Выступление из опыта работы на тему " Патриотическое воспитание старших дошкольников".
материал (старшая группа)
Выступление на педагогическом совете. Доклад " Патриотическое воспитание старших дошкольников".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад | 17.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание старших дошкольников.
«Только тот, кто любит,
ценит и уважает накопленное
и сохраненное предшествующим поколением,
может любить Родину, узнать ее,
стать подлинным патриотом»
С.Михалков.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Снижение познавательного интереса и уважения у современной молодежи к прошлому и настоящему своей Родины, к обычаям и традициям своего народа, низкий уровень знаний об истории, культурном наследии своего Отечества.
Потеря нравственных ориентиров, обесценивание таких категорий, как Совесть, Честь, Долг привели к негативным последствиям в обществе, к родительской безответственности, равнодушию в воспитании подрастающего поколения. Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.
Первые годы жизни ребёнка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребёнком опыта общественной жизни, продумать условия для активного познания дошкольником социальной действительности.
Организация работы ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников остается одним из актуальных направлений деятельности современного ДОУ.
Патриотизм – любовь к семье, дому, родным местам, Родине, гордость за свой народ, толерантное отношение к другим людям, желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Патриотизм включает в себя:
Формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности (совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность);
приобщение к истокам национальной культуры;
формирование нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
воспитании любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям).
Задачи патриотического воспитания:
воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
воспитание уважения к труду;
развитие интереса к русским традициям и промыслам;
формирование элементарных знаний о правах человека;
расширение представлений о городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Принципами педагогической деятельности в ДОУ по воспитанию патриотизма являются:
Индивидуализация обучения, включающая в себя учет индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста;
постоянное стимулирование творческой, познавательной активности детей старшего дошкольного возраста;
системность и последовательность воспитания и обучения, представленная формированием целостного процесса познания социального мира;
обеспечение психологического комфорта при организации занятий;
преемственность в организации разнообразных видов деятельности, способствующих целостному восприятию данного цикла.
Содержание патриотического воспитания дошкольников:
Приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
Знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной;
с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями.
Проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое.
Организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.
Основные источники, средства патриотического воспитания в ДОУ.
1.Создание условий в группе.
2.Правильный отбор объектов.
3. Пример взрослых.
4. Развивающие виды деятельности.
5.Досуговая деятельность.
6. Использование всех видов фольклора.
7. Знакомство с народной декоративной росписью.
8.Взаимодействие с семьями воспитанников.
Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края);
труд людей, традиции, общественные события и т.д.
Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.
Начиная работу по воспитанию любви к родному городу, краю, педагог обязан сам его хорошо знать.
Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.
Формы и методы патриотического воспитания дошкольников:
Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к окружающему миру.
Беседы с детьми о России, родном городе.
Знакомство детей с символами России (флаг, герб, гимн).
Наблюдения - одно из проявлений патриотизма – любовь к природе.
Чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений, рассматривание иллюстраций.
Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок.
Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.
Сказка – это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ.
Большое место в патриотическом воспитании принадлежит игре, так как она является основной деятельностью дошкольника.
Дети обыгрывают бытовые, трудовые, общественные сюжеты.
Особое место в патриотическом воспитании отводится праздникам.
Праздник является наиболее древним элементом культуры человеческого общества и безусловной частью его жизни.
Вывод:
Воспитание патриотических чувств представляет собой совокупность общечеловеческих ценностей: понятия любви, дружбы, добра, истины сливаются с познавательной активностью, представлениями о современной действительности, деятельно – практическим отношением к миру.
Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире.
Надо быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уважать себя и учить этому других.
Если целостность этого процесса нарушится, разрушится связь между поколениями.
Воспитание патриотических чувств есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление из опыта работы на тему: «Физическое воспитание и оздоровление дошкольников».
В этом материале я делюсь своим опытом по сохранению и оздоровлению детей 1 младшей группы....
выступление из опыта работы на тему: «Экологическое воспитание старшего дошкольного возраста».
Формирование экологической культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. Дошкольное детство- начальный этап формирования личности человека. В это время закладываются позити...
Выступление из опыта работы на тему: "Экологическое воспитание дошкольников"
Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа — философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуа...
Опыт работы по теме "Патриотическое воспитание старших дошкольников"
С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды – местными историко-кул...
Опыт работы по теме "Патриотическое воспитание старших дошкольников"
С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды – местными историко-кул...
Выступление из опыта работы по нравственно- патриотическому воспитанию в средней группе.
Михаил Ломоносов: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»...