Доклад "Речевое развитие детей раннего возраста"
учебно-методический материал (младшая группа)

Дамдинова Светлана Викторовна

Основной целью речевого развития является:формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад:

Речевое развитие детей раннего возраста

в условиях реализации ФГОС ДО

Речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.

                                                                                                   Р.С. Немов

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.

Из целевых ориентиров по ФГОС ДО:

«Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, у ребёнка складываются предпосылки грамотности»

     Основной целью речевого развития является: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Задачи речевого развития в соответствии ФГОС ДО:

  • Овладение речью как средством общения.
  • Обогащение активного словаря.
  • Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
  • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
  • -Развитие речевого творчества.
  •  Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

  Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте:

  • Принципы речевого развития детей
  • Принцип взаимодействия сенсорного, умственного и речевого развития
  • Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи
  • Принцип развития языкового чутья
  • Принцип формирования элементарного осознания явлений языка
  • Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи
  • Принцип обогащения мотивации речевой деятельности
  • Принцип обеспечения активной языковой практики

Основными направлениями работы с детьми по развитию речи являются:

   1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

   2. Воспитание звуковой культуры речи – развитие восприятия звуков родной речи и произношения.

   3.Формирование грамматического строя речи (морфология, синтаксис, словообразование).

   4. Развитие связной речи (диалогической, монологической).

  5. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

  6. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (звук, слово)

Методы развития речи

Мы все их знаем – это наглядные, словесные, практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.

Средствами достижения цели речевого развития детей являются:

  • Общение детей и взрослых
  • Культурная языковая среда, речь воспитателя
  • Обучение родной речи в процессе НОД
  • Художественная литература
  • Изобразительное искусство
  • Музыка, театр
  • НОД по другим разделам программ
  • Игра

Условия развития речевой активности детей раннего возраста в рамках ФГОС.

Внимательное и бережливое отношение взрослого к ребёнку.

В раннем возрасте общение является основной формой воспитания. Общение – взаимоотношение взрослого с ребенком, которое включает обращение взрослого к ребенку и ответ ребенка. В результате малыш сам становится активно действующим лицом.

Организация совместной деятельности ребёнка со взрослым доступной по форме и средствам.

Правильный подход воспитателя к организации образовательного процесса является ещё одним условием активизации речи детей раннего возраста.

  При его организации необходимо следовать требованиям  дидактики. Предусмотреть время проведения игр-занятий по речевому развитию.

Установлено, что лучшим временем для занятий с ребенком является первая часть бодрствования, когда малыш находится в состоянии оптимальной возбудимости и не сразу после еды, а спустя минут 30. Не рекомендуется проводить с детьми занятия в неблагоприятное для этого время: сразу после сна, когда ребенок еще находится в несколько заторможенном состоянии, сразу после прогулки, когда ребенок уже несколько утомлен, или непосредственно перед едой и перед сном, что снижает качество проведения следующего процесса.

Игры-занятия с детьми проводятся небольшими подгруппами (7-8 человек) или индивидуально.

Воспитатель обязан точно определить программное содержание, куда включаются воспитательные, образовательные, оздоровительные и развивающие задачи. Продумать, какой материал давать детям, как эффективней его преподносить. Предусмотреть варианты и способы размещения детей, чтобы им было удобно: все видно и слышно, и каждый ребенок принимал активное участие в меру своих сил и возможностей.

Игры-занятия с детьми проводятся в занимательной, интересной форме. Наглядно-дидактический материал должен быть динамичным, ярким, звучащим.

Создание образовательного пространства, предоставляющего необходимые и достаточные возможности для игрового, сенсорного, речевого и двигательного развития с разными материалами.

Налаживание тесного контакта воспитателя с родителями является одним из главных условий для развития речевой активности ребёнка.

     Это очень важно, чтобы мама, оставляя малыша в яслях, была спокойна, доверяя его сотрудникам дошкольного учреждения. Каждый день мы рассказываем родителям о том, как малыш провел время: как ел, как спал, во что и с кем играл, о чем мы с ним разговаривали.

      Конечно, каждый ребенок индивидуален и речь у всех развивается своими темпами, но существуют нормативы развития речи:

к году словарный запас примерно должен составлять 9-15 слов; к 2 годам- 200-300 слов, а к 3 годам до 2000 слов.

Тревожные признаки речевого развития детей раннего возраста, это когда ребёнок:

  • Не называет полностью имя и фамилию.
  • Не понимает значения вопросов «Что?» «Где?»
  • Много использует слов, значения которых понятно только ребенку («тарабарщина»).
  • Отвечает на вопрос повтором этого же вопроса.
  • Не использует больше одного слова за один раз.
  • Указывает на предмет раньше, чем называют его.
  • Не может назвать каждый предмет на картинке.

Существуют специальные приёмы развития и стимуляции речевой активности, такие как:

  • Разговор взрослого с самим собой в присутствии детей (сейчас мы пойдем одеваться на прогулку, мыть руки, открою кран и т.д.)
  • Провокация – искусственное непонимание действий ребенка;
  • Распространение – дополнение сказанного ребенком;
  • Использование игровых упражнений совместно с ребенком;
  • Выбор – предоставляйте ребенку возможность выбора;
  • Игры с природным материалом;
  • Продуктивные виды деятельности;
  • Замещение.

А также упражнения по развитию речи у детей раннего возраста:

1.Упражнения по развитию мелкой моторики – одни из самых действенных стимуляторов речи.

 Этих упражнений существует великое множество: разнообразные игры в мозаику, конструктор, пазл лепка пластилином (к играм для детей до года подойдет обычное тесто), перекладывание мелких предметов из одной емкости в другую, игры в шнуровки, пальчиковые игры (сорока-белобока, пальчики-мальчики и др.)

2.Физические упражнения. Упражнения с артикуляционным аппаратом: «губки-зубки», «потерялся язычок» и др.

3.Голосовые упражнения.

Упражнения на произношения согласных звуков (чистоговорки).

Ранний возраст - особый период развития ребенка. Речевые умения и навыки, которые мы закладываем в самом раннем возрасте, в 1 младшей группе это – необходимая база, без которой мы не сможем решить более сложных задач в старших возрастных группах.

Таким образом, мы не только развиваем речь ребёнка, но и способствуем его полноценному, всестороннему развитию, в соответствии с требованиями ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...

Сюжетно-ролевая игра детей раннего возраста, её значение для всестороннего развития детей раннего возраста.

Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно. Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми. Отображая в игре жизненные впечатления, ре...

«Психофизическое развитие детей раннего возраста» ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

Цель: Эмоциональное сближение детей и родителей, путем телесного контакта, осуществляемого в совместной двигательной деятельности....

Методическая разработка Активизация речевого развития детей раннего возраста при помощи игровой певческой деятельности. Сборник песен для детей раннего возраста.

Пение - важный вид деятельноти ребенка. Как же стимулировать самых маленьких открывать рот, воспроизводить звуки и наконец петь? Важно все: систематический подход, яркое, образное исполнение, наглядно...