёй воспитанника на всех ступенях обучения;

- принцип психологической комфортности заключается в снятии всех стрессовых факторов воспитательно-образовательного процесса, в создании в детском саду эмоционально-благоприятной атмосферы

Следовательно, работа родителей и педагогов в условиях группы дошкольного учреждения носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества, так как изменилось и содержание и формы взаимоотношений между родителями и воспитателями.

I.Целевой раздел программы

Цель программы - создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, развитие и укрепление партнерских отношений между ними, повышение педагогической культуры родителей.

Задачи:

1. Совершенствовать систему психолого-педагогической поддержки важнейших социальных функций семьи, влияющих на качество семейного воспитания детей среднего дошкольного возраста.

2. Активизировать и обогатить воспитательные и образовательные умения родителей.

3. Способствовать формированию взаимного доверия в системе отношений «семья – группа - ДОУ».

4. Создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

5. Реализовать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе ФГОС.

6. Обеспечить научно-методическое, нормативно-правовое и материально-техническое сопровождение взаимодействия ДОУ с семьями.

Ожидаемые результаты:

1. Создан положительный эмоциональный микроклимат взаимодействия с родителями;

2. Повышена педагогическая грамотность родителей;

3. Повышение уровня доверия родителей к детскому саду;

4. Обогащён опыт межличностного общения детей, родителей и педагогов;

5. Продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей.

6. Повышение социальной и личной ответственности родителей за благополучное и полноценное развитие и воспитание своих детей.

7. Гармонизация детско-родительских отношений.

8. Снижение риска семейного неблагополучия и применения насильственных методов воспитания.

 

II.Содержательный раздел программы

Сентябрь

Анкетирование «Узнаём друг друга». Получение и анализ информации о семье.

Организационное родительское собрание – беседа «По дороге знаний». Расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспективного взаимодействия на новый учебный год, повышения педагогической культуры родителей.

Задачи:

Рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 4- 5 лет;

Познакомить родителей с задачами и особенностями образовательной работы на новый учебный год;

Обновить анкетные данные семей воспитанников.

Оформление «Уголка для родителей» «Как режим укрепляет здоровье детей». Распространение педагогических знаний среди родителей. Активизация родительского внимания к вопросам воспитания, жизни ребенка в детском саду

Фоторепортаж «Воспоминания о лете» Активизация родителей в работу группы по проведению тематической фотовыставки.

Выставка поделок из природного материала «Осенние фантазии». Активизация родителей в работу группы по проведению тематической выставки совместных поделок родителей и детей. Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей.

Памятка «Профилактика туберкулёза». Распространение знаний о туберкулёзе среди родителей, помощь родителям по данному вопросу.

Беседа «Значение режима дня дошкольника». Дать понятие режима дня, раскрыть его структуру. Познакомить с основными требованиями к режиму дня; с процессом организации режимных моментов в детском саду. Способствовать тому, чтобы родители были заинтересованы в соблюдении режима дня дома, придерживаясь тех же требований что и в детском саду.

Плакат «Прививка – это хорошо или плохо?». Создание у родителей устойчивой мотивации и потребности в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья своих детей.

Анкетирование «Чего вы ждете от детского сада в этом году». Получение и анализ информации об отношении родителей к характеру и формам взаимодействия детского сада с семьей, о готовности родителей участвовать в жизни группы и ДОУ.

Октябрь

Оформление «Уголка для родителей» «Овощи и фрукты, полезные витамины». Напомнить родителям о пользе витаминов и их значении для здоровья человека. Показать, как витамины влияют на организм человека

Памятка «Профилактика энтеровирусной инфекции». Распространение знаний о ЭВИ среди родителей, помощь родителям по данному вопросу.

Индивидуальные консультации «Полезная и вредная пища. Что едят наши дети». Помочь родителям понять, что здоровье детей зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной. Уточнить знания детей о полезных продуктах, их значении для здоровья и хорошего настроения

Беседа «Ребенок на дороге». Реализация единого воспитательного подхода при обучении ребенка правилам дорожного движения в детском саду и дома.

Выставка рисунков «Безопасная дорога глазами детей» Профилактика дорожно-транспортного травматизма

Памятка для родителей «Как уберечь ребенка в межсезонье от простудных заболеваний». Формирование единого подхода к методам оздоровления и закаливания детей в детском саду и дома. Повышение педагогической культуры родителей

Праздник «Подарки осени». Вовлечение родителей в совместное с детьми творчество. Развитие позитивных взаимоотношений сотрудников дошкольного учреждения, детей и родителей.

Папка - передвижка «Что делать, если рядом нет врача…» Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах оказания первой доврачебной помощи детям

Ноябрь

Консультация «Роль семьи в охране жизни и здоровья детей». Ознакомление родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада

Выставка методической литературы «Здоровый образ жизни». Привлечение внимания родителей к вопросам оздоровления детей, реализация единых методов оздоровления в детском саду и дома.

Папка - передвижка «Здоровьесберегающие технологии». Познакомить родителей со здоровьесберегающими технологиями (гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика и т. д.)

Стенгазета «День матери». Воспитать уважительное отношение ко всем женщинам; желание сделать приятное маме своими руками.

Рекомендации «Грипп – это опасно». Повышение педагогической культуры родителей.

Выставка рисунков «Моя любимая мама» (портреты мам, нарисованные детьми). Вовлекать родителей в совместное с детьми творчество, призывать их развивать творческие способности своих детей. Воспитывать любовь, уважение к мамам, донести до детей, что дороже мамы никого нет, что мама – самый близкий и лучший друг.

Памятка «Как отвечать на детские вопросы». Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям по данному вопросу.

Беседа «Как защитить ребенка от гриппа» «О профилактике ОРВИ». Ознакомление родителей воспитанников с профилактическими мероприятиями, способствующими сохранению и укреплению здоровья детей.

Декабрь

Анкетирование «Формирование у детей понятия здорового образа жизни». Сбор более полной информации о том, как в семье помогают ребёнку сформировать навыки здорового образа жизни.

Консультация «Формируем навыки самообслуживания у ребенка». Познакомить родителей с задачами по формированию навыков самообслуживания

Беседа «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей». Ознакомление родителей с задачами по сохранению и оздоровлению детей и формированию навыков самообслуживания.

Советы родителям «Как организовать новогодний детский праздник». Обогащение педагогических знаний родителей.

Конкурс - выставка «Новогодняя игрушка». Активизация родителей в работу группы по проведению тематического конкурса - выставки совместных работ родителей и детей. Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей.

Праздник «Здравствуй, здравствуй, Новый Год!». Вовлечение родителей в совместное с детьми творчество. Развитие позитивных взаимоотношений сотрудников дошкольного учреждения, детей и родителей.

Беседа «Безопасность детей зимой и во время новогодних каникул». Объединить усилия воспитателя и родителей по приобщению детей к основам безопасного поведения с наступлением холодного времени года. Правила поведения на улице зимой во время новогодних каникул.

Папка - передвижка «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности». Объединение усилий педагогов и родителей по приобщению детей к основам пожарной безопасности. Обогащение педагогических знаний родителей

Январь

Индивидуальные беседы «Значение дневного сна для детей». Распространение педагогических знаний среди родителей.

Консультация «Зимние забавы и игры». Ознакомление родителей воспитанников с разнообразием зимних забав и игр, которые можно проводить как на улице, так и дома.

Папка – передвижка «Зимние дороги». Реализация единого воспитательного подхода при обучении ребенка правилам поведения на улице, дороге в зимнее время.

Оформление «Уголка для родителей» «Игровая физкультура на воздухе». Привлечение интереса родителей к вопросу о занятиях физкультуры на свежем воздухе. Познакомить родителей с некоторыми видами упражнений.

Беседа «Всё о детском питании». Формирование единого подхода к правилам питания в детском саду и дома.

День добрых дел «Снежные постройки». Активизация родителей в работу группы, и развитие позитивных взаимоотношений между группой и родителями.

Родительское собрание. Встреча с элементами практики «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4 – 5 лет». Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям по данному вопросу.

Февраль

Памятка для родителей «Прогулка всей семьей на лыжах». Обогатить педагогические знания родителей по данной тематике.

Стенгазета «Наши замечательные папы». Активизация родителей в работу группы по оформлению стенгазеты.

Консультация «Первая помощь при обморожении», «Осторожно гололед». Реализация единого воспитательного подхода при обучении ребенка правилам при обморожении, правилам поведения на улице при гололеде.

Папка - передвижка «Чтобы дети не болели». Привлечь родителей к профилактике заболеваний

Совместный спортивный праздник «Будем в армии служить».  Создание торжественной, праздничной атмосферы, привлечение родителей к организации и проведению праздника.

Беседа «Как сделать зимнюю прогулку с ребёнком приятной и полезной?». Выявление и анализ информации об условиях здорового образа жизни в семьях воспитанников.

Март

Папка - передвижка «Кулинарная книга любимых и полезных рецептов обаятельных и привлекательных мам для детей» Привлечь родителей поделиться своим любимым полезным рецептом к женскому празднику и ярко оформить, иллюстрируя этот рецепт

Рекомендации «Безопасность ребенка» Знакомство с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду по правилам дорожного движения разработка методического обеспечения, рекомендаций по безопасности ребенка.

Фотовыставка «Мамочка любимая» Активизация родителей в работу группы по проведению тематической фотовыставки.

Оформление «Уголка для родителей» «Как предупредить авитаминоз весной».  Предложить информацию о ряде витаминов и добавок к пище детей весной

Консультация «Роль прогулки в весенний период».  Обогатить педагогические знания родителей по данной тематике

Круглый стол «Телевизор и компьютер – друзья или враги?» Информирование родителей по вопросам использования информационных технологий, их пользе и вреде для здоровья детей.

Апрель

Беседа «Роль артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста». Познакомить родителей с разновидностями артикуляционной гимнастики.

Памятка «Весенний лед – место для опасностей». Реализация единого воспитательного подхода при формировании у ребенка правил поведения на водоемах, речках, во время весенних каникул. Повысить качество работы родителей по вопросу о безопасности детей.

Праздник «Встречаем Весну». Вовлечение родителей в совместное с детьми творчество. Развитие позитивных взаимоотношений сотрудников дошкольного учреждения, детей и родителей.

Тематическая выставка (книги, пособия, игры) «Внимание! Улица!». Распространение педагогических знаний среди родителей.

Консультация «Ребенок на дороге». Реализация единого воспитательного подхода при обучении ребенка правилам дорожного движения в детском саду и дома

Оформление «Уголка для родителей» «Здоровая пища для всей семьи». Получение информации о формах и методах правильного питания.

Выставка детских работ «Я знаю, как быть здоровым». Демонстрация творческих способностей детей, развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия детей, родителей и детского сада на тему здорового образа жизни.

Май

Родительское собрание. Родительский тренинг «Как познать мир математики». Демонстрация сформированных умений и навыков, знаний детей, развитие взаимодействия детей, родителей и работников ДОУ. Обогащение педагогических знаний родителей.

Анкетирование «По результатам года». Определение успешных мероприятий и форм работы с семьей в прошедшем году. Выявление и анализ причин неудовлетворенности родителей воспитанием и обучением в ДОУ. Определение основного содержания работы с родителями на новый учебный год

Консультация «Следим за осанкой вместе с детьми» - принципы развития сознательного отношения дошкольников к своей осанке Ознакомление родителей с основными факторами, влияющими на здоровье ребёнка. Распространение педагогических знаний среди родителей по сохранению правильной осанки у дошкольников.

Беседа «Как организовать выходной день с ребенком». Обогатить опыт воспитания детей, привлечь родителей к активной совместной деятельности с ребенком.

Оформление папки - передвижки «Наши земляки в годы ВОВ». Воспитывать в детях чувство гордости за свою малую Родину, за свой народ, уважение к героям Великой Отечественной войны, в честь которых названы улицы нашего города.

Стенгазета для детей и родителей «9 мая». Воспитывать чувство уважения к защитнику-солдату. Воспитывать патриотические чувства

Конкурс рисунка, посвященный Дню Победы. Формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины в годы Великой Отечественной войны. Воспитывать гордость и уважение к людям, отдавшим жизнь за Победу

Рекомендации родителям: возложение цветов к обелиску Вечная Слава (о проведении с детьми целевой прогулки на митинг 9 мая).  Воспитывать гордость и уважение к людям, отдавшим жизнь за Победу.

Оформление «Уголка для родителей» «Правила общения родителей с детьми» Распространение педагогических знаний среди родителей. Активизация родительского внимания к вопросам общения родителей с детьми

Июнь

Консультация «Опасности, подстерегающие вас летом». Довести до сведения родителей о важности безопасного поведения у дошкольников в быту и на природе в летнее время

Советы для родителей «Дыхательная гимнастика для дошколят». Предложить родителям методические приемы и упражнения для развития дыхательной системы ребенка в домашних условиях.

Рекомендации для родителей «Семейный отдых». Способствовать формированию осознания необходимости совместного отдыха с детьми; познакомить с разнообразными формами семейного отдыха.

Беседа «Влияние психологического климата в семье на здоровье ребенка». Распространение педагогических знаний среди родителей, практическая помощь родителям в воспитании детей.

Папка - передвижка «Закаливание — первый шаг на пути к здоровью». Формирование единого подхода к методам оздоровления и закаливания детей в детском саду и дома. Повышение педагогической культуры родителей

Июль

Консультация «Игрушки для пятилеток». Распространение педагогических знаний среди родителей. Практическая помощь семье в вопросах воспитания детей.

Беседа «Основы личной безопасности для дошкольника». Привлечение внимания родителей к вопросу безопасности их детей. Реализация в детском саду и дома единых методов воспитания.

Папка - передвижка «Упражнение для глаз». Обогащение педагогических знаний родителей по данной тематике.

Консультация-практикум «Здоровье начинается со стопы». Сохранение и укрепление здоровья детей. Профилактика сколиоза и плоскостопия.

Памятка «Дыхательная гимнастика для дошколят». Предложить родителям методические приемы и упражнения для развития дыхательной системы ребенка в домашних условиях.

Август

Консультация «Если ваш ребенка – левша». Распространение педагогических знаний среди родителей о важности данного вопроса

Папка – передвижка Пальчиковые игры». Обогащение педагогических знаний родителей. Познакомить родителей с играми, способствующими развитию мелкой моторики детей.

Спортивный праздник с родителями «Если хочешь быть здоров…». Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников детского сада. Приобщение всех членов семьи к здоровому образу жизни.

Фотогазета «Моё любимое место отдыха». Поделиться воспоминаниями о лете, заинтересовать лучшими местами семейного отдыха на следующий год.

Список литературы:

1. «От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования» /Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, М.: Мозаика-Синтез, 2015г.

2. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. – М.: Педагогическое общество России. 2011

3. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. – М.: «Центр педагогического образования». 2012

4. Чиркова С. В.Родительские собрания: Средняя группа. – М.: ВАКО, 2010.

5. А. В. Козлова. Р. П. Дешеулина. Работа ДОУ с семьей. М., 2007.

6. А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина. Работа с семьей /методические рекомендации/. М., 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Взаимодействие с семьями воспитанников средней группы "Непоседы" по проектной творческой деятельности"

Семья и дети - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им не хватает взаимопонимания, такта и терпения, чтобы услышать друг друга....

Программа взаимодействия с семьями воспитанников старшей группы

В программе описываются цели, задачи, направления работы, ожидаемый результат, план взаимодействия с родителями...

Программа взаимодействия с семьями воспитанников средней группы

В программе описываются цели, задачи, направления работы, ожидаемые результаты, план работы...

Программа взаимодействия с семьями воспитанников средней группы

Основная цель взаимодействия МБДОУ с семьей – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное...

Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников средней группы

Планирование работы с семьями воспитанников позволяет вести систематическую и целенаправленную работу по установлению и укреплению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания ...

Программа взаимодействия с семьями воспитанников подготовительной группы

Цель: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя, интересов друг друга и объед...

Программа взаимодействия с семьями воспитанников второй группы раннего возраста

Цель Программы: создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей; обеспечение права родителей на участие в жизни ...