Рабочая программа социального педагога
рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Рабочая программа социального педагога

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО

Протокол № ___

От «___»___________ 201__г.

УТВЕРЖДАЮ

«___» ____________201__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД


Содержание

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ        3

1.1. Пояснительная записка.        3

1.1.1.Цели и задачи Программы        4

1.1.2. Значимые характеристики.        5

1.1.3. Основные направления работы социального педагога        5

1.2. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы.        5

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ        7

2.1. Общие положения        7

Основные направления работы социального педагога        7

2.2. Взаимодействие с семьями воспитанников.        9

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ        10

3.3. Планирование деятельности социального педагога        10

4. СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        11


1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка.

Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности ребенка. В этом возрасте ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых — родителей и педагогов. От того каковы условия развития малыша в окружающем социуме зависит его дальнейшая гражданская позиция.

Родителей, в силу социально — экономического положения современного общества, окружает множество проблем. Это ведет к ухудшению их физического и психического состояния, что сказывается и на воспитании детей. Поэтому, наряду с семьями, где еще сохраняются семейные традиции, имеется положительный опыт воспитания детей, возрастает количество таких, где наблюдается уменьшение «воспитательных ресурсов» родителей. В частности, идет снижение качества и количества речевого общения, изменение родительских установок. Родители становятся более авторитарными, чаще используют телесные наказания, требования дисциплины у них жёстче. Ситуация усугубляется при сочетании факторов среды с генетически унаследованными образованиями. Все это отрицательно сказывается на развитии взаимоотношений ребенка с окружающим, приводит к тяжелым последствиям в будущем.

Социальный педагог создаёт условия для социального саморазвития воспитанников, организуя деятельность педагогов и родителей в соответствии с действующим законодательством, на основе принципов гуманизма, с учётом исторических и культурных традиций.  В компетенцию социального педагога входит разработка, формирование механизма и осуществление мер в отношении защиты социального и образовательного права ребёнка.

Социальное развитие (социализация) - процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из:

  • трудовых навыков;

 знаний;

  • норм, ценностей, традиций, правил;
  • социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей.

Рабочая программа  разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993);

  2. Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990);

  3. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ;

  4. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2013 г. № 273-ФЗ;

  5. Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ;

  6. Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ;

  7. Гражданское, семейное, трудовое и жилищное право;

  8. Устав МБДОУ Детский сад №56;

  9.  Образовательная программа МБДОУ Детский сад №56.

Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:

- создание благоприятных условий для планирования, организации деятельности в системе педагоги-дети-родители;

- создание условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;

- формирование основ базовой культуры личности;

- всестороннее развитие психических и физических качеств детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;

- подготовку к жизни в современном обществе;

- формирование предпосылок к учебной деятельности;

- обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника в соответствии с ФГОС ДО.

Рабочая программа социального педагога рассчитана на 3 учебных года и подлежит редактированию ежегодно.

1.1.1.Цели и задачи Программы

Цель Программы: способствовать успешной социализации ребенка

Задачи:

  1. Работать над обогащением среды социального развития ребенка путем:

- повышения активности и ответственности родителей и педагогов в решении задач социального развития;

- повышения уровня компетентности родителей.

  1. Способствовать вовлечению семей воспитанников в образовательное пространство ДОУ, привлечению к сотрудничеству в вопросах социальной адаптации и развития детей.
  2. Изучать особенности личности воспитанников, их микросреды и условия их жизни.
  3. Выявлять интересы и потребности, трудности, проблемы, конфликтные ситуации между участниками образовательных отношений, своевременно оказывать социальную помощь и поддержку.
  4. Выступать посредником между организацией, воспитанниками, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов.
  5. Определять задачи, формы, методы социально-педагогической работы с воспитанниками, педагогами, родителями, способы решения личных и социальных проблем, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также электронные образовательные ресурсы.
  6. Повышать профессиональную компетенцию педагогов в вопросах социально-личностного развития воспитанников и взаимодействия с семьями.
  7. Принимать меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности воспитанников.
  8. Организовывать различные виды социально значимой деятельности воспитанников и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвовать в их разработке и утверждении.
  9.  Способствовать установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.
  10.  Содействовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности воспитанников, обеспечивать охрану их жизни и здоровья.

1.1.2. Значимые характеристики.

Основной контингент воспитанников проживает в условиях города. Социальный паспорт Учреждения представлен в Приложении 1.

1.1.3. Основные направления работы социального педагога

  • работа по организации эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса;
  • работа по защите прав ребенка;
  • работа по вопросам социального развития ребенка;
  • работа по взаимодействию с социумом;
  • профилактика негативных явлений (социального неблагополучия) и оказание помощи тем, кто находится в сложной ситуации.

1.2. Ожидаемые результаты реализации рабочей программы.

Основные направления оценки эффективности работы социального педагога:

  • соотнесение имеющихся социально-педагогических проблем и результатов их решения, в том числе уменьшение количества семей «группы социального риска»;
  • положительная динамика включенности детей и взрослых в социально ценные виды деятельности;
  • положительная динамика изменения отношения участников воспитательно-образовательного  процесса к базовым социальным ценностям;
  • динамика социально-педагогических условий обеспечения жизнедеятельности коллектива учреждения;
  • положительная динамика социально-психологической обстановки в социальной среде, микроклимате, непосредственно влияющих на каждого воспитанника дошкольного подразделения;
  • создание условий для эффективного взаимодействия с семьями реальных и потенциальных воспитанников МБДОУ;
  • создание благоприятных условий для планирования, организации деятельности в системе педагоги-дети-родители;
  • создание условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;
  • всестороннее развитие психических и физических качеств детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
  • развитие социальной инициативы детей и взрослых.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Общие положения

Основные направления работы социального педагога включают в себя:

  • Работа с кадрами

- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;  

- удовлетворение индивидуальных запросов педагогов, связанных с вопросами социального развития детей и взаимоотношений с их родителями;  

- изучение факторов среды социального развития детей в образовательном пространстве ДОУ и семьи;

Формы работы - консультации; анкетирование; индивидуальные беседы; семинары; «круглые столы», в том числе с участием родителей, работа по запросам.

  • Работа с родителями (законными представителями) и семьями воспитанников

- повышение компетентности родителей в области соблюдения прав детей;

- педагогическое просвещение родителей по социально-правовым вопросам;  

- удовлетворение индивидуальных запросов родителей в индивидуальных и групповых формах работы;  

- изучение состояния факторов среды социального развития ребенка, связанных с его семьей.

Основные формы взаимодействия с семьей: анкетирование, индивидуальные беседы, «круглые столы», родительские собрания, родительская гостиная.

- знакомство с семьей: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование родителей;

- информирование родителей о ходе образовательного процесса в контексте правового воспитания дошкольников: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, размещение информации о жизни детского сада на сайте.

  • Работа с детьми

- участие в социальном развитии детей по результатам наблюдений и запросам педагогов и родителей;  

- участие в организации досуга детей;

- организация деятельности, направленной на развитие индивидуальности детей и их социализацию.

Формы работы: интервьюирование; наблюдение; занятия по правам ребенка; игры; сопровождение режимных моментов в группах; организация экскурсий по ознакомлению с социумом (библиотека, школа, музыкальная школа, и т.п.).

  • Работа с документацией

- формирование информационного банка данных по работе с семьями;  

- разработка годового и ежемесячного плана работы;  

- пополнение методической копилки социального педагога.

  • Взаимодействие с учреждениями социума

- библиотеки, музеи;

- общеобразовательные школы микрорайона;

- представление интересов ребёнка в государственных и общественных структурах;

- организации и проведение межведомственных профилактических акций;

- координация взаимодействия субъектов социума в работе с семьей.

- обмен информацией с учреждениями, входящими в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Организацию работы по данным направлениям можно представить в виде структурно-функциональной модели, которая условно состоит из трех блоков:

  • информационно-аналитического,
  • практического,
  • контрольно-оценочного.

2.1.1. Информационно — аналитический блок

Включает  информирование, сбор и анализ сведений о родителях и детях; изучение семей, их трудностей и запросов, выявление нарушений прав ребенка в семьях, анализ социально-демографических паспортов семей.

При изучении семьи могут быть использованы следующие методы: опрос воспитателей, анкетирование родителей, индивидуальные беседы с детьми и родителями, выход в семью, интервьюирование.

С целью определения степени удовлетворенности деятельностью дошкольного учреждения проводится  анкетирование среди родителей всех возрастных групп.

2.1.2. Практический блок

В рамках этого блока проводится работа, направленная на решение конкретных задач, которые связаны со здоровьем и развитием детей: сохранение и укрепление здоровья детей; социализация личности ребенка; работа по решению проблем личностного развития детей.

В рамках практического блока проводится профилактическая работа с семьями по защите прав ребенка, которая включает два этапа:

  1. Ознакомление родителей с представлениями современной возрастной психологии о значимости периода дошкольного детства, ранимости детской психики, возможных последствиях жестокого и грубого обращения с ребенком (родители группы риска не выделяются, приглашаются на общие мероприятия с родителями).
  2. Взаимодействие с родителями группы социального риска.

2.1.3. Контрольно — оценочный блок

Включает анализ эффективности мероприятий по взаимодействию с родителями и детьми.

Для определения эффективности сразу после проведения мероприятия используются такие методы, как: опрос, оценочные листы, экспресс — диагностика. Повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей используется для отслеживания и оценки отсроченного результата.

2.2. Взаимодействие с семьями воспитанников.

Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования  ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.3. Планирование деятельности социального педагога

Работа социального педагога выстраивается согласно следующим планам:

  • Годовой и ежемесячный план работы социального педагога (Приложение 2)
  • Годовой и ежемесячный план работы МБДОУ Детский сад № 56
  • Образовательная программа  МБДОУ Детский сад №56
  • План работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних МБДОУ Детский сад №56 (Приложение 3)
  • Индивидуальный план работы с семьей, состоящей на внутреннем контроле в МБДОУ Детский сад №56 (Приложение 4)


4. СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конвенция о правах ребёнка от 15.09.1990.
  2. Конституция РФ от 12.12.1993 г.
  3. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ
  4. Гражданское, семейное, трудовое и жилищное право;
  5. Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07. 1998г. № 103 ФЗ
  6. Федеральный Закон «Об основах  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. № 120 ФЗ
  7. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2013 г. № 273-ФЗ;
  8. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ
  9. Устав МБДОУ Детский сад №56 «Туесок»
  10.  Образовательная программа МБДОУ Детский сад №56 «Туесок»
  11. Майер А.А. Основная образовательная программа дошкольного образования:  конструирование и реализация в ДОУ:  Методическое пособие / А.А. Майер, О.И. Давыдова. – СПб.:  ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011.- 288 с.
  12. Федосеева И.В. Проектирование основной общеобразовательной программы дошкольного образования:  правовой и управленческий аспекты. Вып. 1:  метод.ред / сост.   И.Ф. Федосеева( и др. ). - Архангельск:  изд. АО ИИППК РО, 2012. – 102с.
  13. Чуракова Р.Г.    Как  разработать основную образовательную программу дошкольного образования /  Под общ. ред Р.Г. Чураковой. – 2-е издание., испр.- М.:  Академкнига /Учебник,-2012. - 192 (Серия «Библиотека руководителя и методиста. Введение в ФГОС).
  14.  ФГОС ДО (Приказ министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

Приложение

Оформление стендов в группах

№ п\п

МЕСЯЦ

ТЕМА

1

сентябрь

Права и обязанности родителей

2

октябрь

Ответственность родителей

3

ноябрь

Права ребёнка области  образования

4

декабрь

Поощрение и наказание дошкольников

5

январь

Маленький воришка

6

февраль

Дети нуждаются в защите

7

март

Как знакомить ребёнка с историей семьи

8

апрель

Как научить ребёнка управлять своим    

поведением

9

май

О наказании.

10

июнь

Воздействие домашней атмосферы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа социального педагога ДОО.

Рабочая программа социального педагога ДОО....

Рабочая программа " Социальный педагог "

Рабочая программа "Социальный педагог" разработана  мною с целью создания условий для планирования, организации и управления воспитательно-образовательным процессом в МДОУ  в рамках ре...

Рабочая программа социального педагога МБДОУ детский сад "Белоснежка"

Программа предусматривает непрерывное психологическое сопровождение ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики.Ра...

Рабочая программа социального педагога ДОУ

Данная программа может стать "помощником" при написании рабочих программ социальными педагогами ДОУ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА социального педагога МБДОУ "Д/С №45" г. Бакал Пешляевой Светланы Михайловны

Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных ситуаций. Совместными усилиями взрослые должны воспитывать активного гражданина своей страны, а таковым человек явл...

Рабочая программа социального педагога

Социальный  педагог  –  сотрудник  дошкольного  образовательного учреждения,  который  создаёт  условия  для  социального  развития воспита...