Поддержка самостоятельности и инициативы детей в процессе социально-коммуникативного развития
статья

Федянина Светлана Альбертовна

В процессе социально-коммуникативного развития дошкольников, формирования социальной адаптированности, приоритетным направлением считаем развитие навыков социализации. Детям, в том числе имеющим речевые нарушения, сложно установить контакт со сверстниками и взрослыми. Они остро чувствуют речевой недостаток. В основе работы лежит воспитание гуманных взаимоотношений, повышения доверия между детьми и взрослыми, воспитание стремления к взаимопониманию, помощи, сопереживанию. Для  формирования положительных взаимоотношений в детском коллективе применяем комплекс игр и упражнений, направленных на укрепление дружеских связей детей в группе, сближение воспитателя с детьми, повышение эмоционального фона. С целью преодоления эмоционально-аффективных проявлений у детей (тревожность, страх, агрессивность), используем психогимнастику М.И. Чистяковой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поддержка самостоятельности и инициативы детей в процессе социально-коммуникативного развития

Ильина Надежда Александровна, воспитатель

Прохорова Дарья Сергеевна, воспитатель

Федянина Светлана Альбертовна, воспитатель

В процессе социально-коммуникативного развития дошкольников, формирования социальной адаптированности, приоритетным направлением считаем развитие навыков социализации. Детям, в том числе имеющим речевые нарушения, сложно установить контакт со сверстниками и взрослыми. Они остро чувствуют речевой недостаток. В основе работы лежит воспитание гуманных взаимоотношений, повышения доверия между детьми и взрослыми, воспитание стремления к взаимопониманию, помощи, сопереживанию. Для  формирования положительных взаимоотношений в детском коллективе применяем комплекс игр и упражнений, направленных на укрепление дружеских связей детей в группе, сближение воспитателя с детьми, повышение эмоционального фона. С целью преодоления эмоционально-аффективных проявлений у детей (тревожность, страх, агрессивность), используем психогимнастику М.И. Чистяковой. 

Организуем работу по повышению социального статуса отвергаемых детей в группе, создаем условия для взаимодействия, свободного выбора партнёра по деятельности. Результат -снижение числа конфликтов между сверстниками, умение детей взаимодействовать в подгруппах, дружить.

Эти результаты подтверждаются при оценке навыков социализации, показатели которых описаны в Адаптированной образовательной программе ДОО: 

  • Использование речи для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения        
  • Сформированность умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, используя различные речевые средства.
  • Наличие необходимого словарного запаса для познания и вербализации элементарных общепринятых норм и правил поведения.
  • Наличие первичных вербализованных представлений о себе, семье, обществе.
  • Владение средствами коммуникации (невербальной, знаковой, жестовой, звукокомплексной, фразовой)
  • Использование в процессе коммуникации связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

Эффективно организуем работу по поддержке детской инициативности. 

Детская инициатива проявляется в выборе ребенком тематики игр, постановке и разрешении новых игровых проблемных ситуаций, вопросах и предложениях, с которыми ребенок обращается к взрослому и сверстникам, в организации и осуществлении самостоятельной продуктивной деятельности.

 Для поддержки коммуникативной инициативы - создаем безопасный психологический климат, в котором ребенок не боится проявлять индивидуальность, создаю ситуации, в которых ребенок учится осознанно выстраивать общение (речевые игры, диалоги, разыгрывание сценок и пр.).

Для поддержки творческой инициативы - организуем предметно-пространственную среду, с доступным материалом для творчества, выделяем максимальное количество времени для самостоятельной деятельности,  предлагаю расширять границы содержания рисунка, опираясь на личный опыт, руководствуясь замыслом, фантазией, эмоционально-оценочным восприятием и отношением к изображению.

Для поддержки познавательной инициативы предлагаем ситуации, вопросы проблемного, поискового характера решение которых дает возможность принимать детьми решения, выражать свои чувства и мысли.

В результате созданных условий воспитанники проявляют инициативу во всех видах деятельности: каждый может выбрать дело по своему желанию, включиться в разговор, предложить интересное занятие для всех. Результаты наблюдения за детьми показывают, они легко включаются в игровые ситуации и инициируют их сами, творчески развивают игровой сюжет, используя для этого разнообразные знания, полученные из разных источников. 

Создаем условия для позитивных отношений между детьми, для развития коммуникативных способностей, умения работать в группе сверстников: в группах существуют «правила общения», которые дети разрабатывают сами – оформляют в виде схематичных знаков на плакате, иллюстрируют картинками (рисунки, вырезки). При возникновении конфликтных ситуаций напоминаю детям о «правилах», они ищут подходящую ситуацию в «правилах», пытаются решить, как поступать.  Данная форма работы показала свою эффективность, дети не теряются в конфликтных ситуациях, помогают сверстникам в разрешении споров. При развитии коммуникативных способностей используем технологии эффективной социализации Н.Гришаевой (развивающее общение, рефлексивный круг). Проводим беседы на нравственные и этические темы с обсуждением произведений художественной литературы. Включаем в совместную деятельность элементы сказко-и арттерапии (подбираем сказки и литературные произведения по разным темам, ситуациям происходящим в группе, читаем, обсуждаем как следовало поступить, дети дают советы).  В результате воспитанники  становятся более дружелюбными, ответственными, в общении активны, владеют организаторскими способностями, умеют привлечь сверстников к деятельности,  умеют самостоятельно  уладить конфликтные ситуации, учитывают мнение других.

Эффективно применяем современные психолого-педагогические технологии, формируем мотивацию детей к обучению. Часто у детей познавательный интерес снижен, и важным в своей работе считаем  применение: современных технологий (Арт-терапевтические технологии – помогают снять психоэмоциональное напряжение, негативные эмоции, создать позитивный настрой перед занятием; технология Кинезиология – используем для активизации межполушарного взаимодействия, развития координации, внимания, памяти детей; Технология «Я-сообщение» позволяет создать доброжелательную атмосферу сотрудничества, развивает у детей навыки безконфликтного общения, уважения к партнеру по общению)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по оптимизации процесса формирования морфологической стороны речи у детей 5-6 лет в процессе социально-коммуникативного развития.

Говоря о занятиях по обучению родному языку как части единого целого воспитательно-образовательного процесса, надо подчеркнуть, что на них основной деятельностью должна быть речевая. Речевая деятельно...

Развитие самостоятельности и инициативы детей 3-4 лет в сюжетно-ролевой игре .

Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности. Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность....

Особенности взаимодействия с родителями в процессе социально-коммуникативного развития старших дошкольников и подготовки детей к школе

Особенности взаимодействия с родителями в процессе социально-коммуникативного развития старших дошкольников и подготовки детей к школе...

Формирование морфологической стороны речи у старших дошкольников в процессе социально-коммуникативного развития

Форимрование морфологической стороны речи у старших дошкольников в процессе социально - коммуникативного развития...

План образовательного процесса. Социально-коммуникативное развитие.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ. Проектирование образовательного процесса с детьми на прогулке. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА* Острота современных эколог...