"Вспомним лета тепло!" -Опыт психолого-педагогического сопровождения при подготовке детей к школьному обучению в летний период.
статья (подготовительная группа)

Старостина Ирина Владимировна

Лето- это удивительная пора и для взрослых и для детей.Именно в этот период ребята проводят много времени на свежем воздухе и очень важно организовать их жизнь так, чтобы каждый день им приносил что-то новое, был наполнен интересным содержанием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Вспомним лета тепло23.92 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ дс №4

Адмиралтейского района

Санкт- Петербурга

Подготовила:

педагог-психолог

Старостина И.В.

Опыт психолого-педагогического сопровождения при подготовке детей к школьному обучению в летний период.

 Готовность к обучению в школе- это целый комплекс физических, духовных, социально-коммуникативных и эмоционально-волевых показателей развития ребенка, который он усваивает в дошкольном возрасте. Для того, чтобы этот процесс проходил гармонично, то есть педагогически верно, в детских садах проводятся занятия по подготовке к школе.

Миссия детского сада при подготовке ребенка к дальнейшему обучению в школе заключается в:

  • полноценном, соответствующем возрасту физическим, умственном, нравственном и эстетическом развитии;
  • осуществлении специальной подготовки к последующему усвоению предметов школьного курса.

Задачами подготовки ребят к школе являются:

  • Развитие любознательности, интереса к занятиям и способам их получения ( дети учатся искать нужную информацию в справочных пособиях, окружающих их предметах и явлениях,)
  • Развитие внимания (произвольного и непроизвольного)
  • Вырабатывание  представлений о занятиях как форме организованной деятельности, предполагающей внимание к словам и действиям педагога, а также  обязательное выполнение данных им заданий
  • Формирование навыков организованного поведения в процессе непосредственной образовательной деятельности, игр (эти навыки приучают ребенка быть ответственным за свой выбор, например когда ребенок выбирает себе роль в игре- развивает  умение работать в коллективе)
  • Развитие важных личностных качеств — ответственности, настойчивости, старательности, что проявляется в желании ребенка получить знания, применить их на практике

Воспитание собственного опыта деятельности, а также осознание себя частью  коллектива и усвоение приёмов активного воздействия на товарищей ( например дети учатся аргументировано доказывать свою точку зрения другим детям).

Лето—это удивительная пора и для взрослых и для детей. Именно в этот период ребята проводят много времени на свежем воздухе и так важно организовать их жизнь так, чтобы каждый день приносил им что — то новое, был наполнен интересным содержанием. За летний период наши детки в детском саду  получили массу новых, интересных впечатлений.

В планирование по подготовке к школе в летний период мы добавили эфективное игровое упражнение  на сплочение команды. Это упражнение «Карандаши». Суть упражнения состоит в удержании карандашей или авторучек с закрытыми колпачками, зажатыми между ладошками стоящих напротив участников. Сначала ребята выполняют упражнение в парах. Дается задание, не выпуская карандаши, двигать руками вперед-назад, вверх-вниз. После выполнения  парами задание усложняется: дети встают в общий круг и зажимают между ладошками карандаши. И каждый ребенок чувствует себя важной частью большого и сложного механизма. Также усложнялось задание: предагалось поднять руки вверх, опустить вниз. В это время ребята были очень сосредоточены и почти не разговаривали. После этого упражнения я спросила об ощущениях, которые они чувствовали во время выполнения задания. Большинство ребят сказали, что они очень переживали за весь круг, и хотели как можно дольше сохранить его непрерывным.

В летний период нередкость, что одна или две группы в детском саду — разновозрастные. И это большой плюс для педагогов в подготовке к школе будущих первоклассников.  Помимо обогощения новыми знаниями и умениями бесконфликтного общения, воспитания нравственных основ личности ребенка в процессе формирования  представлений о дружбе, здесь можно создать условия поддержки и помощи младшим ребятам, а также мотивировать на передачу опыта и знаний старших ребят малышам. У нас в саду старшие ребята читали книжки младшим, учили их рисовать, вместе делали аппликации, помогали младшим собрать игрушки и выносной инвентарь. Старшие взяли подшефство над младшими в получении новых знаний и умений.

Игровая методика обучения  является основным условием и средством обучения дошкольников. Игра оказывает на  развитие личностной стороны психики ребенка,  изменяется  мотивационно-потребностная сфера. В игре возникает и реализуется важный мотив — желание стать взрослым, стать школьником. Подвижные игры «Запомни и повтори», «Слушай музыку», «Одуванчик» помогут не только в  развитии произвольности, умения действовать по образцу и слушать инструкцию взрослого. В разновозрастной группе старшие дети брали на себя роль наставников для младших и показывали  правильность соблюдения правил той или иной игры.

Еще одним средством формирования готовности к школьному обучению были регулярные игры- занятия в уголке домоводства. И тут будущие первоклассники закрепили свои знания и умения, показав  и рассказав малышам для чего нужны предметы бытовой техники, посуда, кухонная утварь  и другие предметы быта на кухне. Младшие детки с интересом слушали, а потом и пересказывали все, о чем узнали от старших.

В речевой компонент готовности входит определенная степень осознанности речи, становление форм (внешняя-внутренняя, диалогическая- монологическая) и  функций речи (общения, обобщения, планирования, оценивания и так далее). В нашей театральной студии старшие ребята сначала показывали театральные постановки сказок, со временем младшие дети стали не только смотреть сказки, но и некоторые проявили желание поучаствовать в театрализации в роли какого то сказочного героя.

Интерактивное оборудование активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей. Игровые компоненты, включенные в мультимедийные программы, активизируют познавательную активность детей и усиливают эффективность усвоения материалла. В нашем случае будущие первоклассники выступали в роли учителей. Более сложные задания они выполняли с педагогом. Но были задания с колокольчиком, старшие ребята знали, что это более легкое задание, которое нужно обьяснить малышам. Один из старших ребят обьяснял условие задания младшим, выступая в роли учителя. Тем самым обогащая и активизируя свой словарный запас и навыки диалогической речи.

И, конечно, не надо забывать о том, что лето -это период отдыха, игр, развлечений и положительных эмоций, которые запоминаются ребенком на всю жизнь. И даже в дожик нам было не до грусти. Мы придумывали разные  занятия, усраивали праздники, утехи и приятное времяпрепровождение. Ведь лето так быстро проходит, и надо насладиться каждым мгновением, особенно перед таким ответственным мероприятием как обучение в школе. В нашей презентации описаны далеко не все прошедшие мероприятия. Помимо различных досугов с детьми постоянно проводились коллективные подвижные игры, а каждое утро начиналось с прогулки и разминки на свежем воздухе. Спортивные соревнования, познавательные досуги, разнообразные игры и развлечения сделали наше лето ярким и незабываемым.

Подготовка детей к школе — задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. От ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе, адаптации к новым социальным ситуациям развития на протяжении всего жизненного пути.  Опыт по подготовке к школе в летний период именно в разновозрастной группе показал, что  будущие школьники не только стараются получить знания и навыки, но и активно делятся своими умениями с младшими ребятами, а это создает мотивацию в потребности к познанию нового и неизведанного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл занятий по подготовке детей к школьному обучению

В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест.Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное проф...

Влияние психолого-педагогической компетентности родителей на уровень подготовки детей к школьному обучению.

Первый школьный звонок… Как много ожиданий, надежд, волнений связы¬вают дети, родители, воспитатели детского сада с этим словом. Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождени...

Как узнать, готов ли ваш ребенок к школе, какие аспекты нужно проверить и на что обратить внимание? Есть ли время помочь малышу, можно ли успеть подготовить к школьному обучению за летний период? Какие пособия использовать?

В жизни каждого родителя рано или поздно наступает момент, когда нужно снова поступать первый раз в первый класс. И это всегда волнительно. В настоящее время программа начальной школы очень сложная, т...

Психолого-педагогические аспекты сопровождения личностного развития детей

Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка приобретает особую актуальность сегодня, в период радикальных изменений, происходящих в системе российского образования.Психолого-пе...

Рекомендации для родителей по подготовке детей к школьному обучению (теоретические проблемы подготовки детей к школе) .

Обращаясь к проблеме преемственности различных этапов образования, следует заметить, что наиболее остро она стоит в двух ключевых точках в момент поступления детей в школу (при переходе малышей из пре...