Методическая разработка на тему: "Комплексно-тематический план по духовно-нравственному воспитанию и приобщению к культурному наследию обучающихся"
методическая разработка

Смирнова Наталья Валентиновна

В методической разработке представлен комплексно-тематический план работы в детском саду по духовно-нравственному воспитанию и приобщению к культурному наследию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_gbdou_131.docx22.31 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексно-тематический план

по духовно-нравственному воспитанию и приобщению  

к культурному наследию обучающихся

государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения  

детский сад № 131 компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга

на 2021-2022 год

Санкт-Петербург

2021

Актуальность.

Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей - эти идеи были истоками создания программы воспитания и календарного планирования по  духовно-нравственному воспитанию и приобщению  

к культурному наследию.

Цели и задачи.

Главной целью является создание оптимальных условий для всестороннего развития  духовно-нравственного потенциала через построение целостного педагогического процесса на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

Воспитательные задачи способствуют:

  1. Формированию  эстетически развитой личности, эмоционально отзывчивой  на художественные  произведения, исторические факты становления и развития национальной культуры, ее традиции и обычаи.
  2. Развитию активности творческого потенциала нравственных начал у обучающихся через осознание самого себя в своих поступках, чувствах, поведении.
  3. Совершенствованию коммуникативности среди взрослых и сверстников.

Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника, обозначенных во ФГОС ДО. В соответствии с принципами ДО, сформулированными во ФГОС ДО (п.3 раздела 1.4 «содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений»), и моделью образовательного процесса. В качестве средств реализации цели воспитания могут выступать следующие основные деятельности и культурные практики:

предметно-целевая деятельность (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации совместно с родителями, воспитателями, сверстниками);

культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого, и способов их реализации в различных видах деятельности через личный опыт);

свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность, общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей).

Реализация календарно- тематического плана предполагает социальное партнерство с другими организациями, основано на сетевом взаимодействии с разными субъектами воспитательно-образовательного процесса.

Комплесно-тематический план

по духовно-нравственному воспитанию и приобщению обучающихся

к культурному наследию

 

1.  Модульное планирование

Семья

Малая Родина

Труд людей

Великая Россия

Моя семья (мама, папа, братья, сестры, бабушка, дедушка). История и традиции семьи.

Моя родословная.

Семейные праздники

Мой родной Санкт-Петербург.

Мой дом, мой детский сад.

Достопримечательности города.

Природа Ленинградской области.

Самообслуживание.

Хозяйственно-бытовой труд.

Труд в природе.

Труд взрослых, выбор будущей профессии.

Люди, оставившие след в истории России.

Герои моей семьи в освобождении Ленинграда и  в Великой Отечественной войне.

Герои современности.

2. Календарно-тематическое планирование

Сроки

Основные  направления и мероприятия

Ответственные

Семья.

 Моя семья (мама, папа, братья, сестры, бабушка, дедушка). История и традиции семьи.

Моя родословная. Семейные праздники

Акции (экологические, патриотические, социальные)

События

Мероприятия

(круг годовых праздников, «творческие соревнования»:

конкурсы, выставки)

Дела

(проекты, мастер-классы, работы в лабораториях, центрах экспериментирования)

Развлечения

(досуги, игры, посиделки)

сентябрь

Акция «Вместе, всей семьей»

День дошкольного работника

День знаний

 «Давайте знакомиться»

Музыкальные руководители

Воспитатели групп

Акция «Дорога без опасности»

«Путешествие в Светофорию»

«Дорожная азбука»

Инструктора по физической культуре

октябрь

Акция «Шкатулка добрых дел»

День пожилого человека

Конкурс чтецкого искусства «Вдохновленные Родиной»

Воспитатели групп

Учителя-логопеды

ноябрь

День матери

Воспитатели групп

Акция

Читаем стихи детям старшие младшим

День ребенка

Воспитатели групп

Декабрь

Новый год

Выставка-смотр

«Символ года - Тигр»

Мастер –класс

«Тигренок – новогодний сувенир»

День чая (традиции семьи)

Музыкальные руководители

Педагог дополнительного образования

Воспитатели групп

Март

международный женский день

Музыкальные руководители

Воспитатели групп

май

День семьи

Герб моей семьи

Воспитатели групп

Малая Родина.

 Мой родной Санкт-Петербург. Мой дом, мой детский сад. Достопримечательности города. Природа Ленинградской области.

Октябрь

Акция «Крышечки Доброты»

Осенние истории

Музыкальные руководители

ноябрь

Творческий конкурс «Ленинградский зоопарк»

Воспитатели групп

Январь

«Свеча памяти»

День полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады

Музыкальные руководители

Воспитатели групп

Февраль

Деревенские посиделки (фольклорный досуг)

Музыкальные руководители

Март

105- летие  Невского района

Санкт- Петербурга

Выставка рисунков, макетов и фотографий «105 памятников и исторических мест Невского района»  

«Госпожа честная

Масленица» (02.03)

Музыкальные руководители

Воспитатели групп

Апрель

День птиц (01.04)

Выставка свистулек

Мастер- класс «Птички-невеличка»

Воспитатели групп

Педагог дополнительного образования

Май (18.05, 27.05)

День музеев

День города «Виват, Санкт-Петербург»

. Фестиваль творческих проектов

«Листая энокалендарь….»

Музыкальные руководители

Воспитатели групп

Труд людей.  

Самообслуживание. Хозяйственно-бытовой труд. Труд в природе. Труд взрослых, выбор будущей профессии.

Октябрь

Выставка –конкурс «Яркие краски осени»

Воспитатели групп

февраль

День защитника Отечества

(военные профессии)

Выставка рисунков, коллажей «Буду Родину и семью защищать»

Воспитатели групп

Апрель

Всемирный день Земли

День космонавтики

Воспитатели групп

Великая Россия.

Люди, оставившие след в истории России. Герои моей семьи в освобождении Ленинграда и  в Великой Отечественной войне. Герои современности.

Октябрь

День музыки (01.10)

Музыкальные руководители

Ноябрь

Выставка рисунков по произведениям Е.И. Чарушина к 120 лет со дня рождения

Фестиваль творческих проектов

«Листая энокалендарь….»

Воспитатели групп

Декабрь

Акция «Мы – граждане России!»

День конституции

Воспитатели групп

Февраль

День защитника Отечества

Музыкальные руководители

Воспитатели групп

Март

140 лет со дня рождения К.И. Чуковского

Конкурс чтецов

«Путешествие с героями Чуковского»

Фестиваль творческих проектов

«Листая энокалендарь….»

Учителя-логопеды

Воспитатели групп

Май

Акция «Георгиевская ленточка»

Акция «Бессмертный полк»

«Память поколений – День Победы»

Изготовление открыток ветеранам

Фестиваль творческих проектов

«Листая энокалендарь….»

Музыкальные руководители

Воспитатели групп


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Русская народная сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Опыт работы по использованию русской народной сказки в духовно-нравственном воспитании старших дошкольников...

Духовно - нравственное воспитание дошкольников через приобщение к культурному наследию своего народа. День матери.

quot;Традиции и новации: культура, общество, личность." Российский праздник "День матери" Консультация для родителей и сценарий развлечения ....

Статьтя на тему:Формирование духовно – нравственных ценностей дошкольников, их сопричастности к культурному наследию своей нации.

данный статья является отчетом о проделанной работе в ДОУ для формирования духовно-нравственных качеств....

Доклад на тему: "Духовно- нравственное воспитание дошкольников через приобщение к культурному наследию русского народа".

Духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций и культуры русского народа....

Методическая разработка: план мероприятий по реализации программы "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников"

Проблема духовно-нравственного оздоровления общества и восстановление ценностей традиционной культуры является настолько трудной, что эффективность её решения может быть обеспечена только масштабными ...

Патриотическое, духовно-нравственное воспитание и приобщение к культурному наследию старших дошкольников

Аннотация. В статье раскрывается актуальность духовно-нравственного развития на современном этапе, характеризуются возрастные особенности детей дошкольного возраста, их сензитивность к усвоению нравст...

Методическая разработка Русские народные игры как средства духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста

Большое место в духовно-нравственном воспитании детей мы отводим  народным играм. Особенностью  которых является то, что они, имея нравственную основу, учат детей обретать гармонию с окружаю...