Хромова И.П. Психологическая сущность игры в коррекционно-развивающем обучении современных дошкольников
статья

Хромова Ирина Павловна

В статье описаны психологические функции игры у детей и состояние игровой деятельности современных дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskaya_sushchnost_igry.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая сущность игры в коррекционно-развивающем обучении современных дошкольников

Хромова И.П.

МБДОУ "Детский сад № 40 "Русалочка", г. Тамбов, rusalo4ka402009@yandex.ru

В  Профессиональном стандарте "педагога-психолога", вступившем в силу с  1 января 2017 года, среди трудовых функций выделена Психологическая коррекция поведения и развития детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

Самыми эффективными в коррекционно-развивающем обучении дошкольников являются игры. Под грамотным руководством специалиста они дают ребенку возможность в игровой форме учиться социальным нормам., позволяют реализовать эмоциональное общение ребенка со взрослыми и сверстниками, являющееся одним из наиболее важных компонентов нормального психического развития ребенка.  Игра позволяет детям взять на себя контроль, который они так редко испытывают, живя в мире, которым управляют взрослые.

В зарубежной психологии (3. Фрейд, В. Штерн, А. Фрейд, и др.) игра трактовалась как деятельность по природе инстинктивно-биологическая, выражающая в особой символической форме врожденные подавленные влечения ребенка, вытесняемые под жестким давлением общества, антагонистически настроенного по отношению к ребенку.  

Известные отечественные педагоги рассматривали игру как эмоциональное выражение ребенка, как организацию его поведения и приобретение трудовых навыков. Я. Корчак отмечал: «Игра - не столько стихия ребенка, сколько единственная область, где мы предоставляем ему более или менее широкую инициативу. Лишь в играх ребенок чувствует себя до некоторой степени независимым» [1,с.42].

В своей работе «Психология игры» Д.Б. Эльконин много места уделяет социальным аспектам игры,  справедливо считая содержанием развернутой ролевой игры отношения между людьми. Психолог подробно рассматривает возрастные процессы развития ролевой игры и ее влияние на личность ребенка [7, с. 61].  Игру как значимую деятельность детей, взаимодействие детей в игре изучал А.Н.Леонтьев, Р.А. Иванкова. Л.П. Стрелкова выделяет роль игры-драматизации в становлении эмоций ребенка. Л.Б Фесюкова исследовала разыгрывание сказок, обсуждение их нравственного урока, воспитание добрых чувств.

В нашей стране игры с дошкольниками успешно используются для подготовки дошкольников к школе (О.С. Газман, Н.Е.Харитонова; Н.И. Гуткина; А.А.Романов). Разработаны развивающие умственные способности дошкольников игры и упражнения (Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, Н.П. Линькова).

Лечебные свойства игры отмечает в своей работе А.И. Захаров, разработавший методику игротерапии, которая является частью целого комплекса воздействий на ребенка [1]. В книге «Игра как способ преодоления неврозов у детей» он рассматривает игру и как самостоятельный метод, и как составную часть, сочетающуюся с рациональной и суггестивной психотерапией. Считая игру ведущим средством психотерапии дошкольного возраста А.И. Захаров предлагает последовательные воздействия через беседу, спонтанную игру, направленную игру и  внушение и видит назначение  игры в качестве диагностики, терапии и обучения.

Учитывая, что коррекционно-развивающая работа с детьми и психологическая профилактика нарушений поведения детей являются одними из основных трудовых функций педагога-психолога в детском саду, в нашем исследовании  попытаемся раскрыть психологическую сущность игры. Игра как средство в коррекционно-развивающем обучении современных дошкольников представляет собой систему коррекционных и развивающих мер, направленных развитие социальных навыков во взаимодействии с другими людьми, становление потребностно-мотивационной сферы ребенка, на нарушение поведения ребенка, раскрытие потенциала ребенка и разрешение внутренних конфликтов дошкольника.

Появившись с древнейших времен игра развивала, она помогала ребенку в преодолении психологических трудностей, была не просто милой забавой, но и часто трудом, преодолением себя [5]. Во всем мире дети дошкольного возраста и старше играют, и эта деятельность является важной частью жизни, ее смело можно назвать смыслом детства [3, с.228]. Игра жизненно необходима: она обусловливает гармоничное физическое, интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка.

Определяя игру дошкольника, как деятельность, отличную от других человеческих занятий, следует сказать, что она обязательно:

1) свободная, игрок не принужден принимать участие, в противном случае игра мгновенно теряет свою привлекательность и приятную природу (Й. Хёйзинга, К. Лоренц, К.Э. Фабри );

2) отдельная, происходящая в точных, определенных пространственных и временных пределах (О. В. Хухлаева, Н.В. Зеленцова-Пешкова, А. Спиваковская);

 3) неопределенная, не имеющая предсказуемого развития или результата, игроку обязательно оставляется некоторая свобода для изобретательности (П.Ф. Каптерев, Д.Макнамара);

4) непродуктивная, не дающая никаких материальных выгод или новых элементов и, за исключением предметов собственности, которые могут переходить из рук в руки внутри группы игроков, приводящая к точно такой же ситуации в конце игры, какая существовала в начале (К. Лоренц,);

 5) подчиняющаяся определенным правилам (Д.Б. Эльконин, Е.О. Смирнова, И.А. Рябкова,  О.В. Гударева, С.Н. Карпова, Л.Г.Лысюк);

 6) вымышленная, - игрок особым образом осознает, что он действует в реальности, отличной от повседневной жизни, или даже вымышленной реальности (А.Н. Леонтьев, П.Ф. Каптерев, Д.Б. Эльконин).

Хотя игра глубоко укоренилась в культурных традициях народа, она также развивается вместе с обществом, и история показала, что она обусловлена экономическими и политическими системами. Однако в  настоящее время в  игре современных дошкольников произошли значительные перемены. Исследователи отмечают, что дети в детских садах стали меньше и хуже играть, особенно сократились сюжетно-ролевые игры. Многим дошкольникам не знакомы традиционные детские игр. Работники дошкольных учреждений основной причиной обычно называют недостаток времени на игру. В большинстве современных детских садов режим дня перегружен различными занятиями, на свободные игры дошкольникам отводится мало времени. Однако и в это время игра детей, по наблюдениям педагогов, не является содержательной и спокойной - дошкольники возятся, дерутся, толкаются - поэтому воспитатели стремятся заполнить свободное время детей спокойными занятиями.

В современных дошкольных учреждениях констатируют, что дошкольники не умеют и не хотят играть [4, с.17]. Эта же тема нередко затрагивается на научных конференциях, которые активно собираются в последние годы по всему миру. Подтверждением угасания игры среди детей служит объявление ООН 1 февраля 2013 г. о принятии Общего Комментария к статье 31 Декларации о правах ребенка, провозглашающей право на игру. Инициатором принятия Комментария стала Международная ассоциация игры (IPA – International Play Association).

Действительно, игра не возникает сама собой, игра переходит от одного поколения детей другому - от старших к младшим. Но в наши дни эта связь детских поколений прервана. Дети растут среди взрослых, которым, в отличие от сверстников, некогда играть, а многие и не умеют этого делать или не считают важным. В результате, некоторые исследователи отмечают, что «игра в настоящее время умирает» [1, с. 3] уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней уходит и само детство.

Низкий уровень игровой деятельности у современных дошкольников, слабо развитая коммуникация дошкольников отрицательно действует на личность дошкольника, негативно сказываясь на взрослении. Поэтому многообразие игр и игровых упражнений, арттерапевтические методы, в том числе рисование и лепка на свободную и заданную тему, сочинение сказок и историй, элементы музыкотерапии и движение под музыку, библиотерапия с последующей драматизацией сказок и историй, метод систематической десенсибилизации, а также приемы, способствующие развитию умения принимать групповые решения в игре так важны для современного дошкольника [6]. Направленные сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации известных сказок и историй с любимыми персонажами, разыгрывание условных ситуаций, а также подвижные игры, групповые рисунки, коллективное сочинение сказок и историй, способствуют формированию у дошкольников адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях, способности к произвольной регуляции своей деятельности, коммуникативной компетентности, расширению и обогащению позитивного опыта совместной деятельности и взаимоотношения со сверстниками, способности у дошкольников к осознанию себя и своих возможностей, расширению у дошкольников сферы осознания чувств и переживаний, формированию предпосылок регуляции эмоциональных состояний.

Литература

  1. Захаров А. И. - Игра как способ преодоления неврозов у детей Издательство: Каро. 2006 г. https://psychojournal.ru/books/1431-zaharov-a-i-igra-kak-sposob-preodoleniya-nevrozov-u-detey.html
  2. Зеленцова-Пешкова Н.В. Игротерапия для дошкольников. – Ростов н/Д: Феникс, 2014г., 156с.
  3. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры / А.Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения: В 2-х т. - М.: Мысль, 1983. - Т.1. - С. 303-323.
  4. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников //Вопросы психологии. — 2013. — № 2 — С. 15—23
  5. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 1- ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во Эксмо-Пресс, 2000. - 304 с.
  6. Хухлаева О. Практические материалы для работы с детьми 3–9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. Генезис - Москва, 2011. - 176 c.
  7. Эльконин Д.Б. "Психология игры 2-е изд. М.: Владос 1999. - 360с

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающий маршрут "Развитие интеллекта дошкольника"

Коррекционно-развивающий маршрут "Развитие интеллекта дошкольника"...

Индивидуальная комплексная коррекционно- развивающая программа обучения и воспитания

Целью коррекционно-педагогической работы  является формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка с ограниченными. В процессе коррекционного обучения и воспитания...

ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ «ИГРАЙТЕ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ!»

Игра-ведущий вид деятельности дошкольника, но родители невсегда осознают её значимость в развитии ребенка. Развеить все сомнения поможет данный материал, подготовленный учителем-дефектологом для забот...

"СВОЯ ИГРА" - авторская коррекционно - развивающая игра

laquo;Своя игра»  –  это  сборка  дидактических игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов у детей (мышления, внимания, восприятия, памяти, во...

Коррекционно-развивающее занятие для старших дошкольников «Куколка «Утешница» и игры с ней» (куклотерапия. игротерапия)

Родители всегда спешат, часто грубят, торопят и торопятся, а дети грустят. Им очень нужен такой друг из глубины веков, особенно на пороге школы или детского сада ( для облегчения адптации). Раньше баб...

Игровая коррекционно-развивающая технология обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ «Волшебный коврограф"

А Вы применяете инновационные технологии в своей работе? Я иду в ногу со временем и активно использую как традиционные, так и инновационные методики и технологии в коррекционной работе с детьми в свое...