Для воспитателей. Памятка "Современные педагогические технологии в ДОУ"
консультация

Хорошева Галина Викторовна

      В данной статье рассмотрены виды современных педагогических технологий, которые направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_v_dou.docx50.22 КБ

Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии в ДОУ

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии проектной деятельности
  • технология исследовательской деятельности
  •  информационно-коммуникационные технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • технология портфолио дошкольника и воспитателя
  • игровая технология
  • технология «ТРИЗ»
  • технология интегрированного обучения
  • технологии предметно – развивающей среды

1. Здоровьесберегающие  технологии

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит: от типа дошкольного учреждения, от продолжительности пребывания в нем детей, от программы, по которой работают педагоги,  конкретных условий ДОУ, профессиональной компетентности педагога, показателей здоровья детей.

Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий: 

Все здоровье сберегающие технологии можно разделить на 4 группы:

Технологии сохранения

    и стимулирования здоровья. 

  • динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.)
  • подвижные и спортивные игры
  • контрастная дорожка, тренажеры
  • стретчинг
  • ритмопластика
  • релаксация

Технологии обучения здоровому  

     образу жизни. 

  • утренняя гимнастика
  • физкультурные занятия
  • бассейн
  • точечный массаж (самомассаж)
  • спортивные развлечения, праздники
  • дни здоровья
  • СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра)
  • игротренинги и игротерапия
  • занятия из серии «Здоровье»

Технологии музыкального

     воздействия

  • музыкотерапия

Технологии коррекции

                поведения

  • сказкотерапия
  • технология воздействия цветом
  • психогимнастика

2. Технологии проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Классификация учебных проектов:

  • «игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);
  • «экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
  •  «повествовательные»,  при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах;
  •  «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.

Типы проектов:

1. по доминирующему методу: 

  • исследовательские,
  • информационные,
  • творческие,
  • игровые,
  • приключенческие,
  • практико-ориентированные.

2. по характеру содержания: 

  • включают ребенка и его семью,
  • ребенка и природу,
  • ребенка и рукотворный мир,
  • ребенка, общество и его культурные ценности.

3. по характеру участия ребенка в проекте: 

  • заказчик,
  • эксперт,
  • исполнитель,
  • участник от зарождения идеи до получения результата.

4. по характеру контактов: 

  • осуществляется внутри одной возрастной группы,
  • в контакте с другой возрастной группой,
  • внутри ДОУ,
  • в контакте с семьей,
  • учреждениями культуры,
  • общественными организациями (открытый проект).

5. по количеству участников: 

  • индивидуальный,
  • парный,
  • групповой,
  • фронтальный.

6. по продолжительности: 

  • краткосрочный,
  • средней продолжительности,
  • долгосрочный.

3. Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Все темы детских исследований могут быть объединены в три основные группы: 

  1. фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;
  2. эмпирические – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
  3. теоретические – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках.

Необходимо соблюдать правила выбора темы:

  • быть интересной ребенку;
  • быть доступной для изучения;
  • должна принести реальную пользу участникам исследования;
  • быть оригинальной;
  • в ней необходим элемент неожиданности, необычности;
  • чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Методы и приемы организации исследовательской деятельности:

  • эвристические беседы;
  • постановка и решение вопросов проблемного характера;
  • наблюдения;
  • моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
  • опыты (экспериментирование);
  • фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
  • «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
  • подражание голосам и звукам природы;
  • использование художественного слова;
  • дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
  • трудовые поручения, действия.

Содержание познавательно-исследовательской деятельности

1. Опыты (экспериментирование)

  • Состояние и превращение вещества.
  • Движение   воздуха, воды. 
  • Свойства почвы и минералов.
  • Условия жизни растений.

3. Путешествие по карте

  • Стороны света.
  •  Рельефы местности.
  • Природные    ландшафты и их обитатели. 
  • Части света, их природные и культурные «метки» - символы.

2. Коллекционирование  

    (классификационная работа) 

  • Виды растений.
  • Виды животных.
  • Виды строительных сооружений.
  • Виды транспорта.
  • Виды профессий.

4. Путешествие по «реке времени»

  • Прошлое и настоящее

 человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).

  • История    жилища и благоустройства.

Детское экспериментирование включает следующие этапы:

  • мотивация;
  • выявление проблемы,
  • выдвижение гипотезы (предположения) о способах решения проблемы;
  • постановка цели (при необходимости - задач);
  • разработка плана проведения эксперимента;
  • поиск ресурсов для реализации намеченного плана;
  • реализация плана эксперимента;
  • оформление результатов;
  • формулировка выводов;
  • рефлексия.

Понятно, что присутствие всех (отсутствие некоторых) этапов в процессе экспериментирования, а также роль взрослого и степень самостоятельности детей зависит от их возрастных и индивидуальных особенностей.

4.  Информационно-коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный  ребенок,  коренным образом отличается от мира,   в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию, как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками  задачи:

  • идти в ногу со временем,
  • стать для ребенка проводником  в мир новых технологий,
  • наставником в выборе  компьютерных программ,  
  • сформировать основы информационной культуры его личности,
  • повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.        

Решение этих задач  не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

 Требования к компьютерным программам ДОУ:

  • Исследовательский характер
  • Легкость для самостоятельных занятий детей
  • Развитие широкого спектра навыков и представлений
  • Возрастное соответствие
  • Занимательность.

Классификация программ:

  • Развитие воображения, мышления, памяти
  • Говорящие словари иностранных языков
  • Простейшие графические редакторы
  • Игры-путешествия
  • Обучение чтению, математике
  • Использование мультимедийных презентаций

 Преимущества компьютера:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • обладает стимулом познавательной активности детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
  • позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий:

  • Недостаточная методическая подготовленность педагога
  • Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях
  • Бесплановость, случайность применения ИКТ
  • Перегруженность занятия демонстрацией.

 ИКТ в работе современного педагога:

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со   сценариями праздников и других мероприятий.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

5. Личностно - ориентированная технология

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Цель личностно-ориентированной технологии - «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции,
самозащиты, самовоспитания и другие необходимые для становления самобытного личностного образа»

Формы организации деятельности личностно-ориентированной технологии:

  • Игры, занятия, спортивные досуги
  • Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность
  • Упражнения, игры, гимнастика, массаж
  • Тренинги, этюды, образно-ролевые игры

Какие же существуют личностно-ориентированные технологии?

  • Исследовательская - основной особенностью является
    самостоятельное исследование материала. «Открытие через
    познание». Требуется большое количество раздаточного и
    наглядного материала, из которого воспитуемые будут узнавать
    наиболее важную информацию.
  •  Коммуникативная - особенностью этой технологии является
    наличие дискуссий, характеризующихся различными точками
    зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за
    счет обсуждения истинной точки зрения.
  • Деятельная -  характерной чертой является способность ребенка проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом.
  • Рефлексивная -  особенностью является осознание ребенком деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал он при этом.

Суть личностно-ориентированной модели:

Личностно-ориентированная технология (ЛОТ) образования основана на гуманистических принципах, подчеркивающих право ребенка на собственный путь развития.

Так называемые три «П»:

  • «Понять» – увидеть ребенка «изнутри», посмотреть на мир его
    глазами, увидеть побудительные мотивы его поведения.
  •  «Признать» – позитивное отношение к индивидуальности
    ребенка, независимо от того радует ли он вас в данный момент
    или нет. Признать его индивидуальность.
  • «Принять» - всегда учитывать право ребенка на решение тех
    или иных проблем.

 Приемы личностно-ориентированного взаимодействия:

  • прием «Расклад» - воспитатель должен знать положительные и отрицательные качества ребенка, но ставку делать только на

развитие положительных;

  •  прием «Научи меня, пожалуйста» - может использоваться для реализации такой формы сотрудничества, как наставничество: ребенок учит взрослого делать то, что сам уже умеет
    делать. Взрослый прилежно учится, если ребенок согласился стать его наставником;
  • прием «Помоги» - потребность в своей значимости ребенок может реализовать, помогая игрушкам решать их проблемы;
  • прием «Заражение» - передача эмоционального состояния от одного индивида к другому;
  • прием «Все вместе» построен на желании ребенка
    чувствовать свою необходимость и значимость в
    коллективной работе;
  • прием «Отвлечение», направленный на отвлечение ребенка от горестных переживаний игрой, наблюдением за чем-либо и др.
  • прием «Гордость» основан на желании ребенка чувствовать
    себя умеющим, компетентным;
  • прием «Утренние сборы» по постановке целей на предстоящий
    день;
  • прием «День прошел» - мысленное возвращение к прошедшему дню и рассказывание обо всем хорошем, что за него случилось у каждого ребенка;
  • прием «Эмоциональное обволакивание» - общение с ребенком
    ласковым, добрым тоном, подчеркивание положительных
    результатов работы, помощь в выполнении поручений и т.д

6.Технология портфолио дошкольника

Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Существует ряд функций портфолио:

  • диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени),
  •  содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ),
  •  рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.

 Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией.  Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов  заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.  

Отличительные особенности «Портфолио дошкольника» заключается в том, что, в виду возрастных особенностей, при его составлении дошкольнику требуется постоянная помощь взрослых.

1. Портфолио дошкольника – это его любимая книга, которую он сам создавал вместе с родителями или воспитателями. В ней он выразил свои интересы, желания, мечты.

2. При этом портфолио дошкольника может нести оценочную функцию – «портфолио как инструмент комплексной диагностики» (Л.И. Адаменко), но в этом случае основная роль в определении его структуры и содержания принадлежит педагогу. По мнению специалистов-психологов, оценочно-диагностический портфолио является непременной частью индивидуальной образовательной траекторией развития ребенка.

3. Для ребенка дошкольного возраста особое значение имеет оформление портфолио. Портфолио должен привлекать, заинтересовывать. Вместе с тем страницы должны быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, было понятно. Этому способствуют рисунки, символы, эмблемы, фотографии картинки.

Преимуществом технологии «Портфолио» в ДОУ является то, что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, педагогов и родителей, коллег, представляя собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы. Это форма непрерывной оценки, способ совершенствования образовательного процесса. Чаще всего портфолио представляет собой папку с файлами, что позволяет легко вносить изменения, пополнять ее новыми материалами.

Портфолио может иметь несколько видов, на выбор родителей и воспитателей:

  • Электронное портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.
  • Портфолио-раскраска. Это привлекательный вид портфолио для ребёнка, поскольку в ней он сам может раскрашивать странички и наклеивать готовые изображения. Титульный лист рубрики ребёнок может изобразить самостоятельно, раскрасить этот рисунок, но запись рассказа должен сделать взрослый.
  • Портфолио традиционное, в виде папки.

7. Игровая технология

 В свете ФГОС ДО личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Использование игровых технологий способствует развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса. 

Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Задачи игровой технологии:

  1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в условии знаний и умений за счёт собственной активности ребенка.
  2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышение ее результативности.
  3. Сделать воспитательный процесс управляемым.

Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:

  • По виду деятельности — двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.;
  • По характеру педагогического процесса — обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
  • По характеру игровой методики — игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а другая устанавливается в зависимости от её хода.
  • По содержанию — музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.
  • По игровому оборудованию — настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.

Главный компонент игровой технологии — непосредственное и систематическое общение педагога и детей.

 

Использование игровых технологий:

  • активизирует воспитанников;
  • повышает познавательный интерес;
  • вызывает эмоциональный подъём;
  • способствует развитию творчества;
  • максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;
  • позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.

Этапы игровых технологий.

1  этап. Разработка игры   -   описание игры, подготовка материального обеспечения.

2  этап. Знакомство с игрой -   постановка дидактических целей, распределение ролей.

3  этап. Работа над заданием -   образовательная деятельность подчиняется правилам игры.

4  этап. Анализ и обобщение.

8. Технология «ТРИЗ»

Технология решения изобретательских задач 

Главная цель, которую ставят перед собой ТРИЗ - педагоги это: - формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз - творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.

Основным средством работы с детьми является педагогический поискПедагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.

9. Технология интегрированного обучения

Интегрированное занятие отличается от традиционного использованием межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов.

Интегрирование - соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При  этом  решается несколько задач развития.  В форме интегрированных занятий лучше проводить  обобщающие занятия, презентации тем, итоговые занятия.

 Примерная структура:

  • вводная часть: создаётся проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску её решения (н-р, что произойдёт, если на планете не будет воды?);
  • основная часть: новые задания на основе содержания различных областей с опорой на наглядность; обогащение и активизация словаря;
  • заключительная часть: детям предлагается любая практическая работа (дидактическая игра, рисование).

Каждое занятие ведёт 2 или более педагогов. Методика подготовки и проведение:

  • выбор областей        
  • учёт программных требований;
  • базовое направление;
  • выявить основной принцип  построения системы занятия;
  • продумать развивающие  задачи;
  • использовать  разнообразные виды деятельности;
  • учитывать особенности формирования развития различных видов мышления;
  • использование большего количества атрибутов и наглядного материала;
  • использовать методы и приёмы продуктивного характера;
  • учитывать личностно-ориентированный подход;

 Более целесообразная интеграция областей «Познание и физическая культура»;  «Познание: математика и художественное творчество»;  «Музыка и познание», «Художественное творчество и музыка»; «Коммуникация и худ. творчество»

10.Технологии создания предметно-развивающей среды

Среда, в которой находится ребёнок, во многом определяет темпы и характер его развития и поэтому рассматривается многими педагогами и психологами как фактор развития личности

Задача педагогических работников в детском саду состоит в умении моделировать социокультурную, пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявить, развивать способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Моделирование предметной среды создает условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей.

Построение предметно-развивающей среды - это внешние условия педагогического процесса, позволяющее организовать самостоятельную деятельность ребенка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого.

Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Заключение: Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

Всем творческих успехов!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Инновационные педагогические технологии в поликультурном образовании как условие повышения качества образования»

Консультация для воспитателей «Инновационные педагогические технологии в поликультурном образовании как условие повышения качества образования»...

Консультация для воспитателей "Современные педагогические технологии как условия реализации ФГОС".

Консультация для воспитателей ЧОУ "Начальная школа Православный детский сад "Cвято-Никольский" города Михайловска.Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать м...

Консультация для воспитателей «Новые педагогические технологии по обогащению музыкально-слухового опыта воспитанников»

Данная технология является результатом многолетних поисков и исследований, направленных на выявление эффективных путей приобщения детей к музыкальному искусству. Размышления и эксперименты ставили цел...

Консультация для воспитателей современная педагогическая технология " Путешествие во времени"

Современная технология "Путешествие по реке времени", направлена на упорядочение временных отношений....

Консультация для воспитателей. «Современная педагогическая технология – интегративное обучение детей дошкольного возраста».

Данная консультация поможет педагогам разобраться, что такое интегративное обучение детей дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО».

laquo;… Весь процесс воспитания ребенка мырассматриваем как обучение тому, в какие игрыследует играть и как в них играть.»Эрик Берн...

Доклад для воспитателей: «Современные педагогические технологии сотрудничества, как средства реализации в ФГОС ДО».

Доклад:«Современные педагогические технологии сотрудничества, как средства реализации в ФГОС ДО»....