Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста.
статья

Потапова Дина Ильдаровна

В статье раскрывается понятие сказкотерапии. Рассматривается какие задачи можно решать с помощью этого приёма. Также рассматривается какие приемы можно использовать в сказкотерапии. Рассмотрен один из приемов подробно на примере сказки "Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду "— Муур Л.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx304.6 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста.

Сказкотерапия – это комплексные занятия, которые нацелены на работу с чувствами, стабилизацию эмоционального состояния, оздоровление и гармонизацию психики, формирование ценностных основ личности, развитие творческих способностей ребёнка. Сказкотерапия родилась и развивалась на стыке психологии, педагогики, культурных традиций разных народов.

Сказкотерапия решает множество задач, связанных с развитием ребёнка:

  • раскрытие и активизация творческого потенциала;
  • развитие фантазии и образного мировосприятия;
  • знакомство с миром общечеловеческих ценностей, вековой народной мудростью, приобщение к бытовой культуре и опыту предков;
  • регуляция самооценки, нейтрализация психологических проблем (страхи, враждебность, гиперактивность);
  • формирование богатой, образной речи, совершенствование коммуникационной сферы ребёнка;
  • оттачивание правильного произношения, артикуляции, речевого дыхания, развитие пальчиковой моторики и пространственного мышления;
  • развитие умения выстраивать монолог, вести диалог с собеседником;
  • решение проблем социальной адаптации, воспитание безопасной модели поведения, культуры здорового образа жизни.

Разнообразны и приёмы сказкотерапии:

  • чтение или рассказывание;
  • пересказ по опорному плану;
  • обсуждение и словесный анализ;
  • рисование сказки;
  • артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, арт-терапия:
  • дидактическая, ролевая, театрализованная, подвижная игра (куклотерапия, песочная терапия, инсценировки, психодинамические упражнения на релаксацию);
  • сочинение собственных сказочных сюжетов;
  • решение сказочных задач, выполнение творческих заданий (смена места, времени, событий, введение нового сказочного героя, перепутывание сюжетов);
  •  подготовка декораций, костюмов и масок к сказкам: рисование, аппликация, лепка и т. д.

Рассмотрим в качестве примера такой приём, как пересказ сказки по опорным вопросам. Мы выбрали сказку Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду — Муур Л.

 Пересказ детьми сказки по вопросам сопровождается иллюстрированием сказки. Картинки показывает педагог или ребёнок. Рассказывая сказку, дети стараются вжиться в образ персонажа, от имени которого они говорят.

-Каким был крошка Енот? 

Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду - Муур Л.

-Куда отправила мама крошку Енота?

Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду - Муур Л.

-Что появилось на небе ночью?

-Где находится лучшее место для ловли раков?

-С каким настроением отправился крошка Енот в свое ночное путешествие?

-Кого встретил крошка Енот в густом-прегустом лесу?

Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду - Муур Л.

-О чем поговорили дикобраз с енотом?

-Кого дальше встретил крошка Енот? О чем они поговорили?

-Кого еще повстречал крошка Енот на своем пути?

Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду - Муур Л.

-Кого боится Толстый Кролик?

-Кого увидел енот в пруду?

-Он испугался?

Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду - Муур Л.

-Что сделал крошка Енот. Когда увидел свое кривое отражение в пруду?

-Что предложил взять с собой к пруду Скунс?

-Помог камень побороть страх?

Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду - Муур Л.

-Что предложил сделать Старый Дикобраз?

Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду - Муур Л.

-Помогла палка побороть страх крошке Еноту?

Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду - Муур Л.

-Когда енот прибежал домой, что посоветовала сделать мама?

Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду - Муур Л.

-Чем закончилась сказка?

Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду - Муур Л.

После пересказа сказки, можно предложить ребятам поиграть в различные дидактические, настольные игры по мотивам данной сказки. Разыграть сказку с помощью различных видов театра. Предложить нарисовать понравившийся момент, слепить или склеить аппликативный образ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум "Здоровьесберегающие технологии: стретчинг с элементами сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста"

Семинар - практикум для воспитателей и специалистов ДОУ содержит новые технологии здоровьесбережения, а именно слияние сказкотерапии и игрового стретчинга, что позволяет наиболее эффективно повысить у...

Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста «Путешествие в сказочный мир».

Сказкотерапия в работе с детьми по развитию психических функций. Практикум для педагогов и родителей. Как можно помочь своему ребенку, используя сказкотерапию как терапевтический метод....

Мастер- класс. « Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».

Методические рекомендации позволяют воспитателям и учителям ненавязчиво и с интересом для детей проводить нравственные беседы, используя сюжеты сказок, получают возможность заниматься коррекцион...

элементы сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста

Презентация на тему "Элементы сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста"...